КОММЕРСАНТ, 10.01.22
          ПРОЗА О РОССИЙСКОМ ПАСПОРТЕ
          Думские фракции оценили президентский законопроект о гражданстве
 
Ксения Веретенникова,
Анастасия Корня
 
          Представители всех фракций Госдумы в целом одобрили проект новой редакции закона «О гражданстве», который президент внес в нижнюю палату накануне Нового года. Депутаты полагают, что этот законопроект позволит получить российский паспорт в упрощенном порядке многим жителям бывшего СССР. Хотя первый зампред думского комитета по делам СНГ Константин Затулин обратил внимание и на ряд актуальных проблем, которые, по его мнению, новый документ решить пока не позволяет.
          Новый законопроект «О гражданстве РФ» Владимир Путин внес в Госдуму 29 декабря. В документе предлагается изменить критерии получения российского паспорта в упрощенном порядке, а также расширить основания для «прекращения гражданства» в отношении тех, кто получил его не по праву рождения.
          Так, президент предложил сократить требования к 20 категориям соискателей гражданства.
          Например, ст. 16 проекта обещает упрощенный прием в гражданство иностранцам, чьи родственники «по прямой восходящей линии» жили «на территории РСФСР либо территории, относившейся к Российской Империи или СССР, в пределах государственной границы РФ». В то же время в проекте заложен новый барьер для фиктивных браков: без общего ребенка супругу-иностранцу гражданство РФ не дадут. Среди норм, перекочевавших в новый закон из старого,— приобретение гражданства в результате «оптации» (в случае «изменения государственной границы РФ в соответствии с международным договором РФ») и льготное получение паспорта иностранцами, отслужившими не менее пяти лет по контракту в Российской армии (сейчас этот срок составляет три года, но право на гражданство имеют лишь жители стран бывшего СССР).
          Одновременно в законопроекте расширяется перечень оснований для изъятия российского паспорта.
          Напомним, что согласно ст. 6 Конституции «гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства», но к тем, кто получил паспорт РФ не по рождению, может быть применена процедура «прекращения гражданства». По первой версии действующего закона от 2002 года, поводом для этого мог стать установленный судом факт представления кандидатом в россияне подложных документов. Эта норма есть и в новом проекте, но с оговоркой о том, что прекратить гражданство на таком основании нельзя будет по истечении десяти лет с момента получения паспорта (хотя «в исключительных случаях» гражданства можно лишиться «по согласованию с президентом РФ или по его решению»). Сохранены в новой редакции и включенные в закон в 2017 году положения о прекращении гражданства за совершение тяжкого преступления, однако число соответствующих уголовных составов увеличено с 18 до 30. К террористическим преступлениям добавились, в частности, статьи о бандитизме, организации преступного сообщества и массовых беспорядках, распространении наркотиков, госизмене и шпионаже.
          «Закон полезный, нужный, будем принимать»,— сообщил "Ъ" председатель комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников (КПРФ). Он также добавил, что коммунисты будут вносить в проект поправки, но не уточнил, какие именно. Зато одну потенциальную поправку уже изложил в своем Telegram-канале единоросс Александр Хинштейн, высказавшийся за лишение гражданства и тех, кто получил его по праву рождения. «Иной раз слушаешь откровения наших оппозиционеров и думаешь: зачем вам российский паспорт, если вы ненавидите свою страну и свой народ?» — объяснил депутат свою позицию.
          В то же время первый зампред комитета по СНГ Константин Затулин («Единая Россия») высказал "Ъ" несколько претензий к законопроекту. Например, его не устраивает то, что документ не учитывает в полной мере интересы соотечественников, а под нормы об упрощенном получении гражданства не подпадают жители самопровозглашенных республик Донбасса. Кроме того, проект не решает проблему, связанную с тем, что на получение российского гражданства ребенком от смешанного брака, если семья живет за рубежом, требуется согласие родителя-иностранца, добавляет депутат. Это порождает ситуации, когда один родитель добивается для ребенка российского гражданства, а второй родитель—иностранец блокирует этот процесс.
          О поддержке президентского законопроекта еще в конце прошлого года заявил журналистам лидер «Справедливой России — За правду» Сергей Миронов: «Президент очень правильно предложил отказать в упрощенном получении гражданства через фиктивные браки, это станет возможно только для тех супругов, у которых есть общие дети. Кроме того, законопроект позволяет гибко реагировать на гуманитарные кризисы и экстренные ситуации, в этих случаях президент получает дополнительные полномочия». Он также выразил мнение, что новая редакция поможет русскоязычным жителям Прибалтики, Средней Азии и Украины получить гражданство России в упрощенном режиме.
          Лидер ЛДПР Владимир Жириновский в своем Telegram-канале отметил, что документ предъявляет особые моральные требования к кандидатам в россияне, которые должны «органично включиться в систему». «Важно и то, что законопроект исключает вступление в гражданство России по формальным основаниям. Никакой покупки российского паспорта быть не может»,— подчеркнул депутат. Он также выделил нормы о приоритетном праве бывших соотечественников на получение гражданства РФ и об ускорении соответствующей процедуры за счет передачи части полномочий МВД и МИДу. «Это фактически то, что и предлагала ЛДПР на протяжении многих лет,— выдавать паспорта русским прямо в консульствах России, без всяких проволочек»,— резюмировал господин Жириновский.
          «Безусловным плюсом» назвали внесение нового проекта и в партии «Новые люди». «Мы все прекрасно понимаем, что у нас в России происходит с демографической ситуацией. Территория у нас велика, а население мало,— сказал "Ъ" глава партийного комитета по правозащите Александр Хуруджи.— Но очень бы не хотелось, чтобы изначально правильные инициативы президента дискредитировали прозвучавшие вскоре после внесения законопроекта предложения лишать гражданства даже в случае, если оно дано по праву рождения». По мнению господина Хуруджи, процесс получения гражданства следует сделать максимально прозрачным и при этом «минимизировать общение людей с чиновниками, чтобы не было взяток, низовой коррупции».
 
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 09.01.22 20:33
          В РЕГИОНАЛЬНЫХ СТОЛИЦАХ БУДЕТ МЕНЯТЬСЯ ВЛАСТЬ
          Губернаторы приступили к исполнению новых и даже еще ненаписанных законов
 
Иван Родин
 
          После выхода страны из праздников в ряде административных центров субъектов РФ сменятся руководители, отставки которых произошли под самый конец года. В эти последние дни была заметна концентрация новостей вокруг региональных столиц. Судя по всему, губернаторы спешат с реализацией законов о единой системе публичной власти. Часть из них уже принята, часть – на рассмотрении Госдумы. Некоторые же еще только готовятся, например, как раз нормы об особом порядке управления столичными городами.
          Еще 10 дней Госдума будет принимать предложения и замечания по проекту закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Такой документ в очередной раз внесен от имени сенатора Андрея Клишаса и депутата Госдумы Павла Крашенинникова, что по традиции сигнализирует о пристальном внимании к теме местного самоуправления (МСУ) со стороны Кремля.
          Это неудивительно, поскольку предстоящее заглубление общероссийской вертикали власти до самой земли является продолжением уже вступившего в силу закона о превращении регионов из субъектов Федерации в объекты воздействия федерального Центра. Считается, что в качестве компенсации губернаторам передается вся полнота воздействия на муниципалитеты. Однако на самом деле это не так: данный уровень реализации народом своего права на формирование власти вообще отменяется. Главам регионов просто будет нечем руководить, кроме управлений своего аппарата, которые и станут заниматься делами и проблемами МСУ.
          Напомним, что первое чтение нового законодательного опуса Клишаса и Крашенинникова уже намечено на 26 января. Первые отзывы из регионов уже поступили, но официально в базе Госдумы значится лишь один – от Республики Татарстан. Бумага эта выглядит интересной: в ней только и написано, что данный субъект РФ «концептуально поддерживает» положения законопроекта. При этом стоит заметить, что и в этом документе опять делается отсылка на некий дополнительный закон, которым будут определены особенности организации публичной власти в региональных столицах. Такое указание появилось еще в базовом законопроекте о единой системе управления страной, но оно продолжает оставаться без расшифровки.
          Однако губернаторам, судя по всему, уже рекомендовано сверху готовиться к тому, что административные центры их территорий будут переданы им в полное распоряжение с учетом интересов Кремля – прежде всего по контролю над финансовыми потоками и электоральными ресурсами. Поэтому-то главы регионов в последние предновогодние дни занялись своими столицами. Например, в Крыму и Башкирии отправлены в отставку мэры Симферополя и Уфы. Подлинные причины не называются, звучат лишь комментарии такого типа – дескать, мэр самокритично отнесся к результатам проделанной им работы.
          В Тверской области губернатор Игорь Руденя неожиданно решил встретиться с главой Твери Алексеем Огоньковым прямо 28 декабря. Целью встречи, конечно, было обсуждение хода дел по обустройству велодорожек, которые станут частью самого длинного прогулочного маршрута – 1059 км то ли в РФ, а может быть, в Европе или во всем мире. Кстати, странностями необходимо, видимо, и объяснить решение властей Республики Коми внезапно снять с рассмотрения на полпути региональный закон о столичном статусе Сыктывкара, который они сами же и предложили принять депутатам.
 
ГАЗЕТА.RU, 09.01.22 13:47
          КОНКУРЕНТ ИЗ ФРАНЦУЗСКОГО «ПОДМОСКОВЬЯ»: УДЕРЖИТ ЛИ МАКРОН ВЛАСТЬ В 2022 ГОДУ
          Почему Макрон медлит с выдвижением в президенты
 
Валентин Логинов,
Алексей Поплавский
 
          Президентские выборы во Франции пройдут уже в апреле 2022 года, но Эммануэль Макрон не спешит объявить о своем выдвижении, хотя и говорит, что «это решение укрепляется» в нем. Почему Макрон медлит, кто составит конкуренцию Ле Пен и у кого наиболее высокие шансы стать следующим президентом Франции — в материале «Газеты.Ru».
          В первую неделю 2022 года действующий президент Франции Эммануэль Макрон выразил желание принять участие в выборах главы республики весной 2022 года. На соответствующий вопрос журналиста Le Parisien он ответил утвердительно.
          «Это решение укрепляется у меня внутри. Я должен быть уверен, что смогу пойти так далеко, как хочу», — цитирует РИА «Новости» слова французского лидера.
          Президентские выборы во Франции намечены на апрель, однако до сих пор Макрон сохраняет интригу — он все еще не выдвинул свою кандидатуру, но обещал вернуться к этой теме позже.
          Тот факт, что Макрон планирует баллотироваться на второй срок, у наблюдателей сомнений не вызывает, однако оговорка президента, что он «должен быть уверен», что сможет дойти «так далеко, как хочет», обращает на себя внимание.
          Действительно, за годы пребывания Макрона у власти, ему пришлось столкнуться с рядом серьезных вызовов. Проблема «желтых жилетов», протестная активность которых вспыхнула в конце 2018 года, до сих пор считается неразрешенной. Наплыв мигрантов привел к появлению открытых писем отставных и действующих военных — они опасались чуть ли не начала гражданской войны. А в конце 2021 года появилась информация, что экс-депутат Национального собрания от партии «Демократическое движение» Реми Дайе планировал осуществить государственный переворот, для чего политик, как писала Le Parisien, сформировал «террористическое сообщество» из числа своих сторонников, а сам Дайе якобы даже начал координировать диверсии.
          На этом фоне неудивительно, что Франция столкнулась с ростом антисистемных настроений среди населения, что вовсе не играет на руку Макрону накануне выборов.
          Отчасти это подтверждается январскими опросами OpinionWay. Согласно этим данным, Макрон набирает лишь 26% поддержки избирателей. Вместе с тем стоит отметить, что этот рейтинг — наивысший среди остальных потенциальных претендентов на президентское кресло.
          Так, у Марин Ле Пен («Национальное объединение») и Валери Пекресс («Республиканцы») — по 16%, у крайне правого полемиста и журналиста Эрика Земмура (создал партию «Реконкиста») — 13%. Остальные кандидаты — Жан-Люк Меланшон («Франция непокоренная»), Янник Жадо («Зеленая партия») и Анн Идальго (мэр Парижа, Социалистическая партия) — набирают 9%, 7% и 4% соответственно. Другие политики — меньше 3%.
          Получается, если сложить рейтинги крайне правого фланга (Ле Пен и Земмур), у них получится 29%, а если прибавить к этому результату показатели Пекресс («Республиканцы» традиционно относятся к правому флангу политического спектра Франции), то правые все вместе и вовсе набирают 45%. Но если отбросить «республиканку» (за счет ее «системности»), то полученные 29% и можно отнести к антисистемному электорату.
          Три ключевых претендента «слева» вместе набирают 20%. Именно на эти 20% с небольшим и могли бы рассчитывать левые силы, если бы они смогли преодолеть внутренние разногласия и выставить единого кандидата на пост президента, однако такие социологические выкладки прямо указывают, что главная угроза для Макрона на предстоящих выборах исходит именно справа.
          Почему Макрон не торопится с выдвижением
          Эммануэль Макрон пришел к власти во Франции в 2017 году. Он позиционировал себя как технократа, то есть не относил себя ни к политикам левого толка (хотя в свое время входил в состав Социалистической партии), ни правого. В целом, он ставил перед собой и перед Францией задачу отойти от традиционного деления политики на противостоящие фланги. Для этого он даже создал собственную партию «Вперед, республика!», которая стала для него опорой в парламенте.
          На внутрифранцузском направлении Макрон свои планы не останавливал. В 2017 году он выступил с речью, которая представляла его взгляд на будущее всей Европы. Он подверг критике европейские институты, назвав их медлительными и неэффективными, предложил реформы, направленные на усиление интеграции внутри ЕС в вопросах образования и обороны. Более того, он предложил создать общеевропейские вооруженные силы, выделив под это единый оборонный бюджет ЕС.
          В контексте будущей предвыборной гонки Макрону как раз сыграл на руку политический календарь ЕС: с 1 января 2022 года Франция вступила в полномочия председателя Совета Европейского союза на ближайшие полгода.
          «У Макрона достаточно широкая программа по углублению и расширению европейской интеграции — не только экономической, но и политической, и даже военной.
          В частности, он говорил об автономии, коллективном суверенитете с учетом разочарования в надежности трансатлантических гарантий США», — говорит «Газете.Ru» руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский.
          Именно переход поста председателя Совета ЕС к Франции заставляет Макрона отложить официальное выдвижение своей кандидатуры на выборах, полагает заведующий сектором региональных проблем и конфликтов отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Павел Тимофеев.
          По всей вероятности, за время своего председательства Макрон попытается заработать дополнительные политические очки, которые поддержат его предвыборную кампанию внутри Франции, считает эксперт.
          «Переход поста главы Совета ЕС к Франции для него хороший шанс заявить о себе и привлечь к себе внимание не только в республике, но и в Европе в целом. И, конечно, Макрон хочет это использовать, а уже с марта все придет в движение, и можно выставлять свою кандидатуру», — подчеркнул Тимофеев.
          В целом же, ситуация, складывающаяся в рамках ЕС, вполне может помочь Макрону совершить попытку перехватить лидерство в Европе: после ухода ангелы Меркель с поста канцлера Германии умозрительное место европейского лидера представляется вакантным, а президент Франции и ранее демонстрировал стремление к первенству в Евросоюзе.
          Кто может составить конкуренцию Макрону
          Фактически предвыборные расклады во Франции на текущий момент можно представить следующим образом:
          — Кандидаты правого толка: Валери Пекресс («Республиканцы»), Марин Ле Пен («Национальное объединение» и Эрик Земмур («Реконкиста»);
          — Кандидаты левого толка: Жан-Люк Меланшон («Франция непокоренная»), Янник Жадо («Зеленая партия») и Анн Идальго (Социалистическая партия).
          При этом наиболее умеренными кандидатами для Франции являются традиционные партии — «Республиканцы» и социалисты. Остальные кандидаты представляют интересы радикально настроенных избирателей. Макрону, чтобы удержать кресло, предстоит лавировать между всеми (на чем он, собственно, выстраивал свою прошлую кампанию).
          Проблема в том, что изначально либерально-глобалистская платформа, на которой строил свои обещания Макрон, воспринималась позитивно населением, что позволило ему привлечь на свою сторону как сторонников правых, так и левых взглядов, но ситуация изменилась.
          Уже в ноябре 2017 года (то есть в первый же год правления Макрона) участники акции «Марш на Елисейский дворец» учинили погромы в одном из округов Парижа и выкрикивали лозунги «Макрон — президент богатых!»
          «За четыре года Макрон принял немало решений, которые в основном отвечали праволиберальном установкам и позитивно воспринимались бизнесом», — отмечает Юрий Рубинский.
          Такая диспозиция вполне логично отталкивает от французского лидера левую часть электората. Тем не менее, продолжает эксперт, он все равно стремится доказать, что не отошел от своего первоначального курса на гармонизацию диалога правых и левых.
          Но даже не это несет реальную угрозу Макрону (напомним, левый электорат во Франции в настоящее время расколот и в сумме составляет около 20%).
          Главная задача президента в текущих условиях — справиться с кандидатами от правых сил. И самым серьезным соперником для него сейчас становится именно республиканка Валери Пекресс.
          «Ее можно назвать совершенно новым вариантом для выборов. Она дважды была министром, у нее большой послужной список, ее программа, по сути, несильно отличается от предложений Макрона. Пекресс можно назвать сильным соперником, и, если она пройдет во второй тур, вполне может и победить», — считает Рубинский.
          Шансы пройти во второй тур есть и у Ле Пен, продолжает эксперт, и тогда повторится расклад второго тура прошлых президентских выборов во Франции. Есть, с точки зрения Рубинского, вероятность прохождения во второй тур и у Земмура, однако «шансов на президентство у этого карикатурного персонажа точно нет».
          В пользу Пекресс играет и тот факт, что она обладает достаточно серьезным политическим опытом, говорит Павел Тимофеев из ИМЭМО РАН.
          «Она уже много лет возглавляет региональный совет Иль-де-Франса, что можно сравнить с постом губернатора Подмосковья. То есть достаточно серьезный человек во всей властной структуре Франции.
          По опросам Пекресс имеет наиболее серьезные шансы затруднить путь Макрона во втором туре, а при некоторых условиях может и победить его», — считает он.