ИЗВЕСТИЯ, 12.10.22 23:15
          Путин и Володин обсудили итоги работы Госдумы восьмого созыва
 
          Президент России Владимир Путин во время рабочей встречи со спикером нижней палаты парламента Вячеславом Володиным обсудил итоги работы Госдумы восьмого созыва. Об этом в среду, 12 октября, сообщил официальный представитель Кремля Дмитрий Песков.
          «Володин информировал главу государства об основных итогах работы нижней палаты парламента. Особо акцентировалась в разговоре передача замечаний граждан, которые те транслировали своим депутатам по теме проведения частичной мобилизации», — сказал он.
          Среди последних инициатив членов Госдумы — сокращение рабочей недели жен мобилизованных, у которых есть как минимум один ребенок, с 40 до 35 часов с сохранением зарплаты в полном объеме. О том, что соответствующий законопроект подготовили во фракции ЛДПР и планируют внести в нижнюю палату на следующей неделе, сообщалось ранее, 7 октября.
          Кроме того, накануне депутат Государственной думы Олег Морозов выступил с предложением отбирать брошенные автомобили покинувших страну россиян. Он отметил, что, по его мнению, необходимо вносить изменения в закон, позволяющие принимать решения о передаче в государственную собственность транспортных средств, не востребованных в течение определенного периода после пересечения владельцем границы. Как отметил Песков, пока обсуждения по поводу данного предложения не было, а мнения различаются.
          Выборы восьмого созыва Госдумы состоялись 17–19 сентября 2021 года. Всего было избрано 11 заместителей председателя Государственной думы Володина. полномочия Госдумы восьмого созыва, согласно Конституции РФ, продлятся до сентября 2026 года. При этом Дума может досрочно быть распущена президентом России. Первое заседание созыва прошло ровно год назад.
 
КОММЕРСАНТ, 12.10.22 22:52
          ДЕПУТАТЫ СМОТРЯТ НА ДЕФИЦИТ С ОПТИМИЗМОМ
          Думские комитеты продолжают отзываться на проект бюджета
 
Ксения Веретенникова,
Мария Макутина
 
          Уже более половины из 32 комитетов Госдумы дали в целом положительные отзывы на проект бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Все они в своих заключениях с пониманием констатируют, что основной финансовый документ сверстан в трудное время, в условиях санкционного давления и падения доходов. Наибольшую поддержку проект бюджета вызвал у тех комитетов, по чьим направлениям расходы увеличатся,— как, например, у комитетов по обороне и по молодежной политике.
          Число думских комитетов, обсудивших проект основного финансового документа и давших на него свои отзывы, достигло 17. Восемь из них высказались в поддержку бюджета еще на прошлой неделе, а за последние три дня в думской базе появилось еще девять заключений. При этом еще несколько комитетов провели заседания по проекту бюджета 12 октября, но их отзывы в базе пока отсутствуют.
          В своих заключениях комитеты напоминают, что бюджет составлен с дефицитом «на фоне замедления роста мировой экономики, продолжающегося санкционного давления со стороны отдельных иностранных государств, нарушения производственно-логистических цепочек ряда отраслей российской экономики, традиционно ориентирующихся на экспорт, а также сохранения макроэкономических рисков». Но некоторые комитеты с удовлетворением отмечают, что в подведомственных им сферах и отраслях финансирование даже в этих условиях выросло.
          Так, комитет по обороне подчеркнул, что выделяемые на ближайшие годы объемы бюджетных ассигнований «позволят обеспечить реализацию основных стратегических целей для развития Вооруженных сил РФ». Доля затрат на «национальную оборону» в общем объеме расходов федерального бюджета (в 2022 году, согласно действующему закону, она составит 16,9%) в 2023 году вырастет до 17,1%, а в 2024-м и 2025-м уменьшится соответственно до 16,2% и 15,1%. В абсолютных цифрах эти расходы составят почти 5 трлн руб. в 2023 году, 4,6 трлн в 2024 году и 4,2 трлн в 2025-м. По сравнению с ранее утвержденными планами затраты в 2023 году увеличатся на 1,5 трлн руб. При этом расходы непосредственно на «вооруженные силы РФ» сократятся и составят 2,5 трлн руб. в 2023-м против 3,6 трлн руб. в этом году.
          Расходы на «мобилизационную и вневойсковую подготовку» (в открытой части бюджета) предусмотрены в 2023 году в сумме почти 18 млрд руб., в 2024 году — 18,5 млрд и в 2025-м — 17,87 млрд.
          На 2022 год по этой статье было выделено 17,1 млрд руб. Самое заметное увеличение средств заложено на «другие вопросы в области национальной обороны»: в следующем году на это будет выделено почти 2 трлн руб. против 487 млрд в 2022-м. Наконец, вырастут расходы и по разделу «национальная безопасность и правоохранительная деятельность»: в 2023 году они составят 4,41 трлн руб. (против 2,8 трлн руб. в 2022 году), в 2024-м — 4,33 трлн руб., в 2025-м — 4,34 трлн руб.
          Комитет по молодежной политике посчитал важным отметить в своем отзыве «позитивную тенденцию ежегодного роста бюджетного финансирования молодежной политики». В 2022 году на этот раздел было выделено 35,6 млрд руб., а на 2023-й планируется уже 69 млрд.
          В последующие два года затраты на молодежь несколько сократятся: в 2024-м — до 61,5 млрд, а в 2025-м — до 57,9 млрд.
          Ранее речь шла о гораздо меньших суммах: например, в 2019 году на эту статью бюджета было предусмотрено всего 10,2 млрд руб. Члены комитета также приветствуют выделение субсидий общественному движению «Волонтеры победы», Российскому движению школьников, Ассоциации волонтерских центров, «Юнармии» и автономной некоммерческой организации «Россия — страна возможностей» — в том числе на организацию и проведение конкурса управленцев «Лидеры России» и выплату грантов победителям. Кроме того, депутаты позитивно оценивают появление новой программы молодежной политики в субъектах РФ «Регион для молодых» и резервирование 18 млрд руб. на финансирование деятельности недавно созданного Российского движения детей и молодежи.
          Комитет по вопросам семьи тоже нашел повод для оптимизма, констатировав существенный рост расходов на государственную поддержку семьи, материнства и детства в сравнении с затратами в этом году — на 969 млрд руб. (до 2,7 трлн руб. в 2023 году). При этом депутаты считают необходимым учитывать присоединение к России четырех новых субъектов, вследствие чего расходы, по их мнению, должны быть увеличены.
          Комитет по развитию Дальнего Востока и Арктики, поддержав законопроект, указал, в частности, на необходимость увеличить финансирование программы по предоставлению жилья жителям этих регионов.
          Комитет по экологии, в свою очередь, с сожалением отметил, что в бюджете-2023 не предусмотрены расходы на помощь регионам в создании приютов для бездомных животных.
          Комитет по госстроительству и законодательству в своем заключении обращает внимание на рост бюджетных ассигнований на реализацию госпрограммы «Юстиция»: в 2023 году — на 6,7 млрд руб., в 2024 году — на 9,3 млрд, а в 2025 году (по сравнению с параметрами бюджетного прогноза) — на 8,6 млрд. Расходы на эту программу составят в 2023 году 354 млрд руб., в 2024 году — 383,9 млрд руб., в 2025 году — 395 млрд руб. «В целом предлагаемые изменения представляются необходимыми»,— резюмирует комитет.
          А вот комитет по международным делам зафиксировал разнонаправленную динамику расходов по подразделу «Международные отношения»: если в 2023 году их планируется увеличить по сравнению с объемами, утвержденными в прошлогоднем бюджете, до 256 млрд руб., то на последующие два года заложено снижение (по 221 млрд руб. в 2024-м и 2025-м). При этом на госпрограмму «Внешнеполитическая деятельность» ассигнования уменьшатся: в 2023 году на 6 млрд рублей, в 2024-м — на 1,9 млрд, в 2025 году — на 464 млн. В результате в 2023 году на эту программу будет потрачено 123 млрд руб., в 2024-м — 131,6 млрд, в 2025-м — 132,9 млрд. «Сокращение планируется в основном по ведомственным проектам "Оказание помощи республике Южная Осетия", "Обеспечение сотрудничества с республикой Абхазия в целях ее социально-экономического и научно-технического развития", "Оказание гуманитарной помощи иностранным государствам"»,— поясняется в отзыве. В целом же, по мнению комитета, представляемый объем финансирования дает Министерству иностранных дел все необходимые возможности для реализации внешнеполитического курса России.
          Наконец, поддержали проект бюджета комитеты по промышленности и торговле и по культуре. Последний особо отметил в своем заключении, что предложенные параметры основного финансового закона были разработаны правительством в условиях «геополитического давления на Россию».
 
КОММЕРСАНТ, 12.10.22 23:00
          ВСЕ ПОЙДЕТ ПО КАРТЕ
          ЦИК дал старт процессу интеграции новых территорий в российскую избирательную систему
 
Анастасия Корня,
Андрей Винокуров
 
          Центризбирком (ЦИК) в среду провел первое заседание с участием комиссий недавно присоединенных субъектов и анонсировал разработку «дорожных карт» по интеграции новых территорий в российскую избирательную систему. До конца 2022 года там предстоит сформировать избирательные комиссии, а до начала выборной кампании-2023, которая стартует в июне,— определиться с административно-территориальным делением. Легким процесс интеграции не будет, предупреждают эксперты: неопределенность границ и условия текущей спецоперации значительно усложняют и без того не малый объем задач.
          Очередное заседание ЦИК РФ 12 октября впервые прошло с участием четырех недавно присоединенных регионов. Представители новых субъектов подключились к обсуждению в формате видеоконференции вместе в другими регионами. «Я бы хотел поздравить нас всех с приходом в нашу профессиональную команду новых, закаленных, умных и преданных своему делу коллег»,— сказал заместитель председателя ЦИКа Николай Булаев, открывая заседание. Он представил коллегам председателей четырех избиркомов — Галину Катющенко (Херсонская область), Марину Захарову (Запорожская область), Елену Кравченко (ЛНР) и Владимира Высоцкого (ДНР) — и анонсировал обсуждение на ближайшем рабочем заседании вопросов интеграции комиссий новых субъектов в российскую избирательную систему.
          Напомним, референдумы о вхождении ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей в состав РФ прошли 23–27 сентября, и большинство их участников, по официальным данным, высказались за присоединение к России. 30 сентября президент Владимир Путин подписал договоры о принятии новых регионов в состав РФ, а на прошлой неделе были приняты соответствующие федеральные конституционные законы.
          Эти документы предусматривают, что до 1 января 2026 года для новых территорий будет действовать переходный период, но уже в ближайший единый день голосования в сентябре 2023 года там должны пройти выборы в региональные и муниципальные органы власти. Какие именно комиссии должны будут организовывать эти выборы, законы не уточняют — там лишь сказано, что действующие в ДНР и ЛНР парламенты до их переизбрания осенью 2023-го смогут осуществлять собственное правовое регулирование, которое не противоречит общефедеральному, а в Запорожской и Херсонской областях эти функции (с некоторыми ограничениями) временно возложены на врио губернаторов.
          Источник "Ъ", близкий к руководству ЦИКа, говорит, что детали такой интеграции обсуждать пока рано: рабочая группа только приступила к формированию ее «дорожной карты».
          По его словам, избирательные комиссии на новых территориях должны быть образованы до конца 2022 года.
          На самом деле нет необходимости принимать на местах специальные законы для того, чтобы приступить к формированию избирательных комиссий,— это вполне можно сделать на основании федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, разъясняет депутат Госдумы и бывший зампред ЦИКа Леонид Ивлев. Именно так все происходило в Крыму, где сроки подготовки к кампании были еще более сжатыми, вспоминает он: в марте 2014 года Крым и Севастополь стали новыми субъектами РФ, а уже в сентябре там должны были пройти первые выборы по российскому законодательству. Господин Ивлев напоминает, что по закону о гарантиях половину членов избирательной комиссии субъекта назначает глава региона и половину — законодательный орган. В ДНР и ЛНР, где назначены врио глав субъектов и продлены полномочия парламентов, проблем с этим не предвидится, а вот ситуация с Запорожской и Херсонской областями несколько другая: там тоже есть врио губернаторов, но отсутствуют законодательные органы. Поэтому не исключено, что формирование избиркомов придется взять на себя Центризбиркому, допускает Леонид Ивлев. У ЦИКа есть такие полномочия (согласно п. 7 ст. 22 закона о гарантиях, ЦИК вправе назначить всех или часть членов регионального избиркома, если уполномоченный на то орган госвласти в субъекте отсутствует или не произвел это назначение в установленный срок), и прецеденты уже были: например, в 2007 году Центризбирком сам назначил 14 членов избиркома Ставропольского края.
          Впрочем, собеседник "Ъ" в ЦИКе считает более вероятным вариант, при котором половину членов избиркомов Запорожской и Херсонской областей назначат врио губернаторов, а другую половину — ЦИК России.
          Кроме того, отмечает господин Ивлев, на новых территориях пока отсутствуют официально зарегистрированные региональные отделения политических партий, а это значит, что предлагать кандидатов в состав вновь создаваемых избиркомов должны будут центральные партийные органы.
          Параллельно должна создаваться законодательная база будущих выборов, наиболее трудоемкой частью которой обещают стать законы об административно-территориальных образованиях: субъекты должны утвердить перечень муниципальных образований и их границы, и совсем не факт, что они будут совпадать с ранее сложившимися, добавляет Леонид Ивлев. Кроме того, по его словам, предстоит подобрать и отремонтировать помещения для избирательных комиссий и в первую очередь для территориальных избиркомов — там должна быть установлена аппаратура ГАС «Выборы», операторов для которой еще тоже предстоит обучить.
          Легким процесс интеграции не будет, предупреждает электоральный юрист Роман Смирнов: общая для избирательной системы кадровая проблема в случае с новыми регионами усложняется неопределенностью территориальных границ и общими условиями текущей спецоперации (особенно принимая в расчет угрозы украинской стороны в адрес «коллаборационистов») и статуса избирателей. Неизбежны организационно-технические проблемы, и также следует понимать, что люди будут действовать по тем шаблонам, к которым привыкли,— а это неизбежно приведет к большому количеству накладок, прогнозирует эксперт. С другой стороны, по его мнению, уже понятно, что критика в адрес новых территорий будет минимальной.
 
ГАЗЕТА.RU, 12.10.22 23:49
          «ЗАКОННЫЕ ВОЕННЫЕ ЦЕЛИ». МИНСК И МОСКВА ПРЕДУПРЕДИЛИ ЗАПАДНЫХ «НАБЛЮДАТЕЛЕЙ» НА УКРАИНЕ
          Глава МИД Белоруссии: отправка наблюдателей на границу с Украиной станет вовлечением в конфликт
Михаил Родионов
 
          Глава МИД Белоруссии Владимир Макей заявил, что направление представителей западных стран на границу республики с Украиной по просьбе Киева будет означать фактически вовлечение этих государств в конфликт. По его мнению, Минск делает все возможное для деэскалации, однако Запад лишь нагнетает ситуацию. В Совбезе республики также отметили, что у Белоруссии нет потребности в размещении наблюдателей, а присутствие иностранных военных на границах неприемлемо. Подробнее — в материале «Газеты.Ru».
          Глава МИД Белоруссии Макей заявил, что привлечение иностранных наблюдателей на границе Украины и Белоруссии будет означать вовлечение третьих стран в конфликт.
          «Я согласен здесь с оценкой, которая прозвучала с российской стороны. Если будут направлены соответствующие представители западных стран на границу Беларуси и Украины, то это означает фактически вовлечение этих третьих стран в украинский конфликт», — сказал Макей.
          11 октября президент Украины Владимир Зеленский призвал страны G7 разместить на границе Украины и Белоруссии международных наблюдателей для контроля за ситуацией с безопасностью.
          Макей отметил, что Белоруссия не желает участвовать в этом конфликте и хочет, чтобы «как можно скорее все происходящее на Украине остановилось». Однако, по его словам, наблюдается иная картина – как «с подачи именно западных стран идет только лишь нагнетание этого конфликта».
          Он добавил, что на южных и западных границах Белоруссии «наблюдается истерия» — туда соседние страны перебрасывают военную технику и военнослужащих. Меры реагирования на подобные действия, по его словам, будут прорабатываться на уровне военного ведомства и белорусских спецслужб.
          «Наблюдатели станут военными целями»
          Наблюдатели стран G7 станут законными военными целями, если их направят на Украину, заявил накануне РИА «Новости» источник в Москве.
          «Если страны G7, которые уже участвуют в конфликте, передавая Киеву оружие, разведданные и ориентировки по ведению боевых действий и тренируя украинских боевиков, если они положительно отреагируют на просьбу Зеленского о направлении наблюдателей на Украину, то это окончательно закрепит их в статусе стороны конфликта и сделает так называемых наблюдателей законными военными целями», — заявил собеседник агентства.
          10 октября президент Белоруссии Александр Лукашенко в связи с обострением на западных границах Союзного государства заявил, что договорился с президентом РФ Владимиром Путиным о создании совместной группировке войск, ее формирование уже началось. Какой будет численность группировки и где ее разместят, Лукашенко не уточнил.
          Он утверждает, что на Украине якобы «не просто обсуждается, а планируется нанесение ударов по территории Белоруссии». «Конечно, украинцам это абсолютно не нужно. Ну зачем им еще открывать второй фронт на наших южных границах, у них — на северных? Ну зачем?» — отметил он.
          «Нам нечего терять»
          Также 12 октября госсекретарь Совбеза Белоруссии Александр Вольфович заявил, что у Минска нет потребности в размещении международных наблюдателей на границе с Украиной, а присутствие иностранных войск – и вовсе неприемлемо.
          «Если Зеленскому этот контингент нужен на границе, то пусть он приглашает. Нам этот контингент абсолютно не мешает, но он нам и не нужен. Нам нечего контролировать и нечего прятать», — сказал он.
          Также он обратил внимание, что украинская погранслужба и другие силовые структуры перекопали на границе все дороги и разрушили все мосты, «оборудовав их минно-взрывными заграждениями, защищаясь непонятно от кого и для чего». По его словам, если на этих минах миротворческий контингент не подорвется, «наверное, будет счастье». Он отметил, что украинские беспилотники регулярно нарушают белорусскую границу, «поэтому миротворческий контингент и будет фиксировать те нарушения, которые исходят сегодня со стороны Украины».
          Также глава Минобороны Белоруссии Виктор Хренин констатировал наличие прямых угроз военной безопасности республики.
          «Анализ нездоровой обстановки и прогноз ее развития позволяют сделать ряд основных выводов, свидетельствующих о наличии прямых вызовов военной безопасности Белоруссии», — сказал Хренин.
          Основным вызовом он назвал сохранение опасности войск у границ. По словам министра, наращивание присутствия американских и воинских формирований НАТО в восточноевропейском регионе сегодня беспрецедентное, в том числе на территории сопредельных с республикой государств.
          Президент Украины Владимир Зеленский на встрече стран G7 предложил направить миссию иностранных наблюдателей на границы Украины и Белоруссии, чтобы следить за ситуацией на северных границах страны.
          «Чтобы полностью снять эту провокацию, эти нарративы, которые звучат от Лукашенко, мы предлагаем свое решение: на границе Украины и Белоруссии может быть размещена миссия международных наблюдателей для мониторинга ситуации с безопасностью», — заявил украинский лидер.
          Он уточнил, что формат размещения могут проработать украинские дипломаты.