ВЕДОМОСТИ, 21.01.20
КТО ЧТО ПОТЕРЯЕТ И ПРИОБРЕТЕТ ПОСЛЕ ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ
К чему приведет изменение Основного закона
Анастасия Корня,
Елена Мухаметшина,
Светлана Бочарова
Президент Владимир Путин в понедельник внес в Госдуму проект закона «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». В нем содержатся поправки в общей сложности в 22 статьи Конституции, реформу которой президент анонсировал 15 января в послании парламенту.
Внесение поправок оказалось неожиданным, ведь специально созданная Путиным для их обсуждения рабочая группа успела провести лишь два заседания, определившись только с основными направлениями своей деятельности. «Предложения уже были готовы, чего же тянуть», – объяснил ускорение процесса собеседник «Ведомостей» в рабочей группе. Сама она теперь займется уточнением процедуры «общероссийского голосования» по поправкам, подготовкой их ко второму чтению и определением переходного периода, говорит сопредседатель рабочей группы Павел Крашенинников. В числе возможных уточнений он называет норму, предусматривающую роспуск Госдумы в случае затягивания сроков утверждения ею членов правительства.
Самую серьезную корректировку должна претерпеть ст. 83, где перечислены полномочия президента: в ней появится семь новых пунктов, а три действующих изложены в новой редакции. Среди новых норм – право главы государства формировать Госсовет, создающийся «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов госвласти, определения основных направлений внутренней и внешней политики РФ и приоритетных направлений социально-экономического развития государства». До сих пор эти функции считались прерогативой президента, а соответствующие пункты содержатся в ст. 80, менять которую Путин не предлагает. При этом в поправках отсутствует оговорка о том, что президент не только формирует, но и возглавляет Госсовет (как, например, Совет безопасности).
Статьи, касающиеся процедуры назначения правительства, изложены примерно так, как об этом и говорилось в послании. Назначать премьера, его заместителей и «гражданских» министров, как и сейчас, будет президент, но только после утверждения их Госдумой. При этом из поправок следует, что президент сможет отправить премьера в отставку, не увольняя одновременно все правительство, как того требует действующая Конституция. Глав силовых ведомств, МИДа и МЧС президент будет назначать в обход Думы, но после консультаций с Советом Федерации. Факт существования министерств и ведомств, руководство которыми осуществляет лично глава государства, впервые закрепляется на уровне Конституции.
Дополнительные полномочия, как и обещал Путин в послании, получат Совет Федерации и Конституционный суд. Первый будет прекращать по представлению президента полномочия судей «в случае поступка, порочащего честь и достоинства судьи». А Конституционный суд сможет проверять – тоже по просьбе президента – не вступившие в силу законы, но лишь в том случае, если Совет Федерации и Госдума преодолели президентское вето: подписать их президент будет обязан лишь после признания их соответствующими Основному закону.
Одновременно (об этом в послании ничего не говорилось) Путин предложил сократить число судей Конституционного суда с 19 до 11. Фактически этот суд уже несколько лет работает не в полном составе: сейчас там 15 судей, старые кадры постепенно уходят по достижении предельного возраста (70 лет), а новых президент давно не назначает. Поэтому, возможно, специально сокращать судей и не потребуется: в 2020 г. 70 лет исполнится Николаю Бондарю, Александру Бойцову и Юрию Данилову, а в 2021 г. – Сергею Маврину и Юрию Рудкину.
Обещанный в послании отказ от приоритета международного права над Конституцией Путин предложил прописать в ст. 79, что позволит избежать созыва Конституционного собрания для внесения изменений в ст. 15 первой главы, декларирующую приоритет международных соглашений над национальными законами. Поправки разрешают не исполнять решения международных органов, если Конституционный суд решит, что они противоречат Конституции (сейчас Конституционный суд может признать неисполнимым только решение ЕСПЧ).
Аналогичный подход применен и к поправкам о местном самоуправлении власти: пункт о том, что оно не входит в систему органов госвласти, содержится в той же первой главе (ст. 12), но поправки предложено внести в ст. 132 и 133. В первой из них будет записано, что органы местного самоуправления и органы госвласти входят в «единую систему публичной власти», хотя действующее законодательство не дает определения этому понятию. А в ст. 133 речь идет о выполнении органами местного самоуправления во взаимодействии с органами госвласти «публичных функций и полномочий».
Поправки, по сути, конкретизируют логику послания, состоящую в том, что трансформация системы связана с наращиванием в ней институциональной сложности: все госинституты и ветви власти получают дополнительные полномочия, включая и институт президента, говорит руководитель ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Президент также получает дополнительные полномочия, касающиеся отрешения судей или проверки конституционности законопроектов. Таким образом, институт президентской власти остается сильным, ослабляется только возможность его долгосрочного персонального удержания за счет нормы о том, что одно лицо не может быть главой государства более двух сроков». Но вопросы по ряду направлений остаются – в первую очередь это касается Госсовета, считает эксперт: «В формулировку заложены серьезные вопросы, оказывающиеся в сфере ведения Госсовета, и это выглядит так, что он становится органом стратегического планирования. Формирование Госсовета отнесено к полномочиям президента, но кто входит в его состав и кто им руководит, будет раскрыто уже в федеральном законе». Поэтому остается время и некое пространство для маневра, чтобы дополнительно расставить акценты в сценарии транзита тогда, когда будет необходимо, добавляет Бадовский.
Судя по всему, авторы поправок в Конституцию хотели двух вещей: включить Госсовет в Конституцию, но не дать слишком много амбиций губернаторам, рассуждает политолог Алексей Макаркин: «Госсовет – это региональная структура. Не для того губернаторов исключали из Совета Федерации почти 20 лет назад, чтобы их снова куда-то включать и давать им какие-то большие права». Вероятно, Госсовет станет площадкой для нынешнего президента, если он уйдет со своего поста, а уж «оборудовать» ее можно будет и позже, полагает эксперт. При этом описанный в поправках Госсовет вполне может стать местом работы Путина в будущем, допускает Макаркин: «Как у нас говорят, не место красит человека, а человек – место». Полномочия Госсовета в поправках описаны очень общо, но ясно, что эта структура будет утверждать стратегические документы, в частности основы внешней политики, которые всегда находились в компетенции президента, обращает внимание эксперт. При этом губернаторы, которые сейчас входят в Госсовет, основами внешней политики заниматься не будут, уверен Макаркин: «Это не их компетенция, вероятнее, заниматься вопросами внешней политики будет председатель Госсовета».
РИА НОВОСТИ, 20.01.20 22:52
Рабочая группа обсудит принципы голосования по поправкам в Конституцию
Рабочая группа по разработке предложений по внесению изменений в Конституцию РФ в ближайшее время обсудит принципы общероссийского голосования по поправкам, сообщил РИА Новости сопредседатель группы Андрей Клишас.
Рабочая группа в ближайшее время обсудит процедуру голосования и принципы его организации.
Он уточнил, что общероссийское голосование, предусмотренное внесённым президентом проектом закона о поправках к Конституции РФ пройдет тогда, когда закон уже будет принят парламентом.
"Причем голосование будет проходить по закону в целом, а не по отдельным его положениям", - заявил Клишас.
По словам сенатора, рабочая группа будет исходить из того, что в основе процедуры голосования должны лежать те же базовые подходы, что и при проведении президентских выборов 2018 года.
"Это прозрачность, понятность и доступность голосования для граждан, доверие к результатам общероссийского голосования со стороны граждан страны", - сказал он.
ИЗВЕСТИЯ, 20.01.20 22:44
СО СКОРОСТЬЮ ДУМЫ: ПОПРАВКИ В КОНСТИТУЦИЮ МОГУТ ПРИНЯТЬ К КОНЦУ ФЕВРАЛЯ
Депутаты заявили о поддержке предложений Владимира Путина об изменении Основного закона
Наталья Башлыкова,
Павел Панов,
Любовь Лежнева
Затягивать с принятием предложенных президентом поправок в Конституцию депутаты не будут — есть вероятность, что документ будет окончательно принят уже до конца февраля, рассказали «Известиям» в Госдуме. Уже через два дня — в четверг, 23 января — парламент примет документ в первом чтении. Изменения Основного закона готовы поддержать в «Единой России», «Справедливой России» и ЛДПР. В КПРФ от комментариев относительно документа воздержались до заседания фракции, которое пройдет во вторник. После принятия законопроекта изменения в Конституцию будут вынесены на всеобщее голосование, организацией которого займется специально созданная рабочая группа. Эксперты объясняют скорость внесения документа его важностью для политической системы страны, а также необходимостью соблюдения всех юридических процедур.
От прав к обязанностям
Законопроект «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» Владимир Путин внес в Госдуму в понедельник, 20 января. Документ подготовлен на основании предложений, предоставленных рабочей группой по подготовке поправок в Конституцию, которые были анонсированы главой государства в послании Федеральному собранию 15 января.
Как уточняется в пояснительной записке, речь в документе идет, в частности, о требованиях к кандидатам на должность президента России. Они должны не менее 25 лет постоянно проживать в нашей стране, не иметь иностранного гражданства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего проживание за границей. Аналогичные требования предлагается установить и для губернаторов, сенаторов, депутатов Госдумы, председателя правительства и его замов, министров, руководителей федеральных органов, а также судей. Также в целях защиты государственного суверенитета законопроектом устанавливается, что решения межгосударственных международных органов не подлежат исполнению РФ, если они расходятся с Конституцией.
Для повышения эффективности взаимодействия ветвей власти, усиления роли Госдумы и партий, а также повышения ответственности кабмина документ устанавливает порядок назначения председателя правительства, его заместителей и министров после их утверждения нижней палатой. А для обеспечения большей прозрачности работы правоохранительных органов в регионах Совет Федерации планируется наделить полномочиями консультаций по кандидатурам силовиков перед их утверждением президентом. Кроме того, к сфере деятельности сенаторов предлагается отнести и прекращение полномочий судей Конституционного суда, Верховного суда, кассационных и апелляционных судов по представлению президента.
Глава государства в соответствии с законопроектом наделяется правом формирования Госсовета, который до сих пор был неконституционным совещательным органом.
Также документ усиливает роль Конституционного суда: он получит возможность проверять по запросам президента конституционность законов, принятых парламентом. При этом количество судей КС предлагается сократить с 19 до 11. Кроме того, органы местного самоуправления и органы государственной власти должны будут войти в единую систему публичной власти РФ для более эффективного исполнения своих полномочий.
Не забыл глава государства и о социальных пунктах послания. В целях защиты прав граждан статья 75 Конституции дополняется нормами, устанавливающими МРОТ не ниже величины прожиточного минимума, а также устанавливаются гарантии обязательной индексации пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат.
Месяц на всё
Сразу после внесения документа Госдума провела внеочередное заседание Совета, на котором обозначила сроки рассмотрения президентского законопроекта. Как сообщил журналистам спикер нижней палаты Вячеслав Володин, принято решение о направлении законодательной инициативы в комитет по государственному строительству и законодательству, который намерен рассмотреть его уже 21 января.
— Эти решения нужно как можно быстрее обсуждать, принимать и выносить на суд наших граждан — на голосование. Предложения о затягивании и, если хотите, забюрокрачивании процесса и переводе его в рамки каких-то новых процедур считаем недопустимыми. Президент выступил с посланием, там всё было четко изложено. Сегодня мы получили законодательную инициативу, уже оформленную как проект закона, — пояснил спикер Госдумы, подчеркнув, что законопроект президента является историческим решением.
В четверг, 23 января, законопроект может быть принят в первом чтении. А до конца февраля — в окончательном. После чего изменения в Конституцию будут вынесены на всеобщее голосование, организацией которого займется специально созданная рабочая группа.
В «Единой России» инициативу президента полностью поддерживают и готовы за нее проголосовать. Об этом «Известиям» сообщил первый замруководителя фракции Андрей Исаев. Солидарны с коллегами по парламенту и в ЛДПР. По словам вице-спикера ГД от либерал-демократов Игоря Лебедева, партия всегда выступала за расширение полномочий Государственный думы и Совета Федерации. Источник в «Справедливой России» также заявил, что фракция готова голосовать за предлагаемые изменения.
Как сообщил первый зампред фракции КПРФ Николай Коломейцев, партия примет решение после изучения текста законопроекта и его обсуждения партией.
Готовы поддержать инициативы Владимира Путина и в Совете Федерации.
— Предложения президента — новый шаг в развитии наших демократических институтов, в том числе парламентской демократии, повышения ответственности власти перед гражданами. В поправках подчеркнуто единство правовой природы органов публичной власти, как государственных, так и органов местного самоуправления, — заявил «Известиям» глава комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, который назначен одним из представителей президента по рассмотрению законопроекта.
По его словам, рабочая группа продолжает работу над законопроектом о поправках в Конституцию, ее ближайшее заседание состоится во вторник 21 января.
Без саботажа и влияния
Владимир Путин задал конституционной реформе энергичную динамику, отметил гендиректор АПЭК Дмитрий Орлов.
— То, что она стартует в начале года, предусматривает принятие и пакетное изменение ряда норм, а завершиться должна уже в апреле всенародным голосованием, означает, что темп надо выдерживать на всех этапах. Именно поэтому предварительная деятельность рабочей группы и внесение законопроекта об изменении Конституции в Думу заняли менее трех дней, — пояснил эксперт.
Президент Центра политических и социальных исследований «Аспект» Георгий Фёдоров предположил, что сжатые сроки работы над изменениями Конституции могут быть связаны и с планами проведения досрочных выборов в Госдуму, обсуждаемыми в экспертном сообществе. Хотя ранее эту информацию парламентарии опровергали.
— Скорость связана с тем, чтобы ни у кого не было возможностей повлиять на исход или как-то саботировать процесс. Кроме того, это будет логично на фоне перезагрузки правительства, прокуратуры и других ведомств, — отметил эксперт.
Рабочая группа по внесению поправок в Конституцию должна была оперативно отработать сам текст документа, чтобы далее можно было обсуждать юридические формулировки, считает председатель совета директоров Института социально-экономических и политических исследований Дмитрий Бадовский. По его мнению, внесение проекта поправок в Госдуму позволит начать общественное обсуждение на различных площадках. Свою оценку документу должны дать и субъекты РФ, что предусмотрено процедурой принятия конституционных поправок, отметил эксперт.
LENTA.RU, 20.01.20 20:19
Общественная палата вызвалась выстраивать диалог между россиянами и властью
Общественная палата России (ОП) будет способствовать выстраиванию диалога между властью и россиянами для реализации задач, которые были озвучены президентом страны Владимиром Путиным в ходе послания Федеральному собранию. Об этом сообщила секретарь палаты Лидия Михеева, пишет ТАСС.
По ее словам, такой опыт имеет как федеральная, так и региональные общественные палаты. Михеева напомнила, что на сегодняшний день общественный запрос заключается не только в том, чтобы «постоянно осуществлялся общественный контроль», но и в том, чтобы подключить общество к выработке самих решений.
«Сейчас вместе с коллегами из регионов мы начинаем проводить серию мероприятий по всей России», — сказала секретарь Общественной палаты, отметив, что среди вопросов, которые волнуют граждан, — поддержка семей с детьми, борьба с бедностью, качественное питание в школах, модернизация первичного звена здравоохранения и системы оплаты труда врачей. Как добавила Михеева, участвовать в решении этих вопросов должно в том числе активное гражданское общество.
В ходе послания Федеральному собранию 15 января Путин анонсировал, в частности, увеличение материнского капитала, распространение его на семьи с первенцем, обеспечение учащихся младших классов бесплатным горячим питанием, а также расширение поддержки семей с детьми в возрасте от трех до семи лет включительно. Кроме того, глава государства призвал сконцентрироваться на первичном звене здравоохранения. На его развитие будет дополнительно выделено 550 миллиардов рублей.
КОММЕРСАНТ, 21.01.20
КОММУНИСТЫ УВЯЗЛИ В БОРЬБЕ
Депутаты заксобрания Красноярского края от КПРФ отказываются восстановить руководителя фракции в должности
Юлия Сасевич
Вчера, 20 января, коммунисты в заксобрании Красноярского края снова отказались выполнить требование бюро регионального отделения партии и восстановить в должности руководителя фракции Петра Медведева, отправленного в отставку в декабре прошлого года. Теперь судьбу господина Медведева, а также его оппонентов-однопартийцев будет решать центральный комитет КПРФ. Эксперты полагают, что причиной раскола в региональном отделении КПРФ стала внутрипартийная борьба за власть перед выборами в Госдуму РФ и краевое заксобрание в 2021 году.
В понедельник члены КПРФ в заксобрании Красноярского края (во фракцию КПРФ в региональном парламенте входит всего четыре депутата) во второй раз отказались выполнить решение регионального бюро партии о восстановлении в должности руководителя фракции краевого парламента Петра Медведева. Расколом внутри реготделения заинтересовалось федеральное руководство КПРФ. На прошлой неделе в крае работала комиссия центрального комитета (ЦК) и центральной контрольно-ревизионной комиссии (ЦКРК) КПРФ. Ее выводы лягут в основу решения политбюро о дальнейшей судьбе красноярского отделения.
«Сейчас мы разбираемся в ситуации. Из региона вернулась комиссия ЦК и ЦКРК партии, мы рассмотрим результаты ее работы и примем решение о сложившейся ситуации в краевой организации и фракции в заксобрании на федеральном уровне»,— пояснил "Ъ" заместитель председателя ЦК КПРФ Юрий Афонин, отметив, что «не стал заострять внимание на этой ситуации»: «Бывают разные случаи из-за объективных и субъективных обстоятельств. Главное — разобраться в причине и принять решение».
Если в дальнейшем Петра Медведева восстановят в должности, к депутатам фракции применят дисциплинарные меры исходя из уровня ответственности, причин произошедшего и позиции самого господина Медведева, добавил господин Афонин.
Напомним, первый секретарь красноярского реготделения Компартии и лидер фракции КПРФ в региональном заксобрании Петр Медведев был отстранен от своей парламентской должности в декабре за то, что без согласования с однопартийцами внес в парламент поправки к закону о рекламе. Коммунисты посчитали, что господин Медведев «нарушил кодекс депутата». Пост руководителя фракции занял депутат Александр Бойченко, заместителем стал Андрей Новак.
Как пояснил "Ъ" сам Петр Медведев, такой случай в истории реготделения произошел впервые. «Они продолжают нарушать устав партии, но я буду дальше добиваться восстановления в своей должности»,— уточнил он. Господин Медведев считает причиной своей отставки намерение отправить однопартийцев на выборы в краевой парламент в 2021 году не по партийным спискам, а по одномандатным округам: «Просто так сидеть и быть депутатом — не пойдет. Если они что-то сделали для народа, то народ их выберет». Связаться с тремя другими членами фракции КПРФ "Ъ" не удалось.
Красноярский политолог Кирилл Дюндик полагает, что причиной раскола в партии стала борьба за власть перед предстоящим электоральным циклом: «Господин Бойченко решил возглавить КПРФ в крае — этот бренд устойчиво дает фракцию в заксобрании и определенное влияние. Самостоятельное внесение законопроекта Петром Медведевым послужило лишь спусковым крючком для того, чтобы конфликт перетек в открытую стадию». Эксперт отмечает, что перенос сроков избрания дисциплинарных мер за неподчинение решению бюро может быть связан с тем фактом, что Александру Бойченко удалось заручиться поддержкой части федерального руководства КПРФ.
Политолог Виктор Потуремский отмечает, что партия в регионе испытывает сильный кадровый голод: «В прошлые годы из нее вышли яркие фигуры, в то время как молодежь на уровне районов и горсовета подросла и ищет свое место на политической арене. Но бывший руководитель фракции намерен единолично контролировать отделение партии. То, что сейчас происходит,— это внутренний бунт против Петра Медведева»,— полагает эксперт.
По словам политолога Александра Чернявского, есть объективные причины, из-за которых господина Медведева могут отправить в отставку с поста не только руководителя фракции, но и первого секретаря реготделения: «Можно проследить потерю позиций партии на примере горсовета Красноярска и парламента. Бывшая когда-то в Красноярском крае главной оппозиционной партией КПРФ сегодня уступает ЛДПР по количеству мандатов в заксобрании и горсовете Красноярска более чем в два раза. Стоит отметить и то, что в 2016 году никто от коммунистов в крае не прошел в Госдуму. Постоянные неудачи красноярских коммунистов на серьезных выборах, безусловно, раздражают и федеральное руководство КПРФ. Эти политические проблемы могут стать поводом для кадровых перемен»,— отмечает эксперт.