МОСКОВСКАЯ ГАЗЕТА, 20.07.20 16:38

          «Все понимают правила игры»: политологи объяснили низкую политическую активность в преддверии единого дня голосования

 

Денис Калугин

          13 сентября 2020 года в России пройдут региональные выборы различных уровней

          В единый день голосования будут избирать губернаторов и глав регионов в Севастополе, Иркутской, Калужской, Архангельской, Брянской, Ленинградской, Костромской, Смоленской, Пензенской, Тамбовской и Ростовской областях, в Еврейской автономной области, Пермском крае, Чувашии, Республике Коми, Камчатском и Краснодарском краях, а также президента в Татарстане. В Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском автономном округе — Югре местный парламент должен будет утвердить или отвергнуть кандидатов на пост губернаторов, предложенных президентом.

          Кроме того, в 11 субъектах пройдут выборы депутатов законодательных органов, а в 22 региональных центрах выборы в орган местного самоуправления.

          Несмотря на то, что до голосования остается менее двух месяцев, политологи отмечают низкую подготовку политических сил.

          Как считает политолог Евгений Сучков, несмотря на то, что в стране постоянно возникают поводы для борьбы за избирателя, парламентские партии особо себя никак не проявляют.

          «Сентябрь не за горами. А с ним и многочисленные выборы в регионах самого разного уровня. Да и выборы в Госдуму, судя по разного рода «утечкам», могут состояться много раньше сентября 2021. Как же готовятся к ним основные политические игроки? Если судить по информации из регионов, то, можно сказать, почти никак. Складывается впечатление, что вся их бурная деятельность заключается в участии представителей партий (естественно, тех, которых власти допустили) в различных ток-шоу на ТВ. И что администрация президента загипнотизировала российских политиков, как удав Каа бандерлогов. А ведь ситуация в стране такова, что постоянно дает поводы для борьбы за избирателя. И рост безработицы, и инициатива ЦИК о многодневном голосовании, и «неоднозначные», по мнению многих экспертов, результаты голосования по поправкам к Конституции. И самое главное, впервые обозначившееся ослабление положительного образа президента, в некоторых периодах имевшего в массовом сознании едва ли не сакральное значение. Здесь также и рост протестных настроений практически по всей стране. Несомненно, коронавирус и связанные с ним ограничения сильно повлияли на традиционные методы политической работы и агитации избирателей. Но ведь никто не отменял ни интернет, ни расклейку листовок, ни, самое главное, обозначение своей политической позиции по самым злободневным политическим, общественным и экономическим вопросам», — пишет политолог у себя в Facebook.

          Сучков предполагает, что самая сложная ситуация сейчас у КПРФ. По мнению эксперта, «у партии есть потенциал для того, чтобы возглавить протестное движение, все более активно проявляющее себя в России и таким образом нарастить свой стагнирующий электорат. Однако задействовать эту возможность или нет — решение непростое: риски слишком велики. Но и без этого выбора шансы партии могут быть «не самыми радужными».

          Несмотря на то, что ЛДПР повезло с инфоповодом в связи с делом Фургала, это может  стать и камнем преткновения между лидером партии Владимиром Жириновским и Кремлем. В то же время власть, несомненно, заинтересована в таком «договороспособном электоральном «сливном бачке» протеста, как ЛДПР», считает политолог.

          Не самую радостную перспективу рисует Сучков для «Справедливой России». Как отмечает политолог, традиционно выступая «за все хорошее, против всего плохого», она вдруг стала отбирать голоса у «Единой России» и есть вероятность, что протестную риторику для «отлова» голосов электората ей запретят из опасений, что это может еще больше возбудить протестные настроения в стране.

          Политконсультант Зоя Глазачёва рассказала «Московской газете», что борьба за избирателя начнется чуть позже:

          «Низкую активность каких бы то ни было политических сил можно объяснить здравым смыслом — из-за коронавируса в настоящее время людей в городах немного, меньше, чем в обычное время летом. Думаю, к середине августа мы увидим кампании в самом расцвете сил».

          По мнению политолога Андрея Перлы, все просто соблюдают правила игры:

          «Российская политическая система сейчас устроена таким образом, что по умолчанию в единый день голосования в регионах — там, где выбирают руководителей, должны побеждать исполняющие обязанности губернаторов, назначенные президентом. Поскольку все понимают, что таковы правила игры, никаких бурных компаний в большинстве российских регионов происходить не будет. Исключением из этого правила на сегодняшний день являются Архангельская и Иркутская области. В них выдвиженцы Москвы находятся в угрожаемом положении. В Архангельской области высока вероятность неприятного для Москвы исхода голосованОднако, что касается бурной кампании, я не уверен, что и там она будет заметной, потому что симпатии избирателей уже достаточно четко определены. Сейчас к этим трем регионам, возможно, прибавится Пермский край, где исполняющий обязанности губернатора Дмитрий Махонин по какой-то причине разогнал свой предвыборный штаб, что означает, что он наверняка оказался недоволен его работой. А это, в свою очередь, может означать, что на выборах у него могут возникнуть проблемы. Но в любом случае общероссийского шума до тех пор, пока в каком-то регионе исполняющий обязанности губернатора не проиграет выборы, ожидать не стоит. Как я уже сказал, правила игры известны, и ни одна политическая партия, включая «Единую Россию», во всероссийском скандале не заинтересована.

          Ну, а выборы в законодательные собрания регионов практически никогда не становятся предметом общероссийского интереса за исключением каких-то совершенно особых случаев, когда, как например в том же Хабаровском крае, ЛДПР внезапно получила большинство, оказавшись там партией власти вместо «Единой России». В остальных же местах, где все происходит по российским правилам, поводов для привлечения внимания просто нет. Идут кампании в местной повестке и, глядя из Москвы, никаких больших информационных проводов не просматривается», — рассказал Перла «Московской газете».

          Политолог Константин Калачев в беседе с корреспондентом «Московской газеты» высказал мнение, что с одной стороны все основные инфоповоды уже отработаны (как в случае с КПРФ или ЛДПР), а с другой — никто не хочет высовываться.

          «Вполне возможно, что в отдельных регионах признаки избирательной кампании обнаружить можно. Хотя люди, живущие там, тоже отмечают, что все довольно вяло. При этом все-таки давайте не будем забывать, что есть общефедеральная повестка, в которой партии себя уже так или иначе проявили. То есть сделали закладку на будущее. КПРФ —когда призывала голосовать против поправок в Конституцию; ЛДПР — историей с Фургалом. Так вот, в принципе, федеральная тема, связанная с системной оппозицией, имеет место быть. То есть, КПРФ и ЛДПР все-таки инфоповоды так или иначе создают. С остальными, да, удивительное дело. Незаметна совершенно «Справедливая Россия». Не очень заметна «Единая Россия». Некоторые партии новые малые пытаются как-то себя проявить. В соцсетях обсуждают, например, активность прилепинской партии «За правду» в Рязани, не очень убедительную, правда, довольно странную, но хоть какую-то активность.

          Я так думаю, что хотя времени и остается совсем не много, но все еще начнется позднее. В том числе и потому, что все еще отходят от темы голосования по поправкам. И потом, у партий не настолько большие ресурсы: организационные, финансовые, чтобы можно было вести тотальные кампании. Причем на протяжении всего отрезка времени между голосованием по поправкам и выборами. Поэтому для кого-то важен мощный старт, точка входа. Например, когда КПРФ продемонстрировала себя в качестве реальной оппозиции в ситуации с поправками, сделав хороший задел на будущее. То есть, те, кто голосовал против поправок, в принципе, у них есть возможность перебежать в КПРФ как в ту партию, которая была наиболее последовательна в этом вопросе.

          ЛДПР обычно активизируется в последние недели перед выборами — Владимир Вольфович начинает объезжать регионы. Ну а самое главное — это то, что с точки зрения смыслов, с точки зрения наполнения кампании каким-то содержанием, действительно создается впечатление, что кому-то просто нечего сказать, а кто-то предпочитает вообще просто промолчать, воздержаться, дабы не ссориться с властью, рассчитывая на то, что им помогут. Понятно, что новым партиям («Новые люди», «Зеленая альтернатива», «За правду») в отдельных регионах власти могут попытаться помочь с тем, чтобы они сдали квалификацию перед выборами в Госдуму. Администрация президента очевидным образом заинтересована в успешности этих проектов. Но здесь опять-таки это не предполагает какой-то большой публичности. Это скорее будут усилия на уровне глав регионов, глав муниципальных образований, ну и, соответственно, избирательной комиссии», — заключил политолог.

          Сегодня же стало известно, что действующий глава Татарстана Рустам Минниханов подал документы для регистрации кандидатом на выборах президента республики.

          Ранее на выборы также заявились депутаты Госсовета Татарстана Альмир Михеев («Справедливая Россия») и Олег Коробченко («Партия роста»), координатор местного отделения ЛДПР Владимир Сурчилов и первый секретарь рескома «Коммунистов России» Альфред Валиев. Минниханов идет от «Единой России».

 

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 20.07.20 20:21

          ДОВЕРИЕ ПРЕЗИДЕНТА ПОТЕРЯЛ ФУРГАЛ, А НЕ ЛДПР

          Путин назначил Дегтярева партийным врио губернатора Хабаровского края

 

Иван Родин

 

          Президент 20 июля все-таки отправил Сергея Фургала в отставку – в связи с утратой доверия. Врио губернатора Хабаровского края назначен депутат Госдумы от ЛДПР Михаил Дегтярев. То есть публично продемонстрировано, что Владимир Путин этой партии вроде бы продолжает доверять. Вопрос в том, согласен ли с этим регион – и его жители, и забастовавшая часть элиты. Пока можно сказать, что Кремль точно встревожен ситуацией на Дальнем Востоке. Иначе не были бы нарушены непреложные традиции: Путин не действует под давлением, его кадровые решения не анонсируются.

          Дегтярев был назначен врио хабаровского губернатора по видеосвязи: Путин провел с ним разговор из Керчи. Президент многословно похвалил тогда еще депутата Госдумы, прежде чем предложить ему заняться ситуацией в важном для страны регионе.

          Дегтярев отказываться не стал, более того, проявил себя весьма расторопным: «Если доверие мне оказано возглавить Хабаровский край, я бы хотел вас попросить кое о чем – дать поручение правительству РФ поддержать правительство Хабаровского края в этот непростой период». Президент ничего обещать не стал, кроме возможной встречи с Дегтяревым через месяц, предложив сначала принять дела, а потом точно сформулировать просьбы.

          В ходе этой беседы не было сказано ни слова о политических осложнениях в крае – стихийных протестах людей, которые возникли после ареста прежнего губернатора Сергея Фургала по подозрению в причастности к ряду заказных убийств в начале нулевых годов. Путин согласился с Дегтяревым, что главное – это предстоящий отопительный сезон, не стоит забывать и о стратегических планах по развитию важного для России Дальневосточного региона. Впрочем, в речи президента прозвучала и фраза о «текущих делах».

          Между тем именно они, видимо, и станут основной задачей Дегтярева. Хабаровск, получается, остался в руках ЛДПР, то есть Кремль решил показать, что в доверии отказано именно конкретному человеку – Фургалу, а партии доверяют по-прежнему. Но больше это, конечно, выглядит как желание политадминистраторов возложить на ЛДПР большую часть труда по урегулированию политического конфликта, возникшего, в общем, из-за их недоработок. И теперь Дегтярев должен показать, что партия ситуацию контролирует, хотя понятно, что спокойствия не будет, если часть ныне забастовавшей элиты края не сочтет, что ее интересы учтены. Если же доминирующая региональная группировка, на территорию которой жестко вторглась одна из федеральных групп влияния, на компромисс не пойдет, то протесты продолжатся, а власть ЛДПР в регионе начнет исчезать. 20 июля людей на улице разогнал дождь, так что показателем будет вторник.

          Возможно, в избавлении края от ЛДПР и состоит вторая часть плана федерального Центра, но пока у него на первом месте явно находится наведение порядка. Косвенным показателем беспокойства Кремля служит нарушение им неписаных традиций. Напомним, что назначение Дегтярева лидер ЛДПР Владимир Жириновский начал публично лоббировать неделю назад, то есть оказывать на президента открытое давление. А указ на Дегтярева от 20 июля Жириновский анонсировал за пару дней – и ранее это считалось недопустимым.

 

ГАЗЕТА.RU, 21.07.20

          ПРОВАЛ «СЛУГ НАРОДА»: ЧЕГО РАДА ДОБИЛАСЬ ЗА ГОД

          Пустые надежды: год назад украинцы избрали новую Верховную раду

 

          Год назад украинцы выбрали новую Верховную раду, а партия Владимира Зеленского получила серьезный кредит доверия, получив абсолютное большинство. Однако полный контроль президента над парламентом не оправдал надежд жителей Украины. Несмотря на принятие ряда знаковых законопроектов, далеко не все обещания Зеленского были исполнены. За год рейтинги «Слуги народа» упали почти вдвое, а в украинских СМИ снова популярна тема очередного роспуска Рады.

          21 июля 2019 года на Украине прошли внеочередные выборы в Верховную раду, завершившиеся в пользу партии главы государства Владимира Зеленского — президентская «Слуга народа» впервые в новейшей истории страны получила абсолютное большинство в парламенте.

          Успех депутатов тогда оценивали по-разному, ряд экспертов указывал, что партия Зеленского по инерции получила сильный мандат от общества вслед за новоизбранным президентом. Как ожидалось, подобный успех должен был позволить главе государства совершить все задуманные реформы и воплотить в жизнь предвыборные общения.

          Критики же говорили об угрозе «полной узурпации» власти из-за абсолютного большинства «Слуги народа», которое позволило партии принимать законопроекты без оглядки на другие фракции парламента. По факту партия Зеленского могла целыми пакетами принимать нужные президенту инициативы, сводя на нет попытки остальных партий внести какие-либо коррективы.

          Спустя год после выборов нельзя однозначно ответить на вопрос, кто оказался прав. Как отмечал спикер Рады Дмитрий Разумков — бывший глава «Слуги народа» — нельзя сказать, что парламент отлично поработал.

          «Сказать, что мы работали плохо, тоже будет неправдой. Четверка по пятибалльной системе — это как раз та оценка, которая дает возможность двигаться вперед, развиваться и в дальнейшем достигать оценки отлично», — считает председатель Верховной рады.

          По его мнению, в настоящий момент парламент работает в «едином направлении» с офисом президента и правительством. Монобольшинство «Слуги народа» в особенности демонстрирует продуктивную работу.

          Взлеты и падения

          Если смотреть на статистику, то за неполный год работы — все же первое заседание состоялось в конце августа — новый состав Верховной рады смог принять более 140 различных законопроектов. Особый интерес вызывают законы, продвигаемые Зеленским, так как прошлый парламент отчасти был распущен из-за споров с главы государства с парламентариями.

          В числе главных инициатив — отмена депутатской неприкосновенности, введение уголовного наказания за так называемое «кнопкокрадство» или простым языком неличное голосование депутатов, закон об импичменте президента, а также восстановление ответственности за незаконное обогащение.

          Все эти законопроекты можно рассматривать как большой пакет, направленный на повышение прозрачности власти. Конкретно снятие депутатской неприкосновенности ряд экспертов и вовсе рассматривал как сигнал для прошлых руководителей, в частности, предшественника Зеленского Петра Порошенко. Учитывая, что президент во время предвыборной кампании обещал «посадить» представителей предыдущих властей, многие ожидали начала громкого дела против экс-президента после вступления закона в силу.

          И хоть против Порошенко заведено более 13 уголовных дел, официально он числится подозреваемым лишь по одному. Да и, как не раз писали украинские СМИ, дело выглядит скорее формальным, оно отлично подходит для пиара как Зеленского, так и Порошенко.

          Тем не менее, если часть законов были приняты в рамках создания образа открытой и честной власти, то остальные пришлось принять из-за давления партнеров Украины.

          В этом списке особенно выделяется отмена моратория на продажу земли — этого от Украины требовал Международный валютный фонд вместе с Всемирным банком. Эти организации не раз угрожали ограничением или отменой финансовой помощи стране без изменения законодательства.

          При таких же условиях был принят закон о банковской деятельности, которым исключается возвращение финучреждений прежним владельцам. Инициативу назвали «антиколомойской», так как она сформировала прямой запрет на возврат государственного Приватбанка олигарху Игорю Коломойскому.

          Голосование по закону продемонстрировало раскол в «Слуге народа» — часть лояльных бизнесмену депутатов отказались поддерживать инициативу. По сути, инициатива прошла только за счет поддержки оппозиции от партий «Голос» и «Европейская солидарность».

          Вероятно, именно отсутствие согласованности в президентской партии, привело к тому, что далеко не все планы Зеленского удалось реализовать через парламент. В этот список стоит включить провальное голосование по программе правительства нового премьера Дениса Шмыгаля, оставившее кабмин в подвешенном состоянии без неприкосновенности.

          Уход от обещаний

          При этом ряд знаковых инициатив, принятых парламентом, непосредственно бьет по обещаниям Зеленского, которые он давал избирателям перед президентскими выборами.

          Особо актуальным является продолжение курса Порошенко на тотальную украинизацию без оглядки на народное мнение. Начало этому пути положила еще декоммунизация, а окончательный путь сформировал один из последних законов Порошенко — об «обеспечении функционирования украинского языка как государственного».

          Изначально Зеленский критиковал эту инициативу, однако при нем Рада приняла закон о «полном общем среднем образовании», который дал русскоязычным детям право учиться на родном языке только до 5 класса, после чего как минимум 80% образовательного процесса будет идти на украинском языке.

          Группа депутатов из «Слуги народа» попытались исправить эту инициативу, предложив дать русскоязычным школам трехлетнюю отсрочку по переходу на украинский язык. Однако поправка поступила в Раду в преддверии летних каникул и до сих пор не рассмотрена, не исключено, что депутаты приступят к изучению предложения лишь в сентябре — когда большинство школ уже начнут функционировать в соответствии с обновленным законом.

          Второй аспект тут представляет ситуация вокруг Донбасса и российского Крыма. Зеленский делал особый упор на эти два фактора в своей избирательной кампании. Ключевым тут стоит назвать достижение мира на юго-востоке Украины за год, чего в итоге сделать не удалось. Да и особого настроя на завершение конфликта у Киева не прослеживается, о чем свидетельствует серия законопроектов по Донбассу.

          Так, в первую очередь стоит упомянуть усилия правительства по децентрализации, проект изменения внутренних границ украинских районов не закончен, но территория Донецкой и Луганской областей уже согласована профильными комитетами без всяких переговоров с жителями неподконтрольных территорий.

          Кроме того, Рада приняла постановление, в соответствии с которым выборы на Донбассе возможны только после передачи границы под контроль Киева. Таким образом парламент Украины одобрил прямое нарушение порядка реализации минских соглашений, которые даже западные партнеры Киева называют единственным вариантом урегулирования ситуации.

          Стоит ли говорить о продлении закона об особом статусе Донбасса на год без имплементации положений «формулы Штайнмайера», требующей проведения выборов на неподконтрольных территориях с последующим предоставлением региону постоянного особого статуса, в случае легитимности этих выборов.

          Партийный провал

          С учетом всех переменных лучше всего итоги первого года работы парламента под управлением монобольшинства характеризуют рейтинги «Слуги народа». По июньскому опросу Киевского международного института социологии, в поддержку президентской партии высказались 28% респондентов, хотя летом 2019 года ее показатели превышали отметку в 50%.

          Пока рейтинг «Слуги народа» стремительно падает, ее соперники, наоборот, возвращают поддержку избирателей. Так, «Оппозиционная платформа — За жизнь» набирает 17,7%, что на 4,2% выше прошлогодней отметки. Хорошо показывает себя и «Европейская солидарность» во главе с Порошенко — 16,2% против 8,10% в 2019-м.

          Относительно стабильно себя чувствует «Батькивщина», сохраняя поддержку избирателей на уровне 8%. Пятая же партия Рады — «Голос» — переживает серьезный кризис, в ее пользу высказались 3,5% респондентов, что на 2,3% хуже ее прошлогодних результатов.

          Вероятно, ситуация с «Голосом» объясняется уходом ее лидера — музыканта Святослава Вакарчука — из политики и объявление о переходе партии в оппозицию к власти в лице «Слуги народа».

          Если же говорить о провалах «Слуги народа», то тут существует несколько негативных факторов. Во-первых, на показатели партии влияет их несколько неоднозначная работа. Скорее всего, украинцы ожидали более продуктивной работы и продвижения по ключевым направлениям — улучшение экономики, борьбе с коррупцией и урегулированию конфликта в Донбассе.

          По факту же, их надежды не оправдались: шанс на экономический рост забрала пандемия коронавируса COVID-19, ряд скандалов вокруг «Слуги народа» по продаже депутатских мандатов разрушил надежду на уход коррупции, а мирный процесс по Донбассу не сдвинулся с мертвой точки. Безусловно тут стоит учитывать рейтинг самого Зеленского, который также рухнул на фоне вышеперечисленных проблем.

          Согласно июньскому опросу социологической группы «Рейтинг», президента поддерживают лишь 36% респондентов, хотя в сентябре прошлого года этот показатель превышал отметку в 70%.

          Дискуссии о новом роспуске

          При этом вместе с очевидными проблемами власти в украинских СМИ началось активное обсуждение возможного роспуска парламента, что, если произойдет, лишит Зеленского столь весомого инструмента как монобольшинство.

          «Любые новые выборы лишь ухудшат положение партии власти, поэтому сегодня целесообразность досрочных парламентских выборов крайне низкая. Но нельзя исключить сценария, при котором осенью или зимой может сформироваться серьезный политический кризис с массовыми протестами. Тогда президент, чтобы сохранить свою должность, может пожертвовать парламентом, но пока до такого кризиса еще далеко», — говорил «Газете.Ru» глава Украинского института анализа и менеджмента политики (УИАМП) Руслан Бортник.

          Пока речи о формировании серьезного политического кризиса не идет, хотя в украинском медийном пространстве последнее время появляются намеки на подготовку «бунта» со стороны Порошенко.

          В частности, об этом прямо заявил глава украинского исполнительного комитета национального совета реформ, экс-президент Грузии Михаил Саакашвили.

          «Готовится большой реванш тех сил, которые «Слуга народа» подвинула из центральной власти в прошлом году», — указывал политик.

          Как писала «Страна.ua», в качестве знака по запуску подобных процессов можно расценивать назначение экс-секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов главой штаба «Европейской солидарности».

          «Если мыслить категориями «майданов», Турчинов именно этими категориями и мыслит, то это знак того, что вся их компания готовится к организации бунта осенью, чтоб снести Зеленского», — считают обозреватели издания.

          Вероятно, в случае запуска народных волнений по образу и подобию «евромайдана» президент действительно может пойти на роспуск парламента в целях сохранения собственной власти. Тогда нынешний состав Рады лишиться шанса на выполнение предвыборных обещаний, да и сам Зеленский, скорее всего, потеряет контроль над решениями парламента.