LENTA.RU, 22.12.21 23:27
         ПУТИН ОТВЕТИТ НА ВОПРОСЫ ЖУРНАЛИСТОВ ВО ВРЕМЯ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ
 
         Президент России Путин проведет большую пресс-конференцию 23 декабря
         Президент России Владимир Путин ответит на вопросы журналистов во время большой ежегодной пресс-конференции. Она пройдет в четверг, 23 декабря, и начнется в 12:00 по московскому времени, передает ТАСС.
         В этот раз мероприятие пройдет в очном формате. По словам представителя Кремля Дмитрия Пескова, местом проведения ежегодной конференции выбран московский Манеж.
         Пресс-секретарь президента уточнил, что на конференции будут присутствовать 507 сотрудников СМИ, в том числе СМИ-иноагентов, статус которых не влияет на работу. Они смогут свободно задавать вопросы главе государства.
         Прошлогодняя пресс-конференция Владимира Путина состоялась 17 декабря и стала 16-й по счету. Она проходила по видеосвязи из-за пандемии коронавируса и была частично совмещена с прямой линией. Эфир длился четыре часа 29 минут. Впервые формат общения с журналистами был опробован 20 лет назад — в 2001 году.
 
         LENTA.RU, 22.12.21 21:51
         В Госдуме подвели итоги работы первой сессии восьмого созыва
 
Татьяна Романова
 
         Депутат Государственной Думы ФС РФ, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по контролю, член фракции «Единая Россия» Михаил Романов назвал работу первой сессии Государственной Думы восьмого созыва продуктивной и социально необходимой.
         Комментируя итоги работы федерального парламента в осеннюю сессию, Михаил Романов отметил, что законотворческая работа была напряженной, но при этом очень результативной и яркой.
         «Новый депутатский корпус не тратил времени на раскачку, в первый раз избранные депутаты быстро вошли в курс дела, профессионально заработали комитеты Госдумы в новом составе, эффективное сотрудничество наладили вновь сформированные межведомственные рабочие группы. На выходе получилось более 140 качественных законотворческих инициатив, большая часть которых имеют социальную направленность и уже вступила в силу», — подчеркнул Михаил Романов.
         Парламентарий отметил, что в рамках осенней сессии Государственная Дума продолжила совершенствование механизмов социальной поддержки граждан, в первую очередь, семей с детьми, детей-сирот, россиян с невысоким уровнем дохода, а также дольщиков, заемщиков и других социально незащищенных категорий граждан. По словам Михаила Романова, вторым важнейшим приоритетом работы парламента стало укрепление национальной экономики в условиях пандемии коронавируса.
         «В рамках осенней сессии мы приняли целый ряд инициатив по развитию экономики, борьбе с бедностью и ростом цен, противодействию коррупции. Принят федеральный бюджет на будущую трехлетку. На здравоохранение и социальную политику в бюджете заложены рекордные 22 триллиона рублей, увеличение МРОТ, индексация маткапитала по фактической инфляции. Госдума приняла целый пакет законов в защиту заемщиков в целях совершенствования регулирования микрофинансовых организаций, также одобрены инициативы, направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства, развитие цифровой экономики. Продлена дачная амнистия, созданы дополнительные правовые условия для снижения рисков дорожного движения и так далее. Также нельзя не упомянуть законы, связанные с развитием конституционных положений, в том числе, — об устройстве государственной власти, который модернизировал и актуализировал всю систему государственного управления», — уточнил Михаил Романов.
         Депутат также выразил удовлетворенность уровнем сотрудничества парламента и правительства, которое активно развивается в рамках правительственных часов, деятельности рабочих групп и при общественных слушаниях.
         «Руководство палаты уделяет огромное внимание консультационной и контрольной работе парламента. Потому так активно Государственная Дума ведет межведомственный диалог со всеми ветвями и уровнями власти, привлекает широкие круги экспертов и специалистов для обсуждения наиболее резонансных законопроектов, использует свои контрольные полномочия для мониторинга и надзора за исполнением принятых законов. Конструктивные межфракционные дискуссии также способствуют эффективному законотворчеству», — отметил Михаил Романов.
         Депутат рассказал, что новогодние недели намерен провести в родном Санкт-Петербурге. Сам Новый год парламентарий встретит дома в кругу семьи, на остальные праздничные дни намечены встречи с петербуржцами, объезд проблемных точек избирательной территории, посещение социальных учреждений, участие в благотворительных акциях.
 
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 22.12.21 20:16
         РЕГИОНАЛЬНЫЕ СУЛТАНЫ ПОЛУЧАТ ПРАВО НА ЛЮБЫЕ ВЫБОРЫ
         Единый день голосования 2022 года станет последним антипартийным экспериментом
 
Иван Родин
 
         Сахалинская дума 23 декабря рассмотрит поправки в областной устав, которые меняют систему ее выборов, сокращая долю партсписков в пользу округов. Сахалин идет на единый день голосования (ЕДГ) 2022 года вместе с пятью субъектами РФ, два из которых уже проводят такую департизацию. Это будет очередная и, видимо, последняя проверка готовности регионов к превращению в электоральные султанаты. В 2023-м заработает закон о публичной власти, разрешающий полностью отменять списочную часть заксобраний и увеличивать ее до любого политически необходимого размера.
         В облдуме созыва 2022-го останется 28 депутатов. Однако избираться они будут не как прежде – пополам напополам по партспискам и округам, а в пропорции четверть на три, то есть 7 списочников к 21 одномандатнику. Для этого на Сахалине меняют статью 15 Устава области, соответствующий документ значится в повестке заседания регионального парламента на 23 декабря. Следом за ним стоит еще один электоральный законопроект – о праве властей муниципалитетов устанавливать особенности своих избирательных систем. В местных СМИ идет информкампания в поддержку обеих инициатив. Лейтмотив – народные избранники должны быть ближе к народу хотя бы тем, что людям станут известны их имена. Звучит и такой аргумент: раз округов становится больше, то сокращается их размер, а значит, выборные кампании на компактных территориях будет проще проводить.
         Аналогичную пропагандистскую активизацию в последнее время можно было наблюдать и в медиасфере Удмуртии. Госсовет республики 21 декабря принял в третьем чтении законопроект о такой же частичной департизации. Нынешний созыв избран по смешанной пропорционально-мажоритарной системе: 30 списочников и 30 одномандатников.
         В 2022-м партийная квота сократится до 20 мест, то есть на округа отдается 40 мандатов. Таким образом, и в этом субъекте РФ придется проводить перенарезку территориальной схемы, а иными словами, дробить уже утвердившиеся электоральные вотчины.
         В начале декабря избирательную реформу к ЕДГ-2022 провели и в Саратовской области. В этом регионе департизацию проводят даже в еще более жестком варианте. Вроде бы подход общероссийский: отказ от соотношения 50 на 50% и переход к пропорции 25 на 75%, что в саратовских реалиях будет означать 10 списочников и 30 одномандатников. Правда, тут пришлось пойти на снижение общего количества депутатов, поскольку число 45 на четыре части без остатка не делится, а властям хотелось, чтобы все было красиво. Так вот под прикрытием этой красоты партиям отменили возможность составлять списки с общерегиональной частью, куда традиционно ставят лидеров. Это означает, что территориальную разбивку партсписка придется делать с привязкой к той или иной группе одномандатных округов, то есть де-факто перейти на мажоритарную систему полностью. Данные решения, очевидно, имеют только один смысл: максимально затруднить выборы для любого рода оппозиции.
         Таким образом, уже в трех из шести регионов, которые значатся в плане ЕДГ-2022, партиям предложено подвинуться в сторону. Пока нет сообщений из Краснодарского края и Пензенской области, где системы выборов также равносмешанные. Еще более любопытно будет посмотреть на действия властей Северной Осетии, 70 депутатов парламента которой избираются исключительно по партспискам. В данной северокавказской республике прежде продолжительное время действовала мажоритарная система, но не относительного, а абсолютного большинства, предполагавшая второй тур, если победитель сразу не набирал более 50%. Однако теперь именно партсписки позволяют этому субъекту РФ – одному из многих электоральных султанатов показывать высокие результаты поддержки «Единой России».
         Очевидно, что на укрепление таких султанатов направлена и одна из норм только что подписанного президентом закона о единой системе публичной власти. Часть 5 статьи 12 этого закона гласит, что «законом субъекта РФ может предусматриваться количество депутатов законодательного органа, которые избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством РФ о выборах». В оппозиции однозначно решили, что это означает полную отмену выборов по партспискам. Однако глава 2 закона, включающая в себя данную норму, вступит в силу лишь с 1 июня будущего года, так что регионы ЕДГ-2022 просто не успевают поменять свои правила.
         Собственно говоря, это, видимо, было и не надо, следовало провести последний антипартийный эксперимент. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев согласен, что «хотя в регионах решают местные проблемы, но там же заодно проверяют, насколько успешно губернаторы смогут обеспечить избираемость нужных одномандатников, причем в сложных для власти условиях». «Если губернатор не может обеспечить партию власти победой в заксобрание или вообще в гордуму, то и на думских выборах будут риски. Недовольство местной властью переносится и на федеральные кампании ЕР, а оппозиция будет придумывать все новые способы опрокидывающего голосования. Например, та же КПРФ может кинуть клич: «Голосуй за любую силу, кроме ЕР», или «Голосуй за самого сильного оппозиционного кандидата», – пояснил эксперт. По словам Калачева, «настают времена, когда для власти любой кандидат, чья победа не согласована, становится несистемным, даже если он от лояльных политических сил». То есть ключевой момент, подлежащий проверке в ближайшее время, – это умение губернаторов собрать админресурс, а главное – грамотно его применить.
         И в этой связи стоит отметить, что выборная норма закона о публичной власти вовсе не однозначно антипартийная. Она скорее о том, что соотношение списков и округов в каждом субъекте РФ может быть разным, то есть зависящим от текущей политической ситуации. Если региональные султаны будут справляться с менеджментом округов, если владельцы электоральных вотчин смогут не только обеспечивать свое избрание на местном уровне, но и делегировать поддержку избирателей вверх по вертикали, то на выборах могут быть только округа. Если где-то полную лояльность низовых элит в пользу ЕР обеспечить трудно, то будут списочные выборы, итоги которых легче «нарисовать». И понятно, что все эти варианты и сценарии будут своего рода накоплением данных перед решением о будущих выборах Госдумы. По мнению Калачева, ответ на вопрос, появится ли одномандатная новация на выборах в Госдуму созыва 2026 года, будет зависеть от нескольких факторов. Но главный проявится в 2024 году, когда станет ясно, насколько беспроблемно переизбрался действующий президент, к рейтингу которого привязан рейтинг ЕР.
 
КОММЕРСАНТ, 23.12.21
         АУДИТУ ПРОДЛИЛИ СРОК ГОДНОСТИ
         Работа по общественной оценке системы онлайн-голосования продолжится в следующем году
 
Елена Рожкова
 
         Публикация доклада о состоянии системы дистанционного электронного голосования (ДЭГ) в России, который к концу года должна была подготовить специально созданная экспертная группа общественного аудита, переносится на следующий год. Об этом "Ъ" сообщил руководитель группы аудита Григорий Мельконьянц. Причиной переноса, по его словам, стала потребность в дополнительной информации от разработчиков двух имеющихся систем ДЭГ — московской и федеральной. В столичной мэрии и Мосгоризбиркоме запросы от экспертов получили и готовят ответы. В Центризбиркоме обращение пока не видели, но, если оно поступит, тоже обещают предоставить информацию в рамках своей компетенции.
         Как сообщил "Ъ" глава экспертной группы общественного аудита ДЭГ, сопредседатель «Голоса» (движение внесено Минюстом в реестр иностранных агентов) Григорий Мельконьянц, презентация отчета о состоянии системы онлайн-голосования в России переносится на 2022 год.
         Причиной переноса стали запросы в связанные с ДЭГ структуры о предоставлении дополнительной информации для более полного анализа, пояснил он.
         «Группа по аудиту провела четыре очных заседания и три в дистанционном формате. На последней встрече мы решили, что не стоит торопиться публиковать до Нового года часть отчета, а лучше обстоятельно подойти к дискуссии и к работе с материалами. Мы сделали запросы в Мосгоризбирком, в ЦИК, в департамент информационных технологий Москвы, и ответы на них помогут обогатить наш доклад»,— рассказал господин Мельконьянц.
         По его словам, группа успела продуктивно обсудить несколько тем, в том числе:
         международные и российские стандарты, которым должны соответствовать системы ДЭГ;
         порядок составления достоверного списка «электронных избирателей»;
         вопросы идентификации и анонимизации;
         структуру кода программного обеспечения.
         «В следующем году продолжим проработку других вопросов, в том числе подведения итогов голосования,— пообещал Григорий Мельконьянц.— Нет задачи, чтобы наш отчет был либо за здравие системы ДЭГ, либо за упокой. Мы хотим аргументированно отобразить разные точки зрения в отчете, чтобы он стал сводом рекомендаций и ориентиром того, какой должна быть идеальная система онлайн-голосования».
         Напомним, группа аудита ДЭГ была создана вскоре после сентябрьских выборов в Госдуму. Поводом для этого послужило недоверие со стороны ряда политиков и экспертов к итогам ДЭГ в Москве, которые были опубликованы с задержкой и существенно скорректировали результаты выборов в пользу кандидатов, поддержанных властью. Организаторы ДЭГ в Москве со своей стороны дали понять, что проблемы были вызваны беспрецедентным количеством электронных избирателей (около 2 млн человек), а также возможностью переголосовать, которую специально ввели в московскую платформу, чтобы исключить голосование под административным давлением (опцией воспользовались около 300 тыс. человек). Впрочем, аудит должен был затронуть не только московскую систему ДЭГ, но и федеральную, с помощью которой осенью голосовали еще шесть регионов. Экспертная группа должна была начать работу после того, как другая техническая рабочая группа закончит перепроверку самих результатов ДЭГ в Москве. Доклад с итогами перепроверки эта группа представила 1 октября, однако, как ранее сообщал "Ъ", группа по аудиту начала работать только в конце ноября. Григорий Мельконьянц объяснил задержку тем, что оказывал помощь «коллегам, которых тоже признали иноагентами».
         В столичной мэрии запросы от группы по аудиту получили, сообщил "Ъ" один из разработчиков московской системы ДЭГ, начальник управления по совершенствованию территориального управления и развитию смарт-проектов правительства Москвы Артем Костырко: «Получили запрос для предоставления дополнительной информации, готовим ответы. Со стороны разработки мы открыты к обсуждению, участвуем во всех мероприятиях группы». Готовят разработчики дополнительную информацию и для технической группы, которая в своем докладе по итогам перепроверки результатов указала, что доступные для анализа данные были неполными и «на их основе нельзя провести самостоятельно все подсчеты, реализуемые алгоритмами системы ДЭГ».
         «Авторами первого доклада запрашивалась подготовка открытого стенда со всем функционалом системы. Мы его подготовили, протестировали и вскоре предоставим коллегам»,— пояснил господин Костырко.
         Запрос от группы по аудиту получили и в Мосгоризбиркоме. «Что есть в нашем распоряжении — предоставим. Мы, как всегда, открыты и готовы к конструктивному взаимодействию со всеми участниками избирательного процесса»,— сообщил "Ъ" зампред комиссии Дмитрий Реут. В Центризбиркоме запрос группы по аудиту пока не видели, сообщил "Ъ" зампред комиссии Николай Булаев. «Если поступит, ЦИК в рамках своей компетенции, конечно, даст ответы на вопросы,— пообещал он.— Но и сегодня ЦИК считает, что платформа ДЭГ, применяемая в Москве, успешно справляется с поставленными задачами, применялась на двух федеральных кампаниях, идет постоянная работа по оптимизации программного и технологического обеспечения».
         Отметим, что ранее Москва проводила выборы на собственной платформе на основании федерального закона об экспериментальном электронном голосовании в столице и профильного городского закона, действие которых истекает 31 декабря. На прошлой неделе в Госдуму был внесен законопроект, позволяющий субъектам РФ проводить региональные и муниципальные выборы на собственных платформах ДЭГ и утверждать свой порядок голосования. Федеральные выборы, согласно проекту, будут проходить по правилам Центризбиркома на единой платформе.
 
ГАЗЕТА.RU, 22.12.21 18:46
         «ЕМУ ДОВЕРЯЕТ ПРЕЗИДЕНТ». ГРЫЗЛОВА ОТПРАВЯТ ПОСЛОМ В МИНСК
         Борис Грызлов станет новым послом России в Белоруссии
 
Александр Ахтырко
 
         В Госдуме в среду поддержали кандидатуру Бориса Грызлова на пост нового посла РФ в Минске. Ожидается, что нынешний глава дипмиссии в Белоруссии будет отозван. Подробнее — в материале «Газеты.Ru».
         Новым послом России в Белоруссии станет глава Высшего совета «Единой России», полпред РФ в контактной группе по урегулированию ситуации на Украине Борис Грызлов — об этом 22 декабря пишет Znak.com со ссылкой на источник в Госдуме, где в среду данный вопрос обсуждался в закрытом режиме.
         По его данным, нынешний посол России в Минске — Евгений Лукьянов — будет отозван. Интересно, что он был назначен на эту должность совсем недавно, 25 марта 2021 года.
         «Грызлов — политический тяжеловес, человек с репутацией, ему доверяет президент. Поэтому его назначение демонстрирует важность сотрудничества между Россией и Белоруссией, говорит о еще большем сближении наших стран», — отметил собеседник издания.
         Он добавил, что «просто так на такие должности людей уровня Грызлова не назначают», и не исключил, что за этим назначением может последовать «создание общего парламента» двух стран.
         Позднее первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин подтвердил в беседе с РИА Новости информацию о согласовании кандидатуры Грызлова.
         «Да, поддержали», — приводит, в свою очередь, ТАСС слова своего источника.
         Согласно регламенту, профильные комитеты нижней палаты парламента участвуют в консультациях при назначении и отзыве президентом РФ дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях. Послы назначаются главой государства по представлению МИД России.
         Чем известен Грызлов
         71-летний Грызлов родился 15 декабря 1950 года во Владивостоке. С 2001-го занимал пост министра внутренних дел России, а в 2003-2011 годы был спикером Госдумы IV и V созывов.
         Является председателем Высшего совета партии «Единая Россия» c 20 ноября 2002 года, а также полномочным представителем РФ в контактной группе по урегулированию ситуации в восточной части Украины — с 26 декабря 2015 года.
         Уже в течение 18 лет ему приписывают ставшую крылатой фразу о том, что «парламент — не место для дискуссий». Согласно стенограмме заседания 29 декабря 2003 года, отвечая на вопрос депутата Елены Драпеко — как «Единая Россия» собирается поддерживать межфракционный внутриполитический диалог, если в члены совета Госдумы предлагается ввести не лидеров фракций, Грызлов сказал следующее:
         «Я считаю, что такой формат Совета Думы будет предполагать конструктивную законодательную деятельность. Мне кажется, что Государственная Дума — это не та площадка, где надо проводить политические баталии, отстаивать какие-то политические лозунги и идеологии, это та площадка, где должны заниматься конструктивной, эффективной законодательной деятельностью. У нас с вами есть возможность обсуждать вопросы во время парламентских слушаний. Безусловно, будет общение между лидерами фракций. И я думаю, что Совет Думы именно в таком формате будет работать наиболее конструктивно».
         Уровень поддержки «Единой России», по последним данным социологических служб, варьируется от 26% до 32%. Согласно исследованию ВЦИОМ, рейтинг партии оценивается в 27,7% (по версии Фонда «Общественное мнение» — 32%).