ВЕДОМОСТИ, 23.01.20

          КАК ПОПРАВКИ В КОНСТИТУЦИЮ ИЗМЕНЯТ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ СТРАНОЙ

          Какие властные институты потеряют свои полномочия, а какие – приобретут новые

 

          Внесенные Владимиром Путиным поправки к Конституции существенно меняют систему государственного управления путем перераспределения полномочий между разными органами власти.

          «Ведомости» проанализировали, кто что потеряет после вступления в силу этих поправок и кто что приобретет.

          Президент

          Что теряет

          1. Суть поправки:

          Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков.

          Что теряет:

          Возможность баллотироваться на третий срок.

          Что это меняет:

          До сих пор в Конституции содержалось небольшое, но важное уточнение: одному и тому же лицу было запрещено занимать должность президента более двух сроков «подряд». То есть не «подряд» занимать эту должность более двух сроков не запрещалось. Именно это слово позволило Владимиру Путину, в 2008 г. уступившему президентское кресло Дмитрию Медведеву, в 2012 г. вновь избраться на свой третий срок, а в 2018-м – на четвертый. Теперь слово «подряд» из Конституции исключается, а значит, любой следующий президент не сможет повторить этот трюк и после паузы вернуться в Кремль на третий срок.

          2. Суть поправки:

          Президент назначает вице-премьеров и министров несилового блока после их утверждения Госдумой по представлению председателя правительства. Президент не вправе отказать в назначении на должность вице-премьеров и министров, кандидатуры которых утверждены Госдумой.

          Что теряет:

          Полный контроль над формированием персонального состава правительства.

          Что это меняет:

          Сейчас все члены правительства назначаются указами президента. Формально – по представлению премьер-министра. Однако глава государства имеет полное право не назначить представленного премьером кандидата. И у премьера нет возможности заставить президента утвердить ту или иную кандидатуру. Поскольку формальных требований к процедуре представления кандидатов не существует, а президент и премьер обсуждают кандидатуры неформально и кулуарно, президент может назначить министром кого-либо по своему усмотрению: оспорить это решение премьер не может.

          Теперь же президент (по крайней мере, формально) вообще исключается из процесса отбора и утверждения вице-премьеров и министров: премьер сам вносит их кандидатуры в Госдуму, без каких-либо консультаций с президентом. И если депутаты выбор премьера одобрили, президент обязан своим указом назначить кандидатов на соответствующие должности. Этот новый порядок не касается только руководителей силовых ведомств.

          3. Суть поправки:

          Создается новый конституционный орган – Государственный совет, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов госвласти, определяет основные направления внутренней и внешней политики и приоритетные направления социально-экономического развития государства.

          Что теряет:

          Право единолично обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов госвласти и определять основные направления внутренней и внешней политики.

          Что это меняет:

          По действующей Конституции, только президент определяет «основные направления внутренней и внешней политики». Он же «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов госвласти». Поправки не лишают президента этих функций, но параллельно возлагают их еще и на Госсовет. Причем в тексте поправок сказано, что его «формирует» президент, но не сказано, что президент его «возглавляет» (как это указано про Совет безопасности).

          В тексте поправок конкретные полномочия Госсовета не прописаны, как не прописан и порядок его формирования – это должно быть впоследствии определено федеральным законом. Но если Путин после выборов следующего президента планирует занять пост председателя Госсовета, а закон о порядке его формирования будет приниматься еще при президентстве Путина, можно предположить, что этот новый орган будет наделен существенными полномочиями. А возглавлять его будет не президент. То есть в стране может появиться новый параллельный центр власти. Что существенно ослабит преемника нынешнего президента.

          4. Суть поправки:

          Президент консультируется с Советом Федерации по кандидатурам федеральных министров и служб, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, общественной безопасности.

          Что теряет:

          Возможность самовольно и без обсуждений с кем-либо назначать руководителей силовых ведомств.

          Что это меняет:

          Как и в случае с министрами несилового блока, формально сейчас президент назначает силовиков по представлению премьера (сейчас это не касается только руководителей федеральных служб, не являющихся членами правительства – например, СВР, ФСБ, Росгвардии). И волен назначить на должность министра обороны или внутренних дел своего кандидата (что сейчас фактически и происходит). Теперь появляется обязательный механизм консультаций с Советом Федерации, причем, как следует из буквы поправок, по кандидатурам не только министров, но и руководителей спецслужб.

          Эта поправка выглядит как пустая формальность: ведь члены СФ будут не утверждать, а всего лишь обсуждать кандидатуры силовиков. И назначение того или иного министра не ставится ни в какую зависимость от результатов этих обсуждений. Тем не менее тот факт, что Конституция накладывает на президента обязанность консультироваться с кем-либо по вопросам обороны и безопасности, которые по действующему Основному закону являются его исключительной прерогативой, можно расценить как декоративное, но все же покушение на его единоначалие по отношению к силовикам.

          Что приобретает

          5. Суть поправки:

          Президент вносит в Совет Федерации представление о прекращении полномочий судей Конституционного суда, судей Верховного суда, судей кассационных и апелляционных судов.

          Что приобретает:

          Возможность инициировать отстранение от должности судей всех важнейших инстанций.

          Что это меняет:

          Сейчас право прекращения полномочий судьи Конституционного суда также принадлежит Совету Федерации, однако сделать это он может только по представлению самого Конституционного суда, принятому большинством не менее двух третей голосов от числа действующих судей.

          Право лишения полномочий всех других судей принадлежит исключительно судейскому сообществу в лице Высшей квалификационной коллегии судей. Считалось, что это служило одной из важнейших гарантий независимости судебной власти. Теперь президент получает право самостоятельно инициировать увольнение судей. Причем не только Конституционного и Верховного судов, но также кассационных и апелляционных. То есть всех ключевых инстанций.

          6. Суть поправки:

          Президент имеет право обратиться в Конституционный суд с запросом о проверке конституционности федерального закона после его принятия Госдумой и одобрения Советом Федерации, но до вступления в силу.

          Что приобретает:

          Возможность заблокировать вступление в силу любого федерального закона даже в том случае, если Федеральное собрание преодолело вето президента.

          Что это меняет:

          Сейчас президент может отклонить любой федеральный закон, принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации. Однако Федеральное собрание может преодолеть вето, если за принятие закона повторно проголосует не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации и Госдумы. В этом случае президент обязан в течение семи дней подписать и обнародовать такой закон. Теперь у главы государства появляется еще один законный способ не допустить вступления в силу неугодного ему закона – обратиться в Конституционный суд. И если он не подтвердит конституционности этого закона, президент просто возвращает его в Госдуму. И только если КС встанет на сторону парламента, президент будет обязан подписать закон в трехдневный срок.

          Председатель правительства

          Что теряет

          1. Суть поправки:

          Премьер представляет президенту предложения о структуре правительства, за исключением случая, когда предшествующий премьер освобожден от должности президентом. В этом случае вновь назначенный премьер не представляет президенту предложения о структуре правительства.

          Что теряет:

          Премьер-министр, который назначен на этот пост не после выборов президента и не после отставки всего правительства, а после увольнения своего предшественника, не будет иметь возможности изменить структуру правительства, которая была утверждена президентом при предыдущем премьере.

          Что это меняет:

          Нынешняя Конституция не предусматривает возможность увольнения одного премьера без отставки всего правительства. В этом случае «с нуля» запускается процесс формирования нового правительства: кандидатура нового премьера вносится президентом в Госдуму, после утверждения он в недельный срок должен представить президенту предложения о структуре правительства и кандидатов на посты вице-премьеров и министров.

          Новые поправки дают президенту возможность уволить одного и назначить (после утверждения в Госдуме) другого премьера без изменения структуры правительства и без назначения новых вице-премьеров и министров. То есть такому премьеру придется работать с той структурой и с теми министрами, которые достались ему от предшественника. Ведь менять структуру и увольнять министров может только президент, а премьер (по букве поправок) не сможет даже инициировать их увольнение.

          2. Суть поправки:

          Не осуществляет руководство и не представляет в Госдуму кандидатуры руководителей силовых министерств и ведомств.

          Что теряет:

          Возможность представлять президенту кандидатов на должности министров силового блока.

          Что это меняет:

          Премьер и сейчас не руководит органами исполнительной власти, которые напрямую подчинены президенту. К ним закон о правительстве относит ведомства, ведающие вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, и войска национальной гвардии. Правительство лишь «координирует» их деятельность в рамках своих полномочий.

          Однако формально премьер все же представляет президенту кандидатов на должности министров силового блока. Теперь премьер лишается даже этого права. А президент может даже не обсуждать этот вопрос с премьером: консультироваться он будет с Советом Федерации.

          Что приобретает и одновременно теряет

          3. Суть поправки:

          Премьер представляет в Госдуму на утверждение кандидатуры вице-премьеров и министров, за исключением министров, подчиненных напрямую президенту.

          Что приобретает:

          Возможность самостоятельно, без согласования с президентом, предлагать Госдуме кандидатов в члены правительства.

          Что теряет:

          Возможность кулуарно формировать правительство вместе с президентом без учета мнения депутатов парламента.

          Что это меняет:

          Сейчас премьер уполномочен лишь представлять президенту кандидатов в члены правительства. Президент формально не обязан назначать именно тех кандидатов, которых представил ему премьер. При новом порядке президент будет обязан назначить тех министров, которых по представлению премьера утвердят депутаты. Причем премьер не обязан даже советоваться с президентом по кандидатурам. Что делает его менее зависимым от президента.

          С другой стороны, до сих пор премьер мог кулуарно, один на один, договориться с президентом по спорным кандидатурам. Теперь ему придется договариваться с Госдумой, которая состоит из 450 депутатов, поделенных на несколько фракций, у каждой из которых могут быть свои интересы. И ради их поддержки, возможно, делиться с ними постами в своем правительстве. Причем, даже если большинство в Госдуме будет контролировать одна партия (как сейчас), премьеру придется учитывать ее пожелания. И сталкиваться с ситуацией, когда депутаты по собственным политическим соображениям откажутся поддерживать кандидатуры наиболее одиозных, с их точки зрения, кандидатов. Это делает премьера более зависимым от нижней палаты парламента.

          Совет Федерации

          Что приобретает

          1. Суть поправки:

          Совет Федерации проводит консультации по предложенным президентом кандидатурам на должности руководителей силовых ведомств. Проводит консультации по предложенным президентом кандидатурам на должности прокуроров субъектов Федерации.

          Что приобретает:

          Возможность участвовать в процедуре назначения силовых министров и прокуроров регионов.

          Что это меняет:

          Сейчас никакого участия в этих процессах верхняя палата парламента не принимает. Силовых министров президент назначает по представлению премьера, а прокуроров субъектов Федерации – по представлению генпрокурора, согласованному с властями соответствующих регионов.

          Рекомендации СФ и в новых условиях не будут иметь обязательной юридической силы: сенаторы не смогут заблокировать какое-либо назначение. Поэтому в данном вопросе расширение полномочий сенаторов носит декоративный характер.

          2. Суть поправки:

          Совет Федерации по представлению президента прекращает полномочия судей Конституционного суда, Верховного суда, кассационных и апелляционных судов.

          Что приобретает:

          Право отстранять от должности судей ключевых инстанций.

          Что это меняет:

          Сейчас Совет Федерации назначает судей Конституционного и Верховного судов. Но отстранять судей КС от должности он может только по представлению самого КС. Теперь же СФ получает право через представления президента влиять на судебную власть. Причем отстранять от должности не только тех судей, которых сам назначает, но и судей кассационных и апелляционных судов.

          Что теряет

          3. Суть поправки:

          Президент имеет право обратиться в Конституционный суд с запросом о проверке конституционности федерального закона после его принятия Госдумой и одобрения Советом Федерации, но до вступления в силу. В случае признания закона неконституционным он возвращается в Государственную думу.

          Что теряет:

          Возможность преодолевать вето президента на принятые федеральные законы

          Что это меняет:

          Сейчас Федеральное собрание в лице Госдумы и Совета Федерации может преодолеть вето президента, если за принятие закона повторно проголосуют две трети членов каждой палаты парламента. После вступления в силу поправок депутаты и сенаторы больше не смогут преодолеть вето президента, если Конституционный суд по запросу президента признает закон противоречащим Конституции.

          Государственная Дума

          Что приобретает

          1. Суть поправки:

          Госдума по представлению премьера утверждает кандидатуры вице-премьеров и министров, за исключением министров силового блока.

          Что приобретает:

          Возможность влиять на персональный состав правительства.

          Что это меняет:

          Сейчас Госдума дает согласие лишь на назначение премьера. Далее членов правительства назначает своими указами президент. Теперь без утверждения Госдумой ни один вице-премьер или министр назначен быть не может. Причем в случае утверждения депутатами президент будет обязан назначить кандидата на пост своим указом.

          Правда, поправки в их нынешней редакции не дают депутатам права впоследствии выражать министрам вотум недоверия и таким образом добиваться их отставки.

          Что теряет

          2. Суть поправки:

          Президент имеет право обратиться в Конституционный суд с запросом о проверке конституционности федерального закона после его принятия Госдумой и одобрения Советом Федерации, но до вступления в силу. В случае признания закона неконституционным он возвращается в Государственную думу.

          Что теряет:

          Возможность преодолевать вето президента на принятые федеральные законы

          Что это меняет:

          Как и в случае с Советом Федерации, Госдума не сможет добиваться вступления в силу закона, если Конституционный суд по запросу президента признает его противоречащим Конституции.

          Конституционный суд

          Что приобретает

          1. Суть поправки:

          По запросу президента проверяет на соответствие Конституции федеральных законов после их принятия Госдумой и одобрения Советом Федерации, но до вступления в силу. По запросу президента проверяет конституционность законов субъектов РФ до их подписания высшим должностным лицом субъекта РФ.

          Что приобретает:

          Возможность не допускать вступления в силу федеральных и региональных законов.

          Что это меняет:

          Сейчас КС имеет право проверять на соответствие Конституции только те нормативные акты, которые уже вступили в законную силу. Теперь он получает право по инициативе президента влиять на принятие законов еще до того, как они начали действовать. Причем речь идет не только о федеральных законах, но и о законах субъектов Федерации. То есть по сути КС получает право влиять на региональное законотворчество.

          2. Суть поправки:

          КС решает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции.

          Что приобретает:

          Возможность блокировать применение на территории России решений, принятых на основе международных договоров и соглашений.

          Что это меняет:

          В соответствии со статьей 15 Конституции принципы и нормы международного права и международные договоры РФ имеют приоритет над российским законодательством. Это положение остается в силе, однако в статью 79 вносится поправка, в соответствии с которой можно признавать недействительными решения межгосударственных органов, принятых на основе этих договоров. Ранее КС уже признал возможным неисполнение отдельных решений Европейского суда по правам человека, если они противоречат Конституции. Теперь КС будет не только вправе, но и обязан рассматривать решения любых других международных организаций и органов на соответствие Конституции и блокировать их исполнение в случае признания противоречащими российскому Основному закону.

          Что теряет

          3. Суть поправки:

          Полномочия судей Конституционного суда прекращаются Советом Федерации по представлению президента в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

          Что теряет:

          Независимость в вопросе лишения судейских полномочий.

          Что это меняет:

          До сих пор инициировать отставку судьи Конституционного суда могли только сами судьи КС: они могли двумя третями голосов принять решение об обращении в Совет Федерации с представлением о лишении статуса своего собственного коллеги. Теперь президент и Совет Федерации могут сделать это вообще без участия судей КС.

          Прокуратура

          Прокуратура получает конституционное право на осуществление уголовного преследования в соответствии со своими полномочиями /Андрей Гордеев / Ведомости

          Что приобретает

          1. Суть поправки:

          Прокуратура получает конституционное право на осуществление уголовного преследования в соответствии со своими полномочиями.

          Что приобретает:

          Право проводить следственные действия.

          Что это меняет:

          После создания в 2011 г. самостоятельного Следственного комитета прокуратура лишилась права проведения следственных действий и уголовного преследования. Прокуратуре оставили лишь надзор за соблюдением законности. Ее это не устраивало, и все последние годы Генпрокуратура заявляла о целесообразности возвращения ей прежних функций. Теперь же ее право осуществлять уголовное преследование будет прописано в Конституции.

          Органы местного самоуправления

          Что теряют

          1. Суть поправки:

          Вместе с органами государственной власти входят в единую систему публичной власти.

          Что теряют:

          Независимость от системы государственной власти и в первую очередь – от губернаторов субъектов Федерации.

          Что это меняет:

          Конфликт между разными уровнями власти, и в первую очередь между губернаторами и мэрами крупных городов, носит системный характер. Первые всегда стремились подчинить себе мэров, а те сопротивлялись до последнего. Тем более что в Конституции прямо написано, что местное самоуправление (т. е. в том числе городские власти) «самостоятельно» и не входит в систему органов государственной власти, т. е. не должно напрямую подчиняться властям субъектов Федерации. За долгие годы противостояния губернаторы добились права влиять на назначение руководителей крупных городов, но системно эту проблему не разрешили. Теперь вводится новое конституционное понятие – «единая система публичной власти». Что это такое, в тексте поправок никак не разъясняется. И пока не понятно, как включение местного самоуправления в эту единую систему будет сочетаться со статьей о его самостоятельности, которую править не стали.

 

LENTA.RU, 23.01.20 18:54

          В Конституцию предложена «поправка Калягина — Пиотровского — Мацуева»

 

          В рабочей группе по подготовке предложений об изменениях в Конституцию России предложили внести в Основной закон поправку о культуре. Об этом в четверг, 23 января, сообщает РАПСИ.

          Авторами поправки выступили художественный руководитель театра «ET CETERA» Александр Калягин, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и пианист Денис Мацуев. Они предложили закрепить в Статье 70 (о флаге, гербе, гимне и столице) статус культуры.

          Соответствующий пункт, которым предлагается дополнить статью, по мнению авторов поправки, должен звучать так: «Культура России является уникальным наследием многонационального народа. Она поддерживается и охраняется государством».

          23 января Государственная Дума одобрила в первом чтении законопроект о поправках в Конституцию.

          Президент России Владимир Путин внес на рассмотрение парламентариев соответствующую инициативу 20 января. Глава государства предлагает внести изменения в 22 статьи основного закона, положения первой и второй глав останутся в неизменном виде.

 

LENTA.RU, 23.01.20 16:30

          Путин предложил провести встречу с лидерами Китая, США, Франции и Великобритании

 

          Президент Владимир Путин в ходе визита в Израиль предложил в 2020 году провести встречу лидеров России, Китая, США, Франции, Великобритании. Об этом сообщает ТАСС в четверг, 23 января.

          По его словам, страны-основательницы Организации Объединенных Наций должны показать пример в борьбе с антисемитизмом. Он подчеркнул, что эти пять стран «несут особую ответственность за сохранение цивилизации».

          Российский лидер отметил, что уже обсудил эту идею с некоторыми коллегами, и получил положительные отклики. Путин также подчеркнул, что встреча, посвященная мировым проблемам, может быть организована в любой точке мира.

          Ранее в четверг Владимир Путин приехал на Форум памяти Холокоста в Иерусалиме, где обменялся рукопожатиями с президентом Франции Эммануэлем Макроном и принцем Уэльским Чарльзом. При этом как отмечается в Telegram-канале RIA_Kremlinpool, российский лидер прошел мимо вице-президента США Майка Пенса.

          Также в ходе визита Путин открыл в центре Иерусалима монумент «Свеча памяти», посвященный подвигу жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны, и встретился с матерью осужденной в России за контрабанду гашиша израильтянки.

 

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 23.01.20 19:55

          ДЕПУТАТЫ ОБЪЕДИНИЛИСЬ ВОКРУГ ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ

          Начинается подготовка к общероссийскому голосованию за инициативу президента

 

Иван Родин

 

          Госдума единогласно приняла в первом чтении президентский проект закона о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». Оппозиционные фракции оговорили поддержку условием одобрения их поправок, тем самым сохранив лицо. И теперь все внимание обращено на механизм «общероссийского голосования» по этой инициативе Владимира Путина. Похоже, что это будет некая разовая процедура, напоминающая то ли выборы, то ли референдум в лайт-версии.

          Понятно, что требования оппозиционеров в дальнейшем обязательно рассмотреть и даже принять их поправки – это не более чем политический реверанс в сторону своего электората. То есть попытка объяснить избирателям такие результаты голосования по поправкам Путина: 432 – «за», а «против» и воздержавшихся нет. Второе чтение запланировано на 11 февраля.

          Сама процедура обсуждения много времени у Госдумы не заняла, при этом именно по ее ходу стало понятно, что перспектива последующей корректировки законопроекта маловероятна. Можно предположить, что появятся только уточнения за подписью президента – и вот они будут приняты. Такой вывод напрашивается из ответов главы комитета по госстроительству Павла Крашенинникова на вопросы, например, депутатов из КПРФ. Он не сделал ни малейшего намека на то, что какие-то из их требований могут быть учтены. Однако главным заявлением Крашенинникова стало официальное опровержение: «Поправки о самороспуске (Госдумы) нет и не будет. Этого нет, из текста это не вытекает».

          Кстати, коммунисты почти в полном составе поддержали конституционную реформу Путина, хотя процент уклонившихся от нажатия кнопок у них самый большой. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов в своей речи объяснил поддержку тем, что полного ремонта Конституции в ближайшее время стране все равно не избежать. При этом в выходные левые движения намерены провести акции протеста против разворачивающегося «конституционного переворота» и требовать организации референдума.

          Политическую и правовую грамотность отчетливо проявила «Единая Россия». Лидер фракции Сергей Неверов прямо сказал, что ко второму чтению единороссы подготовили не поправки, а вопросы, которые в том числе касаются «самой процедуры всенародного голосования, роли и места Госсовета как института власти, а главное – вопрос о более императивной норме по отношению к федеральным законам в части индексации социальных выплат и пенсий». Этот перечень будет передан официальному представителю президента в ГД Гарри Минху и, конечно, в рабочую группу по подготовке поправок.

          23 января та как раз собралась на очередное заседание, где со своими идеями о «общероссийском голосовании» выступила председатель ЦИК РФ Элла Памфилова. Она договорилась до следующего: «Я думала о терминах, чтобы не было путаницы. Давайте введем термин «эксклюзивная, разовая, уникальная акция», чтобы не было путаницы, чтобы не было ссылок на действующее законодательство». Тем не менее, по ее мнению, в этой процедуре должно быть многое и от выборов президента, и от референдума, который в данном случае, уверена Памфилова, совсем не кстати. Наблюдение за будущим голосованием, по ее словам, могли бы организовать общественные палаты – как федеральная, так и региональные, а вот видеонаблюдение, заявила Памфилова, это будет слишком дорого. При этом ЦИК против электронной формы голосования по поправкам к Конституции, но не видит особой проблемы в том, чтобы приход граждан на участки состоялся в будний день.

          За происходящим в парламенте следили и авторы влиятельных общественно-политических Telegram-каналов. «Главное событие дня - единогласное принятие Госдумой в первом чтении президентских поправок в Конституцию. Заметим, что на сей раз инициативу Президента Путина поддержала даже фракция КПРФ в полном составе, - отмечают авторы «Мюсли вслух». - Конституция появилась на свет с неизлечимой родовой травмой - увы, такое неизбежно, когда акушером выступает танкист. Как мы не раз говорили, её главная беда не в том, что она сверхпрезидентская (это не так), а в том, что недопарламентская. Санация этого дефекта вряд ли возможна, ибо не нужна самим парламентариям: ведь она означала бы превращение депутатства из синекуры в тяжёлый труд. Однако Президент Путин, думая, как выстроить систему, стабильно работающую независимо от персоналий, пришёл к решению расширить полномочия коллективных органов власти. Прежде всего увеличивается роль ГосДумы и Совета Федерации. Думается, на сегодня президентские поправки - максимально возможный шаг в правильном направлении, а дальнейшее развитие время покажет».

          «Впереди нас ждет еще несколько этапов обсуждения и всероссийское голосование, - напоминает «Мейстер». - Вероятно, какие-то формулировки будут уточняться и шлифоваться, но общий вектор понятен: президент думает о перспективах страны на десятилетия вперед и хочет зафиксировать уже достигнутые результаты. Именно на это направлена реформа. В целом поправки можно разделить на две части: социальные и политические. Чтобы привязать МРОТ к минимальной зарплате, совершенно не нужно править Конституцию, да и для индексации пенсий это тоже не обязательно. Правки необходимы, чтобы закрепить эти и другие социальные гарантии государства, которые и выполняться-то стали только при Путине. Чтобы об этих гарантиях не забыли и после него, лет через 10 в период какого-нибудь очередного мирового финансового кризиса. Тоже самое и с донастройкой политической системы, она должна обеспечить дальнейшую стабильность и развитие страны на десятилетия вперед».

 

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 23.01.20 21:27

          КОММУНИСТЫ АТАКУЮТ ГОСДУМУ СВОИМ НАРОДНЫМ ФРОНТОМ

          К выборам КПРФ намерена стать аккумулятором для всех левых сил

 

Дарья Гармоненко

 

          По информации «НГ», президиум ЦК КПРФ принял решение создать рабочую группу по разработке концепции Народного фронта (НФ) на современном этапе политической борьбы партии. Коммунисты отмечают, что уже вскоре может быть создана новая левая организация, которая объединит все политические силы соответствующей ориентации. Возглавит НФ скорее всего сам лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Как стало известно «НГ», доклад о концепции фронта будет представлен к пленуму ЦК, намеченному на 21 марта. Эксперты отмечают, что создание такого движения перед выборами в Госдуму выглядит как удачный политтехнологический ход.

          С докладом по перспективам образования НФ на президиуме выступил зампред ЦК КПРФ Дмитрий Новиков. Как сообщает сайт партии, в обсуждении вопроса приняли участие все первые лица, в том числе и Зюганов. Было принято и постановление, устанавливающее основные этапы и даты этой организационной работы.

          Новиков пояснил, что «власть эксплуатирует популярное название – Народный фронт, но отношения к нему не имеет». По его словам, НФ исторически – это массовое движение левых организаций. Вот и сейчас оно должно аккумулировать сторонников левопатриотической идеи, тех, кто «выступает за альтернативную власти повестку». Зампред ЦК заявил «НГ»: «Мы готовимся сформулировать идейно-политические принципы того, на какое объединение нужно вести дальше левые силы, чтобы имеющаяся практика подкреплялась твердыми договоренностями».

          Первые результаты наработок группы должны появиться к концу марта – к пленуму ЦК. По словам Новикова, драйвером НФ, конечно, будет сама КПРФ. Тем более что объединение вокруг партии других левых структур уже зарекомендовало себя, например, на акциях против пенсионной реформы. При этом Новиков пояснил, что НФ в версии КПРФ нельзя считать чисто предвыборным проектом: «В повестке дня НФ будет много других вопросов: прежде всего это отработка программы преобразований в стране и альтернативного пути ее развития. То есть начинаем с программы, затем отрабатываем кадровый состав, потому что одна из целей НФ – стать массовой базой для правительства народного доверия, формирования которого мы будем требовать по примеру кабинета Примакова–Маслюкова». Новиков заметил, что КПРФ, как и любая оппозиционная партия, готова действовать на смену власти, а так как это может произойти в любой момент, то коммунисты намерены быть готовыми к любым поворотом.

          При этом Новиков заявил, что схожесть названий будущего коммунистического НФ и провластного Общероссийского народного фронта (ОНФ) их не смущает. Тем более что левый Народный фронт, видимо, все-таки не будет регистрироваться в качестве юридического лица.

          Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев сообщил «НГ», что пока действительно создана рабочая группа по выработке тактики, стратегии и условий для объединения народно-патриотических сил, которая займется идеологической базой и программой такого объединения. Зюганов дал рабочей группе срок до мартовского пленума предоставить наработки по созданию именно всероссийской организации.

          Соловьев отметил, что в рабочую группу кроме идеологов и партийных журналистов вошли и юристы, которые разработают проект оргструктуры, устав и т.д. В итоге коммунисты создадут координационную структуру и формат для вступления на объединенную платформу всех левых. Центром идеологической концепции НФ станет действующая программа КПРФ. По мнению Соловьева, НФ создается прежде всего под выборы в Госдуму.

          Возглавить новую организацию, по мнению Соловьева, с учетом всей серьезности сложившейся ситуации в стране должен непосредственно лидер КПРФ. Под руководителем НФ должен быть координационный совет представителей левых сил. Секретарь ЦК напомнил, что при этом название для новой левой организации позаимствовано не у власти, а из истории левых фронтов в 30-е годы, когда европейские компартии для борьбы с фашизмом и создавали широкие народные фронты. «А сейчас мы создаем этот фронт под выборы именно для борьбы с нашим режимом», – заявил Соловьев. При этом он уточнил, что название «Народный фронт» – пока все-таки рабочее.

          Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», что действия КПРФ похожи на желание опередить власть, которой тоже, очевидно, надо будет создавать широкое объединение вокруг «Единой России» – для чего будут нужны и ОНФ, и движения волонтеров, и общественники, и профсоюзы. «В самой концепции Народного фронта нет ничего нового, это все взято у предшественников. Очевидно, что КПРФ хочет попытаться инкорпорировать разные левые организации, которые не готовы вливаться в саму партию, но концепция в принципе интересная», – отметил эксперт.

          Он, правда, подчеркнул, что поскольку КПРФ в Госдуме только что проголосовала вместе со всеми за поправки в Конституцию, то есть осталась в консенсусе с властью, то в связи с этим у коммунистов перед выборами вполне могут появиться проблемы с политической самоидентификацией. И тут как раз возникает прекрасная возможность растворить все проблемы в широком объединении, где будет «каждой твари по паре» – от пресловутого «Левого фронта» до каких-нибудь независимых левых профсоюзов.

          «В принципе идея неплохая, вполне перспективная, технологичная. Все зависит от качества исполнения. Но КПРФ даже после создания НФ может рассчитывать все же лишь на традиционный левый электорат, а вот на общепротестный – вряд ли. Во-первых, название НФ в принципе приватизировано президентом Владимиром Путиным, во-вторых, широкие организации левого толка – это возвращение к теме 30-х годов, о которых никто уже и не помнит, а в-третьих, для «сердитых горожан» никакой притягательности в слове «фронт» нет. Поэтому партия может лишь расширить свое присутствие в левом спектре, подмяв другие организации, в том числе, возможно, как спойлеров, так и такую думскую партию, как, например, «Справедливая Россия».

          В общем, считает Калачев, НФ – «это ответ коммунистов на ОНФ, некий троллинг власти и вместе тем демонстрация точки сборки всех левых сил, что уже дает возможность выйти за рамки электоральной резервации». Впрочем, предположил он, может быть, КПРФ таким образом готовится и к тому, что блоки все-таки разрешат, то есть это задел на будущее.

 

КОММЕРСАНТ, 24.01.20

          К ТАНКОВОЙ ПАРТИИ ДОБАВИТСЯ КОСМЕТИЧЕСКАЯ

          Список новых партийных проектов продолжает расширяться

 

Мария Макутина,

Ангелина Галанина,

Андрей Винокуров

 

          Как стало известно "Ъ", 1 марта пройдет учредительный съезд новой партии, которую возглавит основатель и владелец компании Faberlic Алексей Нечаев. Предполагается, что это партия право-либерального толка, ориентированная на городскую молодежь, название пока не разглашается. Это уже третий новый партийный проект за последнее время: первым о создании движения «За правду!» объявил писатель Захар Прилепин. Учредительный съезд движения намечен на 1 февраля, на нем же «За правду!» может быть переформатировано в партию. В начале 2020 года о создании «Партии прямой демократии» сообщил экс-директор по продукту World of Tanks компании Wargaming.net Вячеслав Макаров. По его словам, сейчас партия создала уже 36 инициативных групп в регионах из 43, необходимых для регистрации.

          Предприниматель Александр Даванков, бывший совладелец компании Faberlic, рассказал "Ъ" о создании новой правой партии, съезд которой намечен на 1 марта. По его словам, документы для проведения съезда были поданы в декабре прошлого года, председателем новой партии будет владелец Faberlic Алексей Нечаев. После регистрации партия рассчитывает принять участие в выборах разного уровня в более чем 20 регионах в Единый день голосования 13 сентября, а затем и в выборах Госдумы.

          О создании партии знают в администрации президента (АП), заявляет источник "Ъ", близкий к Кремлю. По его словам, проект обсуждался с прошлого года, а новая партия рассчитана на «городской образованный средний класс, на аудиторию 18-30 лет, которую в том числе можно перехватить у протестной улицы». В свою очередь, Александр Даванков считает, что у партии будет «свой избиратель»: молодежь, которая сейчас не представлена в политике. Отметим, господин Даванков, который намерен возглавить исполком новой партии — старший брат Владислава Даванкова, заместителя генерального директора АНО «Россия — Страна Возможностей» (курируется АП. — "Ъ").

          Компания Алексея Нечаева Faberlic основана в 1997 году, представлена более чем в 20 странах, выручка по итогам 2018 года — 28 млрд руб. (по данным РБК). Сам господин Нечаев является членом центрального штаба ОНФ, ранее он уже занимался общественными проектами — например, в 2009 году стал соучредителем общественной экологической организации ЭКА.

          В российском обществе есть запрос на правую партию, такой партии нет сейчас в Госдуме, считает политтехнолог Владимир Перевозчиков. По его словам, последние выборы в Москве показали, что либеральный электорат в больших городах существует. В то же время политолог Виталий Иванов не видит оснований ожидать, что партия господина Нечаева станет успешнее предыдущих похожих проектов: по его словам, со времен «Союза правых сил» «ни один околовластный квазилиберальный проект не был успешным».

          Напомним, ранее о создании движения «За правду!», его возможном переформатировании в партию и намерении участвовать в региональных и думских выборах заявил писатель Захар Прилепин. 1 февраля должен состояться учредительный съезд движения господина Прилепина, и решение о создании партии может быть принято на нем. Новое движение — инициатива Захара Прилепина и экс-спонсора «Справедливой России» Александра Бабакова, часть источников "Ъ", близких к АП, считает, что патриотический проект господина Прилепина может быть перспективным.

          Кроме господина Прилепина, о создании партии две недели назад объявил экс-директор по продукту World of Tanks компании Wargaming.net Вячеслав Макаров. Его «Партия прямой демократии» намерена выдвигать своих кандидатов в Госдуму в 2021 году и уже создала 36 инициативных групп в регионах из 43 необходимых для регистрации. Об этом "Ъ" сообщил член оргкомитета партии, совладелец компании GR-Consulting S.r.l (Сан-Марино) Тимофей Шевяков. Съезд партии запланирован на 5 марта. «Мы уверены, что оставшиеся отделения будут сформированы до съезда»,— заявил господин Шевяков. Инициативные группы «Партии прямой демократии» уже созданы, в частности, в Дагестане, Коми, Крыму, Мордовии и Якутии. «Наши представители в регионах — самые разные люди, мужчины и женщины от 20 до 55 лет, разных профессий и политических убеждений — от коммунистов до либертарианцев»,— рассказал "Ъ" господин Шевяков.

          «Сеть геймеров World of Tanks может позволить быстро создать свои представительства в регионах,— говорит глава фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский.— Важно, сумеет ли партия в короткие сроки получить регистрацию. В последние годы ничего подобного не происходило, количество партий только сокращалось». Если съезд партии пройдет успешно, и она будет зарегистрирована, это можно будет считать свидетельством поддержки проекта Кремлем, считает политолог: «Тогда можно будет ожидать, что аналогичную поддержку получат еще несколько такого рода инициатив». Господин Бадовский предполагает, что на осенних выборах может быть протестирован «целый набор новых малых партий» на предмет их способности консолидировать различные группы протестного электората и оттянуть голоса у парламентской оппозиции. Ранее "Ъ" сообщал, что администрация президента поводила исследования потенциально интересных избирателям политических программ. По мнению ряда экспертов, близких к АП, нынешняя партийная система не полностью отображает взгляды граждан, а малые партии могут помочь решить эту проблему, а заодно косвенно поддержать «Единую Россию» на выборах в Госдуму, оттянув часть протестных голосов. Впрочем, другой источник "Ъ" в АП считает, что партийная система РФ устойчива и без новых партийных проектов.

 

ИЗВЕСТИЯ, 24.01.20

          ПРОВЕРЯЙ, НО ИСКЛЮЧАЙ: ЗА ГОД В РОССИИ ЛИКВИДИРОВАЛИ ДЕВЯТЬ ПАРТИЙ

          За этот же период Минюст РФ отказал в регистрации 12 политическим силам

 

Максим Ходыкин

 

          В минувшем году решениями Верховного Суда свою деятельность в России завершили девять политических партий. Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе Минюста. О возможности оптимизации партийной системы страны еще в 2016 году высказывался Владимир Путин. По мнению экспертов, недавнее послание президента Федеральному собранию актуализировало не только вопрос обновления государственных институтов, но и реформирования партийно-политической системы.

          Ушли в минус

          В 2019 году в России, несмотря на смягченные несколько лет назад условия регистрации партий, прекратил свою деятельность целый ряд политических сил.

          — С января 2019 года на основании решений Верховного Суда Российской Федерации о ликвидации политических партий в связи с несоблюдением требований, предусмотренных статьей 37 закона «О политических партиях», из Единого государственного реестра юридических лиц исключено девять политических партий, — сообщили «Известиям» в Министерстве юстиции.

          В списке ушедших с политического горизонта оказались, в частности, «За женщин России», «Союз горожан» и «Альянс зеленых». В 2020 году назначены судебные разбирательства о ликвидации «Трудовой партии России», партии «Против всех» и общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы «Инвалиды войны». Решение о ликвидации одной из партий было принято Верховным судом в связи с отсутствием у нее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ.

          О сокращении количества партий призывал подумать в 2016 году и президент Владимир Путин.

          — И поскольку очевидным стал расклад политических сил, это дает нам возможность сейчас поговорить о какой‑то оптимизации. Но, повторяю еще раз, только это должны быть такие шаги, которые саму суть демократии как волеизъявление народа не должны подрывать, — сказал глава государства, подводя итоги думской кампании.

          Российские лидер высказал мнение, что наличие большого количества партий является признаком демократии, но необходимо изучить опыт других стран и подумать об оптимизации системы, поскольку количество политических сил не всегда отражает представленность интересов граждан.

          Между тем сами партии по большей части к оптимизации не стремятся. Самостоятельно начала процедуру ликвидации в 2019 году только «Демократическая правовая Россия» — такое решение было принято на партийном съезде. Более того, число политических объединений, подавших документы на регистрацию, превышает количество ликвидированных. На конец декабря 2019 года в России были зарегистрировано 53 политические партии. В пресс-службе Минюста уточнили, что за последний год было подано 12 заявлений о государственной регистрации политических партий, однако всем им было отказано.

          Заявки, в частности, поступали от Партии народного социализма, Федеральной политической партии Метагалактической Гражданской Конфедерации России, «Силы России», «Другой России», Всероссийской политической партии «Содружество» и «России будущего». Кроме того, заявления подавались Социально-консервативной партией России (дважды), Консервативной партией России, политической партией «Достоинство», Всероссийской народно-патриотической партией «Победа» и Антикризисной партией.

          Чего-нибудь новенького

          В 2012 году, учитывая запрос на новые политические силы, в России были смягчены требования по созданию партий. Это привело к тому, что их количество увеличилось с семи до семи десятков, отмечают эксперты.

          — Максимально уменьшив «порог входа» в партийную систему, законодатель сохранил нормы, позволяющие ликвидировать партии по решению суда за недостаточную активность и географию участия в выборах в течение семи лет. Это логично, ведь одно из важных отличий партии от другого общественно-политического объединения — это борьба за власть, то есть выдвижение кандидатов на выборы, — пояснил «Известиям» директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов.

          По словам эксперта, семилетний срок подошел к концу как раз в прошлом году, что и вызвало сокращение количества партий. Подтверждают это и в Минюсте.

          При этом политологи уверены, что в обществе сохраняется серьезная потребность в обновлении «партийного списка».

          — Существует запрос на партию нового поколения, на молодежную партию, на экологов. Хотя, думаю, что запрос на экологов смогут удовлетворить программы существующих партий. Партия жителей мегаполисов, ориентированных на европейские ценности, тоже имеет свой электорат, — предположил в беседе с «Известиями» политолог Константин Калачев.

          Тренд на «нишевизацию» партийного поля очевиден. Взять хотя бы недавнее заявление одного из авторов World of Tanks Вячеслава Макарова о планах по созданию Партии прямой демократии. Целевой аудиторией этой политической силы могла бы стать молодежь, поскольку одной из ее особенностей будет мобильное приложение, основанное на технологии блокчейн.

          Впрочем, как подчеркнул Константин Калачев, если бы лидеры «Единой России» и КПРФ решились на ребрендинг, это смогло бы удовлетворить большую часть «неохваченного» населения. Согласен с этой позицией и эксперт Центра политической конъюнктуры России Олег Игнатов.

          — На мой взгляд, самый интересный сейчас вопрос — не новые партии, а трансформация «Единой России» и стратегия ее председателя (руководителем ЕР остается Дмитрий Медведев. — «Известия»), — заверил эксперт.

          Политологи считают, что к парламентским выборам в стране могут появиться новые проекты, но смогут ли они добиться успехов, зависит не только от них. По словам Александра Пожалова, запрос на появление малых партий в парламенте есть, но пока они не обладают достаточными ресурсами и потенциалом. Эксперт отметил, что в нынешних условиях малые партии лишь оттягивают голоса у крупных игроков и конкурируют друг с другом, но явного лидера среди них нет.

 

КОММЕРСАНТ, 23.01.20 18:07

          ЭЛИСТЕ НЕ ОСТАВИЛИ ВЫБОРОВ

          Городское собрание отказалось согласовать референдум о системе власти в столице Калмыкии

 

Наталья Глухова

 

          Элистинское городское собрание отклонило инициативу проведения референдума о прямых выборах мэра из-за несоответствия представленного вопроса законодательству. На том же заседании депутаты решили разделить должности главы города, которого они будут избирать из своего состава, и главы администрации города, которого будет выбирать конкурсная комиссия. Сейчас и. о. главы Элисты — бывший высокопоставленный чиновник Донецкой народной республики (ДНР) Дмитрий Трапезников, назначенный в сентябре прошлого года главой Калмыкии Бату Хасиковым. В городе пятый месяц проходят акции протеста, связанные в том числе и с назначением господина Трапезникова. Член инициативной группы референдума о выборах главы города Бадма Бюрчиев заявил "Ъ", что будет обжаловать в суде отказ депутатов горсобрания.

          Элистинское городское собрание большинством голосов отклонило предложение провести местный референдум о прямых выборах мэра, так как, по мнению депутатов, вопрос, предлагаемый для вынесения на голосование, не соответствует законодательству. Напомним, 31 декабря избирательная комиссия Элисты направила в городское собрание ходатайство о проведении референдума по вопросу «Согласны ли вы, что глава Элисты должен возглавлять администрацию города и избираться на прямых выборах?».

          Сейчас должность и. о. главы Элисты занимает Дмитрий Трапезников. Господин Трапезников с 2016 года работал в правительстве самопровозглашенной ДНР, в частности в должности первого вице-премьера, а после убийства Александра Захарченко 31 августа 2018 года несколько дней исполнял обязанности главы ДНР. Вскоре после этого ему пришлось покинуть ДНР. 26 сентября прошлого года он был назначен и. о. главы Элисты главой Калмыкии Бату Хасиковым, избранным на выборах 8 сентября. Господина Хасикова на выборах главы республики поддержали 82,5% участников голосования, но его первые кадровые решения оказались непопулярны.

          Так, назначение бывшего главы Калмыкии Алексея Орлова в Совет федерации и назначение господина Трапезникова на пост главы Элисты привели к росту протестных настроений и митингам. Митинги на площадях проходили уже шесть раз, помимо этого, 23 декабря прошлого года был организован «онлайн-митинг» (так его организаторы назвали стрим выступлений активистов в YouTube). Самая многочисленная уличная акция собрала, по оценкам участников, около 4 тыс. человек. Население Элисты составляет около 100 тыс. человек.

          Господин Трапезников остается исполняющим обязанности главы Элисты, пока городское собрание меняет правовые нормы об управлении столицей региона. Так, 19 ноября 2019 года был принят закон Республики Калмыкия, который гласит, что глава города избирается городским собранием и исполняет полномочия его председателя, а главу администрации города назначает конкурсная комиссия. Фактически это означает разделение должности главы. 21 января депутаты горсобрания внесли эти поправки в устав города. Новая редакция должна вступить в силу после одобрения изменений Минюстом и публикации на официальных порталах. Сразу после этого депутаты выберут главу и примут участие в назначении конкурсной комиссии.

          Инициаторы референдума о прямых выборах главы Элисты разделение должностей не поддерживают.

          По словам главы городского собрания Николая Орзаева, вопрос, который они предложили вынести на референдум, не соответствует законодательству, это признали большинство депутатов, за исключением двух от «Справедливой России». «Инициативная группа, по существу, задала два вопроса, на которые можно дать разные ответы, а это нарушение закона о референдуме»,— считает господин Орзаев. Он обращает внимание на то, что в первой части вопроса избирателям предлагалось высказаться об объединении постов главы города и главы администрации, а во второй — о прямых выборах: «Проведение местного референдума по вопросу структуры и порядка избрания главы города невозможно, это относится к исключительной компетенции представительного органа».

          Во фракции «Справедливой России» в горсобрании с господином Орзаевым не согласны: «Проведение прямых выборов мэра — это позиция партии. Мы согласны, что вопрос состоит из двух вопросов, но они не предполагают возможность множественного толкования, на них можно ответить однозначно»,— заявил "Ъ" справорос Павел Манжиков.

          Представитель инициативной группы референдума Бадма Бюрчиев рассказал "Ъ", что отказ городского собрания активисты будут обжаловать в суде:

          Нас, членов инициативной группы, на заседание не пустили, сославшись на регламент. Мы ждем обоснования принятого решения в письменном виде, чтобы сформулировать конкретные претензии и после этого обратиться в суд. На наш взгляд, референдум должен состояться».

          Политолог Ростислав Туровский считает, что проведение референдума маловероятно: «У нас так не принято делать, тем более что горсобрание фактически признало Трапезникова (в качестве кандидата в сити-менеджеры.— "Ъ"), и депутатам некуда отступать». Впрочем, если общество будет активнее выступать за изменение порядка управления городом, модель местного самоуправления, может быть, и не поменяется, но вопрос о замене Трапезникова как фигуры непопулярной может быть вновь поднят, говорит политолог.