ВЕДОМОСТИ, 24.01.23
          РЕГИОНАЛЬНЫХ ДЕПУТАТОВ БУДУТ ЛИШАТЬ ПОЛНОМОЧИЙ В СЛУЧАЕ ПРОПУСКА ЗАСЕДАНИЙ В ТЕЧЕНИЕ ПОЛУГОДА
          Это обосновывается тем, что некоторые депутаты уехали за границу
 
Елена Мухаметшина
 
          Муниципальных и региональных депутатов будут лишать полномочий, если они в течение полугода без уважительной причины не посещали заседания. Такую поправку одобрил 23 января комитет Госдумы по госстроительству. Авторами стали председатель комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению (МСУ) Алексей Диденко из ЛДПР и член комитета Госдумы по безопасности Дмитрий Савельев из «Единой России». Диденко аргументировал внесение изменений тем, что многие депутаты уезжают за границу.
          Еще в мае 2022 г. комитет по госстроительству готовил схожую поправку в закон об МСУ – тогда муниципальных депутатов предлагали лишать полномочий, если они дважды прогуляли заседания совета депутатов без уважительной причины. Но поправка не была рассмотрена, поскольку принятие нового закона о МСУ было отложено. В сентябре 2022 г. новосибирский горсовет принял обращение к депутатам Госдумы, в котором просил разрешения лишать полномочий коллег, которые больше полугода находятся за границей, а поводом для обращения стал отъезд за границу депутатов горсовета Сергея Бойко и Хельги Пироговой.
          Зарплата для спикеров
          Председатели всех заксобраний после принятия поправок будут осуществлять полномочия на профессиональной основе. Крашенинников сказал, что сейчас в 11 регионах спикеры могут работать на непостоянной основе.
          Поправка продиктована тем, что представительные органы нескольких муниципалитетов оказывались неработоспособными из-за отсутствия кворума, в том числе во время бюджетного процесса, говорит председатель экспертного совета Союза российских городов Андрей Максимов: «Это механизм для контроля большинства институции над депутатским корпусом. То есть от того, какое решение примет представительный орган, будут зависеть не только решения этого органа, но и судьба конкретных депутатов». Кроме того, это связано с эмиграцией части депутатов, как, например, произошло в Москве после февраля – марта 2022 г., добавляет эксперт: «Это такой принцип национализации элит и желание ограничить в политической активности тех, кто не проживает в России, поскольку они продолжают влиять на работу представительных органов».
          Способом ужесточить парламентскую дисциплину называет поправку вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский: «Есть депутаты, которые фактически уехали из страны. Кроме того, началась борьба с зарубежными поездками и отпусками депутатов. И самая общая проблема – объективно низкий интерес депутатов к работе. В итоге, например, возможен отсев бизнесменов, которых много в депутатском корпусе, но которые мало занимаются депутатской работой».
          Ценз оседлости
          Еще одна поправка касается того, что старостами сельских поселений могут быть не только те, кто прописан в поселении, но и те, кто имеет в этом поселении собственность. Крашенинников отметил, что эта норма была внесена по предложению от Московской области, поскольку там много жителей из других регионов постоянно проживают на дачах, но не прописаны там.
          Эти поправки вносились ко второму чтению в законопроект, вносящий изменения в закон об общих принципах организации публичной власти в России, который был внесен в Госдуму 1 декабря, а в первом чтении был принят 20 декабря 2022 г. Он предполагал, что региональные и муниципальные депутаты, работающие на общественных началах, освобождаются от ежегодной подачи деклараций. Также предполагалось, что эта информация будет публиковаться в «обобщенном виде» без персональных данных, т. е. имени, фамилии и отчества.
          Председатель комитета по госстроительству Павел Крашенинников («Единая Россия») на комитете отмечал, что для многих местных и региональных депутатов обязательная ежегодная подача деклараций создает трудности при сборе необходимых документов: «Из-за этого сильные кандидаты – например, бизнесмены, знающие о проблемах в своей отрасли на земле и способные принести пользу в их решении на депутатском посту, предпочитают не идти в законодательные органы».
          В крупных городах предприниматели зачастую не хотели идти в депутаты, поскольку приходилось показывать доходы, отмечает Максимов: «Ограничения для работы депутатами в регионах большие, а мотивации низкие. И в этом отличие от депутатов Госдумы, у которых мотивация для работы выше». Такие поправки должны заинтересовать бизнесменов идти в местные и региональные представительные органы власти, а также дать возможность избежать публичной критики в случае высокого уровня доходов.
          При этом 23 января ко второму чтению законопроекта появилась еще одна поправка – в закон о статусе сенатора и депутата Госдумы. Из нее следует, что в «обобщенном виде» будет публиковаться также информация о доходах и имуществе федеральных парламентариев, а доступ к декларациям будет осуществляться в порядке, который установят палаты Федерального собрания.
          Ранее по теме: Муниципальных депутатов будут лишать полномочий в случае пропуска двух заседаний
          В результате декларации депутатов и сенаторов с 1 марта 2023 г. перестанут публиковаться, сказал «Ведомостям» собеседник в комитете по госстроительству и подтвердил Крашенинников. Источник в комитете говорит, что с этого года будет публиковаться лишь обобщенная информация о декларациях парламентариев: сколько деклараций было подано, сколько не подано, были ли в них выявлены нарушения и т. д. «То есть это будет общая статистическая информация», – говорит он. Но конкретных данных о доходах депутатов и сенаторов, а также их недвижимости и сведений о доходах и имуществе членов их семей в открытом доступе не будет.
          Депутат Госдумы Андрей Алехин (КПРФ) предложил на заседании комитета, чтобы декларации муниципальных и региональных заксобраний продолжали публиковать без изменений. По его мнению, в заксобрания идут лоббисты, поэтому необходим контроль за тем, не влияет ли их деятельность лоббистов на получаемые ими доходы.
          Во втором чтении законопроект будет рассмотрен уже 24 января, сообщил Крашенинников.
 
КОММЕРСАНТ, 23.01.23 23:49
          ОБЕЗЛИЧЕННЫЙ ДОХОД
          Депутатам Госдумы и сенаторам разрешат не публиковать свои декларации
 
Ксения Веретенникова,
Анастасия Корня
 
          Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству в понедельник рекомендовал к принятию во втором чтении законопроект о фактической отмене ежегодного декларирования доходов и имущества для региональных и муниципальных депутатов, работающих на общественных началах. Однако среди вполне ожидаемых поправок (например, о запрете спикерам региональных заксобраний работать на непостоянной основе) комитет неожиданно одобрил и ранее не анонсированные изменения, относящиеся уже к федеральным парламентариям. Главная из этих новаций дает право Думе и Совету федерации запрещать публикацию деклараций депутатов и сенаторов, ограничиваясь лишь обобщенными статистическими сведениями.
          Пакет поправок к законам «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» и «О противодействии коррупции» внесли в Думу 1 декабря главы комитетов Совета федерации и Госдумы по госстроительству Андрей Клишас и Павел Крашенинников («Единая Россия»), а также депутаты Думы Валерий Гартунг («Справедливая Россия — За правду») и Алексей Диденко (ЛДПР).
          Согласно этому проекту, депутаты региональных и муниципальных парламентов, осуществляющие свои полномочия «без отрыва от основной деятельности», будут разово подавать декларации о доходах «в течение четырех месяцев со дня избрания», а после этого — лишь в случае совершения крупной сделки, превышающей общий доход законодателя и его супруги за три предшествующих года.
          Сейчас такой порядок предусмотрен для депутатов сельских поселений. Кроме того, информация о доходах всех региональных депутатов (включая и оплачиваемых) будет публиковаться на сайтах законодательных органов лишь в обобщенном виде, без указания персональных данных.
          Еще при рассмотрении законопроекта в первом чтении депутаты от КПРФ обратили внимание на тот факт, что сейчас в 11 регионах председатели законодательных органов имеют право работать на общественных началах, и предложили сохранить для них обязанность подавать декларации. Павел Крашенинников согласился, что в этом есть резон, и попросил коммунистов подготовить соответствующие поправки ко второму чтению. В итоге комитет одобрил поправку КПРФ о том, что председатели региональных парламентов могут работать только на профессиональной основе. Эта норма вступит в силу после окончания сроков полномочий спикеров, работающих сейчас на непрофессиональной основе.
          Заодно комитет рекомендовал к принятию поправку ЛДПР, согласно которой отсутствие регионального или муниципального депутата на заседаниях без уважительных причин в течение шести месяцев подряд станет основанием для досрочного прекращения его полномочий. Сроки «прогула» начнут исчисляться после вступления закона в силу (1 марта 2023 года). Эту инициативу либерал-демократы обосновали поступившими к ним обращениями из тех регионов, где есть депутаты, которые уже покинули Россию, но лишить их полномочий закон не позволяет.
          Главной же неожиданностью стала поправка, внесенная всеми тремя соавторами законопроекта и предлагающая распространить норму об ограниченной публикации сведений о доходах на федеральных парламентариев.
          Согласно действующему закону «О статусе сенатора РФ и депутата Госдумы», ежегодные декларации депутатов и сенаторов, а также информация о представлении ими «заведомо недостоверных или неполных сведений» о доходах и имуществе размещаются на сайтах этих органов в порядке, определяемом соответствующей палатой. Теперь же на этих сайтах предложено публиковать лишь «обобщенную информацию об исполнении (ненадлежащем исполнении)» парламентариями своих обязанностей по декларированию доходов и имущества, причем в этих публикациях должны отсутствовать «персональные данные, позволяющие идентифицировать соответствующее лицо» или «индивидуализировать имущество, принадлежащее соответствующему лицу». А вопрос о порядке «обеспечения доступа» к поданным декларациям, равно как и к информации о выявленных в них «заведомо недостоверных сведениях», будут решать сами парламентарии.
          «Персональные данные, в том числе публичных лиц, должны быть защищены. Речь идет о муниципальных и региональных депутатах, депутатах Госдумы и сенаторах. Конкретные декларации не будут публиковаться, но будут публиковаться обобщенные данные по всем депутатам конкретного законодательного органа. В каком порядке они будут публиковаться — будет решаться или законом субъекта федерации, или, если речь идет о палатах Федерального собрания,— их регламентами»,— пояснил "Ъ" Павел Крашенинников. На вопрос о том, прекратится ли по аналогии и публикация деклараций членов правительства, он ответил, что данный законопроект посвящен представительным органам, но, «возможно, в будущем такой порядок будет принят и для других публичных лиц».
          Первый зампред комитета Думы по госстроительству Юрий Синельщиков (КПРФ) сказал "Ъ", что пока доступ к декларациям не закрыли, «но, видимо, это еще впереди». «Для закрытия надо будет еще принимать нормативные акты — поправки в регламент Госдумы и Совета федерации»,— отметил коммунист. Депутаты рассмотрят законопроект во втором чтении уже 24 января, а на следующий день намечено его третье чтение.
          С принятием предлагаемых поправок система подотчетности депутатов гражданам фактически сходит на нет, констатирует директор «Трансперенси Интернешнл — Россия» Илья Шуманов (и организация, и сам господин Шуманов включены Минюстом в реестр иностранных агентов).
          По его мнению, такие изменения позволяют Госдуме и Совету федерации отказаться от публикации деклараций парламентариев и публиковать «выхолощенные данные», которые ничего не будут говорить ни экспертам, ни даже самим депутатам.
          Думская комиссия по контролю за доходами депутатов и до этого занималась «минимизацией коррупционных скандалов, инициированных сторонними акторами», но теперь даже инициировать проверку станет практически невозможно, отмечает эксперт. Он напоминает, что начиналось все два года назад с депутатов сельских поселений, которым разрешили не публиковать свои доходы, потому что «в селах не умеют заполнять декларации и там нет интернета». Полгода назад внесли законопроект, в котором разрешили региональным депутатам, работающим на непостоянной основе, не публиковать свои доходы. В конце 2022 года президент своим указом освободил участников специальной военной операции от обязанности декларировать доходы, а всех остальных госслужащих — от необходимости их публиковать (по крайней мере до окончания спецоперации). Теперь же добрались и до федеральных парламентариев, но и это не предел, прогнозирует господин Шуманов: «Ставлю на то, что после завершения военной кампании на Украине декларирование доходов обратно не вернут». Фактически, резюмирует он, речь идет о создании новой привилегии для «государевых людей» — они больше не подотчетны перед обществом.
          Политолог Алексей Макаркин согласен с тем, что основные бонусы от новой антикоррупционной политики получит прежде всего лояльная элита: теперь она защищена от разоблачений, которые, с точки зрения власти, организованы «всякими агентами и прочими врагами». «Фактически мы возвращаемся к советской модели борьбы с коррупцией, которой должны были заниматься только правоохранительные органы,— поясняет эксперт.— Допускалось также жаловаться в партию и в газету "Правда". С другой стороны, социологические замеры показывают, что как инструмент повышения популярности власти в народе борьба с коррупцией себя не оправдала: точечные посадки никого не убеждают и воспринимаются как случайность, а люди всегда хотят и ждут большего».
 
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 23.01.23 19:46
          ЦЕНТРИЗБИРКОМ ДАЛ СТАРТ ВЫБОРАМ В НОВЫХ СУБЪЕКТАХ РОССИИ
          Военное положение и политическая целесообразность определят содержание и правовое регулирование кампаний
 
Дарья Гармоненко,
Иван Родин
 
          ЦИК России 23 января объявил о приеме кандидатур в избиркомы Запорожской и Херсонской областей. ДНР и ЛНР уже формируют свои комиссии. Законы о принятии четырех регионов в состав РФ требуют провести выборы их парламентов 10 сентября 2023 года. Однако там не зафиксированы никакие правовые нормы, а также не указано, что в тот же срок необходимо избрать и глав новых субъектов РФ. Поэтому федеральные власти сами путаются, какое же количество кампаний пройдет в единый день голосования (ЕДГ). Фактор «X» – это и действующее военное положение, во время которого электоральные действия вроде бы запрещены. Судя по всему, итоговые решения Кремль найдет ближе к лету, соотнеся спецоперационную необходимость и политическую целесообразность. Эксперты утверждают, что именно та и окажется более весомой.
          В объявлениях ЦИКа о приеме предложений по кандидатам в состав запорожской и херсонской комиссий уточняется, что в каждой из них по 10 вакансий. Половину мест заполняют врио губернатора Евгений Балицкий и Владимир Сальдо, другая половина отдана в распоряжение Центризбиркома. А представлять кандидатуры будущих членов этих избиркомов с правом решающего голоса смогут как парламентские партии, так и иные общественные объединения. В ДНР и ЛНР при этом вводятся свои решения по формированию структур для первых выборов по российскому законодательству. Донецк, например, принял закон «О системе избирательных комиссий», что в обычных субъектах РФ не предусмотрено.
          И здесь всплывает первое не столько правовое противоречие, сколько юридическое недоумение по поводу того, что пока никому не ясно, будут ли общефедеральные избирательные стандарты применены в новых регионах в полном объеме или в приспособленном? Заметим, что тот же ЦИК вообще запутался в подсчетах того, сколько кампаний будет в рамках ЕДГ-2023 и каких. Скажем, 9 января была опубликована инфографика, где шла речь о 25 губернаторских кампаниях, пять из которых планировались непрямыми.
          Напомним, что в новых регионах их глав точно будут выбирать собственные парламенты, как это предусмотрено и в ряде северокавказских республик и в северных автономных округах. При этом и число избираемых заксобраний было указано 20, то есть парламенты ДНР, ЛНР, Запорожья и Херсонщины тоже были учтены. Однако 20 января председатель ЦИК РФ Элла Памфилова уже говорила о 23 выборах высших должностных лиц, считая только республики Донбасса. По поводу регионов Северной Таврии она высказалась несколько туманно: мол, выборы тамошних руководителей будут в рамках ЕДГ-2023, но их порядок определят позже.
          Но статистика – это еще не основная трудность. В схеме, оглашенной Памфиловой, остаются непонятными такие моменты: какие составы парламентов будут голосовать за глав и каким образом в Запорожье и Херсонщине можно одновременно выбирать обе ветви власти. Первый вопрос касается прежде всего ДНР и ЛНР, в которых действуют Народные собрания, временно обладающие всеми полномочиями. Но не уточняется, изберут ли Дениса Пушилина и Леонида Пасечника, именно они или проголосуют уже новые депутаты. В двух других регионах вообще не ясно, что делать, ведь для подведения итогов выборов даже по партспискам все равно нужно какое-то время, а значит, Балицкого и Сальдо уже никак не получится наделить властью именно в ЕДГ, как это заведено при непрямых выборах.
          Однако и это все не так уже важно с учетом действия на новых территориях военного положения, в период которого выборы проводить запрещено. В СМИ уже были утечки, что, возможно, его придется указом президента временно приостанавливать, правда, кампания длится не один-два дня, а три месяца. Но если эпидемию ковида весной-летом 2020-го для проведения голосования по поправкам к Конституции еще можно было на время как бы отменить, то с боевыми действиями это вряд ли получится. Поэтому, видимо, одним из вариантов выхода, если фронтовая необходимость не позволит отменить военное положение, станет корректировка законов о принятии в Россию новых субъектов. Хотя бы потому, что там, напомним, обязательным считается только избрание парламентов, а главы, имеющие статус врио, могут оставаться в нем сколь угодно долго.
          Впрочем, эксперты успокоили «НГ», что в любом случае военная составляющая скорее всего уступит политической целесообразности, а значит, то ли через правовую казуистику, то ли через прямую отмену ряда норм, но выборы обязательно будут проведены. Например, депутат Заксобрания Карелии от «Яблока» Эмилия Слабунова пояснила: «Очевидно, что путаница в заявлениях возникает потому, что еще нет окончательного решения, в каком формате будут проходить эти выборы». Тем не менее, по ее мнению, «одно ясно уже сейчас: даже если эти выборы не будут отвечать легитимности с точки зрения права, то им по-любому постараются придать налет такой легитимности». Она согласна, что если законодательство не сможет этого обеспечить, то вполне вероятно появление там новых норм. Слабунова допускает, что «возможно, военное положение отменят на время выборов, а потом вернут либо сузят количество территорий, подпадающих под указ», а также не исключает, что на формат выборов может повлиять вероятная переговорная стадия спецоперации.
          Член центрального совета «Справедливой России – За правду» Михаил Емельянов заметил, что в словах верховных руководителей и низовых чиновников несоответствия бывают, тем более когда нет готового плана действий. «С Запорожьем и Херсоном пока проблемы даже с выборами в заксобрания, а потому и происходят метания в заявлениях о формах и количестве выборов», – считает он. При этом Емельянов уверен, что в любом случае власть до последнего будет использовать легитимные формы, чтобы обосновать свои решения. Так, если в условиях военного положения нельзя проводить выборы, то отменят либо военное положение, либо выборы – хотя бы на какой-то период.
          Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ»: «ЦИК оформляет политические решения Кремля, а пока, видимо, полной определенности нет. В любом случае, как только будут готовы решения, чиновники разберутся, какую форму им придать. Избрать сперва депутатов, а потом губернаторов, избирать старым составом или продлить полномочия врио». Эксперт отметил, что для власти теперь не столь важна правовая четкость, обосновать могут любые решения – взять хотя бы прецедент со сменой главы Счетной палаты по старому закону, не соответствующему Конституции. Что же касается выборов во время военного положения, то Макаркин предположил: законы могут поменять или внести в них правку, причем в тот же закон о военном положении, но все это – исходя из политической ситуации. «Есть желание легитимизировать власть на новых территориях. Например, врио и так можно было бы избрать не прямым путем, военное положение вряд ли помешает работе депутатов, а там, где еще нет депутатов, можно было бы автоматически продлевать полномочия врио. Поэтому когда выберут конкретный вариант, под это дело и внесут нужные юридические правки, если потребуется», – подчеркнул он.
          Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ»: «У нас нет по сути разделения ветвей власти, ЦИК – это не самостоятельный орган, а придаток исполнительной власти, комиссия ничего не решает, а только выполняет поручения. Поэтому ЦИК ждет четких сигналов сверху, а видимо, общая неопределенность ситуации затягивает решения со стороны Кремля. Поэтому и возникают разночтения в статистике. Но ясно одно, что Кремлю просто необходимо легитимизировать российскую государственность на новых территориях, то есть избрать заксобрания и губернаторов. Чтобы показать и гражданам РФ, и Западу: местное население, во-первых, с радостью интегрировалось в РФ – явка на выборах большая, а результаты высокие, во-вторых, оно имеет право на выборы и само решает свою судьбу на голосовании, в-третьих, это население имеет равные права со всеми россиянами. Исходя из этих подходов, власти и ищут выход, как поступить с выборами». По мнению эксперта, при этом постараются купировать все риски и угрозы, например, заксобрания будут выбирать по партспискам, одномандатников же пока не будет. Потому что прежде нужно интегрировать в новые территории парламентские партии – и в первую очередь «Единую Россию», а во-вторых, сейчас сложно проверять каждого кандидата. Что же касается военного положения, то Калачев уверен, что из-за него выборы точно не отменят: «Либо подправят законы, либо отменят на время само это положение, власти найдут способ обойти нынешний запрет. Потому что в первую очередь верх всегда берет политическая целесообразность, а под нее уже подгоняются законы».
 
КОММЕРСАНТ, 24.01.23
          МОЛОДО-ЭЛЕКТРОННО
          Элла Памфилова раскрыла молодежи перспективы избирательной системы
 
Елена Рожкова
 
          Председатель Центризбиркома (ЦИК) Элла Памфилова в понедельник выступила с лекцией для студентов российских вузов об основных направлениях развития избирательной системы. Это мероприятие предшествовало подписанию между ЦИК и Российским союзом молодежи соглашения о сотрудничестве в сфере правового просвещения молодых. Как рассказала госпожа Памфилова, несмотря на то что отказываться от традиционного способа голосования ЦИК не намерен, основной упор будет сделан на цифровизацию. Главной задачей она назвала повышение уровня доверия к дистанционному электронному голосованию, предложив активным студентам вместе подумать над правильными формулировками для информирования общества.
          Часовая лекция Эллы Памфиловой в здании Российского союза молодежи была приурочена к приближающемуся Дню российского студенчества, который традиционно отмечается 25 января. Отвечая на вопросы слушателей, глава ЦИК очертила контуры развития избирательной системы России на ближайшие годы. По ее словам, от традиционных видов «бумажного» волеизъявления на избирательных участках никто отказываться не собирается — их ЦИК будет «осовременивать»,— но будущее все равно за цифровизацией.
          Основная задача, которая стоит сейчас перед избирательной системой России,— повысить доверие к новым электронным технологиям, особенно к дистанционному электронному голосованию (ДЭГ), рассказала госпожа Памфилова.
          Для этого, пояснила она, надо больше «пропагандировать и рассказывать понятным языком, что это за "черный ящик": непонятно, что на входе и что на выходе». Председатель ЦИК даже предложила собравшимся в зале студентам вместе подумать над поиском «правильных слов», которые бы поспособствовали повышению доверия к электронным выборам. Центризбирком, по словам Эллы Памфиловой, намерен в перспективе развивать ДЭГ во всех регионах России.
          Также в планах ЦИКа внедрение в федеральной системе ДЭГ электронного реестра избирателей. Напомним, впервые эта опция была опробована в Москве на прошедших в 2022 году муниципальных выборах. Электронный реестр избирателей позволяет гражданам выбирать удобный для них способ волеизъявления — электронный или традиционный — непосредственно в дни голосования, при этом подавать заранее заявку на участие в ДЭГ не нужно.
          Кроме того, в Центризбиркоме ожидают законодательного решения, которое позволит кандидатам на федеральных выборах собирать в свою поддержку подписи избирателей в электронном виде через портал «Госуслуги».
          Сейчас закон «Об основных гарантиях избирательных прав» разрешает электронный сбор подписей только на выборах в региональные органы власти. Количество подписей, собранных онлайн, должно быть прописано в законе субъекта РФ, однако оно не может превышать 50% от общего числа автографов, необходимых для регистрации кандидата. Напомним, что ближайшая федеральная кампания в России намечена на март 2024 года — это выборы президента.
          После лекции Элла Памфилова и глава Российского союза молодежи Павел Красноруцкий подписали соглашение о сотрудничестве в сфере правового просвещения молодежи. Цель этого документа — повышение «гражданского правосознания и правовой культуры молодых избирателей» в области избирательного процесса, а также заинтересованности молодежи в участии в этой деятельности.
          Отметим, в тот же день, 23 января, комитет Госдумы по госстроительству и законодательству принял решение вернуть авторам из-за отсутствия отзыва правительства законопроект о снижении возраста, с которого гражданин получает право голосовать, с нынешних 18 до 16 лет. Соответствующие поправки к закону о гарантиях избирательных прав уже не в первый раз внесли в Думу депутаты от фракции ЛДПР. По их мнению, снижение возраста голосующих помогло бы «вовлечь в избирательный процесс молодежь, а также повысить явку на выборах». «Многие молодые люди сейчас "созревают" гораздо раньше, чем принято считать, поэтому наделение граждан политическими правами можно считать вполне обоснованным»,— отмечается в пояснительной записке к проекту.
 
ВЕДОМОСТИ, 24.01.23
          КПРФ ОПРЕДЕЛИЛАСЬ С ШОРТ-ЛИСТОМ КАНДИДАТОВ В МЭРЫ МОСКВЫ
          Основными претендентами называют депутатов Госдумы Афонина и Кумина
 
Максим Иванов,
Елена Мухаметшина,
Анастасия Майер
 
          Компартия определилась с шорт-листом кандидатов в мэры Москвы. По словам источника «Ведомостей» в ЦК КПРФ, в него вошли первый зампред ЦК Юрий Афонин (избирался в Госдуму в федеральной части партийного списка), а также еще два депутата. Это Вадим Кумин и якобы Денис Парфенов (они избирались по московской части партийного списка). О начале отбора кандидатов ранее писал «Коммерсантъ». Афонина собеседник в ЦК называет вероятным партийным кандидатом «с прицелом» на участие в федеральных выборах 2024 г. Близкий к администрации президента собеседник сказал «Ведомостям», что кандидатура Афонина обсуждается как наиболее вероятная.
          Сам первый зампред ЦК КПРФ не подтвердил, но и не опроверг возможность выдвижения в столице. «Сейчас в СМИ и соцсетях звучат разные кандидатуры, в том числе [первый секретарь Московского горкома КПРФ, депутат Мосгордумы Николай] Зубрилин, Кумин, Парфенов. Есть еще одна позиция, которая заключается в том, что кампании, возможно, нужно придать федеральный оттенок (в 2013 г. в выборах участвовал другой федеральный политик – первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников. – «Ведомости»)», – отметил он. По словам еще одного близкого к Старой площади источника, Афонина к участию в сложной кампании могут подталкивать и в самой партии: это уменьшит его карьерные перспективы, в том числе возглавить КПРФ.
          Карьера Афонина до этого была стремительной: в 23 года избрался депутатом Тульской облдумы, а в 2007 г. перебрался уже в федеральный парламент. В 2017 г. стал заместителем председателя ЦК КПРФ по кадрам, сменив на этом посту теперь уже бывшего первого секретаря Московского горкома Валерия Рашкина (в 2021 г. лишен мандата, после того как был осужден за незаконную охоту). А в 2021 г. Афонина повысили до первого зампреда ЦК КПРФ, фактически отвечающего в партии и за выборы. Бывшего предпринимателя Кумина также можно назвать опытным политиком. Он был депутатом Мосгордумы V созыва, а затем – Госдумы VI созыва, хотя и избирался по спискам, в 2018 г. беспартийный Кумин, а не первый секретарь горкома Рашкин принимал участие в выборах мэра столицы.
          Сама по себе скамейка запасных у партии длинная, утверждает Зубрилин. Во всяком случае, по его словам, в горком уже поступили списки рекомендованных кандидатур для участия в выборах от 22 из 34 местных отделений партии. Среди номинантов не только Афонин, Кумин и Парфенов, но также сам руководитель парторганизации, депутат Мосгордумы Павел Тарасов, бывший депутат, а сейчас губернатор Орловской области Андрей Клычков, Рашкин (сейчас советник ЦК КПРФ) и директор совхоза им. Ленина Павел Грудинин, который в 2018 г. баллотировался в президенты.
          Москва не самый электорально благоприятный регион для КПРФ, говорит политтехнолог Григорий Казанков. «Кандидат от КПРФ на выборах, несомненно, привлечет внимание к своей персоне, но будут и риски, что в случае невысокого результата на выборах ему потом долго будут эти результаты припоминать. Поэтому тут палка о двух концах», – говорит Казанков. В столице было бы логичнее выступить имеющему релевантный опыт представителю «московской партии», считает директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко, кандидату, который баллотировался в городе. Но, как отмечает эксперт, ни один из кандидатов в мэры Москвы не пройдет «муниципальный фильтр» (т. е. не соберет подписи местных депутатов в пользу своего выдвижения) без поддержки партии власти.
 
ИЗВЕСТИЯ, 23.01.23 20:10
          В Запорожской области приступили к формированию избиркома
 
          Администрация Запорожской области сообщила 23 января о начале формирования первого состава областной избирательной комиссии.
          «В Запорожской области приступили к формированию избиркома», — говорится в Telegram-канале администрации региона.
          Известно, что в первый состав областного избиркома войдут 10 человек с правом решающего голоса. Он будет формироваться Центральной избирательной комиссией (ЦИК) РФ и врио губернатора Запорожской области Евгением Балицким. Каждая из сторон назначит по пять человек.
          20 января зампредседателя ЦИК РФ Николай Булаев заявил, что все территориальные и региональные избиркомы в новых субъектах страны к началу ближайшей избирательной кампании будут подключены к государственной автоматизированной системе (ГАС) «Выборы». По его словам, всё необходимое оборудование уже закуплено.
          В этом году россиян ждут региональные и муниципальные выборы. Единый день голосования состоится 10 сентября, во второе воскресенье месяца. В этот день в России пройдут выборы губернаторов и депутатов более чем двух десятков субъектов Федерации. Точные цифры к сентябрю могут увеличиться, подчеркнули в ЦИК.
          10 сентября пройдут также выборы парламентов республик Донбасса, Запорожской и Херсонской областей.
          В сентябре прошлого года президент России Владимир Путин подписал указы о вхождении Запорожской и Херсонской областей, а также республик Донбасса в состав РФ.
          За присоединение Донецкой Народной Республики к РФ по результатам референдума проголосовали 99,23% граждан. В Луганской Народной Республике интеграцию с РФ поддержали 98,42% граждан, в Херсонской области — 87,05%, а в Запорожской — 93,11%.