Верховный суд (ВС) потребовал от нижестоящих судебных инстанций не тянуть с взысканием с осужденных компенсаций в пользу потерпевших. Такие решения необходимо выносить вместе с приговором, а не переносить их в отдельный гражданский процесс, как это обычно происходит сейчас. ВС настойчиво рекомендовал российской Фемиде не забывать и о возмещении гражданам морального вреда от совершенных против них преступлений. У экспертов, однако, остаются опасения, что эта с виду позитивная инициатива не сработает из-за низкой эффективности судебных приставов.
«При вынесении обвинительного приговора нельзя допускать необоснованной передачи вопроса о размере возмещения ущерба потерпевшим для рассмотрения в отдельном порядке», – говорится в постановлении пленума ВС.
Напомним, что гражданские иски о компенсациях подаются в рамках уголовного процесса, но зачастую судьи под разными предлогами отказываются рассматривать их сразу. Например, указывается на необходимость тщательнее оценить и рассчитать размер ущерба. В таких случаях жертвам преступлений приходится вступать в отдельное разбирательство. ВС запретил нижестоящим судам откладывать решения о взыскании, они «должны выноситься совместно с приговором». Или же судья обязан будет подробно мотивировать причину отсрочки.
Одновременно ВС потребовал от судов в кассациях и апелляциях реагировать каждый раз, когда «первые инстанции без уважительных причин уклонились от назначения жертве преступлений компенсации». При этом в постановлении говорится, что преступники должны компенсировать не только, к примеру, сумму украденного, но и причиненный ущерб, то есть даже сломанные замки или разбитые окна. Но главное, что отмечается: пострадавшие имеют право не только на возмещение материального, но и морального ущерба, скажем, за полученную психологическую травму. «Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда», – говорится в документе ВС.
Особо подчеркивается, что такие компенсации надо взыскивать и с осужденных за разбой или кражу, связанную с незаконным проникновением в жилище. При этом, напомнил ВС, присуждаемые суммы должны быть справедливыми и разумными. Адвокаты неоднократно жаловались, что де-факто компенсации морального вреда взыскиваются далеко не всегда, поскольку многие судьи не берутся оценивать страдания потерпевших. Либо же последним с потолка назначаются просто мизерные суммы.
Между тем судебный департамент при ВС представил такие данные: за первое полугодие 2020-го суды удовлетворили около 31 тыс. исков от потерпевших, назначив выплаты в размере 113,2 млрд руб.
По словам руководителя уголовной практики BMS Law Firm Александра Иноядова, постановление пленума ВС направлено на реальное обеспечение интересов потерпевших. В том числе, подчеркнул он, и при рассмотрении уголовных дел в особом порядке. Однако, напомнил Иноядов, проблемными вопросами при рассмотрении гражданских исков остаются: несвоевременное принятие решений, меры по обеспечению их исполнения, часто низкое качество самих исков, потому что не всегда потерпевшие правильно осведомлены о механизме возмещения вреда и издержек. «Судам указано на необходимость выяснения позиции сторон по заявленным искам, а также о порядке и основаниях принятия отказов от них», – похвалил эксперт решение ВС.
Разъяснения могут ускорить получение потерпевшими компенсаций, считает партнер юркомпании «Генезис» Василий Сосновский. Он отметил, что предыдущие разъяснения по компенсациям были приняты еще при СССР, то есть не отвечают реалиям. «Рассмотрение гражданского иска в уголовном деле– достаточно эффективный механизм безотлагательного решения вопроса о возмещении вреда», – пояснил эксперт. Он полностью разделяет позицию ВС, что нельзя отклонять иски потерпевших из-за недостаточно точных расчетов. Если суду нужно время, чтобы произвести уточнения, то следует лишь откладывать заседание, а не оставлять иск для отдельного рассмотрения в гражданском процессе. Важными считает Сосновский и разъяснения ВС о том, что взысканию подлежат затраты потерпевшего на лечение, в том числе и косвенно связанное с преступлением. «Формулировка – принимать исчерпывающие меры для разрешения гражданского иска по существу сразу при постановлении обвинительного приговора – все равно чревата злоупотреблениями», – полагает эксперт, хотя, по его словам, определенной защитой от них можно считать рекомендацию ВС судам апелляционной и кассационной инстанций реагировать на каждый случай необоснованного отказа. Однако в документе также отмечается, что компенсация морального вреда должна учитывать материальное положение виновного.
«К сожалению, суды далеко не во всех случаях удовлетворяют требования потерпевших о компенсации морального вреда. В постановлении пленума подчеркивается, что получить такую компенсацию имеет право не только потерпевший от преступлений, затрагивающих жизнь и здоровье, но и в тех случаях, когда предметом посягательства стали деньги или собственность, то есть в результате, например, разбоя, кражи с проникновением в жилище, мошенничества с персональными данными», – пояснил Сосновский.
При этом глава юркомпании AVG Legal Алексей Гавришев сказал «НГ», что инициатива ВС ничего нового в себе собственно и не содержит, а это значит, что суды как выделяли гражданские иски в отдельные производства, так и продолжат их выделять. Эксперт подчеркнул, что проблема не в судах и их нежелании присуждать компенсации, а в «процессе исполнительного производства по непосредственному возврату сумм присужденных компенсаций». То есть когда должники ссылаются на отсутствие у них необходимых средств или официальной работы, а приставы безынициативно осуществляют розыск имущества осужденных, то «у потерпевших на руках остаются лишь исполнительные листы».
В 2021 г. власти 18 регионов будут оплачивать за счет бюджета услуги, предоставляемые не только государственными, но и некоммерческими организациями. Например, претендовать на госфинансирование смогут детские досуговые центры и биржи труда. Такие возможности открыл закон «О государственном социальном заказе», он принят в июле 2020 г., а со следующего года стартует эксперимент по его применению. Свое участие в эксперименте подтвердили Московская, Тюменская, Оренбургская, Новгородская области, город Санкт-Петербург, Алтайский и Красноярский край и другие регионы. Каждый из них будет применять соцзаказ в одном из шести направлений: соцобслуживание (кроме стационара), санаторно-курортное лечение, паллиативная медицинская помощь, развитие туристической индустрии, спортподготовка и занятость населения.
Помимо привлечения исполнителей соцзаказа через госзадания, как это происходит сейчас, региональные власти смогут использовать механизм конкурсов. Или просто выдавать жителям сертификат на получение услуги, а те уже самостоятельно найдут того, кто ее окажет. В частности, практику выдачи сертификатов намереваются внедрить в Московской области. «В качестве социального сертификата будет применяться разрабатываемая для всех нуждающихся в социальном обслуживании граждан индивидуальная программа предоставления социальных услуг, – рассказали «Ведомостям» в пресс-службе минсоцразвития Московской области. – При этом количество и перечень услуг не изменится, но гражданин сам будет выбирать организацию, которая окажет ему услугу».
Наибольшую активность регионы проявили к эксперименту по двум направлениям – социальному обслуживанию и содействию занятости. «К примеру, биржи труда с большим трудом обеспечивают процесс адаптации граждан, потерявших работу, к новым условиям, практически не неся ответственности за качество и результаты своей деятельности, – указывает руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Константин Ордов. – При этом многие граждане желают получить новые знания и навыки, которые необходимы в процессе цифровой трансформации российской экономики».
По мнению специалистов Минфина, неэффективность возникает из-за инертности бюджетного сектора. Главная проблема в госорганизациях – отсутствие стимулов развития, ведь госучреждение будет обеспечено госзаказом вне зависимости от качества услуг. В свою очередь, коммерческие компании в сферах образования, социального обслуживания, организации отдыха незащищенных категорий лиц часто страдают от неэффективности менеджмента, отсутствия устойчивых хозяйственных связей, недоступности финансовых ресурсов. Решить эти проблемы и должен механизм соцзаказа. «У государства появляется подвижный инструмент перераспределения ресурсов в социальной сфере, – отмечают в Минфине. – Вовлечение негосударственных организаций на постоянной основе в социальный заказ позволяет расширять занятость и применять в социальной сфере принципы проектного финансирования». При этом, подчеркивают в ведомстве, закон о соцзаказе «не ставит целью сокращение расходов на социальную сферу, а направлен на повышение их эффективности».
Так, одной из новаций законопроекта является единство подходов к финансовому обеспечению оказания государственных услуг в социальной сфере вне зависимости от организационно-правовой формы исполнителя услуг. Соцзаказ также поможет распространить отдельные практики социальных услуг там, где их до сих пор не было, а конкуренция на конкурсах положительно отразится на качестве таких услуг, считает доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г. В. Плеханова Наталья Свечникова. «Реализация закона в перспективе позволит решить проблему неравномерного распределения государственного финансирования оказания услуг в социальной сфере между государственными и негосударственными организациями», – подчеркивает она. При этом решение об использовании новых механизмов останется за местными властями. «Если регион или муниципалитет оценивает сложившуюся систему оказания государственных услуг как достаточную и эффективную, то сможет сохранить применение сложившихся инструментов. Например, по-прежнему использовать исключительно механизм государственного задания и подведомственную сеть учреждений», – подчеркивает профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления РАНХиГС Людмила Пронина.
Пока судить об эффективности нового инструмента все же рано, считают эксперты. Многое будет зависеть от форм контроля и показателей, которые пропишет законодатель. «Очень важно, чтобы программа соцзаказа не утонула в бюрократических процедурах и требованиях к отчетным документам, – подчеркивает Ордов. – В связи с этим очень важными становятся критерии эффективности оказанных услуг». По закону каждый регион должен будет самостоятельно установить такие критерии. В Минфине рекомендуют проводить масштабные соцопросы, в которых будут выяснять рост удовлетворенности граждан качеством услуг, усиление конкуренции, увеличение охвата и повышение доступности услуг.
В Минске несколько десятков тысяч человек вышли на акцию протеста. Многие центральные улицы, как и станции метро, были перекрыты. Это не помешало сторонникам оппозиции пройти к стеле и двинуться в сторону резиденции президента республики. Демонстрация начиналась мирно, но в какой-то момент начались задержания. В МВД заявили о нападении протестующих на силовиков.
Белорусские правоохранители сообщили о нападении сторонников оппозиции. Пресс-секретарь МВД Белоруссии Ольга Чемоданова в беседе с РИА «Новости» на вопрос о том, были ли нападения на силовиков ответила: «Конечно, были».
В связи с этим правоохранители приняли решение использовать спецсредства против митингующих. «Мы можем говорить о применении спецсредств и о задержаниях в районе Орловской, Нововиленской [улицы в Минске, где проходила несанкционированная акция протеста] для сдерживания напора протестующих и предотвращения нападения на сотрудников правоохранительных органов», — сказала Чемоданова.
Тем временем Telegram-канал Baza выложил видео, на котором якобы запечатлены кадры разгона протестующих. «В Минске очень жестко разгоняют протестующих. Силовики применяют оружие с резиновыми пулями и светошумовые гранаты», — говорится в подписи к записи.
Шествие сторонников белорусской оппозиции началось в Минске еще днем. Задолго до этого силовики стали стягивать свои силы в центр столицы.
По информации оппозиционных Telegram-каналов, в этой акции протеста принимают участие свыше 100 тыс. человек. Демонстранты прошли по проспекту Победителей к стеле «Минск — город-герой». По данным kp.ru, митингующие пели песни, кричали лозунги и несли плакаты. Чаще и громче всего они скандировали: «Забастовка!»
Таким образом оппозиционеры делали отсылку к «народному ультиматуму», который на прошлой неделе выдвинула бывший кандидат на пост президента Белоруссии Светлана Тихановская. Основные требования: добровольная отставка президента страны Александра Лукашенко, прекращение насилия против демонстрантов и освобождение всех политзаключенных. На исполнение требований Тихановская дала 13 дней. Срок истекает в понедельник, 26 октября.
По словам лидера белорусской оппозиции, если Минск не выполнит ультиматум, то противники Лукашенко будут устраивать массовые забастовки, в том числе и на главных предприятиях страны. В свою очередь, в КГБ Белоруссии отметили, что оппозиция готовит крупную провокацию против официальных властей.
Опасаясь за своих соотечественников, сотрудники американского посольства в Белоруссии посоветовали запастись продуктами, снять наличные деньги и стараться не участвовать в массовых мероприятиях.
От стелы «Минск — город-герой» протестующие двинулись по проспекту Машерова в сторону улицы Богдановича, где силовики преградили им путь.
Как передает ТАСС, на Богдановича выстроились правоохранители, что вынудило толпу двинуться в обратном направлении. Кроме того, был перекрыт проход к центру с проспекта Машерова и к улице Куйбышева. Там находились несколько водометов, а также машина «Рубеж». Таким образом, силовики блокировали движение колонны в сторону площади Победы.
Марш протеста также прошел по улице Сурганова. Сторонники оппозиции дошли до площади Бангалор, где колонна разделилась.
Часть противников Лукашенко двинулась по улице Богдановича в район Зеленого луга на северо-востоке Минска. Другая часть колонны демонстрантов продолжила путь по улице Орловской в направлении Дворца независимости, резиденции президента Белоруссии Александра Лукашенко, передает ТАСС.
На Орловской протестующих также встретили силовики, как и на перекрестке улицы Сурганова и Якуба Коласа — в непосредственной близости от центрального проспекта Независимости. При этом на Сурганова правоохранители задержали несколько протестующих.
Как передает РИА «Новости» со ссылкой на очевидцев, задержания начались после того, как власти применили светошумовые гранаты против участников несанкционированной протестной акции в Минске.
«Началась паника, люди услышали громкие взрывы и увидели яркие вспышки. В отдельных случаях гранаты взорвались прямо под ногами у протестующих, некоторые так и остались стоять в дыму. Остальные бросились врассыпную. Следом за этим начались массовые задержания, людей хватали и тащили в автобусы», — рассказал агентству один из свидетелей.
В МВД тем временем сказали, что точные данные по количеству пострадавших и задержанных будут известны к утру. «Всю эту информацию, есть ли пострадавшие, будем знать к утру. Говорить о том, есть ли пострадавшие, сколько (их), сколько человек задержано, преждевременно», — сказала в комментарии РИА «Новости» Чемоданова.
Пророссийский кандидат Игорь Додон лидирует среди претендентов на пост президента Молдавии за неделю до выборов, но, вероятно, не сможет победить в первом туре. Во втором же он рискует столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны ориентированной на Запад Майи Санду. При этом страна подходит к выборам с новым политическим кризисом, а также угрозой «цветной революции».
Молдавия вступает в заключительный этап предвыборной кампании. Ровно через неделю, 1 ноября, в стране состоится первый тур президентских выборов. На пост главы государства претендуют восемь кандидатов, в том числе действующий президент республики Игорь Додон. Его основным соперником является бывший премьер-министр Молдавии, глава партии «Действие и солидарность» Майя Санду.
По последним опросам Ассоциации социологов и демографов Молдовы, Додон на данном этапе лидирует с 32,5% поддержки. Санду занимает вторую строчку — 18,4%. Следом идет лидер партии «Платформа Достоинство и Правда» Андрей Нэстасе — 9,2%, затем глава «Нашей партии» Ренато Усатый — 6,5%, на пятом месте Виолетта Иванова из партии «Шор» — 4,9%.
Остальные кандидаты набирают менее 4%. Так, за лидера «Партии национального единства» Октавиана Цыку готовы проголосовать лишь 1,6% респондентов, кандидата от либерал-демократов Тудора Делиу — 1,3%, а Дорина Киртоакэ от блока Unirea — 1,2%.
Эти данные указывают, что Додону вряд ли удастся одержать победу в первом туре, поскольку для этого ему необходимо заручиться поддержкой более 50% избирателей. В соответствии с законодательством республики, в таких условиях будет организован второй тур голосования, в котором действующему президенту предстоит встретиться с Санду.
И в этих условиях предсказать исход голосования в целом достаточно сложно. Об этом же «Газете.Ru» говорил и эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.
По исследованию Ассоциации социологов и демографов Молдовы, если выбирать придется между Санду и Додоном, 47,5% респондентов готовы отдать свой голос за действующего президента. При этом о намерении поддержать главу партии «Действие и солидарность» заявили 38,4% опрошенных, а еще 14,1% избирателей твердо решили не идти на выборы.
Правда, Додону за последний месяц удалось укрепить позиции. Если в сентябре разрыв между лидерами предстоящего голосования составлял 6,9%, то в октябре он увеличился до 9,1%. Вероятно, в этом году в Молдавии может повториться сценария прошлой президентской гонки — в 2016 году Майя Санду проиграла Игорю Додону во втором туре, уступив 4%.
Битва взглядов
Впрочем, исход голосования во многом будет зависеть от того, как будут распределены голоса избирателей, поддерживающих тех кандидатов, которые выйдут из гонки после первого тура. Тут у Додона могут возникнуть трудности: политика зачастую называют пророссийским, тогда как его соперники по большей части выступают за сближение с Западом.
Учитывая, что Санду открыто выступает за евроинтеграцию Молдавии, а также настаивает на ее объединении с Румынией, она вполне может получить голоса других кандидатов и взять вверх над действующим президентом. Хотя также нельзя забывать о положительном отношении большинства молдаван к сближению с Россией, из-за чего Додон пользуется серьезной поддержкой.
Согласно прошлогоднему исследованию Института маркетинга и социологических опросов, поддерживают курс действующего президента 37% граждан. Более того, 41% респондентов считают сближение с Россией необходимым шагом, а резко против этого выступают только 19% молдаван.
С точки зрения местных СМИ, именно обещание поворота в сторону Москвы четыре года назад помогло Додону занять пост президента. Также это положительно сказалось на рейтингах ныне правящей «Партии социалистов Республики Молдова», которую политик возглавлял до избрания главой государства.
Тут стоит также уточнить, что экономика Молдавии во многом завязана на Россию как одного из главных торговых партнеров республики. Собственно, об этом 22 октября говорил российский президент Владимир Путин.
«Мы очень рассчитываем, что и на ближайших выборах в Молдавии молдавский народ оценит те усилия, которые предпринимает действующий президент республики для выстраивания отношений с Россией», — подчеркивал российский лидер.
Внутренние проблемы
Эту кампанию отличает то, что она проходит на фоне серьезных внутренних проблем, с которыми сталкивается Молдавия, в том числе из-за пандемии коронавируса COVID-19. Во втором квартале 2020 года в республике наблюдается самый глубокий экономический спад за последние 20 лет — ВВП снизился на 14% по сравнению с тем же периодом за прошлый год. А потом у наблюдателей возникают резонные вопросы — хватит ли Додону для победы лишь общей поддержки курса на сближение с Россией.
Вдобавок к экономическим проблемам — страна находится на грани досрочных парламентских выборов из-за фактического разрушения правящего большинства социалистов и демократов.
С июня в коалиции остались всего 50 депутатов при необходимом минимуме в 51. Причиной распада послужили «политические туристы» в рядах Демпартии, они решили уйти в группу Pro Moldova во главе с экс-спикером парламента Адрианом Канду.
Канду — один из соратников беглого олигарха и экс-лидера демократов Владислава Плахотнюка. Бизнесмен долгое время считался теневым правителем Молдавии, так как контролировал все значимые госструктуры и финансовые потоки. Конец его правлению пришел в прошлом году, благодаря совместным усилиям России, США и Евросоюза олигарха удалось отстранить от рычагов власти, он был вынужден бежать из республики.
В Молдавии возбудили ряд уголовных дел против Плахотнюка и последовательно пытаются добиться его поимки, в настоящее время требуя выдачи беглого олигарха у Кипра. Как говорил Додон, бегство депутатов из Демпартии — дело рук бизнесмена, который просто подкупил политиков. При этом официально парламентарии уходили в другую группу из-за несогласия с действиями кабмина по борьбе с коронавирусом.
Согласно конституции Молдавии, для досрочных парламентских выборов необходима отставка правительства, что уже попытались провернуть оппозиционные депутаты в июне. Голосование по вотуму недоверия провалилось, но пока угроза роспуска парламента сохраняется.
Учитывая, что Молдавия — парламентская республика, обострение политического кризиса, скорее всего, лишь усугубит текущие экономические проблемы.
При учете резкого роста числа заражений коронавирусом в Европе ситуация складывается негативная. А так как Додона воспринимают как неформального лидера социалистов, все эти моменты серьезно бьют по позициям президента.
Угроза революции
Впрочем, главная проблема для молдавского лидера заключается в достаточно радикальных настроениях среди его соперников, в первую очередь, со стороны Санду.
Экс-премьер заранее обвинила власти в намерении фальсифицировать выборы и призвала своих сторонников готовиться к протестам. В ее поддержку уже выступили представители ЕС и США, которые предупредили Кишинев о необходимости провести «прозрачное голосование».
Заявление Санду можно было бы проигнорировать, если бы начиная с лета в двух других странах СНГ — Белоруссии и Киргизии — не вспыхнули демонстрации, направленные на смену действующей власти.
Сам Додон отмечал, что власти Молдавии не допустят дестабилизации ситуации после выборов, а ключевые геополитические игроки не заинтересованы в провоцировании беспорядков в стране. «После выборов в Молдове будет мир. Я все для этого сделаю. <...> У нас для этого достаточно рычагов. Силовые структуры готовы обеспечить в Молдове мир и спокойствие», — подчеркивал президент республики.
С его точки зрения, Россия, США и Евросоюз не заинтересованы в нагнетании напряженности в Молдавии. А его политические оппоненты должны отказаться от подобных планов, потому что они не смогут добиться поставленных целей подобным образом.
Однако, как говорил директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин, США готовят «цветную революцию» в Молдавии на случай победы Додона, в частности, настраивают оппозицию на организацию массовых протестных акций.
Американские дипломаты также пытаются убедить молдавских силовиков не препятствовать возможным уличным протестам и сразу переходить на «сторону народа», указывал глава СВР, в республике могут повториться поствыборные волнения, которые можно наблюдать в Минске и Бишкеке.
Таким образом, Молдавия приближается к президентским выборам с фактически четким противостоянием прозападного и пророссийского подхода к будущему республики, патовой ситуацией в экономике, политическим кризисом и угрозой «цветной революции».
Последний пункт вызывает наиболее серьезные опасения, особенно на фоне готовности Санду к запуску протестов задолго до выборов.