КОММЕРСАНТ, 28.12.21 16:31
          ПАРТИЯ СМОТРИТ В МИР
          Сергей Лавров провел первое заседание международной комиссии «Единой России»
 
Ксения Веретенникова
 
          Во вторник прошло первое заседание комиссии «Единой России» по международному сотрудничеству и поддержке соотечественников за рубежом. Возглавляющий ее министр иностранных дел Сергей Лавров сообщил, что комиссии предстоит «найти свою нишу, чтобы не дублировать работу соответствующих комитетов в Госдуме», а при необходимости она будет задействовать экспертный потенциал других парламентских фракций. Эксперт полагает, что новая партийная структура не будет номинальной и от нее стоит ждать реальных законодательных инициатив.
          Заседание прошло в закрытом режиме, за исключением выступления главы МИДа. Сергей Лавров доложил, что главная задача комиссии — содействовать реализации внешнеполитического курса России и внешнеполитического раздела народной программы «Единой России» (ЕР), которая «отличается особой активностью на международном фронте». При этом комиссии важно «найти свою нишу, чтобы не дублировать работу соответствующих комитетов в Госдуме», а в случае необходимости она будет задействовать экспертный потенциал других парламентских фракций, пообещал министр. «Мы сейчас намерены максимально эффективно проводить твердую линию, нацеленную на отстаивание наших интересов и отказ от односторонних уступок»,— подчеркнул господин Лавров. Отдельно он упомянул проблему обеспечения прав соотечественников, которые проживают за рубежом, и сохранения общероссийской культурной идентичности:
          «Мы должны добиваться дальнейшего сплочения многонационального и многоконфессионального русского мира».
          Говоря о законодательной работе, глава МИДа напомнил, что сейчас завершается подготовка нового законопроекта в сфере миграции. «Важно, чтобы документ способствовал максимальному упрощению условий и процедуры возвращения соотечественников на постоянное жительство в Россию. И, безусловно, необходимо, никого не дискриминируя, уделять особое внимание привлечению высококвалифицированных специалистов, ученых, перспективной молодежи»,— рассказал Сергей Лавров. По его словам, пришло время актуализировать критерии отбора потенциальных переселенцев, которые сейчас закреплены в региональных программах, и здесь очень важен личный контроль со стороны глав регионов. «Надо поставить цель исключить немотивированные отказы. Считал бы возможным рассмотреть вопрос о расширении перечня регионов приоритетного заселения. Сейчас особо остро стоит задача привлечения наших граждан и будущих потенциальных граждан России в районы Восточной Сибири»,— отметил министр.
          Он также напомнил, что продолжается подготовка поправок, которые, в частности, облегчат условия получения российского гражданства для наших соотечественников и детей, рожденных в браках с иностранцами. Кроме того, по словам господина Лаврова, и в Госдуме, и в правительстве, и в администрации президента обсуждается такая острая тема, как условия репатриации россиян — как тех, кто имел корни в Советском Союзе, так и потомков жителей Российской Империи. «Хотелось бы более активно задействовать ресурс партийной дипломатии, и здесь наша комиссия вполне в состоянии выработать конкретные предложения и подходы»,— заключил глава МИДа.
          Напомним, предложение создать пять профильных комиссий во главе с пятью лидерами партсписка ЕР на осенних выборах в Госдуму президент Владимир Путин высказал на встрече с ними 27 сентября. 5 октября совместным решением бюро высшего совета и генсовета ЕР были учреждены комиссии по развитию Восточной Сибири (глава — министр обороны Сергей Шойгу), по международному сотрудничеству и поддержке соотечественников за рубежом (Сергей Лавров), по образованию и науке (сопредседатель центрального штаба ОНФ Елена Шмелева), по защите материнства, детства и поддержке семьи (вице-спикер Госдумы, бывший детский омбудсмен Анна Кузнецова) и по здравоохранению (главврач больницы в Коммунарке Денис Проценко). На сегодняшний день провести первое заседание не успела только комиссия господина Шойгу.
          Политолог Константин Калачев напоминает, что в состав комиссии господина Лаврова вошли, в частности, замглавы МИДа Евгений Иванов, зампред международного комитета Совета федерации Андрей Климов, первый зампред думской фракции ЕР Вячеслав Макаров, директор Института Европы РАН Алексей Громыко, сахалинский губернатор Валерий Лимаренко, президент РСПП Александр Шохин и глава Россотрудничества Евгений Примаков. «Собирать этих людей чисто номинально, чтобы напомнить, что Лавров был в лидерах партийного списка, непродуктивно и нелогично,— рассуждает эксперт.— И, хотя роль комиссий в законодательной деятельности пока не прослеживалась, думаю, что в дальнейшем можно ждать предложений партии в вопросах законотворчества, а также в программном и имиджевом позиционировании — например, в вопросах предоставления гражданства и поддержки соотечественников за рубежом». По мнению господина Калачева, пять комиссий во главе с лидерами партсписка — это «не просто пять направлений работы, это доказательство субъектности ЕР как партии власти». А поскольку при создании комиссий секретарь генсовета ЕР Андрей Турчак обещал, что их работа будет синхронизирована с работой партийной фракции в Госдуме, то от них стоит ждать законодательных инициатив, резюмирует эксперт.
          По мнению политолога Павла Склянчука, партийные комиссии с лидерами предвыборного списка — это «новое слово в российской электоральной политике». «По сути, это такой политический сериал, в котором главные герои избирательной кампании продолжают ее основные сюжетные линии — международная повестка, медицина, армия, семья, образование,— отмечает эксперт.— Избиратели имеют возможность подробнее узнать о позиции партии по этим вопросам, а партия продолжает раскрывать главные темы актуальной повестки».
 
КОММЕРСАНТ, 28.12.21 15:52
          Спикер Мосгордумы предложил партиям платить зарплаты неосвобожденным депутатам
 
Елена Рожкова
 
          Спикер Мосгордумы (МГД) Алексей Шапошников («Единая Россия») предложил партиям, представители которых работают в Мосгордуме на непостоянной основе и не получают зарплату, оплачивать их труд из партийного бюджета. Об этом он заявил на брифинге сегодня, 28 декабря.
          «Те депутаты, которые избраны на непостоянной основе, когда они избирались, они знали, куда они избрались и как эта система работает,— подчеркнул господин Шапошников.— Чаще всего у нас депутаты выдвинуты политическими партиями. Если этот депутат такой ценный сотрудник для политической партии, такой ценный политический боец, то почему эта политическая партия не может взять его в штат, платить ему зарплату?» Спикер также напомнил, что большинство партий в МГД имеют государственное финансирование, а, например, КПРФ улучшила свои результаты на последних выборах в Госдуму. «Мне кажется, там достаточно денег для финансирования своих депутатов. Это больше вопрос политический»,— считает единоросс.
          Согласно закону о партиях, те из них, чьи федеральные списки набрали более 3% голосов на последних выборах в Госдуму, получают ежегодные выплаты из бюджета из расчета 152 руб. за каждый голос избирателя. Из оппозиционных партий, представленных в МГД, право на госфинансирование имеют КПРФ и «Справедливая Россия — За правду»: коммунисты в 2022 году должны получить более 1,6 млрд руб. (10 660 669 голосов), эсеры — около 640 млн руб. (4 201 744 голоса). «Яблоко» на бюджетную поддержку не заработало, получив лишь 1,34% голосов.
          Из 45 депутатов МГД зарплату сейчас получают только спикер, его заместители и главы 16 профильных комиссий. Десять из этих комиссий возглавляют единороссы, две — депутаты от лояльного мэрии объединения «Моя Москва». Оппозиционеров в руководстве комиссий четверо: два коммуниста, один эсер и один яблочник. На зарплаты депутатам в смете МГД ежегодно выделяется около 150 млн руб., на 2022 год эта сумма составляет 151,4 млн руб. На оплату труда сотрудников аппарата и помощников депутатов на 2022 год заложено 1,5 млрд руб.
          Отметим, что в МГД есть и три внефракционных депутата: это исключенные из КПРФ Дмитрий Локтев и Елена Шувалова, а также журналист ВГТРК Андрей Медведев. Последний недавно был избран вице-спикером МГД, но зарплату получать, видимо, все равно не будет: перед его избранием дума изменила регламент и закон о статусе депутата, чтобы вице-спикер тоже мог трудиться на непостоянной основе, не уходя с основного места работы.
 
КОММЕРСАНТ, 28.12.21 23:37
          ПРАВОВОЕ ОТЕЧЕСТВО В ОПАСНОСТИ
          Валерий Зорькин допустил возрождение в России смертной казни
 
Анастасия Корня,
Александр Черных
 
          Председатель Конституционного суда (КС) Валерий Зорькин не исключает возможности возвращения в России смертной казни, следует из его новой книги, опубликованной во вторник на сайте суда. По мнению главы КС, введение моратория на высшую меру наказания в свое время стало уступкой ценностям, которые российскому национальному правосознанию несвойственны, и этот вопрос до сих пор не закрыт. Однако эксперт считает такое развитие событий маловероятным.
          В книге «Конституционное правосудие: процедура и смысл» (.pdf) Валерий Зорькин возвращается к доктрине национальной идентичности и рассуждает о роли конституционного контроля, который призван «смирять разрушительное действие политических протуберанцев и оберегать общество». Он напоминает, что социокультурная ситуация в России существенно отличается от положения дел в старых демократиях Европы — и эти отличия необходимо учитывать.
          При этом КС, как отмечает господин Зорькин, продемонстрировал готовность преодолевать при необходимости стереотипы массового сознания — как было, например, с отменой смертной казни. Председатель суда напоминает, что в России с 1996 года действует бессрочный мораторий на применение смертной казни, который был введен в силу обязательств, взятых при вступлении страны в Совет Европы. Этот мораторий был подтвержден в 1999 и 2009 годах решениями КС, но формально суд смертную казнь не отменил (сделать это может только законодатель), а лишь объявил практически бессрочным мораторий на ее назначение и применение, подчеркивает господин Зорькин. Но до сих пор тема смертной казни остается одной из самых дискутируемых, а вопрос о ее возвращении неоднократно поднимался в парламенте, указывает Валерий Зорькин.
          «То обстоятельство, что КС принял решение, делающее невозможным применение смертной казни в России на данном историческом этапе ее развития, не исключает возможности возврата к этой мере наказания в будущем»,— пишет председатель суда.
          Пока есть умышленные убийства, вопрос о применении смертной казни не может быть полностью закрыт, уверен он: «Здесь многое зависит от общей правовой ситуации в стране, от того, насколько далеко мы сможем продвинуться в деле создания того прочного, уверенного в себе правопорядка, который позволит удержать сделанную нами уступку, отход от требований правового принципа равенства. Очень надеюсь, что сделанный нашей страной отход от права в сторону тех нравственных и религиозных воззрений, которые стоят на позициях принципиального отказа от смертной казни, пройдет для России успешно».
          По мнению господина Зорькина, роль конституционных судов в согласовании конкурирующих интересов в правовом пространстве особенно важна в странах с неразвитым общественным правосознанием и с неустоявшимися демократическими традициями. «Стихийная демократия с присущими ей безудержными массовыми протестами естественно скатывается к охлократии и не способна на институциональном уровне добиться долговременных и позитивных результатов,— уверен глава КС.— Это относится и к нестабильным политическим режимам, склонным к разного рода "цветным" или "фруктовым" революциям, когда долговременные проекты развития государства и общества приносятся в жертву сиюминутным выгодам. В обстоятельствах нестабильной демократии орган конституционного контроля способен обозначать своего рода вехи, которые ориентируют общество на правовой вектор и создают условия для восстановления нормальной конституционно-правовой жизни».
          Но и пренебрежение негативной общественной реакцией на решения судов может быть опасно, даже если оно не приводит к открытому общественному возмущению, предупреждает Валерий Зорькин.
          Такая позиция, по его убеждению, является более чем близорукой: «В дальнейшем эта реакция порождает, если можно так выразиться, крохотные кристаллики негативизма. Они могут со временем раствориться. Или сохраниться в социальной ткани. Но если находятся достаточно влиятельные и хорошо организованные силы, стремящиеся использовать этот негативизм в своих целях, то крохотные кристаллики негативизма могут превращаться в мощные точки роста». То, что привело в России к трагедии в феврале 1917 года, тоже начиналось с «мелочей», напоминает председатель КС: солдаты, входя в церковь, переставали креститься и не тушили цигарки, падал авторитет офицеров, накапливался тот самый негативизм, который поначалу чреват только внутренним отторжением. «А потом это внутреннее отторжение превратилось в крах всех институтов, всех систем социальной жизни»,— заключает председатель КС.
          Этот текст оставляет впечатление, что сама постановка вопроса Валерием Зорькиным связана именно с его опасениями за устойчивость определения КС 2009 года в нынешних политико-правовых реалиях, говорит юрист-конституционалист и глава юридического департамента фонда «Русь сидящая» (внесен в реестр иноагентов) Ольга Подоплелова. Однако отмена смертной казни держится не на определении КС, а на обязательствах, которые Россия взяла на себя при вступлении в Совет Европы, настаивает эксперт. С одной стороны, Москва не ратифицировала Протокол №6 и не подписала Протокол №13 к Европейской конвенции (оба документа касаются отмены смертной казни). С другой — на сегодняшний день ЕСПЧ однозначно подтверждает, что ввиду сложившейся в государствах—членах Совета Европы практики статья №2 Конвенции фактически запрещает смертную казнь, констатирует госпожа Подоплелова. Поэтому, по ее мнению, даже гипотетический выход России из Протокола №6 с точки зрения международного права не может оправдать восстановление в стране смертной казни.
 
ГАЗЕТА.RU, 28.12.21 22:00
          «ЛУКАШЕНКО БУДЕТ СОГЛАСОВЫВАТЬ С ПУТИНЫМ ПОПРАВКИ В КОНСТИТУЦИЮ»
          Какой курс выберет Белоруссия после переговоров Путина и Лукашенко
 
Владимир Кулагин
 
          Александр Лукашенко приехал в Россию для участия в саммите СНГ и переговоров с Владимиром Путиным. Накануне же появился проект поправок в конституцию Белоруссии, которые Лукашенко, по его словам, лично диктовал юристам. В частности, из нового варианта главного закона соседнего государства исчез пункт о его стремлении к нейтралитету. «Газета.Ru» — о влиянии внутренних дел Белоруссии на ее отношения с Россией.
          По словам президента Белоруссии Александра Лукашенко, который во вторник присутствовал на саммите СНГ в России, голосование по появившемуся накануне проекту поправок в конституцию республики пройдет во второй половине февраля 2022 года. Они вступят в силу в случае, если их поддержат более 50% участников референдума.
          На 29 декабря анонсирована двусторонняя встреча Лукашенко с президентом России Владимиром Путиным. По информации пресс-службы главы Белоруссии, на ней будут обсуждаться «актуальные вопросы белорусско-российского сотрудничества». После этого политики по традиции сыграют в хоккей в одной команде.
          Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты сходятся в том, что Лукашенко в той или иной форме будет обсуждать с Путиным проект изменений конституции его страны. При этом специалисты не ожидают, что он реально прислушается к советам Москвы.
          Среди появившихся накануне в общем доступе поправок к конституции Белоруссии есть несколько пунктов, прямо затрагивающих подходы республики к внешней политике. Так, там отсутствует существующая ныне формулировка «Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство — нейтральным».
          Глава комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников в разговоре с «Газетой.Ru» связал изъятие формулировки о стремлении Белоруссии к нейтральному статусу с процессом ее интеграции с Россией.
          «Посмотрите, какое у нас уже сейчас Союзное государство: и сотрудничество в обороне, и та же совместная система раннего предупреждения о ядерном ударе, которая находится на территории Белоруссии. В этом смысле даже сегодня эта страна не могла быть нейтральной, и потому фразу нужно было менять давно. Это более серьезная интеграция, более серьезное осознание своей безопасности и суверенности, которая не может быть защищена без такого серьезного союзника, как Россия», — уверен Калашников.
          Белорусский политолог Дмитрий Болкунец в разговоре с «Газетой.Ru» согласился, что норма о нейтралитете противоречила действующим белорусским обязательствам, например, по участию в ОДКБ. По его мнению, влияние российского фактора на итоговый текст можно считать огромным.
          «Но на прежнее противоречие никто не обращал внимание. Я предполагаю, что эта поправка пришла из Москвы, учитывая, что все обновление конституции, на мой взгляд, — инициатива исключительно Владимира Путина. А Лукашенко самому никакая конституция не нужна, у него и так все хорошо.
          И теперь он хочет показать Кремлю, что он выполнил просьбу, даже отчасти что-то скопировал у России, например, про брак — союз мужчины и женщины. Так что Лукашенко наверняка привез в папочке Путину всю информацию о поправках. После этого он попросит денег под это дело», — считает эксперт.
          По новым правилам, один человек сможет оставаться президентом Белоруссии не больше двух сроков (сейчас — без ограничений). Однако эти поправки приобретут силу только «со дня вступления в должность вновь избранного президента».
          Болкунец считает, что это свидетельствует, что надежды на транзит власти в Белоруссии и уход Лукашенко из политики не оправдаются, так как даже по новым правилам он до 2035 года спокойно может занимать кресло президента, а потом «пересесть в другое».
          Российский же политолог Андрей Суздальцев считает, что влияние Путина на выработку проекта конституции Белоруссии нельзя считать существенным, в том числе из-за традиционного нежелания Москвы вмешиваться в дела других государств, даже зависящих от нее.
          «Завтра Лукашенко будет, конечно, согласовывать итоги по конституции. Но проблема в том, что он может воспринять советы касательно внутренних дел Белоруссии строго наоборот.
          А Москву беспокоит только одно — это кризис в одной из частей Союзного государства и вопрос, поможет ли его разрешить обновленная конституция. Так что стороны будут обсуждать этот вопрос, но никак не конкретный текст поправок», — заключает Суздальцев.
          В опубликованном документе также говорится, что Белоруссия придерживается в своей внешней политике прежде всего «принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права».
          При этом в проекте обновленной конституции устанавливается запрет на военную агрессию со своей территории против других государств.
          Суздальцев объяснил новые формулировки в тексте предлагаемого документа, касающиеся ее внешнего курса, «вполне привычной игрой с Москвой».
          «Заметьте, то, что там сказано про запрет агрессии против третьих стран, — убийство военной интеграции в рамках ОДКБ. Лукашенко ведь и раньше нам никогда не помогал, возьмите хотя бы конфликт в Южной Осетии», — напомнил эксперт.
          В целом же, Суздальцев считает, что опубликованные накануне полномочия главы Всебелорусского собрания делают современную Белоруссию чем-то похожей на режим диктатора Франсиско Франко в Испании в середине XX века.
          «И вот с таким государством интегрироваться невозможно будет в принципе. Можно попробовать еще что-то сделать в экономике, но скорее всего с таким государственным устройством никто не будет вкладывать деньги в Белоруссию», — считает он.