КОММЕРСАНТ, 30.04.21

          С ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТЬЮ ЛУЧШЕ НЕ СПЕШИТЬ

          Эксперты обсудили встраивание местного самоуправления

Андрей Прах

          Вчера в Совете федерации прошел семинар-совещание о новых полномочиях субъектов в свете прошлогодних поправок к Конституции. Собравшиеся обсудили встраивание местного самоуправления в единую систему публичной власти и сочли, что эта норма позволит «стабилизировать государство», а реализовать ее можно, например, в форме согласования кандидатов в мэры с губернатором. В Госдуме не видят «экстренной необходимости» менять законодательство. Эксперты полагают, что власти еще могут вернуться к корректировке законов об МСУ после выборов в ГД.

          С докладом о правовом регулировании при формировании органов местного самоуправления (МСУ) в свете обновленной Конституции выступил завкафедрой государственного строительства и права Университета прокуратуры РФ Игорь Гончаров. Он напомнил, что ни одна из конституционных поправок не вызвала столь оживленной дискуссии, как новая редакция ст. 132 (глава «Местное самоуправление»).

          Напомним, в статье появились слова: «Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти». Сразу после принятия поправок в июле 2020 года Владимир Путин назвал эту поправку чрезвычайно важной, поскольку она включает местное самоуправление в единую систему, которая «перестает быть разорванной». Президент подчеркивал, что для реализации этой нормы предстоит «как следует поработать». Однако до сих пор был принят только федеральный закон «О Госсовете», в ст. 2 которого появилось определение понятия единой системы публичной власти как совокупности федеральных, региональных, муниципальных и других органов власти.

          Господин Гончаров заявил, что уверен — эта норма позволяет «стабилизировать государство и учитывать его исторические традиции»: «Региональный сепаратизм мы уже прожили, но не буди лихо, пока оно тихо! Не всегда взаимоотношения между главами регионов и муниципалитетов складываются гладко. Далеко ходить не надо: Элиста, Калининград, Братск, Екатеринбург, Новосибирск». По его словам, проблемы возникают из-за бюджетных вопросов, поэтому участие органов госвласти в формировании органов МСУ может решить основную проблему «обеспечения жизнедеятельности населения».

          «Сейчас закон предполагает только одну форму участия: глава региона назначает половину членов конкурсной комиссии по выборам главы муниципалитета. Почему бы не рассмотреть другие формы, допустим, согласование с губернатором кандидатов в мэры,— предложил господин Гончаров.— Они будут избираться или депутатами, или населением, но согласование определенное может быть». Он сослался на практику назначения глав субъектов парламентами по представлению президента, существовавшую с 2004 по 2012 год, а также согласования региональных министров профильными федеральными ведомствами: «Кому-то покажется, что мы куда-то загоняем ст. 12 Конституции (согласно ей, МСУ не входит в систему органов госвласти.— "Ъ"), но я так не считаю: многие европейские государства спокойно эту модель используют, и после избрания органов МСУ они встраиваются в вертикаль».

          Главный советник аппарата комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Екатерина Бадулина заявила, что встраивание МСУ в единую систему публичной власти не говорит о его нивелировании, а напротив — об организации «эффективного взаимодействия»: «Чтобы поправки заработали, важно наладить работу единого государственного механизма». По ее словам, для этого потребуется обновление федеральных законов о принципах организации МСУ и органов власти субъектов, но это большая работа, и она должна включать публичные общественные обсуждения с участием властей, научного сообщества и населения.

          Впрочем, в Госдуме не видят «экстренной необходимости» в корректировке федеральных законов. «Сегодня ничего не мешает исполнению полномочий на муниципальном и региональном уровнях»,— пояснил "Ъ" глава комитета по федеративному устройству и вопросам МСУ Алексей Диденко. Он не исключил, что участие госвласти в процессе формирования органов МСУ будет «развиваться», однако идею Игоря Гончарова воспринял скептически: «Можно еще придумать, чтобы претендент на должность мэра был потомком губернатора или сами мэры выбирали губернаторов». В то же время господин Диденко считает, что глав регионов целесообразно наделить полномочиями назначения врио мэра в случае, если действующий градоначальник лишается должности по утрате доверия.

          Единая система публичной власти давно сформирована, в том числе благодаря многочисленным изменениям закона о МСУ, считает политолог Ростислав Туровский: «Конституционные поправки в этой части скорее подтвердили статус-кво». По его мнению, быстрых шагов здесь и не предполагалось, а вернуться к корректировке законов власти могут и после думских выборов. Политолог Аббас Галлямов не исключает, что Кремль может вернуться к корректировке законов об МСУ после очередного громкого конфликта между губернатором и муниципальной властью. В то же время он считает встраивание МСУ в единую систему власти потенциальной почвой для недовольства на местах.

 

АГН «МОСКВА», 29.04.21 17:43

          МГИК внесет в Мосгордуму законопроект о проведении онлайн-голосования на выборах в 2021 году

          Московская городская избирательная комиссия (МГИК) в ходе заседания приняла решение о внесении в Мосгордуму законопроекта «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы и проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления в городе Москве в 2021 году».

          «Подготовлен проект. 99,9% тех изменений, которые мы предлагаем внести в избирательный кодекс города Москвы, в закон о референдуме в городе Москве и закон о Московской городской избирательной комиссии - это положения федерального закона об основных гарантиях. Я остановлюсь на тех положениях, которые находятся в компетенции законодателей города, которые мы должны определить. Это касается вопроса о возможности предоставления полномочий Мосгоризбиркому определить, надо или нет проводить многодневное голосование при проведении муниципальных выборов», - сказала член комиссии Рима Кузнецова.

          Она отметила, что поскольку в этом году выборы совмещенные, то согласно закону это право предоставляется комиссии соответствующего уровня выборов. «Поэтому вопрос о проведении многодневного голосования как на наших дополнительных выборах, так и на муниципальных будет решать ЦИК. Тем не менее мы предоставляем это право нам при проведении муниципальных выборов, если не будет совмещения», - сказала Кузнецова.

          Кроме того, предлагается дать кандидатам возможность собирать подписи избирателей не более 5% в электронном виде, используя единый портал государственных и муниципальных госуслуг.

          «Также в данном законопроекте отражается проведение в 2021 году в городе Москве дистанционного электронного голосования при проведении выборов», - заключила она.

 

ГАЗЕТА.RU, 29.04.21 20:04

          МАЛЕНЬКАЯ ПОБЕДОНОСНАЯ: ЧТО ПРОИЗОШЛО НА ГРАНИЦЕ ТАДЖИКИСТАНА И КИРГИЗИИ

          Душанбе и Бишкек договорились о прекращении огня на границе

Алексей Грязев,

Лидия Мисник

          Столкновение военных на границе Киргизии и Таджикистана спровоцировало срочные переговоры между представителями двух стран. Хотя решение о прекращении огня было достигнуто, причины для возобновления подобных конфликтов никуда не исчезли. Эксперты предупреждают, что сложившиеся в настоящий момент дипломатическое напряжение и ухудшающаяся экономическая обстановка могут подтолкнуть стороны к полномасштабной войне.

          Главы МИД Киргизии и Таджикистана Руслан Казакбаев и Сироджиддин Мухриддин договорились о прекращении огня в районе границы с 20:00 по местному времени (17:00 мск) 29 апреля, сообщили в киргизском внешнеполитическом ведомстве.

          Стороны также решили проводить совместное патрулирование и мониторинг обстановки в пограничной зоне.

          В свою очередь, премьер-министры Киргизии и Таджикистана Улукбек Марипов и Кохир Расулзода незапланированно обсудили ситуацию на встрече в Казани, где принимали участие во встрече глав кабинетов министров стран ЕЭАС, сообщили в пресс-службе киргизского правительства. Расулзода на мероприятии был гостем.

          Главы правительств двух государств сошлись во мнении, что при решении приграничных вопросов применение силовых методов недопустимо. Они подчеркнули, что необходимо срочно принято меры по недопущению дальнейшей эскалации конфликта.

          Что произошло

          На киргизо-таджикской границе 29 апреля произошли столкновения между войсковыми подразделениями двух стран. Стороны обвинили друг друга в эскалации, к месту конфликта начала стягиваться тяжелая военная техника.

          По информации Госкомитета нацбезопасности Киргизии, киргизские военнослужащие попали под минометный и пулеметный обстрел со стороны пограничных войск и спецназа МВД Таджикистана. В пресс-центре Госкомитета нацбезопасности Таджикистана также обвинили военнослужащих Киргизии в открытии огня на границе.

          Кроме того, киргизская сторона отметила, что таджики открыли огонь по нескольким заставам и постам, поэтому на заставе «Достук» начался пожар. Спецназ киргизских пограничников ответил на это захватом заставы на территории Таджикистана. В погранслужбе Киргизии отмечали, что обе стороны направляют в зону конфликта дополнительные силы.

          Как сообщили в мэрии города Исфары, в ходе столкновения погибли три гражданина Таджикистана, 31 человек пострадал и получил ранения различной степени тяжести.

          В киргизском минздраве, в свою очередь, сообщили об одном погибшем и 30 пострадавших.

          Конфликт развивался в Баткенском районе Баткенской области Киргизии. В этом районе расположен участок водораспределительного пункта «Головной», который используется для орошения и водоснабжения приграничных районов сразу трех стран. Однако Таджикистан считает, что эта территория относится к его юрисдикции.

          Согласно версии киргизской стороны, конфликт начался из-за попытки таджикской стороны установить оборудование с видеонаблюдением на электрическом столбе возле «Головного». Местные жители потребовали снять оборудование и после словесной перепалки стороны начали закидывать друг друга камнями. Вскоре началась и перестрелка.

          Конфликт быстро вышел за пределы изначальной зоны столкновений. Граждане Таджикистана заблокировали автодорогу, соединяющую два района Киргизии, киргизы в ответ изолировали таджикский анклав Ворух. В Бишкеке же проходит митинг в поддержку баткенцев, его участники уже заявили о готовности выехать в зону конфликта.

          Официальные власти организовали эвакуацию гражданских из Баткенского района — оттуда были вывезены около 900 граждан Киргизии.

          Почему произошел конфликт

          Столкновения на границе Таджикистана и Киргизии — не что-то из ряда вон выходящее. Причиной тому — не решенные после распада СССР территориальные конфликты. Самый плодородный район региона — Ферганская долина — не просто поделен между Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией, но также усеян многочисленными анклавами, из которых только крупных насчитывается восемь.

          Необычное территориальное деление имело мало значения в рамках одной страны. Но когда на территории Ферганской долины оказались бок о бок три суверенных государства, границы между которыми стали периодически закрываться, местное население ощутило на себе трудности с поставками воды и гуманитарных грузов, транспортной изолированностью от пастбищ, медицинских услуг и своих семей.

          Чаще всего конфликт обостряется именно на таджико-киргизских участках границы. Эпицентрами столкновений становятся источники воды, плодородные участки земли, объекты транспортной инфраструктуры: дороги, обходные пути и так далее.

          Стычки местных жителей стабильно происходят раз в несколько месяцев и развиваются по примерно похожему сценарию: местные жители, возмущенные установкой того или иного инфраструктурного объекта, забрасывают друг друга камнями. Вскоре начинаются выстрелы и поджоги, к урегулированию конфликта подключаются чиновники из столиц, которые проводят переговоры.

          Иногда — реже — в конфликт оказываются втянуты военнослужащие двух стран. Даже использование минометов, о котором сообщают стороны сейчас — не беспрецедентное событие. Аналогичная ситуация складывалась два года назад, осенью 2019 года.

          При этом опрошенные «Газетой.Ru» специалисты по региону сходятся во мнении, что на этот раз напряженность ситуации в мире и в регионе создает риски, которые в конечном итоге могут привести к самым неприятным последствиям.

          «Все страны Центральной Азии переживают экономический кризис, связанный с коронавирусом, падением цен на сырье, дестабилизацией мировых рынков. В этой ситуации все традиционные проблемы стран региона усиливаются. Усиливается и взрывоопасность ситуации», — говорит профессор Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Казанцев.

          Среди факторов, способствующих дестабилизации в регионе, эксперт называет рост наркотрафика из Афганистана в Европу и Россию, массовую безработицу в странах Центральной Азии, готовящийся вывод американских войск из Афганистана, что грозит усилением трансграничных угроз.

          «В этой ситуации приграничные столкновения — еще одна капля в коктейль нестабильности, который сейчас складывается», — говорит Казанцев.

          Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин со своей стороны отмечает, что нынешний конфликт происходит на фоне общего ухудшения межгосударственных отношений Киргизии и Таджикистана на самом высоком уровне.

          «В последние месяцы регистрируют явное напряжение в отношениях Душанбе и Бишкека», — говорит эксперт. Он напоминает, что совсем недавно Садыр Жапаров совершил визит в Ташкент, по его итогам Узбекистан и Киргизия приняли декларацию об окончательном разрешении всех пограничных вопросов.

          «Руководство Киргизии, очевидно, находясь под впечатлением от этих успехов на узбекском направлении, решила добиться того же самого и в Таджикистане. Но таджики оказались гораздо менее склонны к компромиссам и уступкам, поэтому обе стороны уперлись и обменивались разными колкостями в отношении друг друга», — рассказывает Грозин.

          Свою неготовность к переговорам о территориальных проблемах президент Таджикистана Эмомали Рахмон продемонстрировал 9 апреля, когда приехал в таджикский анклав Ворух, где заявил, что вопрос о его обмене на какую-либо другую территорию с киргизской стороной не обсуждался и обсуждаться не будет. Это заявление прозвучало вскоре после соответствующего предложения главы ГКНБ Киргизии.

          Дополнительное напряжение создало проведение киргизских военных учений «Безопасность-2021» вблизи спорных с Таджикистаном участков границы в конце марта. По мнению Андрея Грозина, в Душанбе эти учения стали расценивать как угрозу силой.

          Что будет дальше

          По мнению заведующего отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, Киргизия в большей степени заинтересована в быстром и окончательном решении многолетнего конфликта.

          «Бишкек, как мне представляется, хотел бы закрепить существующую линию разграничения, возможно, провести взаимообмен по другим спорным участкам в разных регионах по узбекскому образцу. И они хотят побыстрее решить этот вопрос, так как киргизский юг быстрее обезлюдивает», — говорит Андрей Грозин.

          В данной ситуации время играет на стороне Таджикистана: население страны растет достаточно быстро, особенно в приграничных районах.

          «Потихоньку-помаленьку они «откусывают» спорные территории — через разные схемы, покупку недвижимости и прочее. И они рассчитывают, что, например, в той же Баткенской области сложится ситуация, когда их переговорные позиции будут абсолютно бесспорными. То есть постепенно, если все будет идти, как идет, спорные участки на юге соединятся с таджикской территорией и сторонам надо будет договариваться по поводу каких-то коридоров и прочих уступок. Спорные вопросы и так постепенно решатся в пользу Душанбе», — поясняет ситуацию эксперт.

          Однако до окончательного решения территориального спора регион может столкнуться с угрозой полномасштабной войны, предупреждает Грозин.

          «Есть, к сожалению, риск, что в какой-то момент эти мелкие приграничные стычки смогут перерасти в полноценное военное столкновение», — говорит эксперт. Этому способствует плачевное социальное и экономическое положение двух республик.

          «Для режимов, и в Киргизии и в Таджикистане, в один из моментов может показаться вполне подходящим решение внутренних проблем через небольшую победоносную войну с соседями.

          И, к сожалению, сейчас ситуация складывается так, что стороны, ранее не заинтересованные в таких конфликтах, сейчас потенциально вполне способны организовать крупную заварушку», — говорит Грозин.

          Несколько иной точки зрения придерживается Андрей Казанцев. «Риска большой войны между двумя странами нет — у них даже ресурсов на такую войну нет — не понятно, чем воевать. Но есть другой риск: общая дестабилизация приграничных регионов будет усиливаться», — говорит он.

          Эксперт отмечает, что и Киргизия и Таджикистан испытывают проблемы с контролем своих приграничных территорий. «Приграничные столкновения будут еще больше ослаблять возможности центральных правительств хоть как-то влиять на эту ситуацию и соответственно будут усиливать возможность реализации каких-то разрушительных сценариев по образцу того, что было в конце 90-х», — подчеркивает он, напоминая о Баткенских событиях, когда в Ошской области шли военные столкновения между Вооруженными силами Киргизии, Узбекистана и боевиками террористических организаций.

          Если ситуация в регионе обострится до полноценных военных действий, Россия будет вынуждена реагировать, поскольку обе конфликтующие страны — Таджикистан и Киргизия — являются членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

          «В истории ОДКБ еще пока не было ничего подобного, но если все будет развиваться по плохому сценарию, то необходимо будет вводить в миротворческий контингент. Насколько я знаю, он уже создается, но работа эта идет ни шатко ни валко. Других вариантов нет, придется разводить стороны, но обе они будут говорить, что хотят мира во всем мире. В силу слабости обоих государств, принудить их к миру будет довольно просто. Это будет технический вопрос, который, откровенно говоря, будут решать российские военные», — прогнозирует Андрей Грозин.

 

ГАЗЕТА.RU, 29.04.21 22:31

          «АГЕНТ КРЕМЛЯ»: ЧЕХИ ПОТРЕБОВАЛИ ОТСТАВКИ ПРЕЗИДЕНТА

          В Чехии прошли массовые протесты против «пророссийского» президента

Алексей Поплавский

          Тысячи людей вышли на улицы чешских городов с требованием отставки президента Чехии Милоша Земана. Организаторы массовых демонстраций обвинили главу государства в госизмене и потакании России, призвав сенаторов страны добиться его отставки. Протесты затронули более 70 городов, наиболее крупная акция собралась в Праге, где на акцию вышли 10 тыс. человек. При этом, по экспертной оценке, демонстрации выгодны лишь противникам власти в преддверии выборов и вряд ли спровоцируют уход Земана.

          В Чехии прошли массовые демонстрации против главы республики Милоша Земана. Причиной для протестов стала «пророссийская позиция» президента на фоне острого кризиса в отношениях двух государств, заявили в организовавшем акции движении «Миллион мгновений для демократии». Главная демонстрация состоялась в Праге, где на акцию против Земана собрались около 10 тыс. человек.

          Само мероприятие представляло собой подчеркнуто мирный протест, в основном сконцентрированный вокруг выступления представителей движения. Акция контролировалась полицией по периметру, а участники по большей части стояли в масках и соблюдали социальную дистанцию.

          Председатель движения Бенджамин Ролл, выступая на митинге, объявил, что за восемь лет Земан доказал, что люди не могут полагаться на его порядочность в качестве президента страны.

          «Он ничего подобного не признает. Все, что он сделал по отношению к России за время своего срока, носит однозначное название — государственная измена. Нами правит предатель», — добавил лидер «Миллиона мгновений для демократии».

          Ролл со сцены обратился к чешским сенаторам, потребовав добиться отстранения Земана. По его мнению, они должны подать иск против президента в Конституционный суд Чехии, прямо обвинив политика в госизмене.

          Еще одним спикером мероприятия стал экс-министр республики по правам человека Михаэль Кочаб — один из авторов петиции по конституционному иску в отношении президента. Выступая, он подтвердил необходимость отставки Земана.

          «Ровно 32 года назад наши коммунисты выкрикивали лозунги типа «Советское время навсегда». Мы никогда не должны забывать, сколько крови и страданий это стоило нам.

          Россия никогда не могла смириться с тем, что она потеряла влияние, и все еще пытается разрушить новый порядок, который преобладал в нашей стране после 1989 года.

          Кульминацией этих попыток стал взрыв во Врбетице. Это вооруженное нападение на государство Европейского Союза», — заявил Кочаб.

          «Милош, уходи!»

          Выступления спикеров параллельно транслировались и в других городах Чехии, где также собрались акции протеста, правда, не столь многочисленные. В целом протесты затронули около 72 населенных пунктов и если в Праге вышло около 10 тыс. человек, то в Брно было всего 800 человек, а в Пльзене — почти 300.

          На митинги во всех городах участники акции приносили различные баннеры, флаги и плакаты. К примеру, на одном из транспарантов было размещено изображение Земана с розовыми волосами, а все лицо президента разрисовали символами СССР.

          Еще на одном плакате красовалась надпись «Земан — агент Кремля», а на другой по-русски было написано «Милош, уходи!».

          Протестующие использовали самые разнообразные флаги: от натовских и европейских до огромных полотен Украины или ЛГБТ. На акции в Праге даже растянули бело-красно-белый флаг, который в последнее время считается одним из символов белорусской оппозиции. Протесты получили поддержку и в соцсетях, трансляции демонстрации набрали более тысячи зрителей и множество комментариев — как правило нелестных по отношению к Земану.

          К слову, в пресс-службе президента Чехии демонстрации вполне ожидаемо вызвали негативную реакцию. Так, пресс-секретарь Земана Иржи Овчачек в соцсетях назвал организаторов акции «Миллионом мгновений ненависти».

          «Миллион мгновений ненависти еще раз доказали, что они не имеют ничего общего с правдой и любовью», — написал представитель президента в Twitter.

          Как заявил в беседе с «Газетой.Ru» доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев, за протестами стоит блок из трех оппозиционных и русофобских партий под названием «Вместе»: в него входят «Гражданская демократическая партия», «Топ-9» и чешские христианские демократы.

          «В преддверии выборов они могут рассчитывать 16-18% голосов и им необходимо повысить собственный рейтинг, с помощью этой акции они и попытаются это сделать.

          Перспективы убрать Земана весьма туманны. «Вместе» не располагают большинством в парламенте, они не смогут собрать в нижней палате необходимые три пятых голосов. В итоге вся надежда оппозиционных партий в том, что с помощью этих акций они подогреют общество и состав в нижней палате парламента по итогам выборов станет иным. И вот тогда уже с учетом изменений им удастся свалить Земана», — отметил эксперт.

          Российско-чешский конфликт

          Протестующие обвиняют президента в государственной измене на фоне серьезного обострения в российско-чешских отношениях. Ситуация накалилась на фоне обвинений спецслужб России в причастности к взрывам на частном складе боеприпасов во Врбетице в 2014 году. Чехия объявила в розыск «российских разведчиков», а также выслала почти 20 российских дипломатов, на что получила соответствующую реакцию Москвы.

          Кризис обострился до такой степени, что стороны в значительной степени сократили дипмиссии друг друга: к концу мая в посольствах двух государств будет минимальное число сотрудников. Земан тоже внес в эту ситуацию свою лепту, а именно объявил, что на самом деле есть несколько версий по взрывам во Врбетице — неосторожное обращение с боеприпасами и причастность «иностранных спецслужб».

          Активисты из «Миллиона мгновений для демократии» расценили это действие как измену родины и подтверждение поддержки России со стороны президента. В преддверии протестов на сайте движения появилось утверждение, что Земан якобы последовал линии прокремлевской пропаганды, тем самым «пересек грань».

          Так подумали не только они, но и ряд чешских сенаторов, решивших, что президент, озвучив вторую версию инцидента, рассекретил детали расследования и совершил государственную измену. Проект на рассмотрение верхней палаты парламента Чехии действительно попал, но в итоге был заморожен под предлогом необходимости консультаций.

          К слову, параллельно с проектом появилась и петиция с требованием к Сенату подать на Земана конституционную жалобу. В этом документе указано, что Земан якобы продвигает интересы другого государств в ущерб своей стране.

          Как заявил «Газете.Ru» председатель Балканского клуба Центра исследований стран Восточной Европы МГИМО Сергей Артемов, Земан сейчас противостоит основному чешскому истеблишменту, его позиция крайне отличается от позиции власти и части населения.

          «На прошлых президентских выборах у него были не самые твердые позиции, он победил с достаточно небольшим перевесом и то во время второго тура. Обострение отношений, которое складывается внутри страны и в Европе, скажется на нем и его политической карьере. Однако вряд ли это приведет к чему-то радикальному до президентских выборов или до завершения официального расследования инцидента 2014 года, которое все еще продолжается. Протесты пока не настолько массовые, чтобы говорить о чем-то серьезном в этом плане», — резюмировал эксперт.