КОММЕРСАНТ, 05.07.22
         НАРОДНЫМ РАССКАЖУТ ПРО ВСЕНАРОДНЫЕ
         ЦИК России проконсультирует коллег из ДНР и ЛНР по избирательным вопросам
 
Андрей Винокуров,
Анастасия Корня,
Елена Рожкова
 
         Как стало известно "Ъ", в конце этой недели Центризбирком (ЦИК) РФ проведет в Ростове-на-Дону семинар, в котором примут участие сотрудники избирательных комиссий Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР). В ЦИКе пояснили "Ъ", что избиркомы Донбасса сами обратились в комиссию с просьбой помочь в «восстановлении их избирательных систем». Между тем в обеих республиках, по словам источников "Ъ", идет техническая подготовка к возможным референдумам. Эксперт считает, что для присоединения этих территорий к России плебисциты не обязательны.
         Как рассказали "Ъ" два собеседника, близкие к администрации президента (АП), и подтвердил источник, близкий к руководству ЦИКа, на этой неделе в Ростове-на-Дону может пройти специальный семинар, в котором примут участие представители избиркомов ДНР и ЛНР. По словам источников, планируется, что учеба пройдет в пятницу-субботу и ее посетит, в частности, зампред ЦИКа Николай Булаев, который в комиссии как раз курирует Ростовскую область. На какую именно тему представители ЦИКа будут говорить со своими донбасскими коллегами, близкие к АП собеседники "Ъ" не уточнили.
         Источник в Центризбиркоме пояснил "Ъ", что в преддверии единого дня голосования комиссия проводит семинар-совещание с участием председателей региональных избиркомов, на котором будут присутствовать и представители Донбасса: «Учитывая, что в ЦИК России обратились коллеги из Донецкой и Луганской народных республик с просьбой об оказании помощи в восстановлении их избирательных систем, Центральная избирательная комиссия РФ пригласила представителей избиркомов ДНР и ЛНР принять участие в этом семинаре». На мероприятии планируется обсудить «использование современных технологий в ходе избирательных кампаний, существующие стандарты избирательной системы РФ и их реализацию, а также способы наиболее эффективного восстановления дееспособности избирательных систем» ДНР и ЛНР. Это «обычная системная работа в рамках международного сотрудничества избирательных комиссий», а подобные обращения по организации семинаров поступали и от других стран, с которыми у ЦИКа есть соответствующие соглашения, подчеркивает собеседник "Ъ". По его словам, только за последнее время в ЦИКе прошли встречи с делегациями из Белоруссии, Ирана, ЮАР и Африканского союза. Николай Булаев на вопросы "Ъ" не ответил.
         РБК ранее сообщал, что на территории ДНР и ЛНР ведется предварительная подготовка к референдуму и по базовому сценарию их предполагается провести одновременно.
         По словам источников "Ъ", во внутриполитическом блоке АП есть установка быть готовыми к проведению референдумов к августу.
         Это косвенно подтверждают и слова собеседника "Ъ" в политтехнологических кругах: по его информации, сейчас идет набор специалистов, готовых работать на территориях ЛНР и ДНР, хотя подробности предстоящей работы не раскрываются. От того момента, как технологи начнут работу, до референдума (если он действительно состоится) должно пройти не менее месяца, отмечает источник. По его словам, в Кремле вряд ли захотят совмещать плебисциты с Единым днем голосования 11 сентября, так как это может придать событиям «ненужное значение».
         Источник "Ъ", близкий к ЦИКу, говорит, что в ЛНР и ДНР идет набор в избирательные комиссии, и их членов и сотрудников предстоит обучать. Правда, происходить это будет на территории самих республик, и вряд ли этим будут заниматься представители российского Центризбиркома, добавляет собеседник "Ъ".
         Напомним, в мае 2014 года в только что провозглашенных республиках Донбасса на подконтрольных новым властям территориях проходили референдумы, по итогам которых за независимость ЛНР и ДНР проголосовали соответственно 96,2% и 89,1% пришедших на участки. Но вопрос о присоединении к РФ, в отличие от Крыма, на них не задавался. Впрочем, в федеральном конституционном законе «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта» сказано лишь, что инициатором присоединения к России выступает иностранное государство, но о форме принятия этого решения ничего не говорится. А независимость ДНР и ЛНР в границах, совпадающих с границами Донецкой и Луганской областей Украины до 2014 года, была признана указом президента Владимира Путина 21 февраля.
         Как поясняет электоральный юрист Олег Захаров, общепризнанных правил присоединения к государствам новых территорий не существует, но в случае с Крымом у российских властей была надежда, что «следование некоему алгоритму позволит создать базис для признания легитимности присоединения». Сейчас же, по его мнению, «длинный путь через референдум не видится необходимым, и это скорее вопрос в политической, а не правовой плоскости». «Все равно Европа и Америка наши действия в этой части законными не признают, поэтому соблюдение процедур, очень неявно сформированных мировой прецедентной практикой, явно не будет критерием формальной легитимности присоединения»,— считает эксперт.
         Источник "Ъ" в АП ранее сообщал, что референдумы в ДНР и ЛНР будут возможны, как только военные России и Донбасса выйдут на их «исторические границы». В понедельник о полном освобождении территории ЛНР заявил министр обороны Сергей Шойгу. Если плебисциты все-таки решат проводить, то опыт коллег из ЦИКа действительно пригодится донецким и луганским властям. По словам источника "Ъ", знакомого с нюансами подготовки референдума в Крыму в 2014 году, в его сопровождении помогали тогдашние секретарь ЦИКа Николай Конкин и член комиссии Майя Гришина.
         Олег Захаров тоже считает, что специалистам из ЦИКа есть чему поучить донбасских коллег. «Похожие консультации шли и по Крыму. Это вовсе не означает, что российские коллеги будут проводить там выборы. Речь идет скорее о том, чтобы научить процедурам, подсказать какие-то отработанные решения»,— поясняет эксперт. Например, по его словам, специалисты из ЦИКа могут дать готовые шаблоны того, как правильно подводить итоги голосования, поделиться перечнем важных для легитимности контрольных соотношений, рассказать нюансы, касающиеся формы бюллетеней и т. п. Кроме того, сейчас к этим понятным вопросам добавляется еще и специфика проводящейся в России реформы публичной власти: система власти на Украине и в РФ довольно сильно разнится, и эту специфику нужно учитывать, чтобы синхронизировать настройки госуправления в России и на новых территориях, резюмирует господин Захаров.
 
КОММЕРСАНТ, 04.07.22 23:00
         КОММУНИСТЫ НАСТРОИЛИСЬ НА ФИЛЬТР
         КПРФ выдвинула в губернаторы Саратовской области компромиссную фигуру
 
Сергей Петунин
 
         Три парламентские партии определились в минувшие выходные с кандидатами на пост главы Саратовской области. «Единая Россия» выдвинула врио губернатора Романа Бусаргина, ЛДПР — экс-депутата Госдумы Дмитрия Пьяных, а КПРФ — действующего парламентария Ольгу Алимову. Ранее в числе потенциальных выдвиженцев от КПРФ рассматривались депутат облдумы Александр Анидалов, популярный блогер Николай Бондаренко и даже опальный экс-депутат Госдумы Валерий Рашкин. Но в итоге партия остановилась на кандидате, который имеет наибольшие шансы преодолеть муниципальный фильтр.
         На конференции 3 июля единороссы ожидаемо выдвинули в губернаторы экс-председателя регионального правительства Романа Бусаргина, возглавившего область после отставки Валерия Радаева. Господин Бусаргин рассказал однопартийцам, что основой его избирательной программы будет программа социально-экономического развития субъекта, с которой уже ознакомился председатель партии Дмитрий Медведев, а ее главная цель — повышение уровня жизни людей.
         В тот же день конференция саратовского обкома КПРФ выдвинула кандидатом в губернаторы первого секретаря ячейки, депутата Госдумы Ольгу Алимову. Она уже баллотировалась в губернаторы в 2017 году и заняла второе место с 16,3% голосов (губернатор-единоросс Валерий Радаев получил тогда 74,3%). В КПРФ заявили, что «руководство возлагает большие надежды на губернаторские выборы в регионе».
         Интересно, что до последнего момента госпожа Алимова не считалась основным претендентом на выдвижение: в конце мая первый зампред ЦК Юрий Афонин говорил, что от КПРФ будет баллотироваться глава фракции в облдуме Александр Анидалов. По информации осведомленного источника "Ъ", против этого выступил спикер Госдумы Вячеслав Володин, избранный от Саратовской области. Кандидатуру Ольги Алимовой, в свою очередь, не поддержали в ЦК КПРФ: она считается ближайшим соратником экс-депутата Госдумы Валерия Рашкина, лишенного мандата за незаконную охоту, и этот факт якобы может быть использован оппонентами в ходе избирательной кампании.
         «Тогда коммунистам пригрозили, что в случае выдвижения кого-либо, кроме Ольги Алимовой, кандидат от КПРФ не пройдет муниципальный фильтр»,— утверждает собеседник "Ъ".
         Отметим, что для регистрации кандидату нужно собрать подписи 6% муниципальных депутатов, то есть 191 автограф.
         Ранее в качестве вероятного выдвиженца КПРФ также рассматривался бывший депутат облдумы Николай Бондаренко — блогер и один из наиболее узнаваемых в регионе политиков. Он ведет несколько каналов на YouTube, за самым крупным из которых — «Дневником депутата» — следят более 1,7 млн пользователей. Господин Бондаренко неоднократно говорил, что готов баллотироваться в губернаторы, и эту инициативу поддерживали в обкоме, называя его «сильным оппонентом» для кандидата от правящей партии. Правда, коммунист оговаривался, что будет подчиняться решению партии.
         Ольга Алимова рассказала "Ъ", что руководство КПРФ действительно рассматривало возможность выдвижения и Александра Анидалова, и Николая Бондаренко, и даже Валерия Рашкина: «Мы рассматривали разные варианты, поэтому долго не утверждали кандидата. Но если использовать трибуну, то это должен быть опытный человек». По ее словам, при выдвижении других кандидатов был бы велик риск, что муниципальные депутаты от «Единой России» откажутся их поддерживать: «Представляете, что может быть единороссу, который поставит подпись за выдвижение Николая Бондаренко?» Сейчас партия готовит письма в муниципалитеты с просьбой помочь кандидату от КПРФ преодолеть фильтр, добавила госпожа Алимова.
         Саратовская область — не единственный регион, где КПРФ выдвигает в этом году компромиссную фигуру на губернаторских выборах. Так, в Бурятии вместо депутата Госдумы, политика-тяжеловеса Вячеслава Мархаева баллотируется депутат регионального парламента Виктор Малышенко. А в Марий Эл коммунисты и вовсе не стали выставлять своего кандидата против врио губернатора, самовыдвиженца Юрия Зайцева.
         Что касается ЛДПР, то о ее намерении выдвинуть в губернаторы Саратовской области бывшего депутата Госдумы, а ныне координатора региональной ячейки Дмитрия Пьяных сообщалось еще в июне. «Справедливая Россия — За правду» проведет конференцию 9 июля, на которой, по данным "Ъ", кандидатом станет глава отделения Артем Чеботарев.
         Политолог Александр Пантелеев считает выдвижение Ольги Алимовой просчитанным шагом со стороны коммунистов: «У Николая Бондаренко широкая скандальная известность, но она рассчитана на молодых людей, которые, как правило, на выборы не ходят. С этой точки зрения у Алимовой больше возможностей собрать голоса избирателей». По мнению политолога Дмитрия Олейника, избирательная кампания в Саратовской области развивается по ожидаемому сценарию: «При таком течении Роман Бусаргин получит немного больше, чем Валерий Радаев на прошлых выборах. Факторов два: общий рост рейтинга "Единой России" и фактор новизны господина Бусаргина». А на результатах КПРФ будет сказываться нисходящий тренд из-за усталости от ее лидеров, в число которых попадает и Ольга Алимова, добавляет эксперт.
 
ГАЗЕТА.RU, 04.07.22 18:04
         ПОЧЕМУ НАЧАЛИСЬ БЕСПОРЯДКИ В УЗБЕКИСТАНЕ — И К ЧЕМУ ОНИ ПРИВЕЛИ
         Парламент Узбекистана решил сохранить статус автономии для Каракалпакстана в конституции
 
Иван Половинин
 
         Власти Узбекистана отказались от изменений конституции страны в части суверенитета Республики Каракалпакстан после массовых беспорядков в регионе. За субъектом сохранится автономия, а также право на выход из государства. При этом протесты в регионе были подавлены силовым путем, погибли минимум 18 человек. Удастся ли Ташкенту с помощью уступок избежать распада страны — в материале «Газеты.Ru».
         Нижняя палата парламента Узбекистана приняла решение о сохранении в конституции положений, касающихся Республики Каракалпакстан. Речь идет о пяти статьях основного закона государства, в том числе статьи 70 о суверенитете региона и статьи 74 о его праве на выход из состава страны путем референдума. Кроме того, депутаты решили продлить общественное обсуждение проекта поправок к конституции Узбекистана до 15 июля.
         Соответствующие шаги законодателей стали ответом на массовые беспорядки в Каракалпакстане, которые вспыхнули в начале июля на фоне сообщений о намерении властей Узбекистана внести изменения в те пункты конституции государства, которые прямо касаются суверенитета региона.
         Отказаться от этих предложений призвал сам президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, посетивший регион после подавления протестных выступлений силами правоохранительных органов.
         Протесты продолжались с 1 по 2 июля, начавшись как демонстрация, которая в итоге переросла в беспорядки. Силовикам удалось восстановить общественный порядок и задержать группу организаторов протестов, попытавшихся осуществить захват органов местной власти. А с 3 июля в Каракалпакстане ввели чрезвычайное положение, установив комендантский час с 19.00 до 5 утра, а также возбудили ряд уголовных дел за посягательство на конституционный строй Узбекистана.
         В результате беспорядков, по информации узбекистанского МВД, пострадали свыше 240 человек и погибли как минимум 18. В ведомстве отдельно указали на факты нападения на силовиков, также отметив попытку захвата международного аэропорта в городе Нукус — столице Каракалпакстана — протестующими, завладевшими оружием за счет атаки на военный пост в Ходжалинском районе.
         Почему Ташкент пошел на уступки
         Не все эксперты склонны оценивать решение Ташкента как поражение. В частности, профессор НИУ ВШЭ Андрей Казанцев полагает, что президент Узбекистана продемонстрировал свое умение решать кризисы политическим путем.
         «С одной стороны, он показал силу властей за счет подавления протестных выступлений, а с другой, показал, что эта сила не глупая и готова договариваться в тех случаях, когда это в интересах государства.
         На самом деле вопрос об отделении Каракалпакстана в реальности не особо стоит. Этого сделать никто не даст, а его право на отделение было еще с советского времени, и Мирзиёев его подтвердил. Так что ни о каких развалах Узбекистана или отступлениях президента говорить не стоит», — отметил эксперт.
         С ним отчасти согласен директор Института новейших государств Алексей Мартынов. По его словам, никакого поражения Ташкента не прослеживается, но вызывает удивление степень недоработки конституционной реформы.
         «История с этим регионом достаточно запутана еще с советских времен, он входил в Хорезмскую ССР, потом числился за Киргизией, а затем и Казахской АССР, в итоге попав к Узбекистану. То есть на нем отразились все особенности и хитросплетения непростого складывания территориальных границ внутри Советского Союза. Если проводить аналогию, то Каракалпакия по своему статусу и факту существования похожа на Автономную республику Крым, попавшую в состав Украины во время СССР. Каракалпакстан находится в примерно таком же статусе, только в составе Узбекистана», — объяснил эксперт.
         Узбекистанский блогер, автор Telegram-канала «Наблюдения под чинарой» Ферузхан Якубходжаев уверен, что пока нельзя сделать окончательный вывод в отношении того, что именно происходило в Республике Каракалпакстан.
         «В любом случае для нового периода Узбекистана, стартовавшего с приходом к власти президента Шавката Мирзиёева, это ненормальная активность. Обычно, если где-то в стране начинается какая-то протестная активность, власти стараются быстро удовлетворить запросы людей или хотя бы объяснить им, в каких объемах и сроках их претензии могут быть урегулированы.
         То, что произошло в Каракалпакстане, показывает, что какие-то инструменты не сработали или были не вовремя применены — не вовремя доехали, не вовремя начали разговаривать или не с теми вели диалог. Поэтому президент решил сам лично закрыть этот вопрос, полетев в Каракалпакстан. Власти в данном случае решили пойти на уступки, чтобы не проливать кровь», — указал Якубходжаев.
         Ждать ли новых протестов
         На данный момент никаких демонстраций внутри Каракалпакстана не наблюдается, в том числе на фоне установления комендантского часа на территории региона.
         По информации местных СМИ, до решения властей по режиму ЧП один из организаторов протеста Даулетмурат Тажимуратов обещал собрать новый митинг к 5 июля.
         С точки зрения Андрея Казанцева из НИУ ВШЭ, власти страны будут действовать методом кнута и пряника.
         «То есть они сказали, что волноваться не о чем и все свободы у Каракалпакстана будут сохранены, но они также готовы оказывать силовое давление, если протесты будут продолжены. Это достаточно сбалансированный подход», — считает эксперт.
         В то же время Алексей Мартынов из Института новейших государств убежден, что на самом деле никаких особых проблем с регионом у Узбекистана обычно не было, и текущий вопрос закрыл шаг по сохранению положений конституции.
         «Недоработанной конституционной реформой воспользовались оппоненты действующей власти, которые как правило аффилированы с различными внешними организациями, в основном турецкими. Однако беспорядки довольно быстро были пресечены, без жертв не обошлось, но это можно считать традиционной историей для Центральной Азии. К тому же довольно оперативно поправка к конституции была снята», — отметил эксперт.
         Узбекистанский блогер Ферузхан Якубходжаев также не исключил, что действия Ташкента фактически привели к остановке протестов. Однако, по его словам, для полной ликвидации протестной волны необходимы дальнейшие действия по внимательному изучению проблем Каракалпакстана.
         «Данное решение как минимум сведет на нет номинальные претензии, поскольку ими как раз были суверенитет и независимость. Однако дестабилизирующий фактор в Каракалпакстане все же есть, поскольку там присутствует определенный старый традиционный региональный сепаратизм. Но это касается абсолютного меньшинства жителей региона», — пояснил Якубоджаев.
         Многие СМИ неправильно понимают ситуацию внутри Каракалпакии, считая автономную республику каким-то моноэтническим региональным образованием, продолжил собеседник «Газеты.Ru», то есть думают, что там живут 2 млн каракалпаков.
         «Но это не так, в Каракалпакстане довольно пестрый этнический состав, в частности, там также живут узбеки, корейцы и казахи. Более того, мы братские народы с совершенно нечуждыми культурами. Тому же узбеку не нужен переводчик, чтобы понять каракалпака — во многом наши языки ближе, чем русский и украинский», — подчеркнул Якубоджаев.
 
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 04.07.22 19:09
         ПРЕЗИДЕНТ ТОЛКАЕТ ТУНИС К ДИКТАТОРСКОМУ РЕЖИМУ
         Ислам не упоминается в проекте Конституции как государственная религия
 
Равиль Мустафин
 
         В интервью газете «Ас-Сабах» глава конституционной комиссии Туниса Садык Бельыд заявил, что опубликованный президентом Кайсом Саидом в правительственном журнале текст проекта нового Основного закона страны существенно отличается от первоначальной версии, которая была разработана возглавляемой им структурой. В связи с этим профессор конституционного права, курировавший по указанию главы государства разработку «новой Конституции для новой республики», был вынужден «с глубоким сожалением и чистой совестью» заявить, что ни он, ни его комиссия не имеют никакого отношения к документу, который президент выносит на утверждение на референдум 25 июля.
         Махинации Саида заставляют Бельыда отозвать свою поддержку президентскому проекту Конституции. По его мнению, президентский текст содержит главы, которые могут «проложить путь к позорному диктаторскому режиму». Таким образом, даже преданные Саиду люди начинают от него дистанцироваться. Между тем президент до сих пор не выступил с комментариями по поводу опубликованного в четверг проекта новой Конституции.
         Начиная с лета прошлого года, Саид правил страной с помощью президентских указов, поскольку отменил действие демократической Конституции, принятой в 2014 году, отправил в отставку кабинет министров и лишил полномочий парламент. Таким образом, президент перешел к единоличному правлению, пообещав переделать политическую систему страны. Предпринятые главой государства действия его противники в Тунисе и за его пределами, особенно на Западе, расценили как государственный переворот. Они привели к самому масштабному политическому кризису со времен тунисской революции 2011 года, которая свергла бывшего автократа Зина аль-Абедина Бен Али и установила демократию.
         Опубликованный проект Конституции был составлен и отредактирован лично президентом таким образом, что большая часть властных полномочий перераспределяется в пользу главы государства. Для сравнения: раньше политическая власть осуществлялась однопалатным парламентом, который играл ведущую роль в назначении правительства и утверждении законов. Согласно «новой Конституции», правительство будет подчиняться президенту, а не парламенту, хотя последний может отозвать доверие правительству большинством в 2/3 голосов.
         Президенту будет разрешено представлять проекты законов, нести исключительную ответственность за предложение договоров и составление проектов государственных бюджетов, а также назначать и увольнять министров и назначать судей.
         Ранее глава государства мог избираться на два срока по пять лет каждый и продлевать их в случае, если чувствовалась неминуемая угроза для государства. Кроме того, в Конституции не было ни одной статьи, которая бы допускала смещение президента. В нынешнем проекте президент будет иметь право управлять страной на основании декретов до создания нового парламента, выборы которого ожидаются в Тунисе в декабре.
         Новая Конституция в случае ее принятия будет предусматривать создание «Совета регионов» в качестве второй палаты пока еще однопалатного парламента. До сих пор, однако, ничего не известно о том, какими полномочиями будет она обладать, кто и на каких условиях туда будет избираться и т.д.
         Пожалуй, впервые в истории мусульманских стран в Конституции Туниса не будет сказано, что ислам является его государственной религией. Тунис будет рассматриваться как часть более широкой исламской нации, и его президентом должен быть мусульманин. С помощью таких формулировок Саид надеется снизить авторитет влиятельной парламентской партии умеренных исламистов «Ан-Нахда».
         Что касается различных прав и свобод, в том числе свободы слова, права объединяться в союзы и партии, права на мирные собрания, большинство их глава государства решил сохранить в неприкосновенности. Однако судьи, полиция, армия и таможня не будут иметь права на забастовку.
         Администрация главы государства не стала устанавливать минимальный уровень участия тунисцев в референдуме по новой Конституции. Сколько народу придет, столько и проголосует. При любой явке референдум сочтут состоявшимся. Деваться некуда. Во-первых, большая часть политического истеблишмента настроена резко отрицательно к конституционной затее Кайса Саида и призывает своих сторонников голосовать против. Во-вторых, онлайн-консультации, которые президент Саид проводил в рамках подготовки к разработке Конституции с января по март, не привлекли внимание и не вызвали у народа интереса.
         Между тем волнения в Тунисе нарастают по мере того, как президент Саид продолжает наступление на демократию, а экономические трудности углубляются. Дело доходит до того, что политические партии сторонников и противников действующего президента сходятся в рукопашных схватках. Крупнейший тунисский профсоюз UGTT, с одной стороны, намерен призвать своих членов к новой всеобщей забастовке, а с другой – профсоюзный лидер Нуреддин Табуби выступает за то, чтобы предоставить членам профсоюза право выбора, идти ли голосовать за новую Конституцию или нет.