ИЗВЕСТИЯ, 05.04.21 16:46
Путин подписал закон о президентских сроках
Президент России Владимир Путин подписал закон, дающий ему право вновь баллотироваться на высший пост. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.
Госдума приняла соответствующий закон о президентских сроках 24 марта. Документ разработан для реализации одного из новых положений Конституции РФ, согласно которому ограничение числа сроков применяется к действующему главе государства без учета его прежних президентских сроков. Таким образом, Путин имеет право баллотироваться еще на два срока.
Законом также ужесточаются требования к кандидатам на высший пост. Так, президентом может быть избран россиянин не моложе 35 лет, который постоянно проживал на территории страны не менее 25 лет, а также при условии, что он не является или никогда не являлся гражданином другого государства.
Документ также уточняет нормы закона о выборах депутатов Госдумы. Так, осужденные за преступления средней тяжести не могут претендовать на депутатский мандат в течение пяти лет со дня снятия или погашения судимости.
ЭХО МОСКВЫ, 06.04.21
Госдума во втором чтении рассмотрит закон об увеличении общефедеральных партийных списков на выборах в парламент
Госдума во втором чтении рассмотрит законопроект об увеличении общефедеральных партийных списков на выборах в парламент.
Предложение о расширении максимальной численности списка кандидатов, представленных в его федеральной части, выдвинули депутаты от ЛДПР. В пояснительной записке они утверждают, что это позволит партиям более полно представлять свою программу. Сейчас в федеральной части предвыборного списка для думской кампании максимально можно указывать до 10 кандидатов. В ЛДПР изначально предлагали увеличить это число до 20 человек. В первом чтении инициативу поддержали, однако ко второму некоторые депутаты внесли поправки, которые уже поддержал профильный комитет. В случае, если их одобрит Госдума, речь будет идти об увеличении общефедеральной части списка только до 15 человек. Кроме того, если раньше предлагалось использовать эту норму только на выборах, которые должны состояться осенью этого года, то теперь ее хотят распространить и на все последующие голосования.
Всего политические силы на выборах в Госдуму могут выдвинуть от 200 до 400 человек по партийным спискам. При этом кандидаты должны представлять все регионы России.
ЭХО МОСКВЫ, 06.04.21
В России стартует тестирование системы онлайн-голосования перед предстоящими в этом году выборами
В России стартует тестирование системы онлайн-голосования перед предстоящими в этом году выборами.
Цифровые технологии отвечают требованиям времени, подчеркивала глава Центризбиркома Элла Памфилова.
Выборы в Госдуму должны пройти 19 сентября. Одновременно с этим будут проходить региональные и муниципальные выборы.
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 05.04.21 19:52
НА ЗАЩИТУ ГРУДИНИНА ВСТАЛА ВСЯ КПРФ
Съезд подтвердит полномочия руководства партии по проведению выборной кампании
Дарья Гармоненко
КПРФ готовит съезд на 23–24 апреля, чтобы переизбрать руководящие органы. По информации «НГ», важных изменений не будет. На втором этапе съезда в июне партия утвердит кандидатов в Госдуму, законодательные и местные собрания. Тем временем коммунисты по всей стране встают на защиту директора совхоза им. Ленина Павла Грудинина. В органы власти и суды подаются требования и заявления, планируются и уличные акции. По мнению экспертов, КПРФ подтверждает намерение и дальше вступаться за своих. Однако перед выборами эффект от такой защиты был бы больше.
Съезд коммунистов в подмосковных Снегирях пройдет в очном формате, соберется около 200 делегатов. Предполагается переизбрать ЦК, Контрольно-ревизионную комиссию (КРК) и лидера партии. Председателем ЦК КПРФ без вариантов остается Геннадий Зюганов.
Второй этап съезда в начале лета станет предвыборным. И получается, что те же делегаты, которые окажут поддержку Зюганову и его выдвиженцам, определят и предвыборные списки кандидатов всех уровней. И это решение выглядит разумным в тех условиях, когда в партии разрастается дискуссия о путях и методах предвыборной борьбы, а также кадрах, которые займутся этим. При этом на коммунистов усиливается информационное и административное давление со стороны власти, что тоже усложняет процедуру отбора новых делегатов на предвыборный съезд. Напомним, что партии теперь не закрывают своих съездов по двум причинам: из-за боязни руководства потерять управляемость политструктурой и по финансовым соображениям.
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов сказал «НГ», что в партии «все будет по правилам: на 200 делегатов – зал на 600 человек, все в соответствии с эпидемиологическими нормами, а не как в Лужниках». Он имел в виду недавний провластный концерт в честь годовщины присоединения Крыма. Повестка съезда будет чисто отчетно-выборной, «будет избирать новый состав ЦК, КРК, президиум и председателя с замами и секретарями». Обухов подчеркнул: «Для выдвижения делегатов и проведения конференций в регионах нужно полмиллиарда рублей, это серьезная работа. Так что мы найдем, куда потратить эти деньги и силы».
Зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин подтвердил «НГ», что «собрать новый съезд требует больших усилий». Это собрания 12 тыс. первичек, 3 тыс. районных отделений, 85 реготделений. «За полтора месяца мы просто не успеем, кроме того, есть большая вероятность, что в итоге в 95–99% случаев изберут тех же делегатов. Понятно, что у нас есть чем заняться в предвыборный период. Вот если бы отчетно-выборный съезд прошел за полтора года до выборов, его бы закрыли», – пояснил Афонин.
Однако глава Политической экспертной группы Константин Калачев считает, что дело не только в экономии средств, «партия находится на госфинансировании, и деньги у левых явно есть». Однако поскольку КПРФ идеологическая партия, а не лидерская, да еще и с принципом демократического централизма, то, естественно, там есть разные группы влияния. «С выдвижением кандидатов может возникнуть проблема управляемости, тем более что в партии разные точки зрения и на ее историческую роль, и на взаимоотношения с региональными и федеральными властями. От региона к региону КПРФ либо вступает в сговоры с властью, либо, наоборот, показывает жесткую оппозиционность. И отношение к федеральной власти в партии разное даже безотносительно президентского курса. Могут быть разные видения общефедеральной части списка и того, кто должен стать кандидатом по округам, явно есть разные подходы и к ведению кампании – насколько жестко надо это делать или вообще только договариваться», – сказал эксперт. По его словам, руководство КПРФ явно сделает ставку на спонсоров и глав реготделений, то есть людей, не вызывающих изжоги у Кремля. И тогда в партии может возникнуть недоумение: почему же самые популярные и перспективные кандидаты ставятся на непроходные места или проигрышные округа? «Поэтому, чтобы не было лишней турбулентности, и решено было провести съезд в два этапа, чтобы ранее отобранные делегаты поддержали решения руководства без расколов и скандалов», – подчеркнул Калачев.
Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов пояснил, что разбивка съезда – это еще не показатель потери управляемости, поскольку все так делают – и «Единая Россия», и «Яблоко», и другие партии. В предвыборный же период все усилия действительно направлены на организацию кампании, так что этот ход чисто технологический. «Аргументы коммунистов убедительны, новый съезд – это дорого и требует большой оргработы, но это работа ради работы, вместо того чтобы обсуждать стратегию и идеи для избирательной кампании», – указал эксперт.
Между тем пока выборов нет, партия жестко встала на защиту Грудинина. По всей стране от самых низовых отделений составляются обращения к президенту, спикерам Совета Федерации и Госдумы, генпрокурору и председателю Верховного суда с требованием прекратить преследование красного экс-кандидата. Такие обращения уже были замечены в Москве, Мордовии, Ямало-Ненецком автономном округе, Кабардино-Балкарии, Мурманске, Самаре, Челябинске, Тюмени, Краснодаре, Ханты-Мансийском округе, Перми, Вологде, Новгороде, а также в Ленинградской и Воронежской областях. И эта кампания явно будет продолжена. Однако возникает вопрос: что будут делать коммунисты в том случае, если не будет реакции властей, то есть такая защита окажется неэффективной?
Обухов заявил, что левые верят в свои силы, но «если власть по-прежнему не станет реагировать, то будут проводиться массовые акции протеста по всей стране, например в апреле, даже без уведомлений, в формате встреч с депутатами». «Так или иначе сможем пробить эту стену», – сказал он. Афонин отметил, что КПРФ использует все доступные методы и средства для защиты Грудинина, Зюганов продолжает разговаривать с федеральной властью: «Самое главное для нас – показать солидарность, противостоять незаконному силовому захвату предприятия. Естественно, мы будем и проводить акции поддержки».
Калачев полагает, что для КПРФ защита Грудинина – это логичное действие. Но главное, все же получить какой-то результат. Пока решить проблему Грудинина не удается, это все выглядит как предвыборный ход. «Конечно, судьба Грудинина явно будет решаться путем кулуарных переговоров. Но коммунисты не могут не отреагировать на давление, это для них будет потеря лица, потому что тогда они спровоцируют мнение, что не защищают своих. А позиция «своих не сдаем» всегда выигрышная. Грудинин – один из самых известных лиц КПРФ, по существу, самый раскрученный после Зюганова, он получил миллионы голосов на выборах, выступлений в его поддержку от партии и ждут в обществе», – сказал эксперт. Куртов отметил, что защита Грудинина по всей стране – это сильный и выигрышный ход для КПРФ. «Грудинин человек известный и вдобавок обиженный, а обиженных у нас любят. Да и защищать его безопасно для партии. Потому что власти понимают, что здесь дело чести для КПРФ, в обществе же это вызывает поддержку. Главное, что партия выглядит защитником, а кого именно защищать – Иванова, Петрова или Грудинина, не столь важно», – уверен эксперт.
КОММЕРСАНТ, 06.04.21
ЛОББИМЫЕ СЕНАТОРЫ
Эксперты оценили лоббистские способности членов Совета федерации
Андрей Прах,
Ксения Веретенникова
Центр антикоррупционных исследований «Трансперенси Интернешнл — Россия» (ТИР; внесен Минюстом в реестр иностранных агентов) подготовил доклад о лоббизме в Совете федерации (СФ). Согласно его выводам, две трети сенаторов продвигают интересы тех или иных групп, в основном связанных с отраслями экономики и федеральными органами власти. При этом правовое регулирование лоббизма в России отсутствует, что приводит к коррупционным рискам, предупреждают в ТИР. Впрочем, сенаторы себя лоббистами не считают, а эксперт сомневается и в необходимости принятия закона о лоббизме.
ТИР проанализировал деятельность 167 членов СФ, исполнявших полномочия с сентября 2016-го по июль 2020 года. Для отнесения их к конкретным группам интересов авторы использовали ту же методику, что и в опубликованном осенью 2019 года исследовании лоббизма в Госдуме. Она основана на трех критериях: законотворчество, представительская и публичная деятельность, связи с бизнесом или органами власти.
Наибольшее число сенаторов — 61 (36,5%) — эксперты отнесли к лоббистам отраслевых групп: финансово-банковского сектора, сельскохозяйственной, транспортной, фармацевтической и строительной отраслей, лесного и рыбного хозяйства. Еще 32 члена СФ (19,1%), по оценкам ТИР, продвигали интересы федеральной власти (22 — силовых структур, 10 — несиловых). 25 сенаторов (15%) ТИР причислил к лоббистам финансово-промышленных групп. Еще 58 членов СФ (34,7%) продвигали интересы регионов, от которых были делегированы, и лишь трое (1,7%) — интересы общественно-политических групп. Наконец, 51 сенатора (30,5%) ТИР не сумела оценить из-за короткого срока работы или отсутствия законотворческой деятельности.
В докладе приводятся «очевидные и яркие случаи лоббирования».
Например, подмосковный сенатор Алексей Русских, связанный через бывших партнеров с производством стройматериалов, продвигал инициативы в интересах строительной отрасли, что подтверждают его единоличные законопроекты о внесении сведений в ЕГРН. Его астраханский коллега Геннадий Орденов, восемь лет отработавший топ-менеджером в дочерней структуре НК ЛУКОЙЛ, выступал с инициативами в интересах нефтегазовых компаний и в первую очередь ЛУКОЙЛа (предлагал разрешить продажу алкоголя крепостью до 16,5% на АЗС). Новгородский сенатор Сергей Фабричный отстаивал интересы ФСИН (предлагал привлекать осужденных к труду на гражданских предприятиях), а кировский Вячеслав Тимченко — чаяния потребительских объединений (внес несколько законопроектов в этой сфере).
Упомянутые в докладе сенаторы лоббистами себя не считают. «Я совершенно публично отстаиваю права потребителей и не вижу здесь ничего зазорного,— заявил "Ъ" Вячеслав Тимченко.— Эти вопросы относятся к комитету по регламенту, который я возглавляю». По словам Сергея Фабричного, его инициативы в интересах ФСИН связаны с должностью представителя СФ в Минюсте: «Речь идет об улучшении содержания заключенных, разве это плохо? Для меня не существует понятия лоббизма». «Лоббист будет пробивать свой закон руками и ногами, но мой ведь не приняли»,— отметил Геннадий Орденов. Он также уточнил, что предпочитает работать «в той сфере, где считает себя профессионалом». Алексей Русских от комментариев отказался.
ТИР также составил рейтинг влияния сенаторов на основе двух параметров: доли принятых законов от всех внесенных законопроектов и скорости их прохождения.
Первый критерий имеет больший вес, поскольку показывает «КПД сенатора». Абсолютным лидером по этому показателю стал калининградец Олег Ткач (82% принятых законов), но сами авторы доклада назвали это аномалией: сенатор Ткач был соавтором сразу семи проектов об офшорных зонах в Калининградской области и Приморье, принятых для поддержки компаний, попавших под санкции США, что и обеспечило ему первое место. Если же не считать этой «аномалии», то рейтинг влияния предсказуемо возглавила спикер СФ Валентина Матвиенко (72% принятых законов), вслед за которой расположились ее заместитель Николай Журавлев (68%), зампред комитета по бюджету и финансовым рынкам Мухарбий Ульбашев (63%) и первый зампред того же комитета Сергей Рябухин (56,5%), а также глава комитета по конституционному законодательству Андрей Клишас (56,3%).
По скорости принятия законов вне конкуренции оказался чувашский сенатор, бывший первый вице-спикер СФ Николай Федоров (в среднем 33 дня до подписания президентом), который вместе с Андреем Турчаком, Галиной Кареловой и другими коллегами вносил проект о зачислении коррупционных доходов в бюджет Пенсионного фонда (принят за 27 дней) и об установлении памятной даты, посвященной принятию Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи (39 дней). Вторым по скорости членом СФ стал сахалинский сенатор Григорий Карасин: единственный его успешный законопроект о переносе памятной даты окончания Второй мировой войны со 2 на 3 сентября был принят за 39 дней.
По итогам исследования эксперты ТИР констатировали, что «разные группы активно используют сенаторов для продвижения и защиты своих интересов», так как механизмы принятия решений в России «непрозрачны, непубличны и не подотчетны ни государству, ни обществу, ни бизнесу», а процесс лоббирования находится вне публичного поля и законодательно не отрегулирован.
При этом ни один из пяти внесенных в Думу законопроектов на эту тему не прошел дальше первого чтения, хотя коррупционные риски законотворчества снизит только правовое регулирование лоббизма, уверены авторы.
Зампред комитета Госдумы по противодействию коррупции Анатолий Выборный («Единая Россия») считает вопрос правового регулирования лоббизма своевременным, так как в России «антикоррупционное законодательство — одно из лучших в мире». «Но желательно выработать четкие и понятные правила игры: кто может быть лоббистом, как происходят лицензирование и регистрация, какие органы власти могут взаимодействовать с лоббистами. Должны быть прозрачные механизмы финансирования лоббистской деятельности»,— пояснил он "Ъ". По словам депутата, для принятия закона также необходимо мощное информационное сопровождение, чтобы было понятно, что это шаг, направленный на противодействие коррупции.
Политолог Евгений Минченко, который проводит семинары по лоббизму в том числе и для парламентариев, с выводами ТИР не согласен. Сенаторов «для того и назначают, чтобы продвигать интересы», подчеркивает он: «Другое дело, что помимо своего региона они могут лоббировать каких-либо игроков, апеллируя к общественным благам. Но крайне редко бывает, чтобы им за это платили». Эксперт напоминает, что в США продвижением интересов занимаются представители обеих палат Конгресса и это можно отследить уже на этапе финансирования избирательной кампании. «Но для нас такой закон будет излишним. Вот я политолог, лоббирую изменения в избирательное законодательство,— как ты меня отрегулируешь?» — резюмировал господин Минченко.
ГАЗЕТА.RU, 05.04.21 20:11
ПЕРСПЕКТИВА ПЯТЫХ ВЫБОРОВ: В ИЗРАИЛЕ СУДЯТ НЕТАНЬЯХУ
Как отразится суд над Нетаньяху на разрешении политического кризиса в Израиле
Алексей Поплавский
Биньямин Нетаньяху сталкивается с двумя серьезными вызовами — возобновлением судебного разбирательства по делу о коррупции против него и неоднозначной ситуацией вокруг запуска коалиционных переговоров после выборов. Пока премьер Израиля присутствовал на суде, президент страны Реувен Ривлин констатировал отсутствие возможности для формирования нового кабмина. По экспертной оценке, страна на грани пятых выборов за два года — однако это, как и суд, лишь на руку Нетаньяху.
В Израиле 5 апреля возобновились судебные слушания по делу премьер-министра республики Биньямина Нетаньяху, обвиняемого в коррупции и злоупотреблению полномочиями.
Процесс стартовал в разгар обсуждения кандидатуры нового главы кабмина, который должен получить от президента страны Реувена Ривлина мандат на формирование коалиции по итогам парламентского голосования — четвертые внеочередные выборы подряд состоялось в конце марта.
На заседании суда в этот раз присутствовал сам Нетаньяху. В это же время представители политических партий, попавших Кнессет (израильский парламент), передавали главе государства свои рекомендации в отношении претендента на должность премьера.
Судебные слушания проходили в Окружном суде Иерусалима, на них представители прокуратуры начали предоставлять доказательную базу предполагаемой виновности Нетаньяху.
Уголовные дела в отношении Нетаньяху носят кодовые названия 1000, 2000 и 4000. По первому премьера обвиняют в получении подарков на сумму более $280 тыс. от своих сторонников в обмен на поддержку. Второе дело связано с договором между главой правительства и газетой «Едиот ахронот» — Нетаньяху якобы устранил конкурентов издания, а взамен получил позитивные статьи о деятельности правительства.
Наиболее серьезным считается «дело 4000», по версии следствия, премьер предоставил преференции телекомпании «Безек» в обмен на положительное освещение своей деятельности. Именно по этому расследованию ему предъявлены обвинения во взяточничестве, мошенничестве и злоупотреблении доверием общества.
Сам Нетаньяху все обвинения отрицает и даже сравнил расследования с «попыткой переворота». На самом заседании он присутствовал недолго и покинул суд вскоре после первого перерыва — по сути, во время опроса свидетелей его предполагаемых преступлений.
При этом покинул слушания премьер не просто так, а сославшись на занятость как раз в связи с формированием коалиции в парламенте по итогам выборов. На данный момент неизвестно, присутствовал ли Нетаньяху на встрече Ривлина с его партией «Ликуд», однако пока поступают не самые позитивные сообщения о ходе переговоров.
Как пишет The Times of Israel, в рамках встречи президент спрашивал однопартийцев премьера о наличии альтернативного кандидата в главы кабмина, ответ «Ликуда» на это не приводится, но по итогам переговоров Ривлин объявил, что пока не видит пути к формированию коалиции в парламенте.
Коррупционный фактор
Возобновление суда против Нетаньяху в момент определения кандидата в премьеры вызывает закономерный вопрос, как разбирательство может повлиять на шансы нынешнего главы правительства по формированию новой коалиции.
По словам израильского политолога, экс-советника премьера Бенни Брискина, у Нетаньяху нет неприкосновенности, поэтому процесс будет продолжаться, однако само разбирательство грозит затянутся на несколько лет.
«Сам процесс может идти годы, там в районе 360 свидетелей и множество часов допросов. Тем более сторона защиты Нетаньяху не торопится с продвижением этого суда. Израильское законодательство не предусматривает отставки премьер-министра, который находится под следствием, поэтому суду приходится считаться с загруженным графиком Нетаньяху, что еще больше увеличит длительность процесса — судьи хотят, чтобы обвиняемый на нем присутствовал», — сказал эксперт «Газете.Ru».
Никакого серьезного влияния на шансы Нетаньяху по формированию правительства этот процесс не оказывает, уверен Брискин, поскольку обвиняют его все же не в «убийствах», да и к самому делу в Израиле все давно привыкли.
«По сути, суд против премьер-министра, как и расследования до этого, только помогает ему в политическом плане. Это цементирует его электоральную базу по принципу «наших бьют» и даже те люди, которые возможно отдали бы голос лидерам других правых партий, усматривают в судебном преследовании Нетаньяху незаконный характер. В итоге это помогло ему набрать достаточно большое количество голосов в рамках четырех прошедших предвыборных кампаний», — добавил эксперт.
Нетаньяху — наиболее вероятный кандидат на получения мандата для формирования коалиции, продолжил Брискин, поскольку, очевидно, за него будет больше всего рекомендаций. Однако премьеру вряд ли удастся набрать 61 голос, что привело бы к его автоматическому назначению в качестве кандидата на пост премьер-министра.
Политический кризис
По сути, ситуация с возможным формированием коалиции в парламенте Израиля находится в подвешенном состоянии. По итогам четвертых за два года выборов «Ликуд» под руководством Нетаньяху вновь удалось взять верх в избирательной кампании, но в очередной раз не удалось набрать абсолютное большинство.
Так, партия премьера получила 30 мест в парламенте, на втором месте оппозиционная «Еш Атид» (17 мандатов), следом — ультраортодоксальная ШАС (9 мест), а затем — экс-партнеры Нетаньяху по кабмину «Кахоль-Лаван» (8 мест). По 7 мандатов получили сразу четыре партии — «Наш дом Израиль», «Ямина», «Авода» и «Яхадут ха-Тора». В то же время, «Мерец», «Тиква Хадаша», «Объединенный список» и «Религиозный сионизм» заработали по 6 мест в парламенте. И, наконец, «Объединенный арабский список» получил 4 мандата.
То есть ни одна партия вновь не смогла получить достаточно голосов для самостоятельного формирования правительства, поэтому без коалиционных переговоров обойтись никак нельзя. Однако как может выглядеть состав нового правительства, до сих пор неизвестно.
К примеру, The Jerusalem Post не исключает объединения «Ликуда» с «Еш Атид», «Ямина» и «Объединенным арабским списком» — но такая коалиция выглядит крайне ненадежной.
С точки зрения Бенни Брискина, на сегодняшний день наиболее реальной выглядит опция пятых выборов, потому что очень трудно представить, кто сможет собрать коалицию и какой она будет.
«У Нетаньяху, вероятно, есть шанс собрать лишь хрупкую и недолговечную коалицию. В итоге ее создание станет только перерывом между избирательными кампаниями, как получилось с прошлой коалицией «Ликуда» и «Кахоль-Лаван». Собственно, премьер должен сам взвесить, нужно ли ему это. В Израиле наблюдается тупик, выйти из которого не получится пока Нетаньяху остается на политической арене. То есть новые выборы вряд ли помогут нивелировать кризис и получить преимущество какой-либо партии. Основная беда заключается в том, что раздел между оппонентами проходит не по традиционной схема лево-право, а по системе «за Биби» и «анти-Биби», — добавил эксперт.
Впрочем, по мнению Брискина, от складывающейся подвешенной ситуации в правительстве и постоянных перевыборов Нетаньяху лишь выигрывает, поскольку он обладает практически неограниченными полномочиями как глава промежуточного кабмина.
«Внутри его правительства нет никакой оппозиции и сосредоточена абсолютная власть. То есть многое можно делать легче, чем в коалиционном кабмине, так как не нужно постоянно договариваться со своими партнерами. Не исключено, что сам Нетаньяху может выбрать такую опцию, опять вывести ситуацию на следующие выборы, оставаясь премьером с практически неограниченной властью», — резюмировал эксперт.