КОММЕРСАНТ, 07.04.22
          ВМЕСТО ПЕЧАТИ
          Внесен законопроект, позволяющий генпрокурору отзывать лицензии СМИ
 
Мария Макутина,
Валерия Лебедева,
Мария Старикова
 
          Группа депутатов от разных фракций (кроме КПРФ) во главе с председателем комитета Госдумы по безопасности Василием Пискаревым (ЕР) внесла законопроект с поправками к нескольким законам, которые, по словам авторов, позволят дать «оперативный симметричный ответ на недружественные действия в отношении российских средств массовой информации». При этом под закон подпадут и российские СМИ в случае их «противоправных действий». Законопроект, в частности, наделяет Генпрокуратуру правом внесудебного отзыва лицензий у печатных СМИ: до сих пор сделать это можно было лишь через суд. Медиаюристы и представители медиарынка опасаются, что инициатива может привести к мгновенной остановке любых независимых СМИ, тогда как ее авторы считают, что проект отвечает условиям информационной войны, а у медиа сохранится возможность обжаловать блокировку.
          Согласно поправкам, в случае запрета (ограничения) на территории иностранного государства деятельности российского СМИ «в качестве ответной меры» на основании решения генпрокурора или его заместителей в России может быть запрещена (ограничена) деятельность иностранного СМИ, зарегистрированного на территории этой страны и распространяющего свои материалы в России по лицензионному договору или через российское юридическое лицо. Такое решение влечет за собой запрет на распространение материалов этого СМИ (в том числе в интернете), их хранение, на учреждение им в России юридических лиц либо участие в них, а также прекращение аккредитации его корреспондентов.
          В законе об информации расширяется перечень видов противоправной информации — в него предлагается включить дискредитацию вооруженных сил, призывы к воспрепятствованию их использования, а также к введению санкций в отношении России, ее граждан и юрлиц. Поправки вводят в закон новую статью о порядке ограничения доступа к информационным ресурсам, на которых неоднократно размещалась противоправная информация: в случае установления такого факта генеральный прокурор получит право обратиться в Роскомнадзор «с требованием о принятии мер по постоянному ограничению доступа к такому информационному ресурсу».
          Предлагаемая новая статья закона о СМИ также наделяет генерального прокурора и его заместителей правом признать регистрацию СМИ недействительной и прекратить действие лицензии на вещание в случае распространения «недостоверной информации».
          Недостоверная информация может, в частности, относиться к мерам, принимаемым для обеспечения безопасности населения и территорий, оскорблять общественную нравственность, выражать неуважение к государству и его органам, дискредитировать использование вооруженных сил РФ, содержать призывы к участию в несанкционированных публичных мероприятиях, а равно к введению санкций против России и ее граждан.
          Авторы законопроекта объясняют свою инициативу «нарастающим распространением противоправной информации в интернете, требующим введения оперативных правовых мер пресечения распространения опасного интернет-контента». «В условиях нагнетания антироссийской информационной повестки важным является установление правового режима работы с российскими СМИ и организациями вещания, при котором противоправная деятельность СМИ и вещателей… будет пресекаться решениями органов прокуратуры»,— говорится в пояснительной записке.
          По словам соавтора поправок Евгения Ревенко (ЕР), законопроект соответствует вызову времени: «Мы живем в состоянии информационной войны, фейки распространяются мгновенно». А поправки позволят оперативно на это реагировать и усилят ответственность за цитирование недостоверной и противоправной информации, поясняет господин Ревенко. СМИ, несогласные с решением о блокировке и лишении лицензии, смогут оспорить его в суде, говорит депутат.
          Представители КПРФ не поддерживают проект, поскольку в нем «много полномочий отдается генпрокурору», сказал "Ъ" депутат Александр Ющенко: «Понятно, время такое, когда требуются ответные меры. Но когда это закончится, возможность расправиться с любым СМИ останется».
          Запрет на цитирование может быть распространен на все заблокированные в РФ СМИ, а не только на те, что будут заблокированы в рамках ответных российских санкций, говорит адвокат юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Тельман Оганесян.
          Специального примечания по применению запрета только в рамках настоящей статьи нет, отмечает он, и это «позволит широко толковать данную норму на практике». Запрет на цитирование может быть распространен и на обычных пользователей, считает господин Оганесян, для которых не будет исключена административная и уголовная ответственность «в зависимости от содержания распространяемой информации».
          Проект подразумевает возможность стремительной остановки выпуска печатных СМИ по аналогии с блокировкой интернет-ресурсов, только путем изъятия свидетельства о регистрации, указывает руководитель Центра защиты прав СМИ Галина Арапова (и госпожа Арапова, и Центр внесены в реестр иноагентов). «Остановка выпуска печатного издания сейчас занимает месяцы и сводится к судебному разбирательству, но теперь его остановку предлагается ускорить, и изменения могут быть фатальными,— говорит она.— Отзыв свидетельства о регистрации у печатного СМИ по требованию генпрокурора означает, что СМИ не сможет выходить под тем же названием и в один момент потеряет бренд». Эксперт также опасается, что принятые во время проведения спецоперации акты останутся действующими и по ее завершении: «Работать сможет только тот, кто будет точно знать, что его не тронут». Обжалование ограничений работы интернет-СМИ новым проектом по сути исключается, отмечает госпожа Арапова: «Речь идет о пожизненной блокировке без возможности обжалования. Это не выдерживает никакой критики, это совершенно новый уровень». Галина Арапова отмечает, что «пожизненная блокировка» может быть распространена на случаи ранее выявленных нарушений СМИ — например, публикации запрещенной информации, связанной с распространением наркотических средств, суицидом или продажей дипломов. Для блокировки такие нарушения должны быть неоднократными, но период их совершения проектом не установлен: «В течение года, месяца или какого времени СМИ должно неоднократно что-то нарушить, чтобы его заблокировали пожизненно?»
          Беглое знакомство с законопроектом показывает, что «он сделан, мягко говоря, неаккуратно и наспех», отмечает соавтор закона «О СМИ» Михаил Федотов: «Нам следовало бы бережнее относиться к собственной правовой системе, которая сложилась на базе действующей Конституции. Мы живем по ней уже три десятилетия, а не только последний месяц, и давайте сохраним ее для будущей нормальной жизни. Для экстраординарных периодов есть другой инструмент — временные законы. Было бы правильнее подготовить законопроект об особом режиме функционирования СМИ в период проведения специальной военной операции на Украине. Иначе может получиться, что спецоперация закончится, а законы останутся с нами надолго, необоснованно ограничивая свободу мысли, слова, массовой информации, гарантированные Конституцией».
          Альтернативный вариант, по мнению господина Федотова,— задействовать правовые механизмы, предусмотренные законами о чрезвычайном и о военном положении: «В этих законах предусмотрены меры, ограничивающие свободу СМИ на определенной территории и на конкретный период времени; никакого противоречия с Конституцией при этом не возникает».
          Предлагаемое расширение полномочий Генпрокуратуры в части признания недействительной регистрации СМИ вступает в противоречие с самим законом «О СМИ», отмечает господин Федотов. «Прекращение выпуска СМИ возможно только по решению суда, иск подает Роскомнадзор, Генпрокуратура там вообще не при чем,— поясняет он.— При этом ст. 16 закона "О СМИ" дает прокуратуре возможность обратиться с иском о приостановлении или о прекращении выпуска СМИ в случае распространения экстремистских материалов. Механизмы ответственности в законе уже все есть, и не надо создавать между ними противоречия».
          Норма проекта, предусматривающая «зеркальный ответ на репрессии в отношении российских СМИ за рубежом», кажется Михаилу Федотову «правильной по смыслу, но неудовлетворительной по исполнению». По его словам, такая форма реагирования предусмотрена в ст. 55 закона «О СМИ» еще с 1991 года: «Правительство РФ вправе установить ответные ограничения в случае дискриминации российских журналистов. Новый проект расширяет это правило, но делает это юридически безграмотно. Достаточно вспомнить, что закон "О СМИ" не содержит понятия "иностранные СМИ", если не считать СМИ-иноагентов, и может регулировать только вопросы распространения их продукции на территории РФ».
 
КОММЕРСАНТ, 07.04.22
          ИЗБИРКОМЫ ВЫСТУПЯТ БЕЗ БУМАЖКИ
          ЦИК определяет круг тем для всероссийского совещания с регионами
 
Елена Рожкова,
Сергей Титов
 
          Центризбирком (ЦИК) начал подготовку к ежегодному всероссийскому совещанию с регионами. Оно пройдет на следующей неделе, но уже в этот четверг начинается проработка самых сложных его тем и, в частности, законодательных новелл, например об упразднении муниципальных избиркомов. Председатель ЦИКа Элла Памфилова обещала обсудить на мероприятии все острые вопросы, например о проведении выборов в условиях сильного подорожания бумаги: его намерен задать глава ульяновского облизбиркома Юрий Андриенко. Эксперт считает, что кроме перечисленных госпожой Памфиловой тем в региональных комиссиях могут беспокоиться о финансировании, о законности упоминаний в агитации спецоперации на территории Украины и о судьбе электронного голосования.
          Ежегодное всероссийское совещание с руководителями региональных избиркомов 13–14 апреля пройдет в очном формате после двух лет пандемии коронавируса. На заседании ЦИКа 6 апреля Элла Памфилова наметила круг предлагаемых к обсуждению тем.
          В первую очередь речь идет о законодательных новеллах, проработку которых в ЦИКе начнут уже 7 апреля. Первая из них — прекращение полномочий муниципальных избиркомов. Напомним, в марте Госдума приняла большой пакет поправок к избирательному законодательству, которыми, в частности, упраздняется статус члена комиссии с правом совещательного голоса для участковых и территориальных комиссий — теперь они останутся только в ЦИКе и региональных избиркомах, а в нижестоящих комиссиях их заменят дополнительные наблюдатели. Кроме того, упраздняются комиссии муниципальных образований, а в городах с численностью избирателей свыше 500 тыс. предусматривается создание избирательных участков с количеством избирателей более 3 тыс. человек. Появятся изменения и в работе наблюдателей, например в условиях их назначения в комиссии. Кроме этого, расширяется перечень кандидатов, которые не смогут участвовать в выборах, и уточняются правила печатной агитации для кандидатов со статусом иноагента.
          Уже сегодня, по словам Эллы Памфиловой, в ЦИКе предварительно обсудят темы образования укрупненных участков, изменения их границ и новшества в порядке работы членов комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей.
          На 8 апреля намечено предварительное обсуждение тем, посвященных агитации в интернете и участию представителей избиркомов в партийных предвыборных мероприятиях. К предварительному обсуждению в ЦИКе смогут подключиться по видеосвязи все желающие регионы. Кроме перечисленных тем на совещании обсудят работу с молодежью и формирование кадрового резерва, а также «все сложные, острые, горячие вопросы, которые всех волнуют».
          Один из таких вопросов назвал "Ъ" председатель избирательной комиссии Ульяновской области Юрий Андриенко: он намерен выяснить, как быть с подорожанием бумаги, которой на выборах требуется много, в том числе для изготовления бюллетеней. В связи с этим господина Андриенко интересует, каковы перспективы разрешенного теперь федеральным законодательством электронного голосования, а также степень готовности к нему регионов, в том числе и в плане нормативной базы. Господин Андриенко готов также транслировать ответственным лицам претензии, связанные с «неудобством» федерального портала Центризбиркома, на котором отображаются итоги выборов.
          Электоральный юрист Роман Смирнов полагает, что регионы могут быть обеспокоены вопросами финансирования нижестоящих комиссий в условиях продолжающейся пандемии и санкционного давления. «Это могут быть в том числе и технические вопросы начисления зарплаты членам избиркомов»,— рассуждает господин Смирнов.
          Также, по его мнению, у регионов может возникнуть вопрос о длительности голосования в этом году — на фоне отчетов о снижении заболеваемости коронавирусом.
          «У "Справедливой России" была инициатива по отмене многодневного голосования на фоне снятия коронавирусных ограничений»,— напомнил юрист. К числу требующих обсуждения вопросов господин Смирнов относит расширение электронного голосования, а также возможности агитации «на фоне усиления внимания к нарушениям законодательства об экстремизме и иноагентах» и неизбежные упоминания в агитации темы спецоперации на территории Украины.
 
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 06.04.22 20:46
          ЛДПР В ТОМ ИЛИ ИНОМ ВИДЕ ОСТАНЕТСЯ НА ПЛАВУ ДО 2026 ГОДА
          Первым испытательным рубежом для осиротевшей партии станут осенние выборы
 
Дарья Гармоненко,
Иван Родин
 
          За 30 с лишним лет своего существования ЛДПР, пожалуй, впервые оказалась на такой развилке, следующие за которой направления просматриваются нечетко. Потеря чисто вождистской партией своего бессменного лидера Владимира Жириновского неизбежно приведет ее к трансформациям. Эксперты «НГ» при этом уверены, что это все откладывается на далекую перспективу, но и в среднесрочной перспективе – вроде президентских выборов 2024 года – электоральные позиции за ЛДПР в целом сохранятся. Ежегодные единые дни голосования (ЕДГ) ближайших пары лет «партия ВВЖ» скорее всего будет проходить на нынешней инерции, однако данные выборы станут как минимум индикаторами самочувствия партии, а может быть, и определенными для него испытаниями. Главное сейчас для ЛДПР – безболезненно пройти этап перехода руководства в руки нового лидера или, возможно, некоего политбюро.
          Председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий официально стал врио главы фракции ЛДПР. Он уже заявил, что в течение 40 дней партийцы не будут обсуждать никаких кадровых, организационных и структурных изменений, главным для них будет прощание с лидером и увековечивание его памяти. Это, например, означает, что свой только что полученный пост первого зампреда фракции сохранит депутат Алексей Диденко.
          Однако Слуцкий явно поспешил с раздачей обещаний не затенять трагическое событие политическими спорами: Центризбирком оперативно напомнил ЛДПР, что у нее есть две недели, чтобы представить кандидатуру для заполнения вакантного месте в Госдуме. Поскольку Жириновский был номером один в федеральном списке, новый депутат может быть взят из любой территориальной подгруппы. Если же ЛДПР предпочтет сохранять траур, то ЦИК РФ через отведенный срок вынужден будет высчитывать очередность в соответствии с результатами выборов.
          Однако ключевой вопрос в отношении ЛДПР в том, что даже назначение Слуцкого оставляет неясным будущий формат руководства партии – в контексте как персональном, так и структурном. К примеру, будет ли это коллегиальный орган по типу политбюро или появился некий как бы преемник Жириновского? Исходя из того, что последний был главным медийным лицом партии, настоящим харизматиком и актором политпроцессов, понятно, что партию ждут непростые испытания.
          И хотя оптимальным сейчас было бы коллегиальное руководство – сопредседатели, тогда это на время исключило бы внутренние конфликты, но такое не входит в политические традиции России. Да и АП проще договориться с одним, чем с тремя», – пояснил Калачев. И поскольку на правом фланге ЛДПР практически одинока, при этом она – популистская партия, что дает ей электоральные бонусы, сейчас будет важно не потерять идентичность государственной, патриотической и даже имперской партии, как и завещал основатель. Для сохранения популярности бренда необходимо поддерживать и его культ, а также доказывать репутацию, наработанную за 30 лет. То есть по-прежнему «не врать и не бояться», ведь, по опросам, сторонники Жириновского воспринимали его как «самого честного и самого смелого политика».
          По оценкам Калачева, ЛДПР будет жить на инерции минимум до второй половины 2023 года, когда начнется подготовка к президентским выборам. Тогда всю политическую систему в РФ теоретически может ждать перестройка. В среднесрочной же перспективе ее не будут трогать. При этом, если все-таки система сохранится в нынешнем виде и очередные парламентские и президентские выборы пройдут по графику, то тогда первым серьезным испытанием для ЛДПР станут именно президентские выборы, а опасным барьером – думские выборы 2026-го. На промежуточных же выборах в регионах ЛДПР может особо не беспокоиться, за короткий срок она точно не растеряет своего электората, хотя его динамика в плюс или минус, понятно, будет индикатором.
          Вице-президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов заверил «НГ», что в среднесрочной перспективе о ЛДПР точно можно не беспокоиться, минимум 4,5 года до новых парламентских выборов она проживет в том же виде, поскольку имеет фракцию в Госдуме. А регионы довольно самостоятельны и особо не нуждаются в поддержке федерального руководства. И поскольку ЛДПР продолжает существовать и работать, то и никаких кардинальных изменений партийной системы сейчас спровоцировано не будет. В кратчайшей перспективе, по оценке эксперта, ЛДПР ждет коллегиальное руководство, но на новом съезде, который может состояться в течение года, скорее всего изберут ярко выраженного лидера, и скорее всего он появится из недр самой партии, поскольку эта сила лояльная и системная, Кремлю в привлечении в нее внешних акторов нет нужды. Скорее всего к власти придет молодежь из депутатского корпуса. И на региональных выборах народ по памяти будет голосовать за ЛДПР, в конце концов в последние годы сам Жириновский уже не ездил по стране так активно, как раньше. Что же касается президентских выборов, то Куртов напомнил, что уже были прецеденты, когда вместо лидера выдвигался другой кандидат – и партия это пережила. Однако, как допустил Куртов, если партийно-политическая система претерпит серьезные изменения после 2026 года, то судьба ЛДПР окажется под вопросом именно из-за внешних обстоятельств. Если же реформ не будет, то скорее всего и в 2026-м ЛДПР вновь пройдет в парламент, поскольку 10–13% электората за четыре года сложно растерять.
          Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, напротив, заявил «НГ», что «в долгосрочной перспективе судьба ЛДПР остается в подвешенном состоянии, но в среднесрочной перспективе у нее будет все в полном порядке – Жириновский оказал партии последнюю услугу, проведя фракцию в ГД». То есть минимум 4,5 года на дальнейшее самоопределение у этой партии есть, подчеркнул эксперт. И понятно, что ликвидировать ее никто не будет: ЛДПР имеет третий по величине, известности и значению партийный бренд, которые сейчас вообще в дефиците. Макаркин отметил, что региональные выборы и политическая работа ЛДПР будет проходить на инерции, хотя регионалам будет сложнее проводить депутатов в заксобрания, поскольку спонсоры часто шли именно за Жириновским. С другой стороны, похоже, что и развития партии не будет: надежды на то, что кто-то из преемников сможет заменить Жириновского, явно нет. Эксперт подчеркнул, что сейчас в ЛДПР будет серьезная борьба групп влияния, различных кланов – прежде всего старая гвардия против молодой: «И если за 30 лет внутренней оппозиции Жириновскому в партии не было, то у нового лидера она, вполне вероятно, будет, его лидерство может быть оспариваемо внутри партии. Тем более что хотя коллегиальное руководство партией и возможно, по типу политбюро ЦК КПСС, но номинально лидер будет избран, поскольку в России вся политика персонифицирована. Народу и президенту нужно презентовать лидера, который будет публичной фигурой и сможет ходить на аудиенции в Кремль». Он предположил, что АП действительно вряд ли доверит управление ЛДПР внешним акторам, интегрировать таких в эту структуру сложно, скорее лидерскую роль исполнит представитель молодежи с опытом работы, то есть вроде Нилова, Дегтярева и др. «Но это не будут самые молодые люди, вроде Василия Власова или Бориса Чернышева, которые были личными протеже Жириновского, но в самой ЛДПР веса еще не обрели. И пока происходящее с ЛДПР на партийной системе страны не отразится, поскольку и больших изменений в самой партии тоже пока не предвидится. Президентские выборы они проскочат на ходу, а первый серьезный вызов для ЛДПР – это все-таки новые парламентские выборы», – считает Макаркин.
          Скажем, за годы лидерства Жириновского в ЛДПР появилось множество «соколов», но вместе с тем сейчас до конца непонятно, какой же вид приобретет сама эта политструктура.
          К примеру, кроме конфигурации руководства есть проблема поколенческая – молодежь или старая гвардия. Остается и важный вопрос о будущей самостоятельности данной партии: введет ли в ней Кремль внешнее управление или позволит наследникам определиться самим. И вообще в целом не совсем понятно, как удар по ЛДПР в итоге отразится на всей партийно-политической системе страны. Напомним, что процесс перетекания актива ЛДПР в ту же «Справедливую Россию – За правду» уже стартовал. «НГ» задала все эти вопросы экспертам, которые ранее высказывались о перспективах ЛДПР с оглядкой на состояние здоровья Жириновского.
          Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ»: «Поскольку модерирование внутренней политики идет в режиме ручного управления, то главный вопрос – будет ли в ЛДПР введено внешнее управление от администрации президента или же партии позволят определяться внутри себя. Конечно, ее руководство при любом раскладе будет избрано по согласованию с Кремлем, но тонкость в том, будет ли это управленец извне или внутренний человек. Скорее всего внешнее управление все-таки не в интересах АП». При этом эксперт отметил, что без сомнений пока можно сказать о том, что в ближайшей и среднесрочной перспективе ЛДПР останется самостоятельным политическим брендом, ни с какими другими партиями ее сливать не будут, хотя, например, были такие предположения. Как, впрочем, и «сливать» из политического пространства.
          «Понятно, что уход лидера для любой лидерской партии представляет собой огромные проблемы, вызовы и угрозы. Главное здесь – не ошибиться с преемником. Вид партии будет во многом зависеть от нового председателя: во главе с Ярославом Ниловым будет одна партия, с сыном покойного вождя Игорем Лебедевым – другая, с хабаровским губернатором Михаилом Дегтяревым – третья, а с кем-то вроде Андрея Лугового – четвертая. И, конечно, нельзя списывать со счетов и Слуцкого.
 
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 06.04.22 13:50
          5 сбывшихся предсказаний Владимира Жириновского
 
Евгений Солотин
 
          Владимир Жириновский ушел из жизни после тяжелой болезни. Спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин, сообщивший о смерти коллеги, написал, что тот «глубоко понимал как устроен мир и многое предвидел». Действительно, Жириновский любил делать громкие и неожиданные прогнозы, некоторые из которых в той или иной степени сбылись.
          Военные действия, связанные с конфликтом России и Украины
          В декабре 2021 года, выступая в Госдуме Владимир Жириновский, говоря о Донбассе, заявил, что если ситуация не будет урегулирована, надо будет действовать по другой программе. «Какую? Это вы почувствуете в четыре часа утра 22 февраля. Я бы хотел, чтобы 2022 год был годом мирным, но я люблю правду, – сказал лидер ЛДПР с трибуны. – Это будет год не мирный. Это будет год, когда наконец Россия станет снова великой страной и все должны заткнуться, иначе они нам заткнут рот».
          Беспорядки в Казахстане
          В июле 2021 года Жириновский призывал русских возвращаться в Россию, поскольку в обстановка в среднеазиатском регионе нестабильна. «Возможно, будет обострение обстановки в Средней Азии. Я бы советовал – я сам оттуда, мои земляки – не надо ждать, когда будет большое обострение, и, возможно, даже какие-то столкновения – переезжайте в Россию», – говорил Жириновский.
          Убийство Немцова
          В феврале 2013 года лидер ЛДПР заявил: «Немцов – это Троцкий сегодня. Он ждет своего ледоруба. Я не хочу этого, но без ледоруба он не уйдет никуда!»
          Вхождение Крыма в состав России
          В 2008 году политик говорил, что российский флот в Севастополе будет всегда и «никто к нему не прикоснется». «Русские на Украине имеют право жить под российским флагом, – говорил политик. – Мы их защитим, если они захотят. Никто не поможет – ни США, ни НАТО».
          Избрание чернокожего президентом США
          В 2004 году на одной из пресс-конференций Жириновский заявил, что следующим президентом США будет чернокожий. «Ваши будущие президенты – негр, мусульманин, одноногий и гомосексуалист», – прогнозировал политик. Главой США в 2008 году был избран Барак Обама.
          Отметим, что прощание с Жириновским состоится 8 апреля в Колонном зале Дома Союзов - как и предсказывал сам политик. Однако, пока сообщается, что похороны состоятся на Троекуровском кладбище, а не на Новодевичьем, как он предполагал в 2014 году.
          «Я предполагаю, что панихида будет в Колонном зале, мне нравилось, что при большевиках там проводилось… Большой портрет в черной рамке... На лафете гроб провезут до университета, до старого здания, а потом уже на автомобиле на Новодевичье кладбище. И поминки в самом большом ресторане», – говорил тогда Жириновский.