ВЕДОМОСТИ, 11.10.21
          КАК ПРОЙДЕТ ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ ГОСДУМЫ
          Депутаты приедут в Кремль к Путину в день открытия нового созыва
 
Анна Нараева,
Максим Иванов
 
          12 октября Госдума VIII созыва проведет первое организационное заседание, и с этого момента прекратятся полномочия депутатов прошлого созыва. Пленарное заседание откроет космонавт Валентина Терешкова, поскольку Владимир Ресин, который по регламенту должен вести заседание как старейший депутат, отказался это делать, объяснял 5 октября «Интерфаксу» депутат от «Единой России» Андрей Исаев. Ресин будет сидеть в президиуме Госдумы вместе с Терешковой до избрания нового руководства палаты, сказал «Ведомостям» один из депутатов «Единой России». Не исключено, что регламент впоследствии будет скорректирован, чтобы открывать заседание мог не только старейший по возрасту депутат, добавил этот собеседник. В 2016 г. по регламенту работу VII созыва Госдумы открывал академик, депутат КПРФ Жорес Алферов (скончался в 2019 г.).
          На этом же заседании будет утверждено руководство Госдумы – председатель палаты, его заместители, а также структура и руководство комитетов. «Ведомости» писали 3 октября, кто возглавит думские комитеты: в VIII созыве их будет 32 вместо прежних 26. В течение 11 октября фракции могут перераспределить избранных депутатов по комитетам, чтобы не было сильной диспропорции по их численному составу, говорит один из единороссов, занятых в подготовке первого заседания. На членство в некоторых комитетах – к примеру, по бюджету и налогам, аграрным вопросам – слишком много претендентов, до 30 человек, а в других – серьезный недостаток: к примеру, в комитете по защите конкуренции, поясняет собеседник. О том, что предварительный проект распределения депутатов по комитетам готов, сообщал 9 октября РБК.
          Спикером Госдумы 12 октября, как ожидается, будет выбран Вячеслав Володин, который был председателем нижней палаты в VII созыве. Во всяком случае, его кандидатуру на этот пост на встрече с лидерами партий, прошедших в Госдуму, 25 сентября предложил президент Владимир Путин. Как и в 2016 г., Володин будет не единственным кандидатом на пост председателя нижней палаты. Своего претендента выставит КПРФ – зампреда ЦК КПРФ Дмитрия Новикова, сказал «Ведомостям» собеседник в КПРФ.
          Выступать от имени компартии на этом заседании, вероятно, будет космонавт Светлана Савицкая, говорит депутат Николай Коломейцев. Специальное время на политические заявления 12 октября не выделено, сказал депутат от КПРФ Леонид Калашников, но он предположил, что такие выступления все равно прозвучат во время обсуждения кадровых вопросов и будут касаться прошедших выборов.
          12 октября Путин примет депутатов в Георгиевском зале Кремля, говорил 4 октября пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Туда они поедут сразу после пленарного заседания. Оповещение уже поступило всем членам нижней палаты, сказали «Ведомостям» два депутата. В первый день работы VII созыва президент выступал в Госдуме.
          Общение с Путиным на мероприятии в Кремле не предполагается, сказал собеседник, близкий к руководству палаты: «После открытия сессии депутаты централизованно прибудут в Кремль, где смогут услышать приветственные слова президента». После закрытия последней сессии VII созыва, в июне 2021 г., Путин уже приглашал депутатов в Кремль. В здание на Охотном Ряду глава государства в последний раз приезжал лично полтора года назад – в марте 2020 г., когда во втором чтении рассматривался закон о поправке к Конституции.
          Главная задача VIII созыва будет состоять в консолидации всех политических сил вокруг фигуры президента, считает директор Центра мониторинга правоприменения законодательства Павел Склянчук, а план законопроектной работы будет формироваться на основе ежегодных посланий главы государства парламентариям. При этом, считает он, фракционный контроль в VIII созыве только усилится. Фракция как проводник решений партии будет контролировать внесение законопроектов, прогулы и заявления в СМИ, а это будет дополнено обязательной отчетностью – как инструментом контроля и поводом для кадровой ротации в самой Госдуме.
 
КОММЕРСАНТ, 10.10.21 22:41
          БЕЗ СОХРАНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
          Часть председателей комитетов прошлой Думы уйдет в заместители и сменит профиль
 
Ксения Веретенникова,
Мария Макутина
 
          В понедельник временная рабочая группа по подготовке первого пленарного заседания Госдумы восьмого созыва определится с кандидатурами заместителей председателей комитетов. Интрига сохраняется до последнего: фракции «Единая Россия» (ЕР), ЛДПР, «Справедливая Россия — За правду (СРЗП) и «Новые люди» также в понедельник проведут собрания, где решат, кого рекомендовать в зампреды. Коммунисты свои рекомендации уже подготовили. "Ъ" узнал о том, какие посты могут быть предложены депутатам, в прошлом созыве руководившим комитетами, но теперь оставшимся без председательских портфелей, а также некоторым из их коллег по палате, в прежней Думе не заседавшим.
          Как ранее сообщал "Ъ", 9 октября рабочая группа определилась с председателями 32 думских комитетов. В прошлом созыве было 26 комитетов, 15 председателей сохранили свои посты. Из переизбравшихся депутатов, в прошлом созыве руководивших комитетами, без таковых остались, в частности, Владимир Шаманов (был главой комитета по обороне), Вячеслав Никонов (по образованию и науке), Николай Николаев (по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям), Владимир Бурматов (по экологии). Галине Хованской (СРЗП), которая в прошлой Думе занимала пост председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, скорее всего, будет предложен пост первого заместителя – председателем комитета по ЖКХ станет Сергей Пахомов (ЕР). Оставшийся без должности председателя комитета по физкультуре и спорту Борис Пайкин (ЛДПР) в новом созыве станет вице-спикером.
          Владимиру Бурматову и Владимиру Шаманову, скорее всего, не достанется руководящих постов, полагает источник "Ъ" в Госдуме.
          Причем если первый останется рядовым членом в комитете по экологии, то второй перейдет в комитет по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений. Николай Николаев может получить пост заместителя комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям. Вячеслав Никонов может стать зампредом комитета, но фракция пока не определилась, какого именно — по просвещению, науке или даже международным делам. Из новичков в комитет по международным делам войдут общественный деятель Мария Бутина (ЕР) и политолог Олег Матвейчев (ЕР).
          Как рассказал "Ъ" первый зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин, фракция рекомендовала ряд кандидатур на посты первых заместителей председателей комитетов: Михаила Щапова (комитет по бюджету), бывшего губернатора Иркутской области Сергея Левченко (комитет по энергетике), Юрия Синельщикова (комитет по государственному строительству и законодательству), Дмитрия Новикова (по международным делам). Кандидатура самого господина Афонина рекомендована на пост первого зампреда комитета по безопасности (в прошлом созыве он был первым зампредом комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям).
          В комитете по госстроительству и законодательству могут сохранить посты первых замов Даниил Бессарабов (ЕР) и Юрий Напсо (ЛДПР). Еще одним первым замом от ЕР станет председатель башкирского отделения Ассоциации юристов России Ирина Панькина. В седьмом созыве пост первого зама от СР занимал Михаил Емельянов, но в новую Думу он не прошел. Его место в комитете может занять экс-глава Ярославской области Анатолий Лисицын.
          От КПРФ в комитет по госстроительству и законодательству войдет бывший сенатор от Иркутской области Вячеслав Мархаев, единственный в Совета федерации проголосовавший против поправок к Конституции.
          Экс-мэра Якутска Сардану Авксентьеву фракция «Новые люди» будет рекомендовать на пост зампреда комитета по региональной политике и местному самоуправлению.
          Политолог Александр Пожалов отмечает, что любая реорганизация комитетов и замены в «пакетном» соглашении между фракциями приводят к потере постов бывшими председателями, их понижению до первого зама или уходу в непрофильный комитет. «ЕР давно, еще в прошлом созыве, хотела забрать себе значимый комитет по ЖКХ, а сейчас он стал еще более ресурсным после объединения со строительным блоком,— говорит политолог.— ЕР и СР, по сути, пошли на "рокировку" — эсерам отдали малозначимый и малочисленный новый комитет по развитию конкуренции (под ресурсную фигуру Валерия Гартунга), а ЕР вернула себе вопросы ЖКХ».
          С другой стороны, новый состав депутатского корпуса отличает более высокое число «статусных» депутатов с опытом работы в федеральных органах исполнительной власти или губернаторском корпусе — например, под опыт экс-главы Минприроды Дмитрия Кобылкина в сочетании с повесткой борьбы с парниковыми выбросами и глобальным изменением климата создан единый комитет по природным ресурсам, экологии и охране окружающей среды, в результате господин Бурматов потерял свою прошлую должность в «малом» комитете по экологии.
          Кроме того, ключевые федеральные ведомства периодически обновляют состав своих «ведомственных» лоббистов — так, Минобороны в качестве своего ключевого представителя в новой ГД выдвинуло генерал-полковника Андрея Картаполова, а в отношении господина Шаманова одно время рассматривался вариант с переводом в Совет федерации», говорит эксперт.
 
ИЗВЕСТИЯ, 10.10.21
          ПОЛИТОЛОГ ШАПОВАЛОВ ОЦЕНИЛ УХОД КУРЦА С ПОСТА КАНЦЛЕРА АВСТРИИ
 
          Политолог об уходе Курца: зачистка несогласных с антироссийским курсом
          Уход Себастьяна Курца с поста канцлера Австрии, антикоррупционное расследование в отношении экс-главы государства и его приближенных следует рассматривать как «стремление зачистить политическое пространство» от деятелей, чьи позиции разнятся с антироссийскими настроениями Запада. Об этом в субботу, 9 октября, сообщил политолог Владимир Шаповалов в беседе с «Известиями».
          Эксперт напомнил о двух скандалах в Австрии и указал на их общность, а именно — положительную риторику в отношении России и двустороннего диалога со страной.
          «Думаю, что Себастьян Курц ушел навсегда. Он дискредитирован как политик. Скорее всего, он уже не сможет реанимировать политическую карьеру. На этом, по всей вероятности, политическая звезда самого молодого европейского премьер-министра — а именно так было в момент его назначения премьер-министром Австрии — закатилась. При этом необходимо подчеркнуть, что по сути данный коррупционный скандал мы должны рассматривать в контексте предыдущего скандала, связанного с Австрийской партией свободы, который также был якобы коррупционным. На самом деле он оказался банальной провокацией немецких спецслужб. Здесь мы видим очень интересную тенденцию. Во внешне благополучной европейской стране происходит подряд два скандала, которые хоронят не только политиков, но и ставят под удар две партии, которые несколько лет назад занимали доминирующие позиции в австрийской политике. Обе партии правые, одна — правоцентристская, другая занимает более правую позицию. Обе партии симпатизировали России. Себастьян Курц также был известен своим стремлением нормализовать отношения с Россией», — поделился политолог.
          Произошедшее, по словам Шаповалова, можно охарактеризовать как «элемент внутриполитической борьбы», наблюдающейся в европейском пространстве. Эксперт также спрогнозировал потерю власти партией Курца и приход либеральной коалиции, которая будет ориентироваться на ценности Вашингтона.
          Себастьян Курц объявил об отставке с поста канцлера Австрии в субботу в связи с расследованием антикоррупционной прокуратуры. Во избежание хаоса и для поддержания стабильности в стране он принял решение отойти в сторону и сложить с себя полномочия главы правительства.
          Место главы консервативной Австрийской народной партии и депутата Национального совета Курц сохранит.
          Официальный представитель российского МИДа Мария Захарова, комментируя политическое событие, напомнила, что отставка Курца — это внутреннее дело страны, с которым государство должно разбираться самостоятельно.
          Ранее, 6 октября, стало известно об обысках в рабочих кабинетах нескольких ближайших советников Курца. Они прошли в рамках расследования дела о коррупции. В список подозреваемых попали советник Штефан Штайнер, ответственный по работе со СМИ Геральд Фляйшманн, генеральный секретарь министерства финансов Томас Шмидт, несколько пресс-секретарей и другие действующие и бывшие официальные лица.
          Следствие предполагает, что обвиняемые использовали государственные средства для покупки фальшивых результатов опросов в пользу правящей Австрийской народной партии.
 
ГАЗЕТА.RU, 10.10.21 18:28
          «В ОТЛИЧИЕ ОТ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, БАЛКАНЫ ЕВРОСОЮЗУ НЕ НУЖНЫ»
          Почему Балканским странам закрыт путь в ЕС и выгодно ли это России
 
Алексей Поплавский
 
          Саммит Евросоюза по Западным Балканам показал, что ЕС не планирует присоединять к себе Албанию, Боснию и Герцеговину, Северную Македонию, Сербию, Черногорию и Косово. И хотя официально Брюссель сохраняет курс на интеграцию этих стран, фактически отказался гарантировать их будущее членство, пишут СМИ. В Европе опасаются, что при таком раскладе в регионе возрастет влияние России и Китая. При этом эксперты не исключают, что нерасширение ЕС действительно выгодно Москве.
          Страны Западных Балкан уже более 15 лет пытаются интегрироваться в ЕС, но этот вопрос до сих пор остается открытым. На многочисленных саммитах по этому поводу традиционно заявляется о сохранении этого курса, однако серьезного прогресса в данном направлении нет.
          Таким стал и саммит ЕС по Западным Балканам, прошедший на этой неделе в Словении. Как отмечает Politico, лидеры Евросоюза фактически признали, что процесс входа Западных Балкан в состав объединения практически остановлен, хотя и сказали о стабильной поддержке их присоединения.
          Что не так с Западными Балканами
          Всего на вхождение в состав ЕС претендуют шесть балканских государств — Албания, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Сербия, Черногория и непризнанное Косово. И у каждой из этих республик — свои проблемы, не позволяющие достигнуть этой цели.
          К примеру, премьер-министр Северной Македонии Зоран Заев обвинил в блокировке вступления страны в Евросоюз Болгарию.
          «Мы получили еще одно решительное подтверждение того, что только одно государство-член ЕС выступает против нашей интеграции и начала переговоров о членстве с Европейским союзом. Это оскорбляет граждан Северной Македонии <…> македонский народ миролюбив, но он не может оправдать эту блокировку», — отметил политик.
          Споры между Болгарией и Северной Македонией тянутся не первый год и связаны с двумя вопросами — историей двух государств и их языком. Первый момент касается того, что македонцы обвиняют болгар в «фашистской оккупации» их страны во время Второй мировой войны, что в Софии называют «освобождением». А второй связан с тем, что Болгария отказывается признавать существование македонского языка и в целом ставит под сомнение национальную идентичность македонцев, считая их болгарами, которые говорят на болгарском.
          Учитывая, что Болгария входит в ЕС, она вполне может блокировать включения Северной Македонии в состав объединения до устранения всех спорных моментов. Однако македонцы идти на поводу у болгар отказываются, а попытка найти компромисс через объединенную комиссию экспертов двух стран не дала никаких результатов.
          Вступление Северной Македонии в руководстве ЕС увязывают и с присоединением Албании, параллельно проводя заявки двух государств, поэтому ситуация с Болгарией фактически мешает и евроинтеграции албанцев — но это никак не влияет на позицию Софии.
          Что касается других государств, то реальные переговоры по вступлению на данный момент идут лишь с Черногорией и Сербией. В случае первой каких-то особых проблем нет, страна постепенно движется к приведению своего законодательства к необходимым нормам. А вот с Сербией ситуация обстоит несколько иначе.
          Главная проблема для Белграда — самопровозглашенная республика Косово. Сербия считает ее своей территорией, и это не сходится с позицией большинства стран ЕС. В итоге косовский вопрос тормозит как сербскую евроинтеграцию, так и вступление Косова в объединение.
          Ну а Босния и Герцеговина никак не может провести конституционные реформы, в том числе для принятия законодательства ЕС, что Еврокомиссия требует от руководства страны еще с 2019 года.
          Нужны ли ЕС эти государства
          Как пишет Reuters, Евросоюз фактически отказался гарантировать будущее членство шести стран Западных Балкан в объединении, хотя в Брюсселе это активно опровергают. По информации агентства, некоторые страны ЕС, в том числе Франция и Нидерланды, не поддерживают расширения, опасаясь повторения истории с Болгарией и Румынией — их вступление привело к резкому скачку миграции в Великобританию, что называют одной из причин Brexit.
          Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты сходятся на том, что на данный момент идея включения Западных Балкан в ЕС не слишком актуальна для объединения. Так, программный директор клуба «Валдай» Тимофей Бордачев уверен, что Евросоюзу эти страны в принципе не нужны.
          «В отличии от стран Восточной Европы, которые ЕС нужно было быстро прихватить после распада СССР, чтобы выйти на российские границы, Западные Балканы совершенно не нужны западным европейцам. Их включение стратегически ничего не меняет и приносит только дополнительные расходы.
          Поэтому вопрос с присоединением этих государств не решается и не будет решаться дальше. Вероятно, в ближайшие 10 лет не стоит ждать включения в ЕС той же Северной Македонии или Албании», — отметил эксперт.
          С этим отчасти согласен и председатель Балканского клуба МГИМО Сергей Артемов. По его мнению, в последнее время Евросоюз очень сильно сбавил обороты евроинтеграции, изменив свою позицию по вопросу расширения объединения.
          «Если посмотреть на текущие интеграционные процессы, то они сменили позицию с гипер-расширения на наращивание уровня жизни и экономической составляющей в уже интегрированных в ЕС странах. Опыт Болгарии и Румынии показал, что не всегда расширение Евросоюза бывает эффективным. Вдобавок, если говорить о Западных Балканах, то здесь существует ряд противоречий. Есть политические и экономические факторы, которые мешают интеграции в ЕС», — указал эксперт.
          С точки зрения Артемова, ЕС вряд ли заинтересован в том, чтобы в скором времени принять страны Западных Балкан, хотя ЕС активно инвестирует средства в развитие этих государств.
          «Сам процесс затормаживается достаточно сильно, и неизвестно, делается ли это целенаправленно, или это просто набор различных обстоятельств. Пока говорить о каких-то перспективах принятия тех или иных государств Западных Балкан в ЕС довольно сложно — все же сейчас ЕС больше концентрируется на решении своих внутренних проблем», — добавил эксперт.
          Выгодно ли это России
          При этом подобное отношение ЕС к Западным Балканам достаточно скептически оценивают в западных СМИ. К примеру, обозреватели Le Monde считают, что отказ Евросоюза от расширения за счет стран этого региона может представлять угрозу из-за наращивания присутствия России и Китая.
          По версии издания, ЕС не торопиться в вопросе присоединения Западных Балкан, хотя первые переговоры со странами стартовали еще в 2005 году. В то же время, Москва и Пекин активно применяют вакцинную дипломатию в этом регионе, усиливая свои позиции не только в регионе, но и в ряде стран объединения.
          С точки зрения Сергея Артемова из МГИМО, играет ли ситуация вокруг евроинтеграции Западных Балкан на руку России — вопрос сложный. По его словам, Москва не препятствует этим государствам в членстве в ЕС, стараясь развивать многосторонний диалог.
          «Но брюссельский фактор, конечно, играет свою роль для государств, входящих в состав ЕС. К примеру, санкции против России невыгодны для ряда стран Евросоюза, но это общеевропейская политика и им приходится ей следовать. В таких условиях России взаимодействовать с Западными Балканами отчасти проще, так как они не связаны с ЕС полностью. Они не присоединились к антироссийским санкциям, и в целом у них нет брюссельского фактора, то есть нажима со стороны руководства Евросоюза», — отметил эксперт.
          По мнению Тимофея Бордачева из клуба «Валдай», получает ли Россия выгоду от этой ситуации, зависит от того, как оценивать характер отношений Москвы с Евросоюзом и можно ли называть их враждебными.
          «Если мы признаем, что наши отношения с Евросоюзом имеют враждебный характер, то российская сторона, конечно, заинтересована в сохранении суверенитета той же Сербии или Албании. В целом, если мы исходим из того, что отношения с ЕС враждебны, то чем больше будет беспорядка под боком у Евросоюза, наверное, тем больше это будет производить на него какое-то отрезвляющее воздействие», — резюмировал эксперт.