Госдума приняла в первом чтении три президентских законопроекта, направленных на реализацию новых положений Конституции России. Депутаты одобрили увеличение полномочий парламента, а также сокращение числа членов Конституционного суда и изменение механизма назначения прокуроров. Как инициативы президенты прошли первый этап обсуждений, в материале «Газеты.Ru».
Госдума приступает к рассмотрению президентских законопроектов, направленных на реализацию новых конституционных норм.
На пленарном заседании 13 октября депутаты приняли в первом чтении три инициативы: проект нового закона о правительстве России и изменения в законы о Конституционном суде (КС) и прокуратуре.
Как говорил первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков, на совете нижней палаты парламента было принято решение в условиях роста заболеваемости COVID-19 сосредоточиться на наиболее важных законопроектах, которые необходимо рассмотреть в ближайшее время.
Госдума собирается и дальше работать по такому графику, то есть рассматривать неотложные законопроекты, связанные с реализацией положений Конституции, а также подготовкой к принятию федерального бюджета. По словам Жукова, рассмотрение других законопроектов будет временно перенесено на более поздний срок. Касательно трех президентских инициатив, они поступили в парламент 22 сентября в пакете с остальными законопроектами, связанными с поправками к Конституции.
Изменения в работе правительства
Проект федерального конституционного закона «О правительстве» — один из наиболее важных, так как предусматривает обновление процедуры формирования кабинета министров. Стоит указать, что это новый закон, а не поправки в действующий федеральный конституционный закон, принятый в 1997 году.
Так, согласно законопроекту, премьер-министр России, его заместители и федеральные министры, за исключением глав силовых ведомств, назначаются президентом только после утверждения их кандидатур со стороны Госдумы. При этом нового главу правительства предлагает лично президент, а вице-премьером и министров — премьер-министр.
Кроме того, глава государства получает возможность снять с поста премьер-министра, не распуская правительство. Назначение руководителей силовых ведомств предполагается проводить после консультаций президента с Советом Федерации — верхняя палата парламента получает соответствующее представление, а затем выносит вердикт в отношении предложенных кандидатов.
Новый закон определяет статус правительства, ограничения для членов правительства, закрепляется положение о том, что правительство входит в единую систему публичной власти, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти и способствует устранению разногласий между ними. Более того, кабмин могут наделить полномочиями по защите семьи и детства, в частности, брака как союза мужчины и женщины.
От старого закона инициатива отличается рядом ключевых факторов. Во-первых, президент может назначить новое правительство только после утверждения со стороны Госдумы и консультаций с Совфедом — в настоящее время все члены правительство назначаются указом президента, и у премьера нет возможности обязать главу государства утвердить ту или иную кандидатуру.
Теперь же президент исключается из процесса по утверждению федеральных министров, не входящих в силовые ведомства. Если депутаты выбор премьера одобрили, президент обязан своим указом назначить кандидатов на соответствующие должности.
Во-вторых, консультации с Совфедом по министрам силовых ведомств накладывают на главу государства обязанность обсуждать назначение тех или иных кандидатов — до этого такого механизма не было, президент лишь утверждал новых министров по представлению премьера. Хотя, по сути, назначение того или иного министра не ставится в зависимость от результатов обсуждений в Совфеде.
Закон о Конституционном суде
Еще один важный президентский проект касается внесения изменений в закон о Конституционном суде, главное из которых заключается в сокращении численности судей КС, согласно инициативе, теперь их будет 11, включая председателя и его заместителя. Прошлая редакция закона предусматривала 19 судей, а у председателя КС было два заместителя.
В соответствии с проектом, КС также предлагается наделить новыми полномочиями. Так, суд получит право проверять конституционность федеральных и местных законопроектов — в первом случае до подписания президентом, а во втором до их обнародования главой региона.
Кроме того, КС сможет разрешать спор об исполнении решений межгосударственных органов, международных или иностранных судов, если они противоречат Основному закону России. При этом расширено количество оснований для прекращения статуса судьи Конституционного суда. В случаях совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, они могут быть лишены мантии по представлению президента в Совфед.
Кроме того, изменяется сам механизм увольнения судей. В настоящее время право на прекращение полномочий судьи КС также принадлежит Совфеду, но сделать он это может только по представлению самого суда — его должны поддержать не менее двух третей действующих судей.
Если же говорить о праве КС по проверке федеральных и местных законопроектов, то это лишь новый законный способ для главы государства отклонить ту или иную инициативу. Президент и так может отклонить любой закон, принятый Госдумой и одобренный Совфедом, использовав право вето. Однако парламент может преодолеть запрет с помощью повторного принятия инициативы со стороны не менее двух третей от общего количества парламентариев. Теперь же президент может вновь отложить вступление закона в силу, направив его на проверку в Конституционный суд.
Касательно наделения КС полномочий по решению вопросов о возможности исполнения решений международных органов, таким правом суд обладал и до этого. В частности, признавал возможным неисполнения ряда решений ЕСПЧ, так как они противоречили Конституции России. Однако теперь КС обязан рассматривать решения международных организаций и органов на соответствии Основному закону страны, и блокировать их в случае наличия противоречий.
Изменение закона о прокуратуре
13 октября Госдума также рассмотрела в первом чтении закон, касающийся изменений в закон о прокуратуре. Так, документом закрепляется, что прокуратура — «единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции».
Ключевое изменение — новый механизм по назначению генерального прокурора, его заместителей, а также региональных, военных прокуроров и других специализированных прокуратур.
Согласно проекту, теперь назначение будет проходить после консультации президента с Советом Федерации. В настоящее время прокуроры, за исключением генпрокурора, назначаются главой государства по представлению генерального прокурора.
Как ожидается, Госдума завершит рассмотрение всех президентских инициатив до конца октября. Если изменения будут одобрены во всех трех чтениях к этому времени, Совет Федерации сможет приступить к обсуждению инициатив уже в начале ноября.
Во вторник в «Единой России» было принято несколько важных кадровых решений. Новым врио замсекретаря генсовета стал экс-глава Дагестана Владимир Васильев, который будет отвечать за формирование списков партии к выборам в Госдуму 2021 года. Кроме того, единороссы сформировали президиум программной комиссии, в который, помимо видных партийцев, войдут спикеры обеих палат федерального парламента и мэр Москвы Сергей Собянин. Им предстоит разработать «народную», но одновременно реалистичную и не популистскую программу.
Во вторник президиум генсовета «Единой России» (ЕР) назначил врио заместителя секретаря генсовета бывшего главу Дагестана, советника президента Владимира Васильева. Как пояснил секретарь генсовета Андрей Турчак, такое предложение поступило от председателя ЕР, зампреда Совета безопасности Дмитрия Медведева. Господин Васильев возглавлял Дагестан с 3 октября 2017 года до 5 октября 2020-го, а до этого в течение почти 13 лет был депутатом Госдумы, где руководил комитетом по безопасности, а с 2012 года — фракцией ЕР. После его назначения губернатором фракцию возглавил Сергей Неверов, который до этого занимал пост секретаря генсовета ЕР.
Андрей Турчак пояснил, что Владимир Васильев займет место Ольги Баталиной, сложившей полномочия замсекретаря генсовета после назначения заместителем министра труда в феврале 2020 года, и возьмет на себя ее функционал: курирование общественных приемных и партийного правозащитного центра.
Но уже после голосования господин Турчак сообщил, что у господина Васильева будет еще одно важное полномочие: он станет отвечать за формирование списков партии и отбор кандидатов по одномандатным округам перед выборами в Госдуму 2021 года.
Ранее в тот же день Дмитрий Медведев провел заседание программной комиссии, отвечающей за подготовку программы партии к этим выборам. Единороссы пришли к выводу, что она должна быть «народной», а господин Медведев подчеркнул, что предыдущая программа «в значительной степени выполнена», а значит, и новая должна быть такой же реалистичной: «То, что мы обещали, мы делаем. Болтовня нам не нужна». Председатель Совета федерации Валентина Матвиенко в свою очередь добавила, что программа не должна превращаться в 200-страничную диссертацию (нынешняя программа ЕР, опубликованная на ее сайте, содержит 95 страниц). «Надо выдвигать идеи достаточно смело. Но они не должны быть популистскими»,— резюмировал Дмитрий Медведев.
Он также предложил создать президиум программной комиссии, в который должны войти Андрей Турчак, Сергей Неверов, его первый заместитель по фракции Андрей Исаев, председатель Высшего совета ЕР Борис Грызлов, спикеры Госдумы и Совета федерации Вячеслав Володин и Валентина Матвиенко, а также мэр Москвы Сергей Собянин. Позже Андрей Исаев напомнил, что мэр Собянин участвовал и в подготовке программы ЕР к выборам 2016 года. Но тогда в комиссию входили многие главы регионов, а президиума у нее не было. Ранее "Ъ" писал, что на выборах-2021 господин Собянин может возглавить московскую группу партсписка ЕР.
Глава фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский отмечает, что кандидатуры, предложенные в президиум, выглядят вполне логично: «Это все фигуры, которые не просто тесно ассоциируются с партией, но являются знаковыми для ее развития и формирования позиций». Это же касается и Сергея Собянина, который десять лет входит в бюро высшего совета ЕР и во многом олицетворяет партию, считает эксперт.
Отметим, что на выборах последних лет Сергей Собянин несколько дистанцировался от ЕР. Например, на выборы мэра в 2018 году он пошел в качестве самовыдвиженца. И в таком же статусе в 2019 году баллотировались в Мосгордуму кандидаты, поддерживаемые мэрией.
Оценивая назначение господина Васильева, Дмитрий Бадовский сказал, что за составление списков должен отвечать человек, пользующийся безусловным авторитетом как в партии, так и в разных центрах власти. «Такой человек должен быть, когда надо, арбитром, когда надо — примирителем»,— пояснил эксперт.
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов говорит, что перевод Владимира Васильева в Дагестан в 2017 году был «частью комбинации по ограничению влияния» спикера Володина в партии власти.
А сейчас федеральным властям нужно было символически закрепить тот факт, что отставка господина Васильева с поста главы Дагестана была скорее «передвижением после командировки», полагает эксперт. Что же касается президиума программной комиссии, то его состав отражает существующую партийную коалицию, считает господин Виноградов: «Это символ того, что если борьба между группами внутри партии и будет, то развернется она за формирование списков — а сейчас нет особых причин толкаться локтями».
Кандидаты в горсовет Владимира от партий и самовыдвиженцы, проигравшие выборы или на них не попавшие, сформировали Общественный горсовет. Альтернативный парламент должен стать местом для настоящих дискуссий. В заседании оргкомитета структуры приняли участие КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Яблоко», представители «Объединенных демократов» (ОД) и движения «Городские проекты». Пока не решено, будет ли инициатива распространяться по другим регионам.
К участию в работе Общественного горсовета приглашаются «все, кому не все равно». Напомним, что по итогам выборов в официальный горсовет Владимира все 25 депутатских мандатов достались «Единой России».
Обком КПРФ заявил, что коммунисты результаты таких выборов не признают, требуют их отмены и объявляют о формировании «альтернативного, общественного городского Совета». Кстати, «Яблоко» тоже заявляло об отсутствии во Владимире выборов как таковых, люди из ОД еще до дня голосования подверглись административному давлению. И даже ЛДПР и эсэры, которые в других регионах обычно допускаются к выборам, во Владимире оказались в общем ряду проигравших. «После выборов эта идея возникала у многих», – подтвердил кандидат «Объединенных демократов» Иван Туманов, вошедший в Общественный горсовет.
Организационное заседание этой структуры уже состоялось, в конце месяца должно пройти первое общеоппозиционное обсуждение ряда городских проблем. Дело в том, считают экс-кандидаты, что в официальном горсовете «не идет никаких обсуждений, не задается вопросов, не звучат различные мнения и критика в адрес руководства города». «Мы создаем альтернативный совет, чтобы показать, как должны работать городские депутаты», – заявил Туманов. По его словам, сейчас альтернативщиков пока лишь 13 человек.
Кстати, местные СМИ уже опубликовали комментарии председателя горсовета Владимира Николая Толбухина по поводу параллельной парламентской структуры. Он заявил, что впервые слышит о ней, предположил, что «это создано ради пиара». Но, подумав, добавил, что вообще-то «это здорово и классно», и единороссы поддержат «любую такую структуру».
Возникает вопрос, а не подставляет ли себя оппозиция под еще один удар – ведь на создание неких параллельных как бы властных структур власть может посмотреть и с точки зрения уголовного закона. А в последнее время она в политических дискуссиях с оппозицией предпочитает применять именно силовые аргументы.
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов ответил «НГ», что «преследовать оппозицию могут когда угодно и за что угодно, но совещательные органы – это нормальная конституционная практика, посмотрите хотя бы на Госдуму, в которой есть совет непарламентских партий». Он пояснил, что «объявлять себя действующими депутатами и низвергать мэра города никто не собирается, на полномочия горсовета тоже никто не претендует». По его словам, умные мэры сами создают при себе такие советы. Но коммунист подтвердил, что в середине 2000-х годов в Краснодаре что-то подобное КПРФ создавала – и тогда коммунистов как раз преследовали. В принципе же, подчеркнул Обухов, функция подобных советов – это изучение общественного мнения по актуальным региональным и городским вопросам, а также представление альтернативной ЕР точки зрения от имени разных партий. «И чем шире политический спектр – тем лучше. Я буду рекомендовать ЦК применять эту практику по крайней мере там, где в законодательных органах 100% мест заняли единороссы или был полный беспредел на выборах. Например, такой совет хорошо бы создать в Ульяновской области», – заявил секретарь ЦК. Что же касается Владимира, то общественная структура сможет и вырабатывать инициативы, которые на законодательном уровне будут продвигать депутаты Заксобрания Владимирской области и Госдумы от КПРФ. «Это эффективная технология, это возможность создавать информационные поводы и продвигать оппозиционную точку зрения по разным вопросам. Выгодно это и перед думскими выборами», – подчеркнул Обухов.
Депутат владимирского Заксобрания от КПРФ Максим Шевченко сообщил «НГ», что объединение в альтернативный горсовет произошло не под эгидой КПРФ, поэтому это не партийное, а общественное объединение. «Его поддержали и правые и левые, и даже отчасти малые партии вроде «Новые люди». Жители возмущены действиями главы города Андрея Шохина, который превратился уже фактически в удельного князя, обеспечил победу партии власти и полную подконтрольность горсовета. На такое не решился даже президент Владимир Путин», – заявил Шевченко. Он сам в субботу собирается встретиться с членами альтернативного совета, но при этом не хочет, чтобы использовался именно этот термин: «Органы власти принимают решения, а общественный совет – это экспертная площадка, которая доносит до граждан альтернативную точку зрения по разным вопросам». Шевченко вместе с тем согласен, что теоретически оппозиционный совет может рассматривать те же вопросы, что и горсовет, законом это не запрещено. В то же время, по его мнению, в совете будут подниматься и реальные проблемы города, которые единороссы не осмеливаются озвучить. Например, уничтожение памятников архитектуры, точечная застройка, вырубка парковых зон, управленческие решения в пользу местных олигархов.
Член политкомитета «Яблока» Эмилия Слабунова считает, что распространение таких советов было бы делом полезным, поскольку они оценивали бы действия власти, продвигали точку зрения оппозиции по разным вопросам, причем в альтернативном власти варианте. «Очень важно, что разные оппозиционные группы собрались, но еще важнее, чтобы они не остановились на этом и наладили последовательную работу. В принципе это хорошее решение и для других регионов, где оппозиция игнорируется, где блокируется ее прохождение в органы власти, где нет взаимодействия и нарушены условия для диалога с властью. Потому что здоровая власть холит оппозицию и лелеет, а нездоровая, наоборот, преследует. И хорошо бы, чтобы на самом верху это поняли», – подчеркнула Слабунова. Она тоже отрицает возможность, что владимирский совет может быть расценен как параллельная властная структура.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ», что владимирские коммунисты всегда были креативны и оппозиционны. «На самом деле это не такая уж и новация, та же КПРФ не раз создавала теневой кабинет министров и правительство «народного доверия», выбирала «народных губернаторов». Оснований для преследований оппозиционного совета со стороны власти нет, это на самом деле клуб. С точки зрения политтехнологий – это удачный и выигрышный ход. Во-первых, здесь есть объединение оппозиции, во-вторых, это площадка для дискуссий по городским проблемам». Но эксперт считает, что повсеместной такая практика стать не сможет. Такие структуры окажутся востребованы только там, где власть полностью неэффективна, не слышит жителей и где есть острые проблемы. При этом там не дают оппозиции повлиять на власть, пройдя на выборах в законодательные органы. И, конечно, в регионе общественные настроения должны быть достаточно оппозиционны и критичны к власти. «Оппозиционный Совет – это популяризация идей политических партий. Поэтому сейчас встает вопрос раскрутки этой технологии для информационного продвижения. Особенно это будет полезно для раскрутки перед выборами в Госдуму», – пояснил Калачев.
Сегодня, 13 октября, депутат всех шести созывов председатель бюджетного комитета саратовской областной думы Николай Семенец намерен подать заявление об отставке. Это уже третий за две недели депутат от Единой России (ЕР), покидающий региональный парламент. Ранее аналогичные заявления написали его однопартийцы Алла Лосина и Николай Кузнецов. Оппозиция называет происходящее «плевком в душу избирателей». Эксперт считает, что в облдуме происходит процесс обновления, который на этом не закончится.
Саратовскую областную думу намерен покинуть один из ее старожилов — Николай Семенец. Об этом в своем Telegram-канале сообщил глава фракции Иван Дзюбан. По его словам, причиной такого решения стал «инцидент с ГИБДД» — 2 октября господин Семенец попался на вождении в нетрезвом виде.
«Ситуация серьезная, он это понимает, понимает и подход партии к подобным инцидентам, именно поэтому им было принято такое решение. Николай Яковлевич опытный политик, человек, который не понаслышке знает об ответственности перед своими избирателями. Этим и объясняется такое решение»,— заявил господин Дзюбан. По его словам, господин Семенец намерен подать заявление о сложении полномочий в эту среду 14 октября. Сам Николай Семенец был недоступен для комментариев — его мобильный телефон отключен. В УГИБДД по Саратовской области сообщения о его задержании за вождение в нетрезвом виде комментировать отказались.
74-летний Николай Семенец переизбирается депутатом Саратовской областной думы с 1994 года. Он являлся депутатом Саратовской областной думы всех шести созывов (впервые избрался в 1994 году). В последние годы господин Семенец занимал пост председателя бюджетного комитета саратовской облдумы, был зампредседателя аграрного комитета. За последние две недели он стал третьим депутатом-единороссом, заявившим о сложении с себя депутатских полномочий.
Аналогичное заявление 6 октября подала депутат облдумы с 2007 года, председатель комитета по культуре, общественным отношениям и информационной политике 62-летняя Алла Лосина. В конце сентября облдуму по собственному желанию покинул депутат трех последних созывов единоросс 67-летний Николай Кузнецов.
Кроме того, на прошлой неделе на внеочередном заседании думы были избраны новые председатели трех комитетов: по вопросам жилищной политики, по культуре и по спорту.
Все их возглавили депутаты, победившие в этом году на довыборах в сентябре.
До ухода всех троих старожилов ЕР контролировала 32 из 45 мест в саратовской облдуме, КПРФ — пять мест, ЛДПР — два, СР — одно. Теперь в составе фракции 29 депутатов.
Спикер облдумы Николай Романов (ЕР) отметил, что «некоторые парламентарии, понимают, что не могут полноценно исполнять свои обязательства перед жителями по разным причинам»: из-за занятости по основному месту работы, по состоянию здоровья, семейным обстоятельствам, подчеркнув, что «решение о сложении мандата каждый принимает самостоятельно».
Лидер фракции ЕР Иван Дзюбан заявил "Ъ", что считает некорректным комментировать решение коллег покинуть региональное законодательное собрание.
Депутат Госдумы от КПРФ Ольга Алимова негативно оценила перестановки в Саратовской облдуме.
По ее словам, за три года работы нынешнего созыва депутатский корпус обновился на четверть:
Ситуация в регионе и так стабильностью не пышет. А тут еще лихорадит законодательный орган. Все эти игры в "приду-уйду" выглядят плевком в душу избирателей».
Политолог Дмитрий Олейник отметил, что происходящие в Саратовской областной думе процессы направлены на обновление правящей элиты: «Люди, которые уходят, относятся к более старшему поколению. Николай Семенец все созывы в ней отработал и все, что хотел, успел сделать». По его мнению, нынешняя замена в региональном парламенте — не последняя.
Разведка США убеждена, что в президентские выборы пытаются вмешаться сразу несколько стран: Россия, Китай и Иран. Однако демократы и республиканцы по-разному смотрят на этот вопрос. Противники Дональда Трампа продолжают отыгрывать линию его сотрудничества с Москвой. Глава Белого дома на этот раз утверждает, что избрание Байдена отвечает интересам Китая и Ирана. Вместе с тем предпосылок утверждать, что США коренным образом изменят свою политику в зависимости от исхода выборов, не приходится.
Внешнее вмешательство стало центральной темой выборов в США. Кандидаты, их сторонники, разведсообщество, эксперты и журналисты периодически поднимают ее, рассуждая, кому и какой исход выборов выгоден в наибольшей степени.
В 2016 году вопрос вмешательства в выборы также широко обсуждался, однако на этот раз картина изменилась.
В США установился консенсус: в президентские выборы пытаются вмешаться, причем сразу несколько игроков.
Об этом заявляет американская разведка, пытаясь не занимать какую-либо из сторон, чтобы не оказаться вовлеченной во внутриполитическую борьбу. Обе партии используют тему в собственных интересах, стараясь дискредитировать соперника.
Демократы надеются убедить избирателей в том, что Россия якобы помогала и помогает президенту США Дональду Трампу одержать победу, в то время как сам глава Белого дома и его сторонники пытаются переключить внимание общественности на влияние Китая. Еще одним игроком, замешанным в этой ситуации, оказался Иран.
Россия
Несмотря на то что расследование о российском вмешательстве в выборы 2016 года не привело к доказательствам сговора между президентом Дональдом Трампом и властями России, тема до сих пор актуальна. Почти наверняка в случае переизбрания президента демократы обвинят его в сотрудничестве с Москвой, а Россию — во вмешательстве.
Директор Национального центра контрразведки и безопасности США Уильям Эванина в августе заявил, что Россия пытается «очернить бывшего вице-президента Байдена» и «антироссийский истеблишмент» в американских органах власти. По мнению директора ФБР Кристофера Рэя, Россия никогда не прекращала вмешиваться во внутриполитическое пространство США.
Он утверждал, что Москва пыталась повлиять на выборы конгресс в 2018 году, что стало «генеральной репетицией большого шоу в 2020 году».
Россия отрицает вмешательство в иностранные выборы. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков называл подобные утверждения «фобиями» и «параноидальными сообщениями», которые не имеют ничего общего с правдой.
Тем не менее демократы продолжают раскручивать эту тему, ссылаясь на то, что России невыгоден приход к власти президента от Демпартии. Кандидат от демократов, бывший вице-президент Джо Байден в сентябре пообещал России последствия за вмешательство во внутренние дела Америки.
В совместном заявлении спикера палаты представителей США Нэнси Пелоси и главы комитета по разведке Адама Шиффа говорится, что российская сторона «активно принимает ряд мер, чтобы подорвать президентские выборы и обеспечить исход, который Кремль считает наиболее отвечающим его интересам».
Впрочем, нельзя однозначно сказать, что России выгоден кто-либо из двух кандидатов. Так, например, за четыре года президентства Трампа США не отменили санкции, а продолжили вводить новые.
«В США давно уже сложилась двухпартийное отношение и к Советскому Союзу, и к России. И в этом смысле мы можем найти мало отличий по отношению к России в позициях двух партий. Хочу сказать, что санкции [против России] принимаются в конгрессе большинством голосов из обеих партий», — отмечает в разговоре с «Газетой.Ru» глава Фонда изучения США имени Рузвельта при МГУ Юрий Рогулев.
К тому же последние четыре года ознаменовались выходом Соединенных Штатов из почти всех основополагающих договоров в сфере безопасности с Россией (Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе, Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, Договор по открытому небу), неопределенной остается и судьба СНВ-3.
России, очевидно, сложнее иметь дело с президентом, который считает все эти договоры не соответствующими интересам США. Между тем Джо Байден готов продлить СНВ-3 без всяких предварительных условий, на чем настаивает российское руководство.
Риторика главы Белого дома в отношении Москвы однозначно мягче, чем у его соперников. Однако дальше слов дело не идет. Напротив, каждое заявление Трампа о России и каждый шаг рассматриваются в США под пристальным вниманием, будь то встреча с президентом Владимиром Путиным или слова о необходимости вернуть Россию в G8. И если демократам казалось, что в отношении Москвы президент проявляет слабину, то на него тут же обрушивался шквал критики и обвинений.
При этом нельзя сказать, что глава Белого дома на самом деле настроен на улучшение отношений с Россией.
Дело в том, что он не рассматривает Москву как главную угрозу для Вашингтона и, соответственно, попросту не желает растрачиваться на этом направлении. Трамп считает необходимым использовать Россию в противостоянии с главным геополитическим противником США. Таковым он видит Китай.
Китай
«Коммунистическая партия Китая наращивает свои вооруженные силы, она проникла в Соединенные Штаты способами, которыми не обладает Россия, и его экономическая мощь использовалась через государственные предприятия и субсидирование компаний для уничтожения десятков тысяч рабочих мест по всей стране, и это недопустимое поведение», — заявлял госсекретарь США Майк Помпео в сентябрьском интервью телеканалу Fox News.
То же говорил и генеральный прокурор Уильям Барр.
В своем заявлении директор Национального центра контрразведки и безопасности США Уильям Эванина сообщил, что Китай не поддерживает переизбрание Трампа, поведение которого в Пекине считают «непредсказуемым». В преддверии ноябрьских выборов, КНР пытается «сформировать политическую среду в Соединенных Штатах, оказывать давление на политических деятелей, чья позиция, по его мнению, противоречит интересам Китая».
Китай отрицает обвинения во вмешательстве во внутренние дела США, заявляя, что они «безосновательны и не соответствуют действительности».
Отношения Пекина и Вашингтона действительно значительно ухудшились при Трампе. Мировое сообщество признает, что наблюдает за холодной войной между США и Китаем. Трамп использует в качестве повода для споров любой вопрос, будь то распространение коронавируса, в котором он обвиняет Пекин, или ситуация в Гонконге.
Наконец, Трамп решил, что может использовать Китай так же, как демократы использовали против него Россию. Ранее глава Белого дома в Twitter разместил статью Breitbart под заголовком «Китай, похоже, поддерживает Джо Байдена на президентских выборах».
«Конечно, они [Китай] хотят Байдена. Я взял миллиарды долларов из Китая и отдал их нашим фермерам и казначейству США. Китай будет владеть США, если туда войдут Байден и Хантер[сын Джо Байдена]!» — написал Трамп.
Джо Байден, пытаясь отразить критику Трампа, обещает быть «твердым» в отношении Китая.
«Я буду твердо настроен против нарушения Китаем прав человека, милитаризации Южно-Китайского моря и многих других вещей. Недавний анализ показывает, что Китай знает, что я буду прямолинеен, но они также обеспокоены тем, что я буду жестким. Я не извиняюсь за это», — говорил ранее Байден.
Как подчеркивает Юрий Рогулев, политика США в отношении Китая обусловлена вовсе не личными антипатиями Трампа, а геополитическим раскладом. Соответственно, говорить о том, что один из двух кандидатов более выгоден Пекину, нельзя.
«Нынешняя ситуация с Китаем ведь сложилась не из-за Трампа и не из-за Байдена. Эта ситуация складывалась много десятков лет, назревала, и вот она пришла к своему финалу. Сейчас США и Китай — как сиамские близнецы: их нельзя разделить, по крайней мере, очень сложно, и вместе им не ужиться, потому что они уже стали друг с другом конкурировать, вот и все. Поэтому Байден ли будет, Трамп ли будет — это только означает тактические моменты — будет ли это в более острой форме конкуренция или в более мягкой форме», — считает эксперт.
Иран
Иран, по оценкам Национального центра контрразведки и безопасности, «стремится подорвать американские демократические институты, навредить президенту Трампу и разделить страну в преддверии выборов». Эванина утверждает, что Тегеран сосредоточится на «распространении дезинформации в социальных сетях и распространении антиамериканских настроений». Так, по мнению американской разведки, в Иране считают, что переизбрание Трампа послужит «продолжению давления США на Иран в попытке спровоцировать смену режима».
Представитель министерства иностранных дел Ирана Саид Хатибзаде заявлял, что Тегеран «не волнует, кто займет пост президента Белого дома».
Дональд Трамп действительно проводит крайне агрессивную политику в отношении Ирана, что демонстрируют выход США из ядерной сделки, восстановление санкций и убийство иранского генерала Касема Сулеймани.
Демократы же считали, что действия президента создают угрозу войны с Ираном, а также критиковали главу государства за отсутствие разумной стратегии после выхода из ядерной сделки. Джо Байден утверждает, что политика Трампа потерпела неудачу. В статье для CNN он заявил, что существует «разумный способ быть жестким по отношению к Ирану», и пообещал избавиться от «дестабилизирующих действий», проложив «путь к дипломатии».
«У меня нет никаких иллюзий по поводу Ирана. Режим долгое время является спонсором терроризма и угрожает нашим интересам. Они безжалостно убили сотни протестующих, и их нужно привлечь к ответственности за их действия. Но есть разумный способ противостояния им — и есть саморазрушительный. Подход Трампа, очевидно, является последним», — говорил Байден.
Бывший вице-президент демонстрирует намерение вернуться к ядерной сделке. Ранее он заявил, что будет стремиться возобновить сотрудничество с Тегераном, хотя признал, что это будет нелегко после четырех лет непримиримых противоречий. «Иран сейчас ближе к [ядерному] оружию, чем мы были, когда ушли из офиса в 2017 году», — сказал он.
Как обращает внимание Юрий Рогулев, в этом смысле победа Джо Байдена действительно принесет облегчение не только Ирану, но и остальным участникам СВПД, если политик выполнит свое обещание. Однако говорить о какой бы то ни было смене курса в отношении Тегерана, опять-таки, не приходится.
«Это тоже, скорее, вопрос тактики, чем стратегии. Иран не прекратит из-за этого быть главным противником США на Ближнем Востоке и не прекратит быть главным противником Израиля, который США будут поддерживать при любых условиях. Та же самая ситуация: она возникла не из-за Байдена и не из-за Трампа, она возникла много лет тому назад», — поясняет Юрий Рогулев.
Иными словами, говорить о том, что победа одного кандидата в значительной степени выгодна Китаю, России или Ирану, не приходится. Внешняя политика США во многом обусловлена не личными симпатиями того или иного президента, а той международной ролью, которой наделяет себя Вашингтон, и теми процессами, которые она влечет за собой.
«Пока что ни один кандидат или ни один действующий президент в здравом уме не может отказаться от того, что американцы называют своей лидирующей ролью, или от политики доминирования. А пока это не признают ни Байден, ни Трамп — вот отсюда все проблемы в американской политике. А ситуация здесь меняется, поэтому они вынуждены будут менять свою политику, только это будет происходить либо через конфликты какие-то, либо это будет происходить более мирным путем соглашений, дипломатии и т.д.», — рассуждает эксперт.
Роль США в мировом сообществе меняется, и именно поэтому Вашингтон, отстаивающий политику доминирования, вынужден приспосабливаться. Вопрос же состоит лишь в подходах к этим изменениям.
«В этом смысле Байден, как и все демократы, стоит на позициях глобализма. Они считают, что влияние США должно иметь глобальный характер, должно распространяться и через экономику, и через элементы проведения американских ценностей и их продвижения на мировой арене. Трамп выглядит большим реалистом, поскольку занимает более консервативные позиции и, в общем, не столь склонен к этим международным вовлеченностям США», — резюмирует эксперт.