КОММЕРСАНТ, 17.01.22 18:33
          Госдума из-за пандемии сократит число пленарных заседаний до двух в неделю
 
          Госдума в январе и феврале будет проводить по два пленарных заседания в неделю. На первой неделе весенней сессии заседания пройдут во вторник, 18 января, и четверг, 20 января, заявил первый вице-спикер Госдумы, депутат фракции «Единой России» Александр Жуков. По его словам, такое решение было принято из-за роста заболеваемости коронавирусом.
          «Совет Госдумы определил, что в январе и феврале график работы Госдумы будет такой: мы будем заседать два раза в неделю. Как правило, по вторникам и средам, с 12:00 до 16:00»,— сообщил парламентарий (цитата по телеканалу «Дума ТВ»). Он также добавил, что на текущей неделе запланировано два заседания. Во вторник, 18 января, состоится открытие сессии.
          Напомним, в декабре по итогам осенней комиссии нового созыва депутаты Госдумы ушли на каникулы. Всего за два месяца было принято 143 законопроекта, более трети из них — социально ориентированные.
 
ИТАР-ТАСС, 17.01.22 19:05
          Делегация ЦИК РФ выразила озабоченность действиями Приштины, запретившей голосовать сербам
 
          Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Павел Андреев отметил, что за два дня работы в Сербии делегация ЦИК РФ провела обстоятельные переговоры с Республиканской избирательной комиссией Сербии, а также во время референдума 16 января посетила 30 избирательных участков
          Запрет косовским сербам голосовать на референдуме о внесении изменений в конституции Сербии вызвал серьезную озабоченность российских наблюдателей. Об этом заявил в понедельник российским журналистам в ходе брифинга на площадке Русского дома в Белграде член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Павел Андреев.
          "Главное, что вызвало нашу озабоченность, и за чем мы внимательно следили - это ситуация в Косово и Метохии и та позиция, которую заняла Приштина, фактически заблокировав возможность для волеизъявления сербов. Хотелось бы отметить те экстренные усилия, которые предприняла Республиканская избирательная комиссия Сербии при развертывании дополнительных возможностей для голосования косовских сербов в ближайших четырех городах Центральной Сербии. По имеющейся у нас информации, в Косово и Метохии зарегистрированы порядка 92 тыс. избирателей, из них смогли проголосовать более 20 тыс., что в общем неплохой результат, учитывая экстренность ситуации. Вместе с тем, перекидывая мостик на апрельские президентские и парламентские выборы, организация голосования в Косово и Метохии будет одним из тех вопросов, на который избирательной системе Сербии и властям страны придется искать адекватный ответ, мы слышали оценки, что, возможно, Приштина не будет принимать таких мер, но в это верится слабо", - заявил Андреев.
          Отвечая на вопрос ТАСС, член ЦИК РФ отметил, что Республиканская избирательная комиссия Сербии предприняла все необходимые эпидемические меры при организации референдума. "Ввиду того, что большого скопления людей на участках не было, большой угрозы распространения вируса не существовало. Маски и санитайзеры представляются достаточными средствами для противодействия пандемии", - отметил он.
          Андреев отметил, что за два дня работы в Сербии делегация ЦИК РФ провела обстоятельные переговоры с Республиканской избирательной комиссией Сербии, а также во время референдума 16 января посетила 30 избирательных участков. "Хотели бы отметить высокий уровень организации со стороны избирательной системы, РИК сделала все, чтобы референдум состоялся, голосование было открытым, а подведение итогов - прозрачным", - указал он.
          Явка
          По данным наблюдателей, референдум прошел при самой низкой явке с 2014 года. Как сообщил в воскресенье журналистам директор Республиканского института статистики Миладин Ковачевич, явка на референдуме по внесению изменений в Конституцию Сербии в области правосудия за два часа до закрытия избирательных участков составила 25,25%. При этом на парламентских выборах 2020 года порог 25% был преодолен за шесть часов до закрытия участков, а за час до закрытия явка составила 45%.
          Окончательная явка на воскресном референдуме составила около 30,65%.
          Изменения в конституции
          На референдуме граждане отвечали на вопрос: "Вы за подтверждение акта об изменении Конституции Республики Сербия?" Голосующие должны были ответить на вопрос "да" или "нет".
          Изменения, вынесенные на референдум, касались избрания судей и прокуроров. Согласно поправке, судьи больше не будут избираться в Народной скупщине (парламенте), а это будет делать Высокий совет судейства, состоящий из 11 человек - шести судей, избранных другими судьями, четырех юристов, избранных парламентом, и председателя Верховного суда. В выборах судей больше не будут принимать участие министр юстиции, председатель Верховного кассационного суда, председатель парламентского комитета по правосудию. Отменяется трехлетний испытательный срок для судей.
          Государственные прокуроры отныне также будут избираться не парламентом по предложению правительства, а Высоким советом прокуроров. Он будет состоять из 11 человек - пяти общественных прокуроров, четверых членов, избираемых в парламенте квалифицированным большинством (2/3 от всех голосов), а также министра юстиции и верховного прокурора. Кроме того, упраздняется должность заместителей прокуроров.
          По требованию ЕС
          Как сообщила Республиканская избирательная комиссия после подсчета 98,79% бюллетеней, внесение изменений в Конституцию Сербии поддержали почти 60% проголосовавших. Референдум прошел в связи с требованиями ЕС к Белграду реформировать правосудие. Взамен Брюссель обещал "лучшие оценки прогресса Сербии в процессе евроинтеграции". Голосование проводилось в соответствии с новым законом, который отменяет обязательный порог явки 50% при проведении референдума. Таким образом, для принятия инициативы было необходимо простое большинство голосов.
 
КОММЕРСАНТ, 18.01.22
          ЛИБЕРАЛ-ДЕМОКРАТЫ СОЗДАЛИ ФУНДАМЕНТ ЕР
          Правящая в Хабаровске ЛДПР потеряла большинство в думе краевой столицы
 
Андрей Прах,
Эрнест Филипповский
 
          Спустя два с половиной года после триумфальных для ЛДПР выборов в Хабаровском крае партия потеряла контроль над думой региональной столицы. Сразу восемь депутатов покинули ее ряды и вступили в «Единую Россию» (ЕР), которая до этого вообще не имела представителей в гордуме. Теперь фракция либерал-демократов насчитывает только 16 депутатов из 35. Сами «перебежчики» пока не комментируют свой поступок, а эксперт считает, что губернатор от ЛДПР Михаил Дегтярев вынужден мириться с восстановлением позиций ЕР в регионе.
          Информация о выходе восьми депутатов из ЛДПР появилась после заседания гордумы 21 декабря. Тогда были отправлены в отставку ее спикер Владимир Матвеев (ЛДПР), которого однопартийцы обвинили в авторитарной манере управления и подтасовках при формировании нового состава горизбиркома, и вице-спикер по финансово-бюджетным вопросам Михаил Чувашов (ЛДПР). Обязанности председателя легли на вице-спикера Юрия Ягодина (ЛДПР).
          Чем именно были недовольны заявившие о выходе депутаты, не уточнялось.
          Гордума Хабаровска имеет богатую историю политических демаршей. Например, в ноябре 2020 года о выходе из ЛДПР заявили сразу 17 депутатов, но уже через несколько дней все они передумали. На этот раз серьезность намерений парламентариев стала очевидна лишь в январе, когда на официальном сайте думы изменилась их партийная принадлежность: они не только вышли из ЛДПР, но и сразу вступили в ЕР, которая до этого вообще не была представлена в гордуме. Среди новоявленных единороссов оказался и временный спикер Юрий Ягодин.
          Господин Ягодин отказался от комментариев, пообещав поговорить с "Ъ" через несколько дней. Остальные «перебежчики» свой поступок не комментируют. Глава фракции ЛДПР в гордуме Павел Тупченко и заместитель координатора хабаровского отделения партии Иван Рыбин проигнорировали вопросы "Ъ", бывший спикер Матвеев не ответил на звонки. Член высшего совета ЛДПР Сергей Каргинов сказал "Ъ", что переговоры с мятежными депутатами пока продолжаются.
          Выборы нынешнего созыва гордумы прошли в 2019 году, и под руководством тогдашнего губернатора от ЛДПР Сергея Фургала его партия получила 34 места из 35 (еще один мандат достался «Справедливой России»). Летом 2020-го, после ареста господина Фургала по обвинению в организации убийств, из ЛДПР вышел депутат Александр Каян. А в марте 2021-го к массовому исходу либерал-демократов привела отставка тогдашнего спикера гордумы Михаила Сидорова. Вместе с ним ушли семь человек — правда, в отличие от нынешних «бунтовщиков», они остались беспартийными. Осенью мандат сложил еще один депутат от ЛДПР, и сейчас партия контролирует в гордуме только 16 мест.
          В хабаровской ячейке ЕР утверждают, что депутаты сами «неожиданно» попросились их ряды.
          «Пришли к нам в отделение и подали заявление о вступлении,— заявил местным СМИ глава регионального исполкома ЕР Евгений Солоненко.— У каждого свои доводы, но основное — что не получали партийного содействия по отработке обращений граждан и работе с населением». Единоросс добавил, что говорить о планах ЕР в гордуме пока рано — «сначала надо создать фракцию».
          Сделать это единороссам будет непросто, поскольку после демарша сторонников Михаила Сидорова либерал-демократы внесли поправки в думский регламент и увеличили порог для создания фракции с 5 до 12 депутатов. Сам господин Сидоров сказал "Ъ", что в ближайшее время «бунтовщики» будут инициировать возврат к прежнему порядку.
          Кстати, у Михаила Сидорова есть своя версия нового раскола в ЛДПР. По его словам, поводом стали ноябрьские поправки к краевому законодательству, которые дали гордуме право определять модель избрания мэра: если раньше единственным вариантом были прямые выборы, то теперь появился и второй способ — избрание депутатами из числа кандидатов, отобранных конкурсной комиссией. Хабаровск — одна из семи региональных столиц, где градоначальника избирают на прямых выборах. Для перехода на конкурсную модель нужно изменить устав города, а такое решение принимается как минимум 24 голосами.
          Михаил Сидоров считает, что возглавляющий краевую ячейку ЛДПР губернатор Михаил Дегтярев планировал «продавить» отмену прямых выборов через свое большинство в гордуме, чему и воспротивились депутаты во главе с Юрием Ягодиным.
          Сейчас мэром Хабаровска является член генсовета ЕР Сергей Кравчук, его полномочия истекают в 2023 году.
          Вступление городских депутатов в ЕР — огромная победа для партии власти, считает политолог Ростислав Туровский: «Это очень важная часть процесса по восстановлению ее разрушенных позиций в крае». ЛДПР же теряет позиции на фоне внутренних конфликтов, и губернатор Дегтярев вынужден с этим мириться, отмечает эксперт: «Ему важно не терять лицо и не признавать ухудшения, поэтому он дистанцируется от этой ситуации». При этом господин Туровский не исключает, что в гордуме формируется новый расклад сил накануне принятия решения о способе выборов мэра.
 
КОММЕРСАНТ, 18.01.22
          СУДЕБНОЙ ВОЛОКИТЕ НАЗНАЧИЛИ СРОК
          КС предписал скорректировать закон о компенсации за затягивание судопроизводства
 
Анастасия Корня
 
          Конституционный суд (КС) удовлетворил жалобу предпринимателя из Подмосковья Сергея Филиппова, признав чрезмерным четырехлетний запрет на повторный иск о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок. Уголовное преследование господина Филиппова длилось почти десять лет, но этого оказалось недостаточно, чтобы отсудить у государства компенсацию за судебную волокиту. Соответствующий закон был принят в 2010 году, но уточнять его отдельные нормы КС пришлось уже более десятка раз.
          Поводом для проверки конституционности положений закона о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, как следует из опубликованного на сайте КС решения, стало обращение предпринимателя Сергея Филиппова. Он был обвинен в мошенничестве в особо крупном размере и фальсификации доказательств в ходе сделки по продаже двух земельных участков в подмосковной Балашихе.
          Под следствием и судом господин Филиппов провел почти 10 лет. За это время, вспоминает его адвокат Александр Данилов, суд дважды возвращал дело прокурору для исправления недостатков, а прокурор «раз десять» — следователю.
          По истечении пяти лет следствия бизнесмен потребовал компенсацию за волокиту, но Мособлсуд ему отказал, объяснив задержку сложностью дела. Через полтора года Сергей Филиппов снова пошел в суд, но опять получил отказ: суд указал, что повторное обращение возможно только по прошествии четырех лет (такой срок установлен законом для первичного обращения с жалобой на волокиту).
          Однако КС решил, что чрезмерная отсрочка права на подачу нового заявления означала бы необоснованное и несоразмерное ограничение возможности для судебной защиты прав граждан. Кроме того, отметил суд, при таком ограничительном понимании отсутствовали бы стимулы для активных действий следственных органов после принятия судом решения по первому обращению обвиняемого.
          В связи с этим КС предписал законодателю уточнить порядок и условия подачи нового заявления о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
          А до этого суды не вправе отказывать в подаче повторных заявлений, если они поданы по истечении года после вступления в силу решения по предыдущему заявлению и обстоятельства успели измениться.
          Адвокат Данилов сказал "Ъ", что защита полностью удовлетворена решением КС и в ближайшее время попробует добиться того, чтобы заявление господина Филиппова о компенсации за волокиту все-таки рассмотрели. Другой адвокат бизнесмена Евгений Шумар отмечает, что это уже второе обращение Сергея Филиппова в КС: в прошлом году суд по его жалобе уточнил порядок обжалования залога и обязал законодателя установить срок его действия. Госдума даже успела принять соответствующие поправки к УПК, после чего предпринимателю удалось решить проблему с залогом, деньги на который были взяты в долг и на него начислялись проценты, добавляет адвокат. Правда, уголовное дело о мошенничестве закончилось не в пользу подсудимого: в 2019 году ему был вынесен условный приговор, но по настоянию прокуратуры он был отменен, и во второй раз господин Филиппов уже получил реальный срок лишения свободы.
          Закон о праве граждан на компенсацию за судебную волокиту и неисполнение решений судов был инициирован еще в 2010 году тогдашним президентом Дмитрием Медведевым по требованию Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) — в связи с необходимостью исполнения пилотного постановления по «делу Бурдова-2». С тех пор КС уже более 10 раз уточнял положения закона в своих постановлениях и определениях. По данным судебной статистики, в 2020 году суды рассмотрели 4615 заявлений о присуждении компенсации за волокиту, из них чуть более тысячи составили претензии к срокам уголовного производства. Результаты их рассмотрения не уточняются.
          Компенсация за судебную волокиту — в целом работающий в последнее время механизм, хотя такие дела не слишком часты, подтверждает партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин.
          Он объясняет это тем, что подавляющее большинство дел рассматривается все-таки в пределах тех сроков, которые считаются разумными, т. е. двух-трех лет. На самом деле внедрение этого механизма в России в значительной степени обусловлено активностью ЕСПЧ, отмечает эксперт: его запустили здесь именно для того, чтобы Страсбургский суд не имел оснований вмешиваться.
 
ГАЗЕТА.RU, 17.01.22 21:12
          «СЕРБИЯ СИДИТ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ. НО ВЫБОР МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЗАПАДОМ ЕЙ СДЕЛАТЬ ПРИДЕТСЯ»
          Белград провел референдум по реформе конституции, который поддержали США и ЕС
 
Владимир Кулагин
 
          Население Сербии поддержало на референдуме изменения в конституцию страны. Плебисцит был проведен под давлением Евросоюза, который настаивает, что кандидаты в ЕС должны провести ряд реформ, включая судебную. Оппозиция опасается, что теперь руководство Сербии может попробовать решить и косовский вопрос. «Газета.Ru» — о претензиях противников сербского правительства и о том, отвернется ли Белград от России.
          В Сербии прошел конституционный референдум, на котором 62% выступили в поддержку поправок о создании Высокого совета судей и Высокого совета прокуроров. Теперь эти органы — вместо парламента — будут утверждать судей и прокуроров.
          Подобная судебная реформа, которая, как считают в Брюсселе, обеспечит независимость этой ветви власти, — одно из основных условий, которое Евросоюз ставит перед странами-кандидатами в ЕС.
          «Поздравляю граждан Сербии, которые проголосовали за изменения в конституции. Сербия направила позитивный сигнал миру. Верю, что нам удастся в предстоящий период сделать шаги по дальнейшей демократизации и независимости судебной власти», — заявил президент страны Александар Вучич.
          Помимо руководства республики, в поддержку референдума открыто выступали США и страны ЕС. При этом вся сербская оппозиция высказывает свои претензии к организации и проведению референдума.
          Так, оппоненты правительства сочли нечеткой формулировку вопроса, вынесенного на референдум: «Согласны ли вы на утверждение акта об изменении Конституции Республики Сербии?»
          Явка на голосовании оказалась весьма низкой — около 30%. Позволить признать референдум состоявшимся позволил закон, принятый пропрезидентскими силами в парламенте осенью 2021 года.
          В сербском обществе существуют опасения, что следующей поправкой к конституции может стать исключение из преамбулы документа положения о принадлежности Косово Сербии, говорит «Газете.Ru» профессор НИУ ВШЭ Екатерина Энтина. Однако стоит отметить, что сербские власти отрицают, что прошедший накануне референдум имел хоть какое-то отношение к этому вопросу.
          Интересно, что косовские власти отказались проводить на своей территории сербский референдум, хотя к этому призывали их традиционные союзники — от США и Великобритании до Евросоюза.
          Что будет дальше в отношениях Евросоюза и Сербии
          Развитие отношений Сербии с ЕС во многом теперь будет определяться тем, какие шаги предпримет Белград после референдума, считает Екатерина Энтина.
          «Он был организован так, что его можно использовать в дальнейшем каким угодно образом. Если мы говорим про судебную реформу, то именно она — одна из ключевых проблем не только Сербии, но и всех стран-кандидатов в ЕС из Юго-Восточной Европы. Усилившееся давление Брюсселя и недавние слова спецпредставителя США по Балканам Габриэля Эскобара, что он будет помогать странам-кандидатам в борьбе с коррупцией, сами по себе, понятны и востребованы. Ведь Брюссель помнит примеры Хорватии, Болгарии и Румынии, где модернизация сильно замедлилась после их вступления в Евросоюз. Конечно, на этом фоне ЕС сейчас будет выдавливать максимум из всех кандидатов, в том числе из Сербии. Но эта широкая формулировка вызывает обеспокоенность внутри страны и среди экспертов, так как за ней может стоять формат окончательного решения вопроса статуса Косова и Метохии», — сказала аналитик.
          Программный координатор Российского совета по международным делам Милан Лазович в разговоре с «Газетой.Ru» сказал, что едва ли изменение конституции станет фактором ускорения интеграции Сербии с Евросоюзом. Он назвал результаты референдума личной победой Александра Вучича, который хочет себя представить евроинтегратором в преддверии президентских и парламентских выборов 3 апреля. Однако, по словам Лазовича, существуют три ключевых фактора, которые этому будут мешать.
          «Первое — косовский вопрос. Несмотря на нацеленность Сербии вступить в ЕС, ни один ее политик не готов сегодня окончательно признать Косово — по сути, это политическое самоубийство. А без этого полная евроинтеграция Сербии едва ли возможна. Я думаю, что этот процесс отложится на 5-10 лет точно.
          Второе — вопрос сдерживания России и введения санкций против нее. Сербия принципиально не хочет их вводить из-за тесных отношений с Россией, и вряд ли это сделает даже под давлением ЕС. Это красная черта, Сербия может потерять в таком случае очень много, несмотря на то что мы даже в декабре 2021 года видели пример присоединения Сербии к санкциям против Белоруссии. Это и поддержка по вопросу Косова, и низкие цены на газ и так далее. Третье — вопрос не актуален для самого Евросоюза, он не стоит на повестке дня ввиду его собственных проблем. Это и миграционный кризис, и смена правительства в Германии, скоро выборы во Франции. Поэтому, я думаю, расширение Евросоюза сейчас не приоритет», — уверен Лазович.
          Что будет в отношениях России и Сербии
          Эксперты сошлись, что в будущем давление со стороны Евросоюза на Сербию будет только нарастать.
          По мнению Энтиной, нет никаких сомнений, что ЕС будет дальше давить на Сербию и в вопросе присоединения к санкциям против России.
          «А устоит ли Сербия — зависит от того, как будет складываться ситуация вокруг текущей предвыборной кампании и выборов весной. В этом отношении явно США и ЕС будут выдвигать ряд требований лично перед Вучичем.
          Я не вижу никаких объективных выгод Сербии ухудшать отношения с Москвой. Сербы будут до последнего сохранять свою многовекторную политику. Ведь после требований по России Евросоюз усилит давление и по вопросу сотрудничества с Пекином. А с учетом его присутствия в регионе (и важности Сербии в проекте китайского «Пояса и пути»), этот вопрос даже более чувствителен, чем отношения с Москвой, которые, в первую очередь, существенным фактором для населения страны», — рассказала она.
          Эксперт добавила, что не до конца понятно, чем в нынешней международной ситуации могут быть спровоцированы активные движения Белграда в сторону Брюсселя.
          «Безусловно, серьезным аргументом являются финансовая составляющая, которая там больше российской и китайской вместе взятых. Но в условиях, когда сближение с ЕС обставляется невозможностью сотрудничества с другими быстро развивающимися мировыми игроками, этот фактор не должен играть критической роли», — считает Энтина.
          Лазович же прогнозирует, что рано или поздно перед Сербией окончательно встанет вопрос геополитической определенности.
          «Я не знаю, насколько увенчаются успехом следующие попытки давления ЕС по России. У Сербии очень сложная задача, она пытается усидеть на двух стульях — евроинтеграция и развитие отношений с Россией и Китаем, которых на Западе считают враждебными государствами. Вопрос в том, насколько долго Сербии удастся балансировать. В определенный момент им все-таки придется пойти на уступки, и, наверное, делать какой-то выбор. Но и это, скорее всего, будет не скоро, идти на какие-то резкие шаги идти сейчас Сербия не готова», — заключает Лазович.