НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 19.01.22 20:37
          РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РАСШАТАЕТ ОПОРУ ВЕРТИКАЛИ
          Единая система публичной власти создает политическую турбулентность
 
Иван Родин
 
          Госдума приступает к рассмотрению второго ключевого закона о единой системе публичной власти (ЕСПВ). На 26 января запланировано первое чтение инициативы о перестройке местного самоуправления (МСУ). Федеральный Центр уже подсчитал, что данная реформа сделает лишними сотни тысяч муниципальных чиновников и депутатов. Возрастание политической турбулентности вероятно и потому, что предстоит перекройка электоральных вотчин, созданных региональными элитами. ЕСПВ должна была унифицировать рулевые приводы, но фундамент вертикали, наоборот, расшатывается.
          19 января закончился срок подачи предложений и замечаний к очередной конституционной инициативе сенатора Андрея Клишаса и депутата Госдумы Павла Крашенинникова.
          Первое чтение законопроекта об общих принципах организации МСУ в ЕСПВ готовится уже на 26 января, но активность его обсуждения в регионах пока на уровне не выше среднего.
          По состоянию на вторую половину среды в базе Госдумы значилось шесть отзывов от субъектов РФ, самый свежий поступил из волгоградской облдумы. Как и остальные, он положительный, замечаний региональные власти практически не присылают. Однако, как представляется, федеральному Центру все-таки не стоит думать, что регионы как бы купились на сделанные им авансы и обещания. И прежде всего того плана, что в результате реформ МСУ, дескать, окажется в их полном подчинении. Скорее всего фраза «Концептуально поддерживаем законопроект» означает, что внизу или не надеются достучаться до высоких кремлевских кабинетов, или не смеют. Но на самом деле на местах, вероятнее всего, понимают, что предстоящие несколько лет окажутся, мягко говоря, беспокойными. О возможных рисках и провалах в стиле «хотели как лучше, получилось как всегда» уже косвенно предупредил комитет Госдумы по региональной политике и МСУ.
          Напомним, что в целом законопроект Клишаса–Крашенинникова фактически ликвидирует МСУ как уровень власти. Если же говорить о частностях, то предполагается не только явочный пересмотр Конституции, но и административно-территориальное упрощение страны. Например, в поселениях не просто отменяется власть, они сами перестают быть единицами российского пространства. Более того, регионы вовсе не будут состоять из муниципальных и городских округов как таковых, хотя именно на этом уровне предлагается оставить что-то вроде исполнительных и представительных органов. Однако округа тоже не планируется считать административными структурами, это будут лишь звенья управленческих приводов. А если вспомнить уже вступивший в силу закон о ЕСПВ, то и сами региональные власти сильно потеряют в самостоятельности. Так что вряд ли искоренение МСУ они сочтут достойной компенсацией, тем более что и вся низовая ответственность теперь взваливается на них.
          Многие эксперты уже высказали недоумение насчет того, а что же федеральный Центр и его региональные вассалы собираются делать с людьми, которые еще долго будут жить там, где их застанет ликвидационная реформа? Правда, сейчас, похоже, более актуальным становится вопрос: а что же власть станет делать с теми своими местными представителями – чиновниками и депутатами МСУ, которые окажутся лишними на наступающем для технократов празднике? Вот, скажем, на днях замминистра юстиции Андрей Логинов представил Совету Федерации такие предположения: до трети из нынешних почти 300 тыс. муниципалов могут потерять работу в течение пяти лет переходного периода, то же самое грозит без малого половине депутатского корпуса и служащим муниципальных учреждений и предприятий. Он заметил, что есть огромные риски их невостребованности на местах. Заметим, кстати, что многие из них как минимум не захотят, а многие просто и не смогут переквалифицироваться.
          Но все же более важным заявлением Логинова следует считать такие слова: мол, это не какие-то обычные люди, они сейчас являются «проводниками политической линии и политических предпочтений среди населения сельских местностей». То есть, короче говоря, это низовой актив «Единой России», который считал, как надо, результаты выборов, заводил на свою территорию разного рода крупных экономических игроков, обеспечивал политическую стабильность, а теперь его выгоняют из-за стола. Получается, что федеральный Центр сам же и расшатывает фундамент той властной вертикали, которую он укрепляет. И ЕСПВ вместо того чтобы цементировать страну, повышает в ней турбулентность.
          Замминистра юстиции при этом оптимистично высказывался, что управленцы уровня районов, то есть будущих муниципальных и городских округов, дескать, реформой МСУ будут затронуты меньше. Это вряд ли, ведь, как сказано выше, регионы теперь не будут делиться на более мелкие части. А это значит, что предстоит перекройка электоральных вотчин местных элит, то бишь тех одномандатных округов в гордумы и заксобрания, которые сейчас уже начинают передавать подрастающим поколениям. Неудержимый джерримендеринг, то есть произвольная перенарезка округов, приведет к тому, что недовольных станет еще больше. Причем эти недовольные будут как раз среди тех, кто обязан будет проводить реформы, в бенефициарах которых они могут и не оказаться.
          Глава Политической экспертной группы Константин Калачев согласился с «НГ», что количество недовольных и нелояльных вырастет. Это с одной стороны, а с другой – «очевидно, что нагрузка на оставшихся депутатов и чиновников вырастет». Это приведет к тому, что низовая власть станет дальше от людей, «фактически местное самоуправление превратится в местное управление». Но даже не это главное, опасность в том, что «реформа создает в целом ситуацию турбулентности внутри страны и на нижнем уровне власти». При этом эксперт отметил, что для власти возникает еще две проблемы. Первая: под зачистку в первую очередь попадут самые профессиональные и компетентные, которые реально заняты делом, потому что «вряд ли будут трогать «блатных» – чьих-то родственников и спонсоров». Вторая: уволенные служащие и разогнанные депутаты могут пополнить ряды пассивной и даже активной оппозиции, ведь нет больших критиков власти, чем экс-чиновники. «По закрытым опросам, чиновники и так довольно критично относятся к режиму, и, конечно, рост количества недовольных и нелояльных за счет низового уровня размывает и подрывает вертикаль власти», – подчеркнул Калачев.
          Он подчеркнул, что для существующего режима на самом деле важна не только лояльность силовиков, но и лояльность и управляемость госаппарата. И нынешняя ситуации реформ порождает среди низовых служащих тревоги и страхи, негативные эмоции. «Конечно, скорее всего власть все прекрасно понимает, но в ее лазах плюсы перевешивают минусы. Среди плюсов – и создание единой унифицированной системы управления этажей власти, и сокращение расходов. Губернаторы, наверное, могут и понимать, что это подорвет стабильность на местах, но система работает сверху вниз по принципу «я начальник, ты дурак», а в администрации президента в основном поставлена задача ликвидировать уже существующие проблемы, никто не оценит их превентивное сокращение. Система реагирует рефлекторно: есть проблема – и ее решают. Пока гром не грянет, чиновник не почешется. А опасений, что муниципальные кадры выйдут на площади, у власти нет, тригерры есть, а лидеров нет, и даже если недовольство выльется в протестное голосование, выборы же полностью управляемы. Общественных протестов против муниципальной реформы тоже пока нет», – пояснил Калачев.
 
LENTA.RU, 20.01.22
          В ГОСДУМЕ ПОПРОСИЛИ ПУТИНА ПРИЗНАТЬ ДНР И ЛНР
          Депутаты КПРФ внесли в Госдуму обращение к президенту России Путину о признании ДНР и ЛНР
 
Марина Совина
 
          Депутаты от КПРФ во главе с лидером партии Геннадием Зюгановым в среду, 19 января, внесли в Госдуму законопроект обращения к президенту России Владимиру Путину о необходимости признания самопровозглашенных Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики (ДНР и ЛНР). Документ размещен в думской электронной базе.
          Кроме того, парламентарии просят главу государства рассмотреть вопрос о скорейшем проведении переговоров с руководством ДНР и ЛНР для «создания правовой основы межгосударственных отношений, обеспечивающей регулирование всех аспектов сотрудничества и взаимопомощи, включая вопросы безопасности».
          Доводы КПРФ
          Как отмечают авторы обращения, действующие власти Украины «стали нетерпимыми к исторически сложившимся нормам, быта, а также волеизъявлению и вероисповеданию жителей» Донецкой и Луганской областей, «вынудив» жителей их отдельных районов провести референдум и проголосовать в мае 2014 года за принятие Актов о самоопределении.
          Депутаты обратили внимание на то, что жители непризнанных ДНР и ЛНР уже восемь лет «живут под обстрелами», а власти Украины не соблюдают Минские соглашения, призванные урегулировать ситуацию в Донбассе. Они напомнили, что Россия приняла ряд мер по оказанию Донецку и Луганску гуманитарной помощи, а в республиках «построены демократические органы и государства со всеми атрибутами легитимной власти».
          О том, что КПРФ подготовила проект постановления о признании Россией республик Донбасса, 9 января сообщал депутат Госдумы Казбек Тайсаев. По его словам, документ сделан по аналогии с постановлениями о признании Абхазии и Южной Осетии.
          Ответ Кремля
          Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в тот же день сообщил, что в Кремле пока не видели текста обращения с просьбой признать самопровозглашенные ДНР и ЛНР.
          Еще в начале декабря Песков заявлял, что прогнозировать перспективы признания ДНР и ЛНР пока что трудно. По словам Пескова, процесс урегулирования внутриукраинского конфликта затягивается, более того, по многим параметрам заходит в тупик.
          Мнения депутатов и сенаторов
          Первый зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин в беседе с РИА Новости пояснил, что ситуация с самопровозглашенными республиками Донбасса назрела и «сейчас тот момент, когда этот вопрос надо решать». По его мнению, большинство россиян и жителей ЛНР и ДНР поддержат решение об их признании.
          Первый замглавы международного комитета Совфеда Владимир Джабаров, комментируя обращение коммунистов, заявил, что вопрос о признании или непризнании — это прерогатива лиц, которые отвечают за внешнюю политику России. Сенатор напомнил, что за внешнюю политику отвечает президент страны, а инструментом этой политики является Министерство иностранных дел.
          Глава комиссии Совфеда по защите госсуверенитета Андрей Климов в свою очередь заявил, что официальная позиция Кремля давно известна и находится в международном правовом поле на 100 процентов. По его словам, такие вопросы регулируют законы, и это «не предмет политического пиара».
          Руководитель «Справедливой России — За правду» Сергей Миронов заявил РИА Новости, что фракция готова поддержать инициативу КПРФ. По его мнению, шаг с признанием ДНР и ЛНР «предопределен». Миронов напомнил, что эсеры неоднократно призывали к признанию независимости самопровозглашенных республик на государственном уровне.
          Будущее республик
          В начале января глава ДНР Денис Пушилин заявлял, что невыполнением Киевом Минских договоренностей позволит Донбассу самостоятельно определять свое будущее вне Украины. Так он прокомментировал слова президента России Владимира Путина о том, что население Донбасса само определит свое будущее.
          По мнению политика, у Донбасса есть два пути дальнейшего развития. Первый — самоопределение внутри Украины, второй — вне ее. «Но с учетом того, что Украина тот шанс, который ей предоставлялся с помощью механизма Минских соглашений, не использует, у республик появляется возможность требовать самоопределения уже вне государства Украина», — заявил Пушилин.
          24 декабря 2021 года действующий посол России в Белоруссии, а на тот момент — полпред России в Контактной группе по урегулированию в Донбассе Борис Грызлов заявлял, что Украина отказывается согласовывать с Донецкой и Луганской народными республиками (ДНР и ЛНР) особенности будущего статуса Донбасса. По его словам, власти Киева также оказались не готовы подтвердить возвращение к участию в координационном механизме по предотвращению эскалации и перестрелок, согласованном 22 июля 2020 года.
 
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 19.01.22 11:41
          В ГОСДУМЕ ОТРЕАГИРОВАЛИ НА ПРИГЛАШЕНИЕ ПУТИНА И ЗЕЛЕНСКОГО ДЛЯ ДИАЛОГА В ТУРЦИЮ
          Депутат Затулин отреагировал на приглашение Путина и Зеленского в Турцию для урегулирования разногласий
 
          Приглашение президентов России и Украины Владимира Путина и Владимира Зеленского для обсуждения разногласий в Турцию продиктовано желанием Анкары повысить свою роль на постсоветском пространстве. Об этом в среду, 19 января, заявил «Известиям» первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин.
          «Очевидно желание Турции повысить свою роль на постсоветском пространстве, навязать себя в качестве посредника. Притом что изначально позиция Турции объявлена — Турция не признает возвращение Крыма в Россию и продолжает развивать тезис об «оккупации» Крыма. Навязывание Турцией посредничества между Россией и Украиной может быть объяснено только желанием повысить свою роль и значимость в этом регионе», — сказал он.
          По мнению депутата, с российской стороны было бы весьма нерасчетливо откликаться на это предложение о посредничестве Турции всерьез. Поставка Анкарой Киеву беспилотников Bayraktar достаточно ярко характеризирует позицию турецких властей в украинском вопросе, добавил Затулин.
          «Намерения Турции очевидны и прозрачны, здесь непомерные амбиции турецкой дипломатии», — заключил политик.
          О том, что президентов России и Украины пригласили в Турцию для обсуждения и урегулирования разногласий, ранее в этот день рассказал Ибрагим Калын, представитель турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана.
          По информации издания Daily Sabah, президент Турции уже проводит переговоры как с Путиным, так и с Зеленским. По словам Калына, Эрдоган в ближайшее время собирается отправиться на Украину для переговоров с президентом Украины.
          Накануне турецкий лидер назвал нереалистичным сценарий «вторжения» России на Украину. Также Эрдоган добавил, что хотел бы обсудить эту тему с Путиным. В тот же день директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин заявил, что Россия стремится выстроить с Украиной добрососедские и взаимовыгодные отношения.
          15 января пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки заявила, что Россия может напасть на Украину в период между серединой января и серединой февраля. По ее словам, РФ перед вторжением предпримет информационные операции против Украины, обвиняя Киев в подготовке атак на Донбасс. В тот же день замгоссекретаря Соединенных Штатов Виктория Нуланд сообщила, что Вашингтон подготовил 18 различных сценариев ограничительных мер на случай нападения РФ на Украину, детали которых раскрыть отказалась.
          В свою очередь пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил, что Россия не проявляет военной эскалации в отношении Украины. Это утверждения США, которые не предоставили доказательств выдвинутых обвинений.
          Российская сторона многократно опровергала беспочвенные спекуляции о якобы возможном вторжении на Украину. 10 января замглавы МИД РФ Сергей Рябков отметил, что у Москвы никаких намерений напасть на Украину нет и быть не может. Он подчеркнул, что все мероприятия по боевой подготовке войск осуществляются в пределах российской территории.
 
КОММЕРСАНТ, 19.01.22 20:57
          ВИЦЕ-СПИКЕР НЕ РАССЛЫШАЛА МНОГОГОЛОСЬЯ
          Главного единоросса в парламенте Тувы лишают всех постов
 
Даниил Тарабукин,
Оксана Павлова
 
          Верховный хурал (парламент) Тувы по инициативе большинства депутатов освободил главу фракции «Единая Россия» (ЕР) Ирину Бадыргы от должности вице-спикера и председателя социального комитета. Однопартийцы поставили ей в вину недостойное поведение и неудовлетворительную работу. Сама госпожа Бадыргы считает, что отставку инициировал новый глава республики Владислав Ховалыг, который якобы намерен лишить ее и поста руководителя фракции. Эксперты полагают, что господин Ховалыг избавляется от команды своего предшественника Шолбана Кара-оола.
          17 депутатов фракции ЕР в среду внесли в повестку заседания Верховного хурала Тувы вопросы об отставке Ирины Бадыргы с постов вице-спикера и председателя комитета по социальной политике. За первое решение проголосовало 19 депутатов, за второе — 21. Единороссы контролируют в парламенте 30 из 32 мандатов, еще два места — у ЛДПР.
          Накануне сессии депутаты направили спикеру Кан-оолу Даваа обращение (есть у «Ъ»), в котором сообщили, что после выборов 2019 года Ирина Бадыргы должна была «объединить и дисциплинировать многоголосие депутатского корпуса в условиях смены руководства республики», однако «ожидания сменились разочарованием».
          В качестве примера они привели срыв заседания фракции ЕР 10 декабря, проводить которое госпожа Бадыргы якобы начала, не дождавшись самого Кан-оола Даваа.
          А когда он пришел в зал заседаний, то не дала ему сесть за стол президиума, указав, что спикер должен сидеть в общем зале.
          «Подобные неожиданные действия вызвали недоумение, шок и негодование»,— говорится в обращении. В знак уважения к спикеру парламентарии покинули заседание фракции, не рассмотрев законопроекты, однако Ирина Бадыргы позже написала в соцсетях, что все прошло успешно. Тем самым она ввела в заблуждение избирателей и дискредитировала партию, резюмировали единороссы.
          Решение о снятии госпожи Бадыргы с парламентских должностей поддержали либерал-демократы. «Мы заинтересованы в том, чтобы происходило обновление не только в правительстве, но и в хурале»,— сказал «Ъ» депутат Эрес Кара-Сал.
          Сама Ирина Бадыргы не стала комментировать претензии, выдвинутые депутатами.
          «Решение было принято из-за неприязненного отношения спикера ко мне»,— заявила госпожа Бадыргы «Ъ».
          Ирина Бадыргы полагает, что вопросом ее отставки занимался «лично глава региона Владислав Ховалыг», и следующим шагом будет смещение ее с руководящего поста во фракции. Впрочем, Кан-оол Даваа заверил «Ъ», что вопрос о смене главы фракции депутатами пока не рассматривался и не обсуждался.
          В правительстве Тувы «Ъ» заявили, что глава региона не имеет отношения к отставке вице-спикера. «Парламент — отдельная структура, которая работает независимо от правительства. Никакого влияния оказывать не можем — ни официального, ни тем более неофициального»,— пояснили там, отметив, что сейчас в республиканской ячейке ЕР происходят изменения «по решению самих депутатов и членов партии».
          В декабре по итогам отчетно-выборной конференции секретарем тувинского отделения ЕР стал Владислав Ховалыг. Тогда же в 9 из 19 местных отделений сменилось руководство, а на уровне первичных отделений кадровые замены произошли в 80% случаев.
          Политический аналитик Альмира Сенди полагает, что отставка Ирины Бадыргы с парламентских должностей связана с формированием команды Владислава Ховалыга:
          «У бывшего главы Шолбана Кара-оола была своя команда, и в парламенте депутаты сидели десятилетиями, там все чуть ли не братья друг другу.
          Владислав Ховалыг сейчас выстраивает свою команду. Полагаю, это не последние изменения в республиканском парламенте». Политолог Константин Лукин согласен с тем, что новый глава усиливает свои позиции. «Сейчас в республике мы наблюдаем внутриклановую борьбу и освобождение "площадки" под людей Владислава Ховалыга»,— говорит он.
 
КОММЕРСАНТ, 20.01.22
          САМ СЕБЕ ВЫДВИЖЕНЕЦ
          Ярославский губернатор может пойти на выборы без формальной партийной поддержки
 
Александр Тихонов,
Андрей Прах
 
          Депутаты от «Единой России» (ЕР) и ЛДПР внесли в Ярославскую облдуму поправки, которые в сентябре позволят баллотироваться в губернаторы не только партийным кандидатам, но и самовыдвиженцам. Этим может воспользоваться врио главы области Михаил Евраев — бывший «яблочник», сейчас подчеркивающий беспартийный статус. Впрочем, сам он уверяет, что со способом выдвижения пока не определился, хотя расширение возможностей для кандидатов поддерживает.
          Согласно предложенным поправкам, для регистрации кандидатом самовыдвиженцу нужно будет собрать подписи 1% избирателей региона — чуть больше 10 тыс. автографов. До половины из них можно получить через «Госуслуги».
          При этом, как и партийным кандидатам, самовыдвиженцам придется пройти так называемый муниципальный фильтр, то есть заручиться поддержкой 5% муниципальных глав и депутатов, напомнил "Ъ" председатель комитета облдумы по законодательству Эльхан Мардалиев.
          На губернаторских выборах в 2017 году для преодоления фильтра требовалось 62 подписи.
          Спикер облдумы Михаил Боровицкий (ЕР) объяснил инициативу запросом общества на «личную субъектность политиков»: «Губернатор работает для всех жителей Ярославской области. Вопрос о том, кто должен возглавлять регион, выше политических разногласий, люди должны иметь возможность поддержать того, который им больше нравится. Есть ли у него партийная поддержка какой-либо партии или нет — не должно иметь значения». Схожим образом высказалась глава фракции ЛДПР Ирина Лобанова: «Чем больше будет кандидатов, тем жестче будет конкуренция. И победит самый лучший».
          Напомним, в октябре 2021 года Владимир Путин принял отставку ярославского губернатора Дмитрия Миронова, перешедшего на должность помощника президента, и назначил на пост врио главы региона заместителя главы ФАС Михаила Евраева. Как и его предшественник, господин Евраев беспартийный, но политический бэкграунд у них различный: Дмитрий Миронов баллотировался в губернаторы от ЕР (победил с 79,3% голосов), а Михаил Евраев ранее был членом «Яблока» и в 2006–2012 годах даже входил в состав его федерального бюро.
          Сам господин Евраев сообщил "Ъ", что считает поправки оправданными, но решение о том, как идти на выборы, еще не принял.
          «Не только у партий должна быть возможность выдвигать своих кандидатов в губернаторы,— пояснил он.— Если человек — популярный общественник, лидер мнения, которого поддерживают люди и готовы за него подписаться, у него должна быть возможность участвовать в выборах. Этот процесс должен быть открытым и доступным. А у избирателей должна быть возможность голосовать за конкретных и понятных лидеров, а не только выбирать между порой скрывающимися за политическими брендами политиками».
          Внесение поправок о самовыдвижении еще не гарантирует, что врио губернатора ими непременно воспользуется. Например, в 2019 году липецкие единороссы выступили с аналогичной инициативой, однако беспартийный экс-банкир Игорь Артамонов в итоге баллотировался на пост главы области от ЕР.
          Технология самовыдвижения стала активно применяться после губернаторских выборов 2018 года, когда сразу четыре кандидата, выдвигавшихся от ЕР, не смогли победить в первом туре. В следующем году уже шесть из 16 кандидатов власти шли на выборы как самовыдвиженцы, а в 2020-м — четыре из 18. Часть из них впоследствии вступили в ЕР и даже возглавили ее региональную ячейку — как иркутский губернатор Игорь Кобзев и глава Коми Владимир Уйба. Другие были первыми номерами региональных списков ЕР на выборах в Госдуму-2021 — например, пермский глава Дмитрий Махонин (как и Михаил Евраев, выходец из ФАС и был близок к «Яблоку»).
          Руководство ЕР практику самовыдвижения однопартийцев не раз критиковало: председатель партии Дмитрий Медведев ранее говорил, что ее кандидаты не должны «прятаться». В 2021 году в губернаторы баллотировался только один самовыдвиженец — беспартийный глава Тульской области Алексей Дюмин. Из руководителей регионов, которым предстоят выборы в 2022-м, такой статус, кроме Михаила Евраева, имеют только главы Карелии и Марий Эл Артур Парфенчиков и Александр Евстифеев. Но в 2017 году оба баллотировались от ЕР.
          Кто будет противостоять господину Евраеву на осенних выборах, пока неизвестно.
          КПРФ и ЛДПР своих планов пока не раскрывают. «Новые люди» не будут выставлять своего кандидата, о чем накануне заявила секретарь регионального отделения партии Анна Скрозникова. А имеющая сильные позиции в регионе «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП) может отказаться от участия в губернаторских выборах в обмен на назначение своего представителя сенатором. Но окончательного решения по этому поводу еще нет, сообщил "Ъ" глава ярославских эсеров, депутат Госдумы Анатолий Грешневиков.
          Технология самовыдвижения применяется в сложных для власти регионах и позволяет кандидату дистанцироваться от ЕР, говорит политолог Александр Пожалов: «Там, где у партии власти низкий рейтинг, не консолидированы элиты, есть крупные победы оппозиции, а стартовый рейтинг врио может быть недостаточно высоким для уверенной победы в первом туре». На думских выборах ЕР набрала в Ярославской области менее 30% голосов по спискам и уступила СРЗП оба одномандатных округа, поэтому технологи Михаила Евраева будут стараться провести «надпартийную кампанию объединяющего плана», началом которой как раз может стать сбор подписей, полагает эксперт. Но ресурс ЕР будет работать на господина Евраева «независимо от способа его выдвижения», уверен господин Пожалов.
 
ГАЗЕТА.RU, 20.01.22
          ОТЕЛИ, БАНКИ, ФАБРИКИ, СКЛАДЫ. ЧЕМ ВЛАДЕЕТ НАЗАРБАЕВ ЧЕРЕЗ ФОНДЫ
          СМИ: Назарбаев контролирует активы на сумму $8 млрд
Александр Ахтырко
 
          Закон «О первом президенте республики Казахстан — лидере нации» дает существенные гарантии Нурсултану Назарбаеву — он не может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные в период исполнения им полномочий. Журналисты утверждают, что раскрыли схему управления активами, которые контролирует лично экс-глава республики. В Казахстане запустили петицию с требованием снять с него неприкосновенность.
          Центр по исследованию коррупции и организованной преступности OCCRP, а также издания Kloop (Киргизия) и Vlast распространили в среду, 19 января, результаты расследования того, как первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев контролирует приписываемые ему активы.
          Журналисты утверждают, что он якобы распоряжается банками, отелями и роскошным частным самолетом через сеть фондов, которые отчитываются только перед елбасы.
          Главное из расследования
          Как отмечается в публикации, казахстанские СМИ «восторженно освещают добрые дела многочисленных благотворительных фондов Назарбаева».
          «Но фонды выполняют и другую функцию: управляют активами на миллиарды долларов.
          Это элитные отели, банки, фабрики, склады и другие активы общей стоимостью не менее $8 млрд.
          Назарбаеву формально не принадлежат эти богатства, однако он, будучи основателем фондов, контролирует их», — говорится в тексте.
          По словам юристов, якобы именно елбасы принимает окончательные решения в связи с деятельностью фондов — в том числе о продаже или передаче активов. Фонды не публикуют ежегодную отчетность, а некоторые активы скрыты за непрозрачными коммерческими структурами за рубежом. Неясно, где размещены эти средства и что с ними будет в условиях политических и социальных потрясений, констатируют СМИ.
          «Частный самолет стоимостью свыше $100 млн. Банки и телеканалы. Миллиарды долларов наличными. Отели из числа самых роскошных в Казахстане, множество торговых центров и поле для гольфа. Среди менее примечательных объектов: складские помещения, макаронная фабрика. Какое-то время в этом списке была даже компания по благоустройству территорииЧасть активов перешла под контроль назарбаевских фондов (некоторые по-прежнему находятся в совместном владении) от олигархов, которые обязаны своим состоянием клановому капитализму, сложившемуся во время его правления. Некоторые из частных компаний, впоследствии приобретенные фондами, получали финансирование от правительства Казахстана. Сейчас фонды Назарбаева контролируют больше предприятий, чем многие международные конгломераты», — утверждают издания.
          Журналисты рассказали, что изучили корпоративные документы в разных странах и составили картину огромного состояния Назарбаева. Часть этих данных была в открытом доступе, но раньше никто не писал о тайных активах экс-президента, отчасти потому, что критика елбасы — опасное дело, отметили они.
          Данные расследования показывают, к каким последствиям приводят коррупция и неравенство, воцарившиеся в стране после ее выхода из СССР в начале 90-х годов, считают журналисты.
          За долгие годы правления Назарбаева торговля природными ресурсами мало сказалась на уровне жизни большинства казахстанцев. Но при этом сформировался узкий круг миллиардеров, состоящий в том числе из членов семьи президента и близких к нему чиновников.
          Ситуация практически не изменилась даже после того, как в 2019-м Назарбаев оставил пост президента и возглавил национальный Совет безопасности, назначив преемником Касым-Жомарта Токаева.
          Это объясняет, почему начавшиеся в начале 2022 года на западе Казахстана протесты против повышения цен на сжиженный газ быстро переросли в массовые недовольства по всей стране — люди требовали политических перемен, и претензии у них были к конкретному человеку. Толпа скандировала: «Старик, уходи!» — а по соцсетям разлетелось фото поваленного памятника Назарбаеву», — напомнили расследователи.
          «Остается вопрос о том, что будет с его миллиардами»
          Назарбаев не появлялся на публике в период беспорядков — СМИ предположили, что он лишился политического влияния. Однако закон «О первом президенте республики Казахстан — лидере нации» дает ему обширные персональные привилегии. Статья 3, в частности, гласит:
          «Первый президент республики Казахстан — елбасы обладает неприкосновенностью.
          Он не может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные в период исполнения им полномочий.
          Он не может быть подвергнут задержанию, аресту и содержаться под стражей, обыску, допросу либо личному досмотру.
          Неприкосновенность распространяется на все имущество, принадлежащее на правах частной собственности первому президенту.
          Неприкосновенность также распространяется на имущество, принадлежащее Фонду первого президента республики Казахстан и иным учреждаемым им юридическим лицам».
          Добавим, что в Казахстане создали петицию с требованием лишить Назарбаева неприкосновенности.
          Какие фонды создал Назарбаев
          Экс-президент основал «Назарбаев Фонд» и «Фонд Нурсултана Назарбаева» в качестве частных фондов в 2009 и 2010 году соответственно. А еще два фонда — «Фонд Демеу» (переводится как «поддержка») и «Елбасы Фонд» — в 2013 и 2021 годах.
          «Из-за того, что у фондов похожие названия и деятельность, разобраться в них сложно. У некоторых организаций сайтов нет вовсе, а те, что есть, создают путаницу: например, некоторое время сайт «Фонда Первого Президента» автоматически направлял пользователей на страницу «Фонда Нурсултана Назарбаева» с неправильной датой основания, принадлежащей на самом деле первому фонду.
          Фонды «Демеу» и «Елбасы», по всей видимости, не ведут публичной деятельности. Однако остальные организации активно продвигают свои образовательные, социальные и патриотические проекты. В стране также запустили сеть средних школ, которая получила название «Назарбаев Интеллектуальные школы» (НИШ).
          Все эти образовательные учреждения щедро спонсирует государство — с 2010 по 2021 год им выделили порядка $5 млрд. Для образовательного бюджета страны это непропорционально много при том, что в этих заведениях учится лишь малая часть казахстанских студентов и школьников.
          Чаще всего университеты создают образовательные фонды, чтобы получать через них деньги от спонсоров, инвестировать их, а прибыль тратить на свои нужды. В отличие от других подобных фондов, «Назарбаев Фонд» не принадлежит учебным заведениям, для финансирования которых был создан. Это частная организация, которую лично создал и контролирует Нурсултан Назарбаев. При этом у сети школ и университета есть собственные корпоративные «фонды развития», которыми они сами и управляют.
          У «Назарбаев Фонда» нет сайта, он не публикует отчетность и не сообщает, сколько денег получает от сторонних спонсоров или самого Назарбаева», — следует из материала.
          Журналисты связались с председателем правления фонда Асланом Саринжиповым, он предоставил им официальный документ, из которого следует, что на 2019 год организация получила $1 млрд от спонсоров и заработала $200 млн на инвестициях.
          При этом Саринжипов указал в письме, что за 10 лет с момента создания фонд выделил $46,5 млн на исследовательскую деятельность, лабораторное оборудование, помощь учащимся и другие образовательные цели.
          СМИ также указали на один случай прозрачного финансирования фонда: согласно финансовому отчету Eurasian Natural Resources Corporation (международной горнодобывающей компании, значительную долю которой контролируют обогатившиеся при Назарбаеве олигархи), в 2011 году она направила фонду $98 млн.
          «Назарбаев Фонд» появился в 2009 году, но не совершал видимых инвестиций до 2019 года, когда Назарбаев покинул пост президента.
          В расследовании говорится, что к этому времени два фонда, принадлежащие НИШ и университету, создали инвестиционный холдинг Pioneer Capital Invest и через него купили казахский банк «ЭкспоКредит» за $30 млн.
          Схема контроля активов
          Затем «Назарбаев Фонд» завладел 75% Pioneer Capital. У изначальных учредителей осталась всего четверть компании (на каких условиях фонд получил свою долю — неизвестно). Позже доли снова изменились: к июлю 2021 года у «Назарбаев фонда» остается 62% от общей доли в компании.
          «Заручившись такой поддержкой, Pioneer Capital начал активно инвестировать в различные предприятия, в том числе купил крупного казахстанского кредитора — «Цеснабанк». Этот банк принадлежал семье Адильбека Джаксыбекова, который ранее возглавлял Администрацию президента. Управляли банком плохо, поэтому правительству пришлось его спасать.
          После этого Pioneer Capital приобрел еще несколько банков, мобильных операторов, платформу для онлайн-торговли, склады, торговые центры и даже макаронную фабрику.
          На сегодняшний день активы Pioneer Capital оцениваются в $7,8 млрд. Среди них казначейские векселя США, гособлигации Кыргызстана и Казахстана и $3,4 млрд наличными. В 2020 году прибыль фонда составила свыше $500 млн», — утверждают СМИ.
          В ответ на вопросы журналистов Саринжипов написал, что «Назарбаев Фонд» представляет собой «классический эндаумент-фонд, созданный по аналогии с лучшими международными образцами». Он отметил, что Назарбаев не владеет этими активами и ни при каких обстоятельствах не может снимать деньги со счетов организации.
          Фонд предоставил журналистам устав, в котором действительно сказано, что его единственная цель — спонсировать образовательную миссию. Однако в документе также указано, что первым председателем главного руководящего органа, Высшего попечительского совета, выступает Нурсултан Назарбаев — именно он контролирует фонд и в том числе само содержание устава.
          Саринжипов не ответил на вопрос о том, что помешает Назарбаеву вывести активы из-под контроля фонда, если он захочет.