КОММЕРСАНТ, 21.03.22
          ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕ В РЕЖИМЕ ЭКОНОМИИ
          Перед губернаторами может не оказаться выборов
 
Андрей Винокуров,
Андрей Прах
 
          Как стало известно "Ъ", в Кремле могут рассмотреть возможность отказа от прямых выборов губернаторов в сентябре этого года в некоторых регионах из тех, где они намечаются. С просьбой изучить такую возможность обратились несколько губернаторов из-за складывающейся экономической ситуации. Источники "Ъ" в администрации президента допускают вероятность, что регионам будет предоставлена возможность поменять законодательство и восстановить голосование по кандидатуре главы в законодательном собрании. Менее вероятным сценарием может быть перенос региональных выборов решением Центризбиркома. Впрочем, пока решений об отказе от прямых губернаторских выборов нет.
          По словам трех источников "Ъ", близких к администрации президента (АП), в этом году федеральные власти могут рассмотреть возможность отказа от избрания губернаторов на прямых выборах как минимум в ряде регионов. То, что такой вопрос может быть рассмотрен, подтверждает собеседник "Ъ" в самой АП, но окончательного решения, по словам источников, пока нет, и приниматься оно будет на «самом высоком уровне».
          Собеседники "Ъ" утверждают, что инициатива исходит от самих глав регионов.
          К этому их подталкивает прежде всего изменение экономической ситуации в связи с введением санкций против РФ на фоне военной операции России на территории Украины. На выборы губернаторов нужно потратить достаточно большие средства, в том числе и бюджетные, поясняет источник в АП мотивацию возможного отказа от прямых выборов. Другие собеседники "Ъ" дополняют, что в новых условиях губернаторам труднее работать со спонсорами и вести избирательные кампании, которые подразумевают не только социально-экономические обещания, но и изменение графика работы.
          Другие источники отмечают, что у отказа от прямых выборов есть и социологические резоны. Хотя на фоне спецоперации России на Украине рейтинги власти выросли, затруднительно прогнозировать развитие ситуации к сентябрю, говорит собеседник "Ъ": возможные безработица, сокращение ассортимента продукции, дефицит товаров первой необходимости, рост цен могут негативно сказаться на настроениях граждан. «Народ сплотился вокруг президента, его рейтинг вырос. Но губернатор — не президент, и за пустые полки с сахаром вопросы у людей будут именно к нему»,— объясняет источник "Ъ", знакомый с подготовкой к выборам во Владимирской области. По его словам, в штабе врио губернатора Александра Авдеева не готовятся к кампании в ее классическом понимании: «Медийное сопровождение, конечно, остается, но все остальные сворачивают: получили сигнал, что в этом году, скорее всего, будет по-другому». Впрочем, окончательной отмашки из Кремля еще нет, добавляет он. Чиновники, ответственные за выборы, пока не получали конкретных указаний, рассказывают "Ъ" два собеседника в ЦФО.
          Собеседники "Ъ" объясняют, что в администрации президента рассматривают несколько сценариев развития ситуации.
          Так, если губернаторам и разрешат отказаться от прямых выборов, то, скорее всего, им дадут разрешение перейти в своих регионах на систему избрания глав регионов депутатами заксобрания.
          Это позволяет как закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти», так и закон «Об общих принципах организации публичной власти», который вступит в силу 1 июня этого года.
          Напомним, что выборы губернаторов этой осенью планируются во Владимирской, Тамбовской, Ярославской, Калининградской, Кировской, Новгородской, Рязанской, Томской, Саратовской и Свердловской областях, а также в республиках Карелия, Бурятия, Удмуртия и Марий Эл. Адыгея изберет своего главу парламентом. Пока в регионах, где намечены прямые выборы, не слышали о переходе на парламентский вариант избрания. «Считаю, что (переходить к выборам губернатора через парламент.— "Ъ") нецелесообразно в нашей республике»,— заявил "Ъ" зампред Госсовета Удмуртии Александр Прозоров. Глава комитета по госстроительству Саратовской области Николай Бушуев «не слышал» о подготовке подобных поправок. По словам главы комитета по законодательству заксобрания Кировской области Владимира Костина, если такие поправки и есть, то пока их никто не вносил. И. о. руководителя фракции «Единая Россия» в Народном хурале Бурятии Владимир Ведерников утверждает, что смена системы выборов главы региона «не обсуждается».
          По словам источников "Ъ", настаивать на переходе к системе выборов губернатора через заксобрание не будут. У регионов просто появится возможность выбора, которой многие, вероятно, воспользуются. При этом собеседники "Ъ" не исключают и второго варианта, при котором губернаторские выборы могут быть перенесены решением Центральной избирательной комиссии. Согласно последним поправкам к закону, принятым уже после начала операции на Украине, для такого решения нужно лишь наличие в регионе режима чрезвычайной ситуации или повышенной готовности, а режим повышенной готовности и так действует во всех регионах со времени начала пандемии коронавируса.
          Впрочем, источники "Ъ" допускают и вариант, при котором прямые губернаторские выборы не будут ни заменяться на голосование в парламенте, ни переноситься.
          Замена и перенос могут негативно сказаться на будущей легитимности глав регионов, которая понадобится при принятии сложных социально-экономических решений, полагают некоторые собеседники "Ъ". Но эксперт по региональной политике Виталий Иванов считает, что об этом АП или губернаторам заботиться не стоит: «Легитимность — это в первую очередь восприятие власти народом. А власть — это в первую очередь президент. Его легитимность вопросов не вызывает». Политолог-регионалист Ростислав Туровский полагает, что федеральной власти проще принять для всего губернаторского корпуса единое решение, сославшись на сложности переживаемого периода, чем в каждом конкретном случае объяснять необходимость изменений. «В условиях санкционного давления и неизбежного снижения социального самочувствия для стабильной и предсказуемой работы политической системы необходимо настроить электоральные процедуры таким образом, чтобы минимизировать воздействие негативных факторов на формирование органов власти разного уровня»,— считает глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин. По его словам, для этого властям нужно либо проводить масштабную политическую реформу, либо максимально использовать возможности действующего избирательного законодательства, в том числе и переход к наделению губернаторов полномочиями путем голосования в заксобраниях. Господин Костин полагает, что проработкой сценария и реализацией полноценной политической реформы власти могут заняться позже, после сентябрьских выборов.
 
КОММЕРСАНТ, 19.03.22
          ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕВОД
          Местной власти обещают добавить территориальной доступности
 
Ксения Веретенникова
 
          В пятницу председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников внес 16 поправок к законопроекту о муниципальной реформе. Они призваны решить проблему доступности местной власти, возникающую при переходе на одноуровневую систему местного самоуправления. Согласно одной из поправок, в структуру местной администрации могут входить территориальные органы, находящиеся в пешей доступности для всех жителей муниципального образования. Критики законопроекта полагают, что территориальные органы как подразделения местной администрации не будут обладать должной самостоятельностью.
          Новый законопроект о местном самоуправлении (МСУ), внесенный главами комитетов Госдумы и Совета федерации по госстроительству Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишасом (оба — «Единая Россия»), был принят в первом чтении 25 января. Помимо встраивания МСУ в единую систему публичной власти, проект предусматривает переход на одноуровневую систему МСУ с городскими и муниципальными округами (в их состав войдут нынешние городские и сельские поселения). Кроме того, авторы предлагают наделить губернаторов правом единолично отбирать кандидатов в мэры (в случае их избрания местными советами) и также самостоятельно отрешать их от должности.
          Всего к документу, второе чтение которого было отложено с марта на июнь, официально подано 508 поправок. Процесс их сбора продолжится до 20 мая.
          Критики законопроекта ранее говорили, что при переходе на одноуровневую систему МСУ местная власть станет менее доступной для граждан. Эту проблему призваны решить поправки, внесенные Павлом Крашенинниковым 18 марта. Согласно одной из них, в структуру местной администрации могут входить территориальные органы, размещаемые по принципу «пешеходной доступности до административного центра муниципального образования или до территориальных органов местной администрации и обратно в течение рабочего дня».
          «Местное самоуправление — это первичный и наиболее приближенный к жителям уровень власти. Чтобы муниципалитеты могли в полной мере решать свои задачи и оперативно реагировать на обращения граждан, в структуру местной администрации могут входить соответствующие территориальные органы»,— пояснил журналистам господин Крашенинников.
          Зампред комитета Госдумы по региональной политике и МСУ Михаил Матвеев (КПРФ) считает, что этот механизм поможет решить проблему лишь частично. «Конечно, это правильно, чтобы, когда поселковый уровень МСУ отсутствует, сохранились хотя бы территориальные структурные подразделения. Но мы говорим о необходимости сохранения власти населения на своей территории, чтобы жители поселений имели возможность решать вопросы местного значения. А структурные подразделения — это просто чиновники, которые сидят и выполняют команды, поступающие сверху»,— сказал коммунист "Ъ". По его словам, в комитет по МСУ поступает много обращений с поселкового уровня с просьбой сохранить его как орган власти со своей администрацией и советом депутатов, а не как структурное подразделение.
          Еще одна новая поправка фиксирует, что муниципальное образование не является административно-территориальной единицей, хотя границы муниципалитетов и территориальных единиц могут совпадать. «Такое сейчас есть в Воронежской, Ленинградской и Ростовской областях, в Ставропольском крае, и это должно быть учтено,— отметил Павел Крашенинников.— Допустим, город может быть самостоятельным муниципальным образованием, а может входить в его состав как, например, его административный центр. Поправка важная, по ней было много дискуссий и предложений».
          Будут также уточнены критерии разграничения муниципального и городского округов. Муниципальным округом будет считаться образование, на территории которого не менее трети населения проживает в сельских населенных пунктах. При этом в состав такого округа могут входить и города.
          Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что прошлая реформа МСУ отличалась концептуальной размытостью, но нынешняя «тоже двусмысленна»:
          «В условиях мобилизационной политики логично было бы не дестабилизировать вертикаль реформой, а отложить ее на более поздний срок, когда станет ясно, что важнее — сокращение расходов или контроль за населением и территориями, в котором МСУ так или иначе участвует».
          Было бы также логично, чтобы тема пешей доступности стала поводом к расширению возможностей регионов самостоятельно определять отдельные положения реформы МСУ «с учетом их очевидной территориальной, бюджетной и инфраструктурной неодинаковости», добавляет эксперт: «Сейчас сделан жест, намек в сторону этого — но только жест, из которого возможности регионов самостоятельно принимать решения по структуре отнюдь не вытекают».
          Политолог Екатерина Курбангалеева считает новую схему «не очень продуманной»: «Придется создавать к уже имеющимся дополнительные территориальные органы: далеко не в каждой деревне они были, а это значит, что чиновников будет больше. При этом их еще надо найти и определиться с помещением. В то же время такие чиновники, с одной стороны, не будут принимать каких-либо решений, а с другой, начнут своевольничать — поди доберись до административного центра, чтобы решить вопрос или найти управу». В результате, по мнению эксперта, «маленьких начальников» станет больше, то есть вырастут и расходы при «очевидном снижении управляемости и росте произвола на местах».
 
КОММЕРСАНТ, 21.03.22
          ДЕНЬ ПАДЕНИЯ БУРЖУЯ
          «Коммунисты России» раскололись
 
Кира Хейфец,
Олег Дилимбетов,
Анастасия Корня
 
          «Коммунисты России» разошлись на два лагеря: часть партийцев под руководством зампредседателя Центрального комитета (ЦК) партии Сергея Малинковича на «чрезвычайном съезде» приняли решение отстранить от должности и лишить партбилета действующего лидера Максима Сурайкина «за связь с прозападными финансово-политическими кругами и буржуазный образ жизни». Сам господин Сурайкин назвал съезд сфабрикованным, он считает себя главой партии и демонстрирует поддержку от ряда региональных отделений.
          Незапланированной съезд «Коммунистов России» прошел 18 марта. Как следует из заявления, опубликованного участниками съезда в Telegram-канале партии, его делегаты «дали принципиальную и суровую оценку деятельности» Максима Сурайкина, которого обвинили в связи «с прозападными финансово-политическими кругами недружественных государств», а также в попытках «связать партию кредитными договорами в свою пользу и в пользу своих родственников».
          За «системную дискредитацию КПКР и буржуазный образ жизни» коммунисты лишили господина Сурайкина должности и исключили из партии.
          Новым председателем избрали депутата алтайского заксобрания, исполнительного секретаря ЦК Сергея Малинковича. Состав ЦК тоже обновился: в него вошли, в частности, лидеры отделений в Москве, Татарстане, Твери, Великом Новгороде, Саратове, Набережных Челнов, Крыма. Сам господин Малинкович заявил "Ъ", что его поддержало «большинство руководящих лиц партии и региональных отделений».
          В апреле КПКР под его руководством проведет новый съезд, где сформулирует новую линию поведения партии. В планах — отказаться от «вульгарного атеизма» Максима Сурайкина, который «создавал карикатурный образ партии». Прежний руководитель, по словам господина Малинковича, делал заявления о своем богатстве, что отталкивало избирателей. Что касается его возможных «порочащих связей», партия запросит ее правовую оценку «у компетентных органов» и пока не готова обнародовать подробности.
          Сам Максим Сурайкин обвинения отрицает.
          «Просто есть у нас несколько гнилых руководителей партии, которые явно легли под власть,— заявил он "Ъ".— Они подумали, что на фоне военной спецоперации можно провести фейковый съезд, на котором может никого не быть, написать документы и под это дело сместить руководство партии. Но думаю, что у Минюста хватит ума не регистрировать совершенно "левые" документы». На вопрос, кому могло понадобиться «угнать» партию, господин Сурайкин ответил лишь, что КПКР — «серьезная структура, которая может заинтересовать кого-то во власти»: «Мы вполне себе нормальная и крепкая партия. Может быть, не такая большая и не входящая в Госдуму, но у нас 9 фракций в субъектах федерации, около 500 депутатов разного уровня, 76 региональных отделений».
          Официальный сайт КПКР, судя по всему, находится под контролем господина Сурайкина. В выходные там появилось несколько сообщений с опровержением заявления отколовшихся партийцев. В них утверждается, что заявление о чрезвычайном съезде не подтверждено официальными документами, а массовость мероприятия — фото и видеозаписями. Кроме того, на сайте говорится, что на «ряд руководителей региональных отделений КПКР» было оказано давление со стороны «административных структур» с целью подписания ими документов. Запросы о проведении проверок, в том числе «подделки документов съезда», направлены в Минюст и Генпрокуратуру, добавили в пресс-службе партии. Кроме опровержения на сайте партии появилось заявление господина Сурайкина о его готовности выехать в качестве добровольца в Донбасс, а также видеообращения в его поддержку от глав 14 региональных отделений. Господин Малинкович, со своей стороны, сказал "Ъ", что решение съезда необходимо заверить, а предоставление документов, в том числе СМИ, требует голосования ЦК.
          Политолог Константин Калачев считает, что образ жизни Максима Сурайкина действительно мог дискредитировать партию, и теперь власти хотят его ухода и заодно — реформы партии. По его мнению, власть может продолжать использовать КПКР как спойлер и даже возможную замену КПРФ, опираясь также на опыт продвижения других небольших партий: «У администрации президента уже есть успех с "Новыми людьми" — будет успех и с "Коммунистами России"».
 
КОММЕРСАНТ, 21.03.22
          ДЕПУТАТЫ ГОТОВЯТСЯ ПОГОВОРИТЬ ОЧНО
          Мосгордума может отменить удаленный режим пленарных заседаний
 
Елена Рожкова
 
          Мосгордума на заседании в ближайшую среду, 23 марта, может снять коронавирусные ограничения на проведение пленарных заседаний в онлайн-формате и вернуть их в обычный режим. Столичные депутаты за два года пандемии собирались в зале пленарных заседаний несколько раз, а все остальное время работали дистанционно. Таким образом они приняли два городских бюджета и заслушали два отчета мэра. Оппозиционные депутаты, у которых копилось недовольство удаленкой на фоне работающей «в офлайне» Госдумы и постепенного снятия в Москве ограничений, рады возвращению к «нормальной форме парламентской работы». Они не исключают, что после двухлетнего перерыва и на фоне ситуации вокруг Украины их долгожданная очная встреча может быть эмоциональной.
          В понедельник, 21 марта, ожидается заседание комиссии Мосгордумы по организации ее работы, где будет обсуждаться ближайшее пленарное заседание 23 марта. Спикер Мосгордумы Алексей Шапошников на минувшей неделе написал в своем Telegram-канале, что на фоне улучшения эпидемиологической ситуации для прохода в здание Мосгордумы с 28 февраля уже отменены QR-коды и больше не измеряют температуру. Отметим, что эти же ограничения были в целом отменены в Москве указом мэра Сергея Собянина, а с 15 марта в столице отменен и масочный режим. Господин Шапошников написал, что для возвращения в офлайн-режим пленарных заседаний необходимо принять протокольное решение. «Не исключаю его обсуждение и принятие уже на ближайшем заседании думы»,— написал господин Шапошников.
          В онлайн-режиме столичный парламент работает почти два года.
          В конце марта 2020 года Мосгордума начала тестировать технические возможности проведения дистанционных пленарок, а 1 апреля приняла соответствующие поправки к регламенту и в мае и июне 2020 года провела заседания по интернету. Осенью 2020 года эпидемиологическая ситуация позволила один раз вернуться в зал пленарных заседаний, но с середины октября Мосгордума вновь ушла на удаленку. Тогда депутаты от оппозиции выразили возмущение тем, что в период экономического спада после локдауна проект городского бюджета на 2021–2023 годы им придется рассматривать удаленно, что ограничивает возможности открытой и живой дискуссии. До конца 2020 года депутаты Мосгордумы больше ни разу не собрались в традиционном формате и дистанционно не только рассматривали пандемийный бюджет, но и выслушали в декабре ежегодный отчет Сергея Собянина.
          На фоне постепенного снятия коронавирусных ограничений в Москве и «офлайновой» работы Госдумы у столичных оппозиционных депутатов копилось недовольство удаленкой. Депутатов беспокоили не только технические неполадки, например со звуком, но и то, что руководство думы отказывалось выполнять их требование выводить на экран всех зарегистрировавшихся депутатов: по их мнению, это может означать, что некоторые депутаты отсутствуют, а голосует за них кто-то другой. С марта 2021 года оппозиционные депутаты стали протестовать против онлайн-заседаний, выходя в эфир из холла Мосгордумы около зала пленарных заседаний. С апреля 2021 года и до летних каникул в Мосгордуме прошло несколько очных пленарок, но с начала осенней сессии парламент снова ушел в онлайн. Возврат удаленки возродил и протест оппозиционеров, которые вновь стали собираться в думском холле. Городской бюджет в 2021 году и ежегодный отчет мэра Мосгордума снова принимала дистанционно.
          После начала спецоперации на Украине Мосгордума еще не проводила пленарных заседаний.
          Лидер фракции «Яблока» в Мосгордуме Максим Круглов не исключает, что возвращение в офлайн после почти двухлетнего перерыва будет эмоциональным, «особенно на фоне боевых действий на Украине, это же невозможно игнорировать». По словам господина Круглова, позиция фракции по этому вопросу будет обсуждаться 21 марта. Постоянный участник протестов против онлайн-заседаний депутат от «Справедливой России» Михаил Тимонов рад возвращению к «нормальной форме парламентской работы». «Было бы странно продлевать не предусмотренный законодательством РФ онлайн-режим заседаний, после того как мэр снял все ограничения, кроме ограничения на митинги и пикеты»,— отметил господин Тимонов. Лидер фракции КПРФ в Мосгордуме Николай Зубрилин, напротив, считает, что на первом очном пленарном заседании «политических эмоций много не будет». «Будут конструктивные предложения по усилению социальной защиты и выстраиванию мобилизационной экономики. И конечно, пора ограничивать строительный эгоизм застройщиков, который уже превратился в основной раздражитель для жителей Москвы»,— говорит он.
 
КОММЕРСАНТ, 21.03.22
          ГОРОДА БЕРУТ ОКРУГАМИ
          В регионах продолжают готовиться к муниципальным выборам
 
Андрей Прах,
Сергей Толмачев,
Алексей Чернышев
 
          Специальная военная операция на Украине, похоже, не отразится на ходе подготовки к муниципальным выборам в России. С момента начала операции (24 февраля) в парламентах еще трех региональных столиц — Твери, Владивостока и Курска — решили отменить партийные списки. Ранее так уже поступили в Ярославле, Омске и Горно-Алтайске. Считается, что переход на мажоритарную систему на руку «Единой России», которая терпит издержки при голосовании по партспискам, но почти гарантированно побеждает в округах. Власти готовятся к любому развитию событий и предпочитают перестраховаться, говорит эксперт.
          Депутаты городской думы Твери внесли законопроект об отмене партсписков на предстоящих выборах на следующий день после начала военной операции — 25 февраля. Вместо нынешних 17 «списочников» и 16 одномандатников они решили избирать 25 депутатов только по округам. Согласно пояснительной записке, это минимально допустимое число муниципалов для 400-тысячной Твери. Под документом подписалось 19 человек, 2 марта он был принят в первом чтении, а 11-го прошел публичные слушания. Второе чтение запланировано на 30 марта.
          Следом инициатива отказа от пропорциональной системы появилась в Курске и Владивостоке. Подобно тверским коллегам, курские депутаты выступили в жанре коллективного законопроекта — документ подписали 19 человек. 14 марта он был внесен в гордуму, а на 19 апреля запланировано его рассмотрение. В Приморье поправки подготовил краевой избирком. При этом комиссия предлагает изменить не городской устав, а региональный закон, то есть отменить партийные списки сразу во всех муниципалитетах субъекта. 16 марта документ поступил в заксобрание Приморского края.
          В начале февраля "Ъ" уже сообщал о процессе «департизации» муниципальных выборов. До начала военной операции аналогичные поправки были внесены в городские советы Ярославля, Омска и Горно-Алтайска. Ярославские депутаты одобрили переход на мажоритарную систему 16 февраля, омские сделают это 23 марта, а алтайские — 31 марта. В Петропавловске-Камчатском решили полностью не отказываться от пропорциональной системы, но сократить число «списочников» до минимума — с 14 до 10 мандатов. Очередная сессия гордумы, на которой поправки могут быть приняты во втором чтении, запланирована на 20 апреля.
          Интересно, что еще в начале февраля ни в Твери, ни в Курске депутаты не планировали отказываться от партсписков. Об этом "Ъ" говорили спикеры тверской и курской городских дум Евгений Пичуев и Алла Чертова. Однако позже их точка зрения резко изменилась. «Инициатива появилась во фракции. Судили, рядили и решили, что так, наверное, будет справедливее»,— объяснил "Ъ" господин Пичуев. «Хоть я и была "списочником", я это решение поддержала. Мы хотим, чтобы каждый депутат персонально отвечал за наказы своих избирателей»,— добавила госпожа Чертова.
          Многие региональные политики и эксперты по выборам отмечают, что отмена партсписков выгодна прежде всего «Единой России». Например, в 2020 году после перехода на чистую «мажоритарку» в Липецке единороссы победили в 34 округах из 36, а во Владимире — во всех 25. По спискам, наоборот, почти гарантированно проходят партии парламентской оппозиции. Например, в действующем созыве курской гордумы все шесть депутатов от КПРФ, ЛДПР и СРЗП являются «списочниками».
          Среди административных центров, где в сентябре планируют, как и раньше, голосовать по спискам, пока Черкесск, Псков, Киров и Барнаул. В Кировской гордуме есть законопроект о переходе на чистую «мажоритарку», еще в октябре его внесла мэр города Елена Ковалева, однако до публичных слушаний он так и не дошел. Власти Алтайского края отрицают планы по отмене партсписков на выборах в Барнаульскую гордуму, но при этом планируют «департизировать» советы Бийска и Рубцовска.
          Из-за воздействия санкций на российскую экономику настроения в городах к осени могут быть весьма неблагоприятными для власти, поэтому она старается максимально хеджировать риски, говорит политолог Владимир Слатинов: «Перенос муниципальных выборов — это чрезвычайщина, для демонстрации контроля над ситуацией их лучше, конечно, провести. Но бренд правящей партии может просесть, и выбирая между демонстрацией неуверенности и риском провалиться единороссы предпочитают перестраховаться».
 
КОММЕРСАНТ, 20.03.22
          ПРОТОКОЛ САМ СЕБЯ НЕ ПОДПИШЕТ
          Суд не разглядел нарушений на видео с нескольких избирательных участков в Петербурге
 
Олег Дилимбетов
 
          Красносельский районный суд Петербурга 18 марта принял решение отказать в иске кандидату в Госдуму от партии «Справедливая Россия — За правду» Надежде Тихоновой. Она требовала отмены результатов на 14 петербургских избирательных участках, где неизвестные, по ее данным, проводили некие манипуляции с сейфами для хранения бюллетеней. В результате выборы в округе выиграл кандидат «Единой России». Представитель госпожи Тихоновой в суде Иван Попов заявил, что решение будет обжаловано.
          Надежда Тихонова, бывший депутат петербургского законодательного собрания от партии «Справедливая Россия — За правду», племянница лидера партии Сергея Миронова, баллотировалась в Госдуму по округу №212, но проиграла выборы. По ее словам, волеизъявление избирателей могло быть искажено в пользу единоросса Александра Тетердинко — до избрания в Госдуму он руководил фракцией ЕР в петербургском парламенте.
          Команда госпожи Тихоновой заявляет, что зафиксировала ряд подозрительных манипуляций с сейфами, где хранились бюллетени, а также с избирательными урнами.
          Часть нарушений попали на видео — материалы были предъявлены и отсмотрены в суде. В ряде фрагментов видеозапись прерывалась в момент, когда неизвестные люди входили в помещение для голосования во время, когда оно должно быть закрыто. На нескольких участках после краткой паузы в видеофиксации меняется расположение сейфов с бюллетенями — так произошло, например, на УИК №1163 (изменилось расположение стационарных урн для голосования), на УИК №1102 (на видео зафиксирован человек, который убирает сейф из зоны видимости видеокамер, потом к сейфу идет другой человек), №1087 (также меняется расположение урны у сейфа). На участке №1101 вовсе видно, как неизвестный срывает пломбу с сейфа с бюллетенями, открывает его и производит некие манипуляции. На последнем заседании суда наиболее подробно рассматривалась ситуация на участке УИК №1130: там член комиссии Станислав Дементьев подписал восемь протоколов по итогам трех дней голосования, а позднее в территориальный избирком сдали протоколы без его подписей и с измененными данными. Юрист Иван Попов, который представляет интересы Надежды Тихоновой, передал суду заявление о фальсификации доказательств в связи с этим фактом и предъявил видео, которое фиксирует подписание господином Дементьевым протоколов. Представители избиркома, в свою очередь, заявили суду, что господин Дементьев «сымитировал подписание протокола».
          Господин Попов заявил "Ъ", что решение суда об отказе в удовлетворении иска будет обжаловано. Сама кандидат также говорит, что не может согласиться с решением суда. «Даже не знаю, как выразить мое возмущение. Факты нарушений были налицо — представлены документы, свидетели, видео, все доказательства, а суд не видит нарушений. Но будет обжалование, мы не согласны с решением. Понадобится — до Верховного суда дойдем»,— сказала "Ъ" госпожа Тихонова. Александр Тетердинко не ответил на звонки "Ъ". Ранее Центризбирком России неоднократно называл Петербург в числе регионов, где в ходе выборов 2021 года фиксировались нарушения, и выражал свое беспокойство по этому поводу.