Обзор прессы за сегодня
КОММЕРСАНТ, 26.01.23 23:07
          БОЛЬШЕ ЗАКОННЫХ, МЕНЬШЕ ПОДЗАКОННЫХ
          Депутаты обсудили с представителями правительства совместную законотворческую работу
 
Ксения Веретенникова
 
          В Госдуме в четверг прошло совещание со статс-секретарями министерств и ведомств. Его участники отметили улучшение взаимодействия между правительством и Думой, свидетельством чему стали ускоренное принятие антисанкционных мер и рост числа внесенных и одобренных правительственных законопроектов. Снижение количества подзаконных актов тоже сочли хорошим знаком, подтверждающим повышение качества законов. В то же время председатель комитета Думы по контролю Олег Морозов обратил внимание на практику внесения депутатами разработанных ведомствами законопроектов без информирования правительства: по мнению главы комитета, это чревато репутационными, а иногда и политическими рисками.
          Выступая на совещании, вице-премьер и глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко привел оптимистичную статистику: в 2022 году по сравнению с 2021-м количество законопроектов, внесенных в Думу правительством, увеличилось с 347 до 387, а число заключений правительства — с 348 до 399. Всего Дума приняла за год 389 законопроектов, внесенных кабмином (против 289 в 2021 году), а правительство направило в нижнюю палату 486 отзывов (в 2021-м — 394).
          При этом вице-премьер сообщил, что число нормативно-правовых актов, которые правительство издает в развитие федеральных законов, наоборот, сократилось с 2085 до 1750. Но и это, по его мнению, тоже хороший знак: повысилось качество самих законов, в них становится все меньше спорных моментов, нуждающихся в дополнительном разъяснении. Особо господин Григоренко отметил «вовлеченность депутатов в законопроектный процесс, связанный с правительством РФ». Одним из позитивных итогов года он назвал принятие в сжатые сроки 100% правительственных законопроектов, подготовленных в рамках противостояния западным санкциям.
          Как признал глава аппарата кабмина, ранее депутаты жаловались, что правительство не готовит нормативно-правовые акты в срок: «2021 год мы начинали с определенной задолженности — 159 нормативно-правовых актов не было сделано вовремя». Но в течение 2022 года «задолженности по нормативно-правовым актам не было», резюмировал чиновник.
          Напомним, что в ноябре 2022 года думский комитет по контролю в своем отчете раскритиковал правительство за задержки с разработкой подзаконных актов. Но в аппарате Дмитрия Григоренко "Ъ" тогда сообщили, что ситуация уже улучшается: в 2022 году число нарушений сроков внесения или принятия нормативно-правовых актов сократилось почти в четыре раза — 247 документов (17,6%) против 978 в 2021-м (46,9%). А на конец 2022 года «просроченных» актов вообще не осталось, учитывая перенос или приостановление сроков подготовки некоторых давно запланированных документов.
          Первый вице-спикер Думы Александр Жуков назвал ярким примером взаимодействия с правительством оперативное принятие мер, направленных на защиту экономики «в условиях беспрецедентной санкционной агрессии». Эти меры, по его словам, помогли обеспечить устойчивость экономики и выполнить социальные обязательства государства. «В прошлом году мы приняли более 50 контрсанкционных законов, в основном это были проекты, которые вносило правительство»,— отчитался депутат.
          Председатель комитета Госдумы по контролю Олег Морозов согласился, что уровень взаимодействия палаты с правительством «меняется в лучшую сторону», и отметил резкое — в 3,5 раза — сокращение просроченных правительственных отзывов на законопроекты. Но и тут «есть над чем работать», подчеркнул депутат. «Мы запросили у комитетов информацию о том, как правительство соблюдает сроки подготовки отзывов, заключений, поправок к законопроектам.
          По полученным нами данным, правительство на сегодняшний день нарушило сроки направления отзывов по 54 законопроектам, хотя в каждом случае нужно понимать, почему это происходит»,— рассказал господин Морозов, пояснив, что речь идет только о проектах текущего созыва Госдумы (с осени 2021 года).
          Также, по его словам, «хотелось бы избегать не слишком убедительных мотивов» корректировки плана правительственных часов со стороны кабмина, хотя такие примеры пока единичны. Кроме того, депутаты столкнулись с тем, что в ответах на их запросы данные различных ведомств «весьма существенно друг от друга отличаются», недоумевал Олег Морозов, и особенно неприятно, когда такая проблема возникает с запросами, сделанными по поручению председателя Госдумы. Также глава комитета упомянул одну «достаточно деликатную тему»: практику разработки законопроектов ведомствами и их внесения от имени депутатов — «иногда без специального информирования правительства». «Если это делается за спиной правительства, то это влечет за собой не только содержательные, но и репутационные, а иногда и политические риски, которые никак нельзя оправдать соображениями упрощения или ускорения процедуры»,— предупредил господин Морозов.
 
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 26.01.23 20:49
          ВЛАСТИ ВСПОМНИЛИ О МУНИЦИПАЛЬНОМ ФИЛЬТРЕ
          Доступ к референдумным выборам губернаторов ужесточают на всякий случай
 
Дарья Гармоненко
 
          Заксобрание Алтайского края 26 января заблокировало инициативу КПРФ о снижении муниципального фильтра на выборах губернатора с 7 до 5%. Сейчас в этом регионе кандидат должен собрать более 500 подписей муниципалов, что не может ни одна партия, кроме «Единой России». Правда, и при меньшей высоте барьера те же коммунисты не смогли бы его самостоятельно преодолеть. Однако, скажем, в Приморском крае фильтр на всякий случай вообще повышен с 5 до 8%.
          В Алтайском крае в итоге решено, что муниципальный фильтр останется прежним. Согласно Кодексу о выборах, выдвижение кандидата в губернаторы «должны поддержать 7% депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на выборах глав муниципальных образований».
          Первый секретарь крайкома КПРФ депутат Госдумы Мария Прусакова напомнила «НГ», что алтайский фильтр – один из самых жестких в стране. Необходимо собрать свыше 500 автографов депутатов из 53 муниципалитетов, при этом 135 подписей должны быть взяты на уровне районов и городских округов. По ее словам, в принципе инициатива КПРФ о снижении фильтра до уровня в 5% имела шансы с учетом того, что у партии самая крупная из имеющихся фракция в Заксобрании. Это 21 депутат из 68, при этом ЕР не имеет большинства, у нее 31 депутат. «Они и бюджет принимали с трудом, перевес был всего в три-четыре голоса», – заметила Прусакова. Так что тут партия власти смогла договориться с другими политсилами и независимыми депутатами.
          Она пояснила «НГ», почему, с одной стороны, для КПРФ, а с другой – и для властей вопрос о схеме организации выборов губернатора сейчас по-настоящему острый. Уже несколько лет подряд на выборах всех уровней, включая парламентские и президентские, ЕР и сам Владимир Путин получали в Алтайском крае самые низкие результаты по стране, за исключением, может быть, Якутии. А вот коммунисты и их кандидаты, наоборот, достигали самых высоких процентов. «Так что если кандидат КПРФ попадает на губернаторские выборы, то почти гарантированно будет второй тур. Если же наш кандидат побеждает, то у исполнительной власти оказывается законодательная опора в виде крупной фракции в парламенте», – заметила Прусакова. Но сейчас у КПРФ есть 250 низовых депутатов, что составляет меньше половины от положенного, но есть и сторонники из числа независимых депутатов. Иными словами, считает она, даже при сохранении муниципального фильтра на уровне 7% шансы на участие в выборах имеются, но 5% было бы, конечно, лучше.
          Видимо, как раз для того, чтобы не тратить время на подобную политическую арифметику, а тем более алгебру, в Приморском крае на днях вообще разом подняли муниципальный фильтр до 8% с прежних 5%, хотя и такой уровень был вполне эффективным. Заксобрание, приводя региональный Избирательный кодекс в соответствие с федеральными нормами, например, по ограничениям для иноагентов, заодно прислушалось и к мнению крайизбиркома. А там считают, что повышение барьера «обеспечит наиболее оптимальное соотношение подписей в поддержку выдвижения кандидатов». Оптимальность, очевидно, заключается в том, что теперь уже точно никто, считая и КПРФ, пусть и ослабленную скандальными уголовными делами в отношении ее активистов, не сможет выйти на выборы без спроса власти.
          Пока, как выяснила «НГ», в других субъектах РФ к ревизии мунфильтра вроде бы не приступали: где-то он и так с подходящей для властей пропускной величиной, где-то – пока руки не дошли. Однако скорее всего тот же процесс укоренения в законах регионов федеральных норм об иноагентах позволит в течение зимы и весны при необходимости изменить фильтр или до его эффективного уровня, или из соображений элементарной подстраховки от электоральных случайностей. Но вообще-то не очень понятно, с чем точно связано беспокойство властей: все выборы в России уже давно зарегулированы, а губернаторские кампании носят даже не референдумный, а плебисцитарный характер. Ну а там, где слабину даст фильтр, можно применить законы об иноагентах или дискредитации армии либо уголовные дела по экономическим статьям.
          Депутат Заксобрания Карелии от «Яблока» Эмилия Слабунова пояснила «НГ»: «Такие шаги властей указывают на то, что у них как будто паника. Она наверняка связана с тем, что на самом деле поддержка губернаторов и партии власти у населения не так и высока, как на радужной картинке, которую создают те же формирующие соцопросы». То есть, по ее мнению, несмотря на высокие официальные рейтинги, именно повышение фильтров и отмена прямых выборов мэров выдают реальные опасения власти. «В обществе повышенная тревожность, любая случайность, любой триггер могут пошатнуть власть. Она это понимает, если не умом, то интуицией, и стремится купировать угрозы со стороны любой оппозиции», – подчеркнула яблочница. А еще одна веская причина для ужесточающих решений – это демонстрация силы: «Оппозиции указывают ее место, подчеркивают, что властям не страшны никакие репутационные риски, они могут провести любое решение. Хотя это вроде бы тоже не свойственно по-настоящему сильной власти, которая демонстрирует успехи, а население – само за нее голосует».
          Член Центрального совета «Справедливой России – За правду» Михаил Емельянов видит здесь бюрократические игры: «Обжегшись на молоке, власть дует на холодную воду. В принципе следовало бы партии, представленные в региональных заксобраниях, вообще освободить от фильтра». Однако, по его мнению, «есть чиновничий страх, что тогда партии не только выдвинут несогласованного кандидата, но и что тот будет вести жесткую кампанию». Пока же есть фильтр – и все прекрасно понимают, что неважно, сколько процентов он составляет, оппозиционер не может попасть на выборы, если на то нет воли региональной администрации. «Но на всех уровнях всегда хотят перестраховаться», – заметил эсэр.
          Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин подчеркнул: «Увеличение фильтра – это чисто местная инициатива Приморья. Этот вопрос из федерального Центра отдан на полный откуп регионов, в профильных ведомствах органов власти он не обсуждается. А у региональных властей свои резоны. В Приморье, видимо, не все так гладко и славно, как видится из Москвы. Поэтому-то каждый региональный начальник риски определяет самостоятельно, исходя из своих опасений, а отсюда и расклады с фильтром». По мнению эксперта, вряд ли регионы безосновательно пошли бы на такие шаги, как увеличение фильтра, потому что это тут же вызывает реакцию с двух разных сторон: с одной – это недовольство оппозиции и ее активная критика в информационном поле, а с другой – подозрения федерального Центра в том, что у данного региона есть электоральные проблемы.
          Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Несмотря на то что губернаторские выборы давно приобрели референдумный характер, есть регионы, где активны те же коммунисты. Например, Приморский и Алтайские края, где у них серьезный потенциал». Это произошло после ослабления ЛДПР на востоке страны, и там рейтинги коммунистов растут. Поэтому власти стремятся зарегулировать все, что только возможно: «Там видят, что препятствий нет, а значит, можно ужесточать правила игры и дальше. Потому что хотя протестный электорат за такие темы на площади не выйдет, тем более во время СВО, но на выборах проголосовать сможет. Так что, не дожидаясь выборов и активизации этого электората, власть и ужесточает фильтр, то есть сужает протесту окно возможностей. Просто потому, что может это сделать. Ограничения и ужесточения продолжатся», – прогнозирует эксперт.
          Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ»: «У разных глав регионов есть свои родовые травмы, в результате которых они приобретают политические страхи. В Приморском крае нынешний губернатор избирался с трудом, а до этого там чуть не победил Андрей Ищенко, который затем только благодаря фильтру и не попал на выборы, которые выиграл Олег Кожемяко. К тому же на коммуниста еще и завели уголовное дело о мошенничестве». По его словам, вряд ли сейчас оппозиция поднимет голову, КПРФ и тогда молчала, и сейчас ничто не предвещает активных протестов. Однако, «есть страхи рациональные, а есть иррациональные, так что это чисто приморская история». При этом эксперт отметил, что в действиях властей этого региона имеется и рациональное зерно: есть брожение в элитах, трудности с рейтингами и поддержка федерального Центра, видимо, не столь высока, как хотелось бы администрации. «На самом же деле коммунисты в Приморье сейчас деморализованы либо разочарованы, а больше там некому вести активную протестную кампанию. Поэтому с виду усиление муниципального фильтра выглядит избыточной меры, видимых триггеров возможного поражения нет, как и активных партий, и лидеров общественного мнения. Но в реальности власть все равно никак не может совсем исключить возможности протестного или даже опрокидывающего голосования», – подчеркнул Калачев. И в Алтайском крае примерно та же история, там был и есть опыт широкой консолидации голосования за оппозицию и, напротив, низких результатов за партию власти. При этом эксперт напомнил, что тренд на ужесточение выборов и сокращение конкуренции никуда не девается даже при плебисцитарном характере кампании: «Не сенсация, что где-то повысили барьер, сенсацией было бы его понижение. Как говорится, не новость, что собака укусила человека, новость – это если человек укусил собаку. Охранительная логика торжествует, а либерализации, наоборот, ждать не приходится».
 
ИЗВЕСТИЯ, 27.01.23
          ПУШИЛИН ПРОКОММЕНТИРОВАЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВОГО МЭРА МАРИУПОЛЯ
          Пушилин: новый период восстановления Мариуполя требует другого подхода
 
          Врио главы Донецкой Народной Республики (ДНР) Денис Пушилин прокомментировал деятельность нового мэра Мариуполя, добавив, что новый период восстановления города требует другого подхода в управлении. Об этом он сообщил в интервью «РИА Новости» 27 января.
          Глава ДНР также отметил работу прошлого мэра Константина Иващенко, который, по его словам, возглавил город в очень непростое время и сделал большой личный вклад в его восстановление.
          «Но теперь начался новый этап восстановления Мариуполя, и он требует иного подхода. Олег Моргун, новый мэр, это опытный управленец, он знаком со спецификой восстановления территорий»,— рассказал Пушилин.
          Он добавил, что Моргун, будучи главой Новоазовского района, обеспечивал взаимодействие бизнеса с властями, развивал в непростых условиях туристический кластер и привлекал инвестиции. По его мнению, его опыт востребован именно в период перехода Мариуполя к развитию.
          «У Моргуна уже налажено взаимодействие со всеми министерствами и ведомствами, и с его приходом многие намеченные планы и проекты будут быстрее реализовываться»,— подчеркнул Пушилин.
          Врио главы Донецкой Народной Республики назначил новым мэром Моргуна 24 января. До него должность главы администрации города занимал Константин Иващенко. Он был назначен на соответствующий пост в апреле 2022 года и проработал на нем менее года. Ранее Моргун возглавлял Новоазовский район ДНР.
          В тот же день Моргун заявил о намерении восстановить Азовский судоремонтный завод в городе.
 
КОММЕРСАНТ, 26.01.23 22:44
          ТАТАРСТАН РЕШИЛ НЕ ТЯНУТЬ С РАИСОМ
          Рустам Минниханов перестанет быть президентом через десять дней
 
Кирилл Антонов
 
          Президент Татарстана станет главой (раисом) республики уже через десять дней. Такие поправки к региональной конституции были одобрены в четверг Госсоветом при девяти голосах против. Также республика уберет из основного закона упоминания суверенитета и договора о разграничении полномочий с федеральным центром. В самом конце 2022 года Госсовет принял другие поправки, согласно которым звание президента сохранялось за Рустамом Миннихановым до выборов-2025. Ускоренный отказ от президентского статуса эксперты связывают с тем, что «Москва заняла принципиальную позицию».
          Согласно принятому 26 января закону «О внесении изменений в Конституцию Республики Татарстан», через десять дней должность руководителя региона будет называться «глава (раис)». Таким образом, хотя и с опозданием, Татарстан выполнил новый федеральный закон о публичной власти в регионах, который предписывал субъектам РФ до 1 января 2023 года привести свои законы в соответствие с новым документом и, в частности, отказаться от наименования «президент». Татарстан оставался единственным регионом, где сохранялось это наименование.
          На сессии Госсовета законопроект представил глава комитета по госстроительству Альберт Хабибуллин. Он назвал этот документ «компромиссным, учитывающим мнение и позиции всех заинтересованных сторон», отметив, что при его разработке учитывалось мнение прокуратуры, и предложил не открывать прения по этому вопросу. «Я предлагаю поддержать предложение комитета, чтобы сейчас не политизировать этот вопрос. Без выступлений»,— настоял спикер Госсовета Фарид Мухаметшин.
          В первом чтении проект поддержали 76 депутатов, 8 — были против и 1 — воздержался. На поправки ко второму чтению отвели всего полчаса, но таковых не поступило. Во втором чтении было 76 голосов за, 6 — против и 2 — воздержались, а в целом изменения в конституцию поддержали 73 депутата при 9 против и 1 воздержавшемся.
          Напомним, что 23 декабря 2022 года Госсовет Татарстана уже вносил изменения в конституцию. Именно тогда появилось дополнительное наименование главы региона — «раис» (с арабского переводится как «председатель, начальник»), но при этом депутаты приняли решение о «переходном положении», согласно которому президент Рустам Минниханов сохранит название своей должности вплоть до очередных выборов 2025 года. Поправки вызвали бурную дискуссию, но господин Минниханов призвал депутатов не допустить, чтобы кто-то подумал, будто Татарстан «восстал» в условиях специальной военной операции. Республика должна «найти компромисс с федеральным центром», поддержал его первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев.
          При рассмотрении новых поправок Рустам Минниханов выступать не стал. А Альберт Хабибуллин пояснил, что от «переходного положения» пришлось отказаться «после проведения дополнительных консультаций». В результате было решено «начать использовать новое наименование должностного лица после вступления в силу рассматриваемого законопроекта», сказал депутат. Напомним, что ранее сенатор и соавтор закона о публичной власти Андрей Клишас заявлял, что «Татарстан должен выполнять положения федерального закона точно в установленный срок» и «это касается всех положений федерального законодательства».
          Корректировке подверглись и другие статьи конституции. Так, была отредактирована ст. 1, которую прежде нельзя было менять без проведения референдума: из нее исключили упоминание суверенитета и договора о разграничении полномочий с федеральным центром (первое соглашение было заключено в 1994 году, второе — в 2007 году сроком на десять лет). Теперь Татарстан — «демократическое правовое государство в составе РФ», а его государственность выражается в «наличии своей территории, населения, системы органов государственной власти, своей конституции и законодательства, государственных языков и государственных символов».
          Утратившими силу признаны 25 положений конституции. Среди них, например, статьи о гражданстве Татарстана и о конституционном суде республики. Исключена также норма о том, что республика «отвергает насилие и войну как средство разрешения споров между государствами и народами». Кроме того, власти региона лишаются полномочий по согласованию кандидатуры прокурора республики, а Госсовет Татарстана не сможет толковать республиканские законы.
          Наконец, изъято из конституции и требование о том, чтобы кандидаты на пост главы республики владели обоими государственными языками — русским и татарским. Теперь в ней говорится лишь, что глава (раис) «использует» госязыки в своей работе.
          В то же время снимаются ограничения по количеству сроков нахождения у власти одного и того же лица, поэтому Рустам Минниханов, уже дважды избиравшийся президентом, сможет пойти и на следующие выборы.
          Господин Минниханов подписал закон о поправках в день принятия. Новая редакция конституции Татарстана вступит в силу с 6 февраля 2023 года.
          Политолог Константин Калачев считает, что решение сразу же отказаться от президентского статуса было принято после того, как Рустам Минниханов 23 января встретился с Владимиром Путиным. «Надо соответствовать ожиданиям президента»,— поясняет эксперт. Он указывает, что теперь Татарстан «такой же субъект, как и все, но который смог что-то выторговать».
          «Насколько я знаю, было сильнейшее давление из Москвы. Хотя предварительно была компромиссная договоренность, что статус президента сохраняется до 2025 года и ряд других статей конституции не будут резаться по живому»,— говорит политолог Руслан Айсин. По его словам, «Москва заняла принципиальную позицию», из-за чего Госсовет «не смог проявить политическую субъектность» и «поднял руки». Эксперт сравнивает эту ситуацию с тем, как в 2017 году Татарстан вынужден был согласиться с добровольным изучением в республике татарского языка. «Но тогда решение депутатов было единогласное, а сейчас, несмотря на то что ситуация более жесткая, девять депутатов проявили принципиальность»,— заключает господин Айсин.
 
РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 26.01.23 10:55
          В Минске изучают опыт России по организации избирательных процессов
 
          Единый день голосования и цифровизация избирательных процессов в Союзном государстве стали предметом заинтересованного диалога 26 января главы ЦИК Беларуси Игоря Карпенко со своим коллегой из избирательной комиссии Ленинградской области Михаилом Лебединским.
          Дело в том, пояснил белорусский партнер, что в республике уже через год выходят на аналогичный формат работы "в связи с обновленной Конституцией". Он уточнил, что буквально накануне парламент страны уже принял во втором чтении изменения и дополнения в Избирательный кодекс. И у российских коллег будет возможность обменяться опытом, пообщаться с юристами, которые участвуют в организации избирательных кампаний в Беларуси.
          Дни пребывания делегации в Минске, сообщает БЕЛТА, совпадают с годовщиной полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны. Руководство ЦИК РБ и Избирательной комиссии Ленинградской области возложит цветы к монументу Победы, встретится с ветеранами, членами общественного объединения "Белорусский союз блокадников Ленинграда", с молодежью Синеокой. Кстати, напомнил Карпенко, "многие ленинградцы помогали восстанавливать столицу республики после освобождения от немецко-фашистских захватчиков".
          Выразив уверенность, что визит российских друзей будет содержательным и плодотворным, глава ЦИК подчеркнул, что он полностью соответствует соглашению партнеров о взаимодействии, в том числе с региональными избирательными комиссиями РФ.