КОММЕРСАНТ, 23.11.20
         НЕЗАКОННАЯ АГИТАЦИЯ ВЫРАСТЕТ В ЦЕНЕ
         Штрафы за нее предложено повысить в несколько раз
 
Мария Макутина
 
         Депутаты от «Единой России» внесли в Госдуму законопроект о многократном увеличении штрафов за незаконную агитацию. В партии не поясняют, чем вызвана эта инициатива, но в оппозиционных фракциях считают, что она направлена против них: коммунисты, например, сталкиваются с обвинениями в незаконной агитации на каждых выборах, тогда как их жалобы в отношении кандидатов от власти не удовлетворяются. Другой законопроект тех же авторов, о блокировке незаконной агитации в интернете, направлен скорее против «Умного голосования» Алексея Навального, полагает эксперт.
         Депутаты Госдумы от «Единой России» (ЕР) во главе с Ольгой Савастьяновой и Александром Хинштейном внесли в пятницу в нижнюю палату поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие увеличение штрафов за предвыборную агитацию вне агитационного периода и в запрещенных местах, а также за незаконное изготовление, распространение и размещение агитматериалов (статьи 5.10 и 5.12). Для граждан максимальный штраф возрастет с 1–1,5 тыс. до 20 тыс. руб., для должностных лиц — с 2–5 тыс. до 50 тыс. руб., а для юридических лиц — с 30–100 тыс. до 500 тыс. руб. В пояснительной записке к законопроекту ничего не говорится о том, чем вызваны внесение законопроекта и столь резкий рост штрафов. Господин Хинштейн не ответил на эти вопросы "Ъ".
         Ранее те же депутаты внесли еще один проект о борьбе с незаконной агитацией — о праве Роскомнадзора по запросу избиркомов оперативно блокировать незаконную агитацию в интернете. «Политическая реклама в интернете сегодня в условиях цифровизации общества ничуть не меньше политической рекламы в традиционных СМИ, но сегодня это никак не регулируется. Наш законопроект дает возможность этот процесс регулировать»,— пояснил «Интерфаксу» господин Хинштейн.
         КПРФ не поддержит оба законопроекта, сказал "Ъ" зампред ЦК партии Юрий Афонин, так как правоприменительная практика показывает, что данные статьи применяются, как правило, против кандидатов от оппозиции.
         По его словам, в законодательстве есть тонкая грань между информированием о работе партии и ее представителях и предвыборной агитацией, но в случае с оппозицией судебные решения принимаются не в ее пользу, в то время как, например, кандидаты в губернаторы от власти не сходят с телеэкранов и объясняют это своей текущей работой.
         Глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев не помнит случаев, когда за незаконную агитацию привлекали кандидатов власти, а вот коммунистов, по его выражению, «дерут на каждых выборах». Он привел в пример изъятие тиража газеты «Правда» в нескольких регионах на выборах президента-2018 из-за материалов о кандидате КПРФ Павле Грудинине. В местных избиркомах увидели в них признаки предвыборной агитации без указания, что агитматериал оплачен из избирательного фонда кандидата.
         А когда мы ловим липовые газеты, якобы связанные с КПРФ, где руководство партии поливается грязью, и обращаемся в органы, то никого не находят»,— отмечает господин Соловьев.
         Коммунисты также вспоминают, как во время выборов в Госдуму 2011 года безуспешно жаловались на незаконную агитацию за ЕР со стороны тогдашнего главы Мордовии Николая Меркушкина (он возглавил региональный список партии, а его работу активно освещали местные СМИ).
         В ЛДПР тоже считают, что законопроекты направлены в первую очередь против оппозиции. По словам зампреда фракции Ярослава Нилова, были случаи, когда плакаты ЕР висели в неположенных местах, но если рядом с ними размещались плакаты ЛДПР, то наказать пытались только ЛДПР. Эти случаи не носят массового характера, но в условиях обострения политической ситуации не исключено, что эти карательные меры будут применять чаще, допускает господин Нилов.
         В «Справедливой России» (СР) не жалуются на частое применение этих статей в отношении ее кандидатов. Со своей позицией по законопроектам в партии пока не определились, сказал "Ъ" первый заместитель руководителя фракции Михаил Емельянов.
         Эти инициативы находятся в русле предложенных в последнее время законопроектов по закручиванию гаек, отмечает эксперт по избирательному праву Андрей Бузин.
         По его словам, судебная практика по этим статьям не единообразна и, как правило, в отношении кандидатов власти они не применяются. Так, в своей статье 2017 года о проблемах регулирования агитации эксперт приводил пример, когда в 2005 году в Хабаровске во время выборов в краевой парламент была размещена уличная реклама с лозунгом «Сильные регионы — Единая Россия», оплаченная местным правительством. Но краевой суд решил, что она «не носит агитационного характера в отношении партии "Единая Россия"; размещение рекламных носителей проводилось в целях формирования патриотического сознания граждан и непосредственно не связано с целями избирательной кампании». В то же время, когда рекламой, выдаваемой за социальную, на выборах в Госдуму-2007 решил воспользоваться мэр Ставрополя, рекламировавший благотворительный фонд кандидата СР, суд признал ее агитацией, а ее размещение — использованием преимуществ должностного положения.
         Что же касается законопроекта о блокировке незаконной агитации в интернете, то главной проблемой в его применении будет выявление нарушителей: нужно доказать, что информация была заказана кандидатом, ведь обычные граждане тоже могут обсуждать политику, считает сопредседатель «Голоса» Станислав Андрейчук. Кроме того, по его словам, в сети могут размещаться материалы якобы от имени оппонентов. По мнению эксперта, этот законопроект, скорее всего, подготовлен против системы «Умное голосование», разработанной командой Алексея Навального для поддержки наиболее сильных оппозиционных кандидатов.
 
КОММЕРСАНТ, 23.11.20
         ЛИДЕР ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕЙ ВЫДЕРЖКИ
         Владимир Васильев может снова возглавить фракцию единороссов в Госдуме
 
Андрей Винокуров
 
         И. о. замсекретаря генсовета «Единой России» (ЕР) Владимир Васильев после выборов в Госдуму 2021 года может стать лидером фракции ЕР, которую он возглавлял в 2012–2017 годах. Как говорят источники "Ъ", в экс-главе Дагестана уверены в Кремле, ему благоволят спикер Думы Вячеслав Володин и партийное руководство. Сам Владимир Васильев не подтвердил и не опроверг "Ъ" эту информацию, отметив, что сейчас у него много работы как в партии, так и в одномандатном округе.
         О том, что Владимир Васильев может стать главой фракции ЕР в следующем созыве Госдумы, "Ъ" сообщили два источника, близкие к руководству ЕР, и источник, близкий к администрации президента (АП). Господин Васильев впервые избрался в Госдуму в 2003 году, а в 2012-м возглавил фракцию и руководил ею вплоть до назначения в 2017 году на пост врио главы Дагестана. Источник "Ъ", близкий к руководству ЕР, говорит, что уже тогда он обговаривал возможность возвращения на этот думский пост. Другой собеседник "Ъ" утверждает, что желание вернуться у Владимира Васильева есть, но озвучено оно было недавно, уже после возвращения из Дагестана.
         5 октября президент Владимир Путин принял добровольную отставку главы Дагестана и назначил его своим советником. Уже 13 октября политик появился на заседании президиума генсовета ЕР и получил статус и. о. замсекретаря генсовета. Секретарь генсовета Андрей Турчак заявил, что господин Васильев будет отвечать за формирование списков кандидатов партии на думских выборах-2021. Позже источники "Ъ" сообщили, что Владимир Васильев будет заместителем Андрея Турчака и в предвыборном штабе. Источник, близкий к руководству ЕР, называет экс-главу Дагестана «уполномоченным президента в партии». Сам господин Васильев, как ранее писал "Ъ", планирует баллотироваться в Думу по одномандатному округу в Тверской области, как и в 2016 году.
         Говоря о судьбе Владимира Васильева, источники "Ъ" подчеркивают, что пока это лишь предварительные разговоры.
         Ему еще надо выиграть праймериз, чтобы стать кандидатом, а потом и сами выборы, и только в этом случае он сможет претендовать на руководящую должность в Думе, подчеркивают собеседники.
         Источник, близкий к АП, говорит, что Кремль через Владимира Васильева будет иметь непосредственный контроль над фракцией ЕР. При этом к господину Васильеву хорошо относится и спикер Вячеслав Володин, уверяет источник, близкий к руководству палаты. По его словам, господину Васильеву уже даже выделили кабинет в здании Думы. «Владимир Васильев со всеми в хороших отношениях. Его лично знают Владимир Путин, Сергей Кириенко (первый замглавы АП.— "Ъ"), Вячеслав Володин, Андрей Турчак и Дмитрий Медведев (председатель ЕР.— "Ъ")»,— обобщает источник "Ъ" в руководстве ЕР.
         Сейчас думскую фракцию ЕР возглавляет другой статусный единоросс — Сергей Неверов, который, до того как сменить на этом посту Владимира Васильева, являлся секретарем генсовета (на эту должность его предложил Владимир Путин). Господин Неверов тоже будет баллотироваться в Госдуму-2021 и вошел в список перспективных кандидатов-одномандатников. Источники "Ъ" говорят, что он был одним из выступающих на закрытой встрече будущих кандидатов с партруководством и сотрудниками АП. По словам участника встречи, Сергей Неверов обратил внимание партийцев на то, что сейчас важно продолжать качественную работу в комитетах Думы, и напомнил им, что, даже ведя кампанию в округах, они должны работать и на общий рейтинг партии.
         Два источника "Ъ", близкие к руководству партии и Госдумы, уверяют, что в случае возвращения господина Васильева господин Неверов тоже получит хорошую должность в будущей Думе.
         «У Сергея Неверова большой опыт. Если замена в руководстве фракции и произойдет, то его место будет одним из руководящих. Это не его замена, это восстановление статус-кво»,— поясняет один из них. При этом собеседники подчеркивают, что все это пока гипотетические планы, напрямую зависящие от результатов выборов. Получить комментарий Сергея Неверова "Ъ" не удалось.
         Сам Владимир Васильев не подтвердил и не опроверг "Ъ" информацию о том, что он может стать лидером фракции ЕР. Политик пояснил, что сейчас он сосредоточен на текущей работе, которая включает в себя встречи с депутатами и взаимодействие с АП по поводу будущей думской кампании.
         В вашем вопросе очень много "если". А я не хотел бы говорить в режиме "если". Мне предстоит очень большая работа как во фракции, так и в одномандатном округе»,— резюмировал господин Васильев.
         «Кадровые прогнозы не комментируем. Все решения будут приниматься по итогам выборов по установленным процедурам»,— заявил "Ъ" замглавы исполкома ЕР Дмитрий Миненко.
         По мнению директора по политическому анализу Института социального маркетинга Виктора Потуремского, сейчас должность руководителя фракции ЕР имеет больше кулуарное значение: «Это важная часть механизма не только в Госдуме, но и в партии и в системе. От руководителя фракции зависит консолидированное голосование депутатов и другие важные вопросы». При этом в традиции нашей системы это не тот статус, который несет какие-то значительные публичные функции, отмечает эксперт, оговариваясь, что, «возможно, в будущем все и изменится».
         Экс-сотрудник АП, политолог Владимир Шемякин считает, что в нашей системе многое зависит не от должности а от человека: «Часто тот или иной человек на своей позиции затягивает себе больше власти, чем предшественники. А бывает, что меньше». Да и сам Владимир Васильев может быть уже не тем руководителем фракции, кем был раньше, подчеркивает эксперт: «Он не заходит второй раз в ту же реку. Сейчас и другая Конституция, и другие полномочия Думы. И сам он вернулся после Дагестана».
 
ГАЗЕТА.RU, 22.11.20 21:03
         ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ — 2020: О ЧЕМ ГОВОРИЛИ ЛИДЕРЫ G20
         Лидеры G20 обсудили способы восстановления экономики после пандемии
 
Анастасия Александрова
 
         22 ноября завершает свою работу двухдневный саммит «большой двадцатки» (G20), который должен был состояться в Эр-Рияде, однако из-за пандемии COVID-19 прошел виртуально. Главными темами стали коронавирус, реформирование ВТО и многосторонний подход к политике. К чему призывали участники саммита — в обзоре «Газеты.Ru».
         Борьба с COVID-19
         Главной темой саммита G20 стала пандемия COVID-19 и преодоление ее последствий. В выступлениях практически всех лидеров стран-участников форума обосновывалась необходимость объединения против глобального вызова. Ключевым аспектом можно выделить акцент на важности многостороннего подхода к обеспечению стабильности и равного доступа к вакцине.
         Об этом, в частности, говорил президент США Дональд Трамп, для которого нынешний саммит вполне может оказаться последним на посту главы Белого дома. Он подчеркнул важность совместной работы и диалога между странами для преодоления последствий пандемии и будущего экономического роста.
         Одним из направлений такой кооперации должен стать равный доступ к вакцине от коронавируса для всех стран. Об этом твердили и король Саудовской Аравии Салман бен Абдель Азиз Аль Сауд, президенты Бразилии Жаир Болсонару и Франции Эммануэль Макрон.
         «Второй приоритет, который важен не меньше, — это обеспечение универсального доступа к технологиям борьбы с коронавирусом. Когда первая вакцина поступит на рынок, необходимо гарантировать доступ к ней во всем мире и любой ценой избежать сценария, когда мир будет жить на разных скоростях и только богатые смогут победить вирус и снова жить нормальной жизнью», — сказал Макрон во время своего выступления.
         Эксперты из Эр-Рияда накануне саммита подсчитали, что на борьбу с экономическими последствиями пандемии страны G20 вместе потратили беспрецедентную сумму — $11 трлн, из которых $21 млрд пошел на государственные программы помощи в создании вакцины и лекарств для лечения от COVID-19, пишет Deutsche Welle.
         И пока лидеры большинства стран группы «большой двадцатки» настаивали на принципе справедливости в вопросах распространения вакцины, президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор и вовсе заявил: «Медицинская помощь, вакцины и лекарства должны быть бесплатными, а доступ всеобщим».
         Как восстанавливать экономику
         Проблема, неразрывно связанная с пандемией, — экономический спад, последовавший после локдаунов практически во всех странах мира. Примечательно, что и в этом блоке вопросов также звучали заявления о необходимости придерживаться многостороннего подхода в решении возникших трудностей.
         «Эпидемия коронавируса, глобальный локдаун и замораживание экономической активности запустили системный экономический кризис, которого современный мир со времен «Великой депрессии», наверное, еще не знал», — так охарактеризовал ситуацию президент России Владимир Путин.
         По его словам, роль «группы двадцати» как раз состоит в том, чтобы не допустить долгосрочной застойной безработицы с последующим ростом бедности и социальной напряженности. В этом контексте наиболее отчетливо прозвучал вопрос о санкционной политике, которой придерживается ряд стран.
         «Необходимо стремиться к сдерживанию протекционизма. Отказу от практики односторонних санкций, к возобновлению цепочек поставок», — призвал Путин.
         Об этом же, помимо российского лидера, говорили премьер-министр Японии Есихидэ Суга и саудовский король, которые считают, что для обеспечения экономического роста и поддержания международного порядка после завершения пандемии необходимо «открыть границы и экономики, чтобы помочь торговле и людям».
         Одной из стран, которая пострадала в последние годы от различного рода торговых войн, стал Китай, а потому эта тема нашла отражение и в заявлениях Си Цзиньпина: «Необходимо восстановить безопасную и бесперебойную работу глобальных производственных цепочек и цепочек поставок, снизить тарифы, убирать барьеры, а также изучить возможность упрощения процедуры торговли медицинскими товарами».
         Однако подобная риторика является, по сути, лишь заявлением о намерениях, поскольку пандемия не только не позволила взять паузу в санкциях и торговых войнах, но даже стимулировала введение дальнейших ограничительных мер, считает замдиректора факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов.
         «Пандемия усилила общую конфронтацию великих держав. В дальнейшем пандемия не позволит взять паузу в ограничительных мерах. Например, администрация Джо Байдена (лидера президентской гонки — 2020 в США. — «Газета.Ru») намерена продолжать политику сдерживания Китая и наращивать санкционное давления на Россию», — говорит эксперт «Газете.Ru».
         При этом сегодня центр принятия санкций сместился от международных структур к национальным, поэтому ни «большая двадцатка», ни Совет Безопасности не решат проблему санкций, полагает директор Центра европейской информации Николай Топорнин.
         «Сегодня санкции являются инструментом достижения национальных экономических интересов, которые идут вразрез с установившимися стандартами международно-правового сотрудничества. Ни G7, ни G20, ни Генассамблея ООН, ни Совет Безопасности ООН ничего не могут пока в этом отношении сделать», — отметил он.
         Нужна ли реформа ВТО
         Еще одной темой для дискуссий стало реформирование Всемирной торговой организации (ВТО). Проблема уже не первый год стоит достаточно остро: многие члены организации считают, что структура давно не справляется со своими задачами — либерализацией мировой торговли, обеспечением справедливых условий конкуренции, снятием торговых барьеров.
         В 2019 году Дональд Трамп и вовсе пригрозил выходом США из ВТО, ссылаясь на то, что некоторые страны из списка организации значатся развивающимися, тогда как уже давно не относятся к этой категории, а являются одними из богатейших государств, при этом имея льготы от организации.
         «Реформа ВТО, которая назрела еще до пандемии, сегодня становится ключевым элементом восстановления мировой экономики, — заявил президент Бразилии Жаир Болсонару. — Бразилия выступает за прогресс по трем направлениям в рамках ВТО: переговорный процесс, решение споров, а также контроль и транспарентность».
         С другой стороны, альтернативы для ВТО в настоящий момент нет — на это указал Владимир Путин. «В целом, в рамках «двадцатки» следует продолжить поиск общих подходов к реформированию Всемирной торговой организации в соответствии с современными вызовами. <…> Без стабильной, эффективной многосторонней торговой системы, основанной на универсальных нормах и принципах, эту задачу решить невозможно, а альтернативы Всемирной торговой организации сегодня нет».
         При этом эксперты считают, что ВТО перестала быть главным инструментом, регулирующим отношения в области международной торговли.
         «Это связано с усилением противоречий между развитыми и развивающимися странами. И те, и другие хотят изменить правила торговли в свою пользу, поэтому создают другие механизмы регулирования торговых вопросов. В рамках ВТО существенного прогресса нет», — указывает Дмитрий Суслов.
         Чтобы повысить эффективность организации, необходимо привлечь к участию в ее деятельности наиболее развитые государства, а не реформировать ВТО, добавляет эксперт.
         «ВТО не изжила себя, наоборот, эта организация очень востребована. Но она, как и в целом мир, зависит от поведения крупнейших экономических игроков. Если крупные государства будут активно действовать в ВТО, тогда глобальных проблем в деятельности ВТО не будет. Реформировать ВТО сегодня необходимости нет», — уверен собеседник «Газеты.Ru».
         Достижима ли многосторонность
         Общим в заявлениях выступивших лидеров стал призыв к соблюдению принципа многосторонности. Однако добиться широкого взаимодействия между участниками международных отношений достаточно тяжело, полагают специалисты.
         «В последнее время, особенно в последний год, и это, конечно, связано с пандемией коронавируса, многосторонние механизмы, в том числе и работа «большой двадцатки», ослабли», рассуждает замдиректора факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов.
         «Способность стран сотрудничать друг с другом по решению многосторонних вопросов, транснациональных и глобальных вызовов ослабла. Это связано, во-первых, со всеобщим усилением эгоизма и внутриполитических факторов во внешней политике стран. Во-вторых, это усилено конфронтацией между Соединенными Штатами и Китаем, США и Россией, что парализует работу очень многих многосторонних механизмов, в том числе и «большой двадцатки». В-третьих, пандемия коронавируса ослабила стремление международного сообщества решать совместные проблемы», — резюмирует эксперт.
         По его мнению, сотрудничество стран на общеглобальном уровне ослабевает, но усиливается на субглобальном уровне — на уровне БРИКС, ЕС и других подобных объединений.