ГАЗЕТА.RU, 22.09.20 23:45
          РЕФОРМА ВЛАСТИ: КАКИЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ ПРЕДЛОЖИЛ ПУТИН
          Путин внес в Госдуму законопроекты о правительстве, судах и силовиках
 
Георгий Березовский

 

          Президент России Владимир Путин внес в Государственную думу пакет законопроектов, цель которых — привести правовые нормы в соответствие с поправками к Конституции, принятыми на всероссийском голосовании 1 июля. Согласно проекту, глава государства сможет снимать с должности любого члена кабмина, в том числе премьера, без роспуска правительства.

          О внесении президентом пакета законопроектов рассказал журналистам председатель думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. Блок инициатив предполагает поправки к четырем федеральным законам и трем федеральным конституционным законам, пишет ТАСС. Как уточнил Крашенников, законопроекты были подготовлены при участии сопредседателей рабочей группы, а Госдума рассмотрит их на ближайшем заседании ее Совета.

          Одни из ключевых изменений касаются процедуры формирования правительства.

          Так, согласно тексту законопроекта, премьер-министра, его заместителей и почти всех федеральных министров, за исключением глав силовых ведомств, президент сможет назначать только после утверждения их кандидатур Государственной думой. Силовики же будут назначаться президентом после консультаций с Советом Федерации.

          Это усиливает роль парламента. Хотя в законопроекте содержатся также и положения, которые позволят главе государства обеспечить работу исполнительной власти вопреки возможному сопротивлению со стороны Госдумы.

          Кандидатуру премьер-министра парламенту представляет президент. Глава правительства в свою очередь выдвигает кандидатуры своих заместителей и федеральных министров. Президент будет обязан подписать их назначение.

          Процесс назначения премьер-министра, согласно документу, будет занимать не более месяца. В первый раз, после вступления в должность или после отставки правительства, кандидатуру нового премьера президент обязан представить парламенту в течение двух недель. Если же Госдума не одобрит кандидатуру, президенту будет дана еще одна неделя.

          Если Госдума трижды отклонит предложенные президентом кандидатуры председателя правительства, президент сможет назначить его без утверждения парламентом.

          При этом глава государства в таком случае получит право распустить Госдуму и назначить новые выборы. Впрочем, президент может не пользоваться этим правом.

          Аналогичная схема действует при утверждении на должность вице-премьеров и министров. В случае несговорчивости парламента предложенные премьер-министром кандидаты будут назначены президентом в обход парламента, а при недостаточной комплектации кабинета (более 1/3 вакантных мест в правительстве) Госдума рискует быть распущенной.

          В отставку правительство уходит автоматически после вступления в должность нового президента РФ. В остальных случаях отставку должен принять или отклонить действующий глава государства.

          Кроме того, президент и сам может отправить кабинет в отставку: для этого необходим вотум недоверия со стороны Госдумы, хотя президент также вправе и не согласиться с мнением парламента. Если вотум недоверия будет выражен дважды в течение трех месяцев, президент встанет перед выбором: либо объявить об отставке правительства, либо распустить Госдуму и назначить новые выборы.

          В законопроект также входит положение о том, что правительство входит в единую систему публичной власти, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти и способствует устранению разногласий между ними. Председатель правительства несет персональную ответственность перед президентом за то, как кабинет исполняет свои полномочия.

          При этом общее руководство правительством осуществляет не премьер-министр, а сам президент.

          Подобная модель дословно не повторяется ни в одной из стран мира, хотя в частностях преемственность с международными практиками все же сохранена.

          «Существуют Соединенные Штаты, где правительство управляется президентом. Или французская модель, где очень сильная фигура президента. Он фактически является главой исполнительной власти. Но вот в парламентских республиках, например в Германии и Италии, все, что касается формирования правительства, решается парламентом. А в президентских и смешанных все решает президент.

          Этот законопроект — часть тех законов, которые будут приняты для исполнения конституционных поправок, которые были одобрены на референдуме в июле. По сути это не новость, а реализация того, что было принято раньше», — поясняет «Газете.Ru» научный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Федор Лукьянов.

          Часть предложений из подготовленного президентом пакета касаются деятельности судов, прокуратуры и омбудсменов.

          Так, законопроект устанавливает, что Конституционный суд состоит из 11 судей, в том числе председателя КС и его заместителя. При этом орган имеет права принимать решение только при наличии кворума в шесть человек.

          В Конституционном суде не может быть менее восьми судей.

          Если из-за выбытия судей такая ситуация все же сложилась, глава государства обязан в течение месяца предложить новые кандидатуры на вакантные места.

          Этот же законопроект определяет порядок рассмотрения КС запросов президента о проверке законопроектов на их соответствие основному закону. Такой процедуре могут быть подвергнуты проекты федеральных законов о поправках к Конституции, проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, принятых в установленном порядке до их подписания президентом, а также законы субъекта РФ до их обнародования главой региона.

          Кроме того, КС получает полномочия разрешать споры об исполнении решений иностранных или международных судов, налагающих обязанности на Российскую Федерацию.

          Еще одно важное изменение подразумевает, что подать в КС жалобу о несоответствии каких-либо правовых актов основному закону страны теперь можно только после подачи кассационной жалобы в суд максимально высокой инстанции для данной категории дел.

          В то же время на судей накладываются и определенные ограничения.

          Так, судьям КС запрещается иметь и открывать счета, хранить ценности и средства в банках, расположенных за пределами РФ. Аналогичные ограничения будут применяться в отношении уполномоченных по правам человека.

 

ГАЗЕТА.RU, 22.09.20 21:32
          ВАКЦИНА, РЕФОРМЫ И УРОКИ ИСТОРИИ: О ЧЕМ ГОВОРИЛ ПУТИН В ООН
          Путин назвал Устав ООН главным источником международного права
 
Георгий Березовский

 

          Владимир Путин выступил с видеообращением на юбилейной, 75-й, сессии Генеральной ассамблеи ООН. Президент России рассказал о своем видении роли организации в современном мире, ее возможной реформе, главных вызовах, стоящих перед мировым сообществом, и о предложениях Москвы по их решению.

          О юбилее ООН

          Свое обращение российский президент начал с поздравления, адресованного организации. Как отметил Владимир Путин, юбилей ООН неразрывно связан с юбилеем победы над нацизмом во Второй мировой войне.

          Он подчеркнул, что 75 лет назад был установлен миропорядок, «безусловным фундаментом» которого стал Устав ООН, сохраняющийся и по сей день. По мнению главы России, юбилей этого документа обязывает мировые державы вспомнить о тех принципах, которые закладывали в него отцы-основатели ООН.

          Речь идет о принципах равенства суверенных государств, невмешательства в их внутренние дела, несилового урегулирования конфликтов и праве народов на самоопределение. По словам Путина, благодаря этим ценностям до сих пор ООН достойно выполняла свою главную миссию: «беречь мир, содействовать устойчивому развитию народов и континентов, помогать в преодолении локальных кризисов».

          При этом потенциал организации на сегодняшний день, по убеждению президента России, не исчерпан. Тем не менее происходящие в мире изменения заставляют задуматься о необходимости развития ООН.

          О реформе Совбеза

          Владимир Путин считает, что организация «не должна костенеть, а должна отражать в своем развитии динамику XXI века», адаптироваться к реалиям современного мира, который становится «все более сложным, многополярным, многомерным».

          В первую очередь изменения подталкивают к рассуждениям о реформе Совета безопасности ООН как центрального органа организации.

          Позиция России заключается в том, что Совбез должен полнее учитывать интересы всех стран и все многообразие их позиций.

          Москва надеется, что СБ ООН будет опираться на принцип широкого согласия государств, оставаясь, как и прежде, ключевым звеном глобального управления. Эту задачу нельзя обеспечить без сохранения права вето постоянных членов Совета Безопасности.

          «Это тот абсолютно необходимый и уникальный инструмент, который не допускает односторонних действий, чреватых прямым военным столкновением крупнейших государств, дает возможность искать компромисс или как минимум избегать решений, категорически неприемлемых для других, действовать в рамках международного права, а не в зыбкой, серой зоне произвола и нелегитимности», — отметил Путин.

          Об уроках истории

          По мнению российского президента, механизмы, работающие в ООН, делают организацию эффективной. Именно это отличает ее от Лиги Наций «с ее бесконечными разговорами, декларациями без механизмов реальных действий, без права государств и народов, попавших в беду, на помощь и защиту».

          Забывать об этом уроке истории, считает Владимир Путин, крайне безответственно.

          Не менее безответственно делать политизированные, основанные на домыслах попытки пересмотреть историю и итоги Второй мировой войны. «Это не просто низость и преступление перед памятью борцов с нацизмом», — сказал российский президент, добавив, что подобные действия крайне опасны в современных условиях, когда мир сталкивается с новыми вызовами.

          О пандемии

          Одним из таких вызовов стала пандемия COVID-19. Распространившийся по миру коронавирус привел к сотням тысяч жертв, стал причиной ухудшения жизни людей по всему миру, спровоцировал мировые правительства на резкие и болезненные для мировой экономики решения.

          Как отметил Путин, оценить последствия пандемии еще только предстоит.

          «Но уже сейчас очевидно, что восстанавливать глобальную экономику предстоит долго, очень долго», — сказал он.

          При этом президент убежден, что антикризисные меры, которые применялись раньше, на этот раз могут не сработать. В связи с этим перед мировым сообществом стоит вызов выработать новые, совместные и, возможно, нестандартные решения проблемы.

          О санкциях и мировой интеграции

          Одним из таких решений может быть российское предложение об «интеграции интеграций», указал президент. Он призвал страны работать над формированием Большого Евразийского партнерства с участием всех без исключения государств Азии и Европы.

          Еще одно российское предложение — создание «зеленых коридоров», свободных от торговых войн и санкций. Этот механизм должен обеспечить беспрепятственную поставку товаров первой необходимости, продовольствия и всего того, что необходимо для борьбы с пандемией.

          «Да и в целом расчистка, освобождение мировой торговли от барьеров, запретов, ограничений, нелегитимных санкций могло бы стать хорошим подспорьем для восстановления глобального роста, сокращения безработицы», — добавил Путин.

          Об информационных технологиях

          Российский президент указал и на другие эффекты пандемии. В частности — на развитие информационных технологий, которые позволили перестроить и улучшить системы образования, торговли, медицины и сферы услуг.

          Однако и у этого процесса есть негативная сторона:

          «цифровые технологии имеют тенденцию к неуправляемому распространению и так же, как и обычное оружие, могут попасть в руки к разного рода радикалам и экстремистам не только в зонах региональных конфликтов, но и во вполне благополучных странах, порождая огромные риски».

          Президент убежден, что вопросы кибербезопасности и контроля цифровых технологий должны стать предметом самого серьезного разговора на площадке ООН.

          О здравоохранении

          Еще одна сфера общественной жизни, требующая пристального внимания мировой общественности, — здравоохранение. Как и экономика, оно нуждается в максимальной кооперации мировых держав.

          Путин напомнил, что Россия активно помогает странам мира в борьбе с коронавирусом. Эта деятельность развернута в том числе под эгидой Всемирной организации здравоохранения, потенциал которой, по мнению президента РФ, должен быть укреплен.

          Владимир Путин напомнил, что опыт, который Россия накопила во время пандемии коронавируса, позволил не только разработать тест-системы и препараты для выявления и лечения коронавируса, но и первую в мире вакцину.

          По его заверению, российская вакцина доказала свою надежность, безопасность и эффективность. И Москва готова взаимодействовать со всеми странами мира, чтобы обеспечить доступ граждан всех государств к свободной вакцинации.

          Также президент пообещал, что Москва предоставит препарат для добровольной вакцинации сотрудников ООН и ее подразделений.

          Кроме того, Владимир Путин выступил с инициативой провести в ближайшее время онлайн-конференцию высокого уровня с участием государств, заинтересованных в сотрудничестве при создании вакцин от коронавируса. «Вновь повторю, мы абсолютно открыты и настроены на партнерство», — сказал он.

          О международной безопасности

          Владимир Путин вновь заявил, что Россия настроена на мирное и дипломатичное урегулирование конфликтов по всему миру и обеспечение стратегической стабильности.

          Москва выступает за развитие инициатив в сфере контроля над вооружениями, а также за поддержание действующих режимов, в том числе касающихся запрета химического, биологического и токсинного оружия.

          Один из главных вопросов в этой сфере, который стоит сейчас перед миром, — продление российско-американского соглашения о стратегических наступательных вооружениях, истекающего в феврале 2021 года. Кроме того, президент напомнил, что уже на протяжении года в России действует мораторий на размещение наземных ракет средней и меньшей дальности в Европе и других регионах мира до тех пор, пока от таких мер будут воздерживаться США.

          Владимир Путин с сожалением отметил, что реакции на этот шаг от Вашингтона и его союзников до сих пор не было. При этом именно подобные встречные шаги могли бы создать серьезную основу для международного диалога о стратегической стабильности.

          Также президент России указал на необходимость заключения соглашения с участием всех космических держав, которое предусматривало бы запрет на размещение оружия в космосе, на применение силы или угрозы силы в отношении космических объектов.

          Достижение всех этих целей Владимир Путин считает невозможным без тесной кооперации постоянных членов Совета Безопасности ООН, на которых лежит особая ответственность за мир, безопасность и сохранение основ международного права.

          Именно поэтому Россия предложила провести саммит стран «большой пятерки», цель которого — подтвердить ключевые принципы международного взаимодействия и выработать пути эффективного решения современных проблем. Такой саммит, по мнению Путина, должен быть проведен сразу, как это позволит сделать эпидемиологическая обстановка.

 

КОММЕРСАНТ, 22.09.20 15:47
          ГОСДУМА УДАРИЛА ПО СЕПАРАТИСТАМ РУБЛЕМ
          Поправки о наказании за отчуждение территорий приняты в первом чтении
 
Мария Макутина

 

          Госдума приняла в первом чтении два законопроекта о санкциях за публичные призывы и действия по отчуждению российских территорий. Оба документа направлены на реализацию одобренных в июле конституционных поправок. Депутаты, взявшие слово при рассмотрении инициатив, беспокоились, что они недостаточно широкого действия, а коммунисты проголосовали против административной ответственности из-за несогласия с подобной «либерализацией».

          Законопроекты о поправках к Кодексу об административных правонарушениях, Уголовному и Уголовно-процессуальному кодексам были внесены в нижнюю палату председателями комитетов по государственному строительству и законодательству Госдумы и Совета федерации Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишасом в июле. Они направлены на реализацию одобренных летом новых положений Конституции, запрещающих отчуждение российских территорий и призывы к нему.

          Согласно поддержанным в первом чтении поправкам, за первые «публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности России», будет грозить административная ответственность:

          штрафы для граждан до 60 тыс. руб.,

          для должностных лиц — до 100 тыс. руб.,

          для юридических лиц — до 300 тыс. руб.

          Если такие призывы осуществлялись с использованием СМИ и интернета, то штраф возрастет:

          для граждан — до 100 тыс. руб.,

          для должностных лиц — до 200 тыс. руб.,

          для юрлиц — до 500 тыс. руб.

          За повторное нарушение в течение года предусмотрена уже уголовная ответственность.

          Максимальный штраф по действующей ст. 280.1 УК (призывы к нарушению территориальной целостности РФ) составит 400 тыс. руб. вместо нынешних 300 тыс., а срок лишения свободы останется прежним — до четырех лет.

          Также УК дополняется новой статьей, предусматривающей ответственность в виде лишения свободы до 10 лет за отчуждение части территории России или иные действия по нарушению территориальной целостности (за исключением работ по определению границ с сопредельными государствами).

          Пункт о неотчуждаемости территорий был предложен членом рабочей группы по подготовке конституционных поправок актером Владимиром Машковым. На февральской встрече членов группы с президентом Владимиром Путиным он посетовал на некие заявления в иностранной прессе о том, что с новым президентом откроется «окно возможностей» для уступки Россией Курильских островов, Крыма или даже Калининградской области. Позже эта поправка активно использовалась в информационной кампании по подготовке к общероссийскому голосованию: например, на агитирующих за изменения баннерах были изображены памятник затопленным кораблям в Севастополе и надпись «Родной земли не отдадим ни пяди».

          Первые изменения в развитии этой конституционной нормы Госдума приняла еще в июле, скорректировав содержащееся в законе о противодействии экстремизму понятие экстремистской деятельности. Теперь под нее попадает не только нарушение территориальной целостности РФ, как было в прежней редакции, но и «в том числе отчуждение части территории» страны.

          Некоторым депутатам законопроект показался излишне мягким.

          Депутат от Крыма Светлана Савченко («Единая Россия») посчитала, что нарушители будут легко «отделываться» от уголовной ответственности, если повторные призывы осуществят на следующий день после истечения года. А Николай Рыжак («Справедливая Россия») заявил, что депутаты должны «смотреть шире» и отнести к нарушениям суверенитета, например, действия Европарламента, который критикует принятые в России поправки к Конституции.

          Юрий Синельщиков (КПРФ) заявил, что его фракция выступает против законопроектов, так как не согласна с подобной либерализацией, имея в виду введение административной преюдиции. Вместе с тем коммунист отметил, что введение административной ответственности позволит привлекать за призывы к нарушению территориальной целостности в упрощенном порядке. По его данным, по действующей статье УК в 2019 году было привлечено всего четыре человека.

          Если мы отдадим хоть часть территории, то предадим свои ценности»,— завершил дискуссию еще один крымский единоросс Дмитрий Белик.

          В итоге за поправки к УК проголосовали 329 депутатов при 12 воздержавшихся, а изменения в КоАП были приняты 329 голосами, 30 депутатов голосовали против и один воздержался.

          Господин Крашенинников пообещал, что ко второму чтению проект будет доработан. В частности, правительство в своем отзыве отмечало, что в дополнительном обсуждении нуждается упоминание об «иных действиях» в силу неопределенности указанного признака, что «может привести к широкому усмотрению при квалификации преступления и произвольному правоприменению».

 

КОММЕРСАНТ, 23.09.20
          ГУБЕРНАТОР УШЕЛ В СЕНАТОРЫ
          Евгений Савченко делегирован в Совет федерации Белгородской облдумой
 
Андрей Прах,
Андрей Винокуров,
Елена Рожкова

 

          Белгородская облдума во вторник назначила своим представителем в Совете федерации Евгения Савченко, бессменно возглавлявшего регион с 1993 года. После этого президент Владимир Путин подписал указ о добровольной отставке губернатора, удовлетворив его заявление, поданное еще 17 сентября. В качестве и. о. главы области депутатам был представлен бывший зампред подмосковного правительства и экс-гендиректор «Российского экологического оператора» (РЭО) Денис Буцаев, утвержденный на том же заседании в должности первого вице-губернатора. Президентский указ о его назначении на пост врио губернатора пока не подписан, но, по данным источников "Ъ", это произойдет в ближайшее время.

          В своей прощальной речи сразу после назначения сенатором Евгений Савченко напомнил депутатам, как 27 лет назад, вступая в должность и. о. главы обладминистрации, обещал «строить и созидать новое», а также «объединять всех вокруг общих целей». Достигнутые результаты, по его словам, дали ему моральное право досрочно просить президента о смене рода деятельности (полномочия губернатора истекали в 2022 году, заявление об отставке он направил президенту 17 сентября). «Я добровольно оставляю свой пост и принимаю новое служение с прекрасным чувством — исполненного долга перед вами, дорогие мои земляки»,— сказал господин Савченко.

          После этого он представил в качестве и. о. губернатора Дениса Буцаева, назвав его «молодым, энергичным, компетентным руководителем». По словам экс-губернатора, бывший зампред правительства Подмосковья и экс-гендиректор РЭО «знаком с областью» и провел здесь детство.

          Белгородская область командировала его на некоторое время в Москву, чтобы потом вернуть квалифицированным специалистом, а главное, любящим сыном. Призываю всех помочь ему освоиться в новой роли»,— закончил Евгений Савченко.

          Президентский указ о досрочном прекращении его полномочий был опубликован на сайте Кремля через час после заседания облдумы.

          Напомним, Денис Буцаев прибыл в Белгород еще 17 сентября и был представлен руководителям органов госвласти в качестве и. о. первого вице-губернатора. От комментариев "Ъ" по поводу его возможного назначения врио губернатора он отказался.

          Высокопоставленный собеседник в региональной власти пояснил "Ъ", что Евгений Савченко — системный человек и всегда шел «по пути, который предлагает президент».

          «Савченко поддержал кандидатуру Путина, он всегда думает о том, что принесет больше возможностей Белгородской области. В данном случае (у господина Буцаева.— "Ъ") есть серьезные связи на федеральном уровне»,— добавил собеседник. По его информации, встреча Дениса Буцаева с Владимиром Путиным и официальное назначение врио губернатора должны состояться в самое ближайшее время — «все зависит от графика президента».

          Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил "Ъ", что указа о назначении врио губернатора пока нет. Источник "Ъ" в администрации президента уверен, что назначен будет именно господин Буцаев, «иначе зачем все эти телодвижения в регионе».

          Политолог Евгений Минченко считает, что некоторая степень неопределенности по будущему преемнику Евгения Савченко осталась: «Формально врио уже есть. И тут вопрос в том, нужен ли еще указ президента?» Электоральный юрист Роман Смирнов полагает, что указ все же нужен, так как полноценный статус главы региона не может автоматически перейти к его первому заместителю. «Это как в ситуации, когда губернатор уходит в отпуск или болеет. В этом случае в региональных законах обычно прописано, что его обязанности исполняет кто-то внутри структуры правительства, но это сугубо исполнение обязанностей. Такой вице-губернатор не является полноценным врио»,— поясняет эксперт. Он также напоминает, что длинные паузы между увольнением губернатора и назначением нового врио уже случались. Так, 26 сентября 2018 года сахалинский губернатор Олег Кожемяко был назначен врио главы Приморского края, после чего обязанности губернатора Сахалина исполняла председатель областного правительства Вера Щербина. И только 7 декабря 2018 года президент назначил врио главы региона Валерия Лимаренко.

          Между тем в Белгородской облдуме после отставки губернатора произошли серьезные перестановки. Ее спикером неожиданно стала вице-губернатор Ольга Павлова, в последние годы курировавшая внутреннюю политику. На выборах в облдуму она возглавляла одну из территориальных групп списка «Единой России», а прежний спикер, лидер белгородских единороссов Наталья Полуянова, была вторым номером центральной части списка вслед за губернатором. Госпожа Павлова рассказала "Ъ", что поначалу собиралась лишь «поддержать партию», но после выборов приняла предложение возглавить парламент — «безусловно, с учетом решения Евгения Степановича (Савченко.— "Ъ")». Наталья Полуянова получила в новом созыве пост главы фракции «Единой России». От комментариев "Ъ" она отказалась.

          Политолог Владимир Слатинов отмечает, что накануне отставки Евгений Савченко сформировал для себя в облдуме «совет директоров», который будет обеспечивать преемственность власти и ограничивать нового губернатора.

          «Он будет заставлять считаться со старым порядком, который сложился при Савченко»,— сказал он. По мнению эксперта, дума нового созыва будет иметь куда большую политическую субъектность, нежели предыдущая, которой фактически управлял сам губернатор. «С этим связана и смена спикера. На роль председателя такого "совета директоров" Полуянова не годится, нужен жесткий, цепкий человек. Как куратор политического блока Павлова сама подбирала депутатов нового созыва, прошла все выборы, Савченко ее проверил»,— резюмировал Владимир Слатинов.

 

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 22.09.20 20:22
          В РЕГИОНАХ НАДЕЮТСЯ НА ВОЗВРАТ ПРЯМЫХ ВЫБОРОВ МЭРОВ
          Оппозиционные партии инициируют проведение референдумов по этой теме
 
Дарья Гармоненко

 

          Как стало известно «НГ», активистам «Народной инициативы» в Екатеринбурге со дня на день сообщат результаты проверки 13 тыс. подписей. По итогам проверки Заксобрание либо рассмотрит законопроект о возврате выборов мэров, либо его заблокирует. Оппозиционеры инициировали проведение референдума по той же теме. В Республике Алтай 29 сентября также рассмотрят аналогичный законопроект КПРФ, а сторонники Навального обдумывают запуск референдума по экологии в Кургане.

          Один из авторов инициативы депутат Гордумы Екатеринбурга Андрей Пирожков сообщил «НГ», что 13 тыс. подписей (необходимо 10 тыс. достоверных. – «НГ») были переданы в аппарат Заксобрания 11 сентября, и уже в минувшую пятницу пришло сообщение, что 30% подписей жителей проверено. Он пояснил, что по закону Свердловской области именно чиновники Закса, а не избирком занимаются проверкой подписей. «Нам руководитель аппарата Закса Сергей Демаков сообщил, что подписи проверят 100% уже не сегодня завтра, – пояснил Пирожков. – Так что скорее всего к концу этой недели мы будет знать, сколько подписей признали недействительными. Если что, то мы готовы судиться, потому что уверены во всех своих автографах. По закону чиновники могут привлечь базы МВД, но не имеют права привлекать графологов, потому что на это не выделены средства. Если подписи заблокируют графологи, мы будем выяснять, откуда у Закса деньги на договор с ними».

          Если же все в порядке, проект должен поступить на рассмотрение в первых числах октября, после того как депутаты придут с каникул. Пирожков уже заручился поддержкой примерно двух десятков депутатов гордум по области в поддержку законопроекта, которые в случае необходимости подпишут обращение к Заксу.

          Координатор партии «Открытая Россия», секретарь «Народной инициативы» Владислав Постников рассказал «НГ», что подписи должны проверить в течение 17 рабочих дней, то есть до 28 сентября – по закону. А дальше инициатива поступит на рассмотрение в комитет по местному самоуправлению, и здесь никаких сроков не прописано. Он предположил, что теоретически в Заксе инициативу могут «положить на полку» и рассмотреть, например, в преддверии новогодних праздников, когда общественное внимание ослабнет. По его мнению, ситуация зависит от общественной поддержики. Пока, по сведениям оппозиционеров, поддержать инициативу готовы только 14 или 15 депутатов из 50.

          Между тем активистка-яблочница Надежда Журавлева сообщила, что на днях было подано ходатайство инициативной группы в Избирательную комиссию Свердловской области на проведение областного референдума по возврату прямых выборов мэра. Надо отметить, что в инициативной группе – участники движения «Воля народа», активисты из других городов области и движение «Тагил за перемены».

          Правда, Владислав Постников отмечает, что референдум организовать сложно, ведь даже если избирком зарегистрирует инициативную группу, дальше нужно собрать подписи 2% от избирателей области, а это около 66 тыс. человек, и при этом явка должна составить более 50%.

          Тем не менее член «Народной инициативы», активист партии ПАРНАС Максим Верников сообщил «НГ», что вредной инициативу референдума ни в коем случае не считает. При этом он отметил, что не видит в попытке проведения референдума особой перспективы: «Власти на пушечный выстрел не подпускают людей к референдуму, обязательно найдут какие-нибудь «косяки» в документах».

          Между тем «НГ» выяснила, что подобные «Народные инициативы», а также референдумы по местным проблемам теоретически могут быть использованы оппозицией в преддверии выборов не столько Госдумы, сколько 39 законодательных собраний. Максим Верников считает, что такие «Народные инициативы» полезны в преддверии выборов, особенно по социально-значимым вопросам, когда их поднимают потенциальные оппозиционные кандидаты. Он напомнил, что в Екатеринбурге тема выборов мэра звучит уже десять лет, и, по соцопросам, 82% жителей поддерживают их возврат. «Может, инициативу и зарубят, но делай что можешь, и будь, что будет», – отметил он.

          Андрей Пирожков подчеркивает: «Если заблокируют нашу инициативу, то весной, в марте-апреле, мы не исключаем возвращения к новым «Народным инициативам». Уже есть разные идеи: и по переименованию Свердловской области в Екатеринбургскую, и связанные с экологией и строительством мусороперерабатывающих заводов. Ведь жителям важно услышать не против чего политики, а за что они».

          Координатор региональных референдумов ПАРНАСа Сергей Михайлов сообщил «НГ», что в преддверии дня голосования 19 сентября регионы вполне могут вооружиться механизмом референдумов и «Народных инициатив» для того, чтобы поднимать местные проблемы. Так, к самому Михайлову уже обратились за консультацией сторонники Алексея Навального из Кургана, где тяжелые проблемы с экологией. В самой Республике Алтай, где зимой Заксобрание отклонило инициативу референдума о возврате выборов мэра, схожий законопроект внесла коммунистка Мария Демина, и он будет рассмотрен уже 29 сентября.

          Михайлов напомнил, что на подобную инициативу можно вынести разные актуальные вопросы, как политические, так и экологические, а результаты рассмотрения их могут при должной раскрутке подстегнуть протестное голосование. При этом Михайлов сомневается, что подобные предвыборные инициативы будут подхвачены оппозиционными силами массово: для федеральной кампании нет ни ресурсов, ни людей, хотя в отдельных регионах разные политические силы все же могут использовать этот инструмент.

          Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «В Екатеринбурге скорей всего найдут повод отклонить законопроект еще до его рассмотрения, например по подписям. Это проще, потому что вынесение инициативы на обсуждение только привлечет народное внимание и даст повод для разговоров, кто и как проголосовал. То же самое касается референдумов: власть понимает, что создание прецедентов чревато, если пойти навстречу в одном случае, то активисты будут требовать разрешить референдумы и в других местах по другим поводам. Поэтому поводы для отказа всегда найдутся».

          При этом эксперт отметил, что в предвыборный период механизмы референдума и народной инициативы по болезненным местным проблемам – прекрасный способ для мобилизации оппозиции и провоцирования протестного голосования. «Для этого нужны люди, ресурсы и политическая воля. Но это может окупиться на выборах, если люди увидят альтернативное мнение и поведение депутатов от партии власти. Ведь идея, завладевшая массами, становится реальной силой, главное, эту идею до масс донести. А тем более если дело касается местных проблем. Но вряд ли в нашей оппозиции массово этим воспользуются, ведь это трудоемкая организационная работа», – считает Константин Калачев.