LENTA.RU, 25.01.22 16:06
          ГОСДУМА ПРИНЯЛА В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ ЗАКОНОПРОЕКТ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РОССИИ
          Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект о местном самоуправлении в РФ
 
Юлия Ямпольская
 
          Депутаты Государственной Думы приняли в первом чтении законопроект, направленный на формирование одноуровневой системы местного самоуправления в России. Об этом сообщается на думском сайте.
          Согласно документу, местное самоуправление осуществляется в городских и муниципальных округах, а также во внутригородских территориях городов федерального значения. Таким образом, с помощью одноуровневой системы организации местного самоуправления можно будет создать новую систему организации власти, основа которой — принцип привязки к населению.
          Кроме того, в соответствии с законопроектом усиливается ответственность глав муниципальных образований и местных администраций перед губернатором. Одно из оснований для отставки — это систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления.
          Также документ предусматривает, что глава местной администрации замещает муниципальную должность. Для всех должностных лиц местного самоуправления будет установлен один срок полномочий — пять лет.
          16 декабря 2021 года главы комитетов Госдумы и Совфеда Павел Крашенинников и Андрей Клишас внесли на рассмотрение законопроект о развитии местного самоуправления. Документ является следующим этапом по выстраиванию в России единой системы публичной власти.
 
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 25.01.22 20:36
          ГОСДУМА ОТМЕНЯЕТ ЗЕМСТВО ДЛЯ ТУЗЕМЦЕВ
          Муниципальная реформа вводит дистанционное управление глубинным народом
 
Дарья Гармоненко,
Иван Родин
 
          Законопроект сенатора Андрея Клишаса и депутата Госдумы Павла Крашенинникова «Об общих принципах организации местного самоуправления (МСУ) в единой системе публичной власти» по итогам первого чтения в нижней палате получил менее 300 голосов. Однако ход думской дискуссии показал, что эта реформа МСУ – ликвидация традиционного для России земства будет продавливаться и дальше. Причем по принципу «проблемы туземцев шерифа не волнуют». Для перевода глубинного народа на дистанционное управление софт уже написан, но под него нужен соответствующий хард.
          Результат в 294 голоса означает, что инициатива Клишаса–Крашенинникова не была поддержана публично всеми депутатами «Единой России». Остальные фракции были против или уклонились от фиксации своего мнения по той же схеме, что и часть единороссов. Но очевидно, что очередную реформу МСУ уже невозможно не то чтобы остановить, но даже и хотя бы как-нибудь улучшить. Крашенинников это продемонстрировал наглядно, когда он либо уклонялся от ответов на сущностные претензии, либо их элементарно забалтывал заверениями о защите интересов глубинного народа.
          Заседание Госдумы 25 января сразу началось с попыток КПРФ застолбить за собой роль главного критика вынесенного на первое чтение законопроекта. Коммунист Михаил Матвеев выступил от фракции в часе политических заявлений с требованием отказаться от пагубной реформы, которая отменяет и российские традиции, и советские практики. Он призвал основывать развитие страны не на несменяемости ее правителей, а на коллективной самоорганизации людей. «Нет самодержавию! Только народ является источником власти!» – так завершил свою речь депутат Госдумы от Самарской области.
          Однако свою лепту в негатив по поводу реформы внесли и другие фракции, которые пытались поймать того же Крашенинникова на противоречиях и нестыковках. Впрочем, соавтора законопроекта это не сильно волновало. Например, он заявил, что ныне действующий закон о МСУ – это лоскутное одеяло, да и вообще он уже с десяток лет, по сути дела, не приносит пользы. Но в таком случае надо было бы сказать, что испортила закон именно партия власти, которая и прилаживала к нему все лоскуты – скажем, возможность отменять прямые выборы мэров. Кстати, сам Крашенинников оказался ярым сторонником именно выборов, но констатировал, что типа «довлеет дневи злоба его», а потому прямого избрания почти нигде и не происходит. Но когда-нибудь, заявил он, этот способ формирования местной власти все-таки окажется востребованным.
          Но после принятия закона Клишаса–Крашенинникова, скорее всего самым распространенным станет способ назначения глав городских и муниципальных округов депутатами по представлению руководителей регионов. Этот способ один из трех рекомендованных в законопроекте, хотя ясно, что это не более чем эвфемизм. А стало быть, и отставки таких мэров тоже станут делом несложным – несмотря на нынешние обещания, что для этого вводятся некие особые механизмы. Напомним при этом, что на уровне поселений органов местной власти в будущем вообще не предполагается иметь, хотя Крашенинников и говорит о том, что управленцы там, конечно, сохранятся. То есть признается, что это будут некие чиновники с уровня округа.
          На несколько раз заданный вопрос, что будут делать жители поселений, которые расположены в сотнях или тысячах верст от центральных офисов, единоросс так ничего и не ответил. Наверное, потому, что мантрой законопроекта является фраза о приближении эффективной власти к людям. На замечание независимого депутата Оксаны Дмитриевой, что структура МСУ отрывается от территориального деления страны, Крашенинников подтвердил, что это так и есть, но, по его мнению, это правильно. Претензии КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России – За правду», что таким образом уничтожаются и земство, ставшее новацией в Российской империи, и местные советы, работавшие во времена СССР, он проигнорировал. В общем, стало ясно, что во втором чтении будут только технические корректировки, сущностных поправок провести не удастся.
          Дело в том, что хотя по ходу думской дискуссии и остался без комментария вопрос, а кто же заказчик законопроекта, по большому счету ответа на него и требовалось. Если вспомнить, что термин «единая система публичной власти» придумал президент Владимир Путин, который и ввел его в текст Конституции по итогам плебисцита 2020 года, то ясно, кому нужна и нынешняя муниципальная реформа. Однако Путин, конечно, всего лишь освятил задумку своего бюрократического аппарата, который рассчитывает создать в России некую систему автоматического управления. Она будет частью того механизма, который должен функционировать после 2024 года в условиях «удаленного президента». Своего рода «коллективный Путин» уже не сможет привлекать для текущих дел реального Путина, но вертикаль отменять все равно никто не собирается. Под будущий механизм уже есть программное обеспечение в виде цифровизации госуправления, однако без соответствующих структурных изменений, то есть пресловутого «железа», современный софт явно не сможет заработать.
          Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Показательно, что к законопроекту одних только замечаний 40 страниц, а критика идет со всех сторон, что говорит о непроработанности проекта. На самом деле данная реформа рассчитана не столько на практическую реализацию, сколько на ее изображение в нынешнем стиле чинопочитания, торжества бюрократии и единой официальной точки зрения. Поэтому в результате на бумаге все будет гладко, но только на бумаге». По мнению эксперта, реализуется давняя концепция о том, что народ не следует рассматривать как субъект со своим мнением и интересами, а, наоборот, к нему следует относиться как к объекту – малому дитяти, получающему благоденствие от власти. «При реализации законопроекта это может привести к негативным последствиям. Потому что, с одной стороны, чиновники и управленцы будут оторваны от населения, то есть решать местные проблемы будет некому. С другой стороны, если перед конкретным чиновником встанет выбор: угодить интересам тех же застройщиков или населению, то чиновник почти всегда выберет застройщиков», – заметил Калачев. По его мнению, «на местах реформа может породить местных феодалов, но это будут не князьки, а скорее служилое дворянство, как при Николае I». А еще есть риски массового оттока населения: люди поедут туда, где есть управление, то есть в центры районов и регионов. Впрочем, «для власти это только выгодно: большие городские агломерации, а посередине – пустыня, которой можно беспрепятственно распоряжаться». Он подчеркнул, что существовать такая система сможет, но с оговорками, что это будет «чистой воды автократия». Понятно, что говорить о прорывах в развитии страны в такой ситуации можно, но достичь этого на деле будет трудно.
 
КОММЕРСАНТ, 26.01.22
          ГЛАВЕ КРЫМА РАЗРЕШАТ ОСТАТЬСЯ
          Сергей Аксенов может получить право переизбраться на третий срок
 
Александр Дремлюгин,
Андрей Прах,
Елена Рожкова
 
          Крым может стать первым субъектом РФ, где будет отменен запрет на пребывание губернатора в должности больше двух сроков подряд. Такую возможность предусматривает новый закон о региональной власти, но решение принимает местный парламент. Полномочия действующего главы Крыма Сергея Аксенова истекают в 2024 году, и в случае принятия поправок он сможет занять этот пост в третий раз. В Москве и Подмосковье, главы которых столкнутся с аналогичной ситуацией еще раньше, в 2023 году, тоже планируют отменить этот запрет, рассказали "Ъ" председатели городского и областного парламентов.
          О необходимости внесения поправок в конституцию Крыма во вторник заявил спикер Госсовета (парламента) республики Владимир Константинов («Единая Россия»). По его словам, они назрели в связи с изменением федерального законодательства.
          Из основного закона планируется убрать норму, которая запрещает одному лицу занимать должность главы республики больше двух сроков подряд.
          Кроме того, будут внесены и другие поправки — например, о запрете претендовать на этот пост для лиц с иностранным гражданством или видом на жительство.
          Изменения продиктованы новым федеральным законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ», принятым в декабре 2021 года. Он устанавливает единый пятилетний срок полномочий для губернаторов и больше не запрещает им пребывать на посту дольше двух сроков. Однако соавтор закона, глава комитета Госдумы по госстроительству Павел Крашенинников, не раз подчеркивал, что решение остается за региональными депутатами: они могут как убрать, так и оставить этот запрет.
          Сергей Аксенов — один из немногих губернаторов, кто вскоре подпадет под действие этой нормы. Он был впервые избран в 2014 году и переизбран в 2019 году (глава Крыма избирается Госсоветом из трех кандидатур, представленных президентом РФ). Очередные выборы должны пройти в 2024 году. Тогда же второй срок истечет у Владимира Владимирова (Ставропольский край), Андрея Бочарова (Волгоградская область) и Олега Кувшинникова (Вологодская область). Еще раньше, в 2023 году, вторая каденция закончится у Сергея Собянина (Москва), Андрея Воробьева (Московская область) и Романа Копина (Чукотский автономный округ).
          В пресс-службе Сергея Аксенова "Ъ" заявили, что он не будет комментировать поправки или раскрывать свои планы на третий срок. Однако источник "Ъ" в правительстве полуострова считает, что господин Аксенов, «безусловно, рассчитывает оставаться на своем посту как можно дольше».
          В Мосгордуме и Мособлдуме тоже планируют отменить запрет.
          По словам спикера городского парламента Алексея Шапошникова, эту работу должны провести все субъекты, поскольку соответствующая норма федерального закона вступит в силу с 1 июня. «Мосгордума также будет приводить действующее городское законодательство в соответствие с федеральным»,— сообщил он "Ъ". «Мы воспользуемся этой возможностью в установленные сроки»,— сказал "Ъ" спикер Мособлдумы Игорь Брынцалов.
          В остальных регионах ничего конкретного на этот счет сказать еще не могут. В вологодском заксобрании никакой работы пока не ведется, заявила "Ъ" председатель комитета по государственно-правовой деятельности Лариса Кожевина. Схожим образом ответил "Ъ" пресс-секретарь губернатора Вологодской области Алексей Пономарев. В администрации Волгоградской области "Ъ" тоже сказали, что поправки «точно не вносились и не обсуждались». «Торопиться пока никто не собирается, тем более что время для этого есть»,— пояснил "Ъ" источник в думе Ставропольского края. Получить комментарии в Чукотском автономном округе не удалось из-за разницы в часовых поясах, "Ъ" направил запрос в региональный парламент.
          По мнению политолога Ростислава Туровского, крымские власти первыми заявили о намерении привести конституцию в соответствие с новым законом, поскольку стремятся подчеркнуть «и свою лояльность, и особое место Крыма на карте России». «Те главы, для которых вопрос о продлении полномочий особенно актуален, первыми выступать не стали. Им как раз важно не высовываться раньше времени»,— считает эксперт.
 
ГАЗЕТА.RU, 25.01.22 23:26
          ВОЙСКА НА УКРАИНУ НЕ ОТПРАВИМ, НО НАПРАВИМ К НЕЙ. США И НАТО ПОДЕЛИЛИСЬ ПЛАНАМИ
          Байден и Столтенберг пообещали не размещать войска на украинской территории
 
Мария Шустрова
 
          НАТО и США пообещали, что не будут размещать на Украине свои военные части. Однако они намерены усилить свое присутствие в регионе. Кроме того, уже на этой неделе Североатлантический альянс параллельно с Соединенными Штатами направит Кремлю письменный ответ на предложенные Россией гарантии безопасности.
          «Сильное сдерживание»
          «Мы обозначим (в ответе России – «Газета.Ru»), что готовы сесть... и обсудить контроль над вооружениями, разоружение, прозрачность военной деятельности, механизмы снижения рисков и другие вопросы, которые имеют отношение к европейской безопасности. А также сесть и выслушать обеспокоенность России», — сказал генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в интервью корреспондентке CNN Кристиане Аманпур.
          Ранее он заявил, что альянс вскоре направит России свои письменные предложения, отвечающие требованиям безопасности Москвы, и предложит серьезно обсудить контроль над вооружениями и меры по обеспечению прозрачности военной деятельности и размещения ракет.
          Накануне пресс-служба НАТО объявила о приведении в состояние готовности военных сил некоторых стран-участниц альянса. Они также направили в Восточную Европу дополнительные корабли и истребители. В CNN расценили эти шаги как сигнал о нарастающих опасениях западных стран по поводу возможного российского вторжения на Украину. Хотя Москва не раз заявляла, что не собирается ни на кого нападать.
          Обвинения стали звучать в адрес России в связи с размещением российских военнослужащих на приграничных с Украиной территориях. Москва подчеркивает, что любые перемещения войск по территории страны — суверенное дело. НАТО и союзники альянса считают иначе и готовят ответные меры. Кремль, в свою очередь, расценивает поддержку Украины со стороны НАТО как угрозу на своем западном фланге.
          «НАТО не будет размещать боевые части НАТО на Украине, но мы должны быть уверены, что не возникнет недопонимания относительно нашей готовности, нашей приверженности защите всех союзников, особенно в восточной части альянса», — заверил Столтенберг в интервью CNN.
          24 января государства-члены альянса объявили о ряде новых военных размещений в Восточной Европе. Так, Дания отправила в Балтийское море фрегат и четыре истребителя F-16 в Литву. Нидерланды переправили в Болгарию два истребителя F-35. А Франция выразила готовность в случае необходимости ввести войска в Румынию. США также рассматривают возможность увеличения своего военного присутствия на Востоке. Однако в заявлении не говорилось, что войска будут использованы для помощи Украине, которая не является участником альянса.
          В беседе с Кристианой Аманпур генсек НАТО также пояснил, почему Североатлантический альянс увеличил свое присутствие в восточной части Европы, в Черноморском и Балтийском регионах.
          «Сильное сдерживание — лучший способ предотвратить любое нападение на любого союзника НАТО и лучший способ предотвратить конфликт», — считает он.
          Не размещу, но отправлю
          Не планируют отправлять войска на Украину и в Соединенных Штатах.
          «У нас нет намерений размещать на Украине вооруженные силы и силы НАТО», — сказал Байден журналистам во вторник, 25 января.
          Накануне 8,5 тыс. американских военных получили приказ быть готовыми к переброске со своих баз в США для усиления восточного фланга НАТО.
          Байден подтвердил, что может в ближайшее время принять решение об отправке в Европу части американских сил, приведенных в состояние повышенной готовности на фоне напряженности вокруг Украины.
          «Я, возможно, отправлю часть этих сил в ближайшее время. Просто потому что на это требуется время», — сказал американский президент.
          Он также подчеркнул, что это решение он будет принимать, руководствуясь тем, что президент РФ Владимир Путин «сделает или не сделает».
          Кроме того, во вторник телеканал Fox News сообщил, что США доставили на Украину три сотни противотанковых ракет Javelin. Согласно данным из открытых источников, стоимость одного комплекса в комплекте с шестью ракетами составляет от $600 тыс. до $1,4 млн. Этот ПТРК используется для поражения бронетехники и летательных аппаратов — вертолетов и беспилотников.