LENTA.RU, 26.10.20 15:26
          ЕР приостановит членство Дрожжиной после скандала с хищениями квартир

 

          «Единая Россия» приостановит членство актрисы Наталии Дрожжиной после скандала с хищениями квартир до конца судебного разбирательства. Об этом РИА Новости сообщили в руководстве партии в понедельник, 26 октября.

          По словам замсекретаря генсовета ЕР Евгения Ревенко, «неприкасаемых» в партии нет, партийный билет — это «не индульгенция, но, напротив, повышенная ответственность».

          Ранее в понедельник сотрудники Следственного комитета (СК) задержали Наталию Дрожжину и ее супруга Михаила Цивина. Им предъявлено обвинение в мошенничестве с имуществом скончавшегося в 2017 году актера Алексея Баталова.

          Родственники Баталова обвинили актрису Наталию Дрожжину и ее мужа в хищении недвижимости и денежных средств в середине сентября. Пара, согласно утверждениям пострадавших, провела ряд операций, из-за которых супруга и дочь Баталова лишились доли в четырехкомнатной квартире, мастерской актера, двух квартирах, одна из которых находится в Москве на Кутузовском проспекте, и денежных средств в размере 107 тысяч долларов (более восьми миллионов рублей). У дочери Баталова диагностирован детский церебральный паралич.

          Наталия Дрожжина является заслуженной артисткой РФ, почетным академиком Международной академии культуры и искусства.

 

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 26.10.20 20:36
          ВЕРХОВНЫЙ СУД ВСТУПИЛСЯ ЗА СВОЮ ВЕТВЬ ВЛАСТИ
          Конституционные законы подрывают самостоятельность отечественной Фемиды
 
Екатерина Трифонова

 

          В Верховном суде (ВС) высказывают недовольство новым конституционным механизмом назначения президентом всех руководителей судов. В докладе о проблемах независимости отечественной Фемиды глава Совета судей РФ Виктор Момотов раскритиковал и те поправки к Основному закону, которые предусматривают изменение процедуры прекращения полномочий ряда категорий людей в мантиях. У Момотова есть претензии к двум другим ветвям власти из-за их попыток урезать финансирование судебной системы и навязывать кандидатов в судьи.

          Органы профессионального сообщества будут исключены из участия в процедуре прекращения полномочий ряда категорий судей, говорится в докладе члена президиума ВС Виктора Момотова на всероссийской научно-практической конференции «Судебная власть в современном обществе». По его мнению, подобные решения умаляют конституционно-правовой статус судей. «Предлагаемое перераспределение полномочий между ветвями власти ведет к возникновению рисков нарушения принципа самостоятельности судебной власти», – подчеркнул Момотов. Новация противоречит не только Конституции РФ, но и международным требованиям, установленным, например, в Бангалорских принципах поведения судей или в рекомендациях Комитета министров Совета Европы. Посетовал Момотов и на постоянное давление исполнительной и законодательной властей. В частности, они «выносят в публичную плоскость обсуждение судебных постановлений, даже порой не вступивших в законную силу».

          Еще одна его претензия – по поводу бесконечных попыток сократить финансирование судебной системы в целом и отдельных частей денежного содержания судьи. «Законодательная и исполнительная власть должны признавать законную конституционную функцию судебной власти и обеспечить ее достаточными ресурсами для выполнения своих функций», – настаивает Момотов.

          По словам адвоката Вячеслава Голенева, многие предложения Момотова актуальны и заслуживают поддержки. Допустим, в той части, где говорится о создании органа, принимающего решения об отборе и продвижении судей, который должен быть независимым от правительства и администрации. Глава Совета судей пишет, что необходимо пресекать «любые попытки в процессе назначения со стороны органов власти и организаций «продвинуть» своего доверенного кандидата». «Полагаю, тут имеется в виду усиление роли высшей экзаменационной комиссии и высшей квалификационной коллегии судей», – говорит Голенев. В судебной системе, пояснил он, осознают, что дополнительные «кадровые фильтры» создают излишнее давление на судей еще при их назначении. Если же в согласовании кандидатуры заняты органы прокуратуры и ФСБ, то вряд ли в те же судьи по уголовным делам может попасть, например, человек с адвокатским бэкграундом либо бывший корпоративный юрист, подчеркнул собеседник «НГ».

          «Тенденция, когда формально независимая судебная ветвь власти попадает во всю большую зависимость от исполнительной власти, давно очевидна», – заявил «НГ» партнер юркомпании «Генезис» Василий Сосновский. По его словам, это связано с перекосом в пользу формирования всех рычагов управления в руках федеральной исполнительной власти, и прежде всего аппарата президента страны. «Естественно, если у исполнительной власти год от года растет влияние, она активно этим пользуется. Свежий пример – изменения, которые планируется внести в деятельность Конституционного суда. Это и поправки, связанные с уменьшением числа судей Конституционного суда (чем меньше судей, тем проще исполнительной власти оказать на них влияние), и предложенная в законопроекте отмена публичности особого мнения судей Конституционного суда (это к вопросу о намеренном снижении гласности судебного правосудия в России)». Объединение Высшего арбитражного суда с ВС, по словам эксперта, тоже было направлено на то, чтобы исполнительной власти было проще контролировать суды.

          Как отметил в разговоре с «НГ» руководитель уголовной практики BMS Law Firm Александр Иноядов, в докладе правильно затронут вопрос авторитета судебной власти: «Роль арбитра между государством и гражданином не предполагает легитимизацию полномочий, реализуемых органами законодательной и исполнительной власти. Это прежде всего относится к количеству и качеству издаваемых нормативно-правовых актов». Так что, говорит эксперт, необходима более качественная проработка таких актов.

          «С выводами Момотова сложно не согласиться», – считает глава юркомпании AVG Legal Алексей Гавришев. По его словам, «развитие и нормальное функционирование нашей страны невозможно без проведения полноценной, а не формальной судебной реформы, которая могла бы действительно обеспечить независимость судебной власти и ответственность каждого из судей». «Правоохранители действительно имеют реальную возможность вмешиваться в процесс назначения и снятия судей, что говорит о полнейшем отсутствии прописанной независимости судей», – подчеркнул собеседник «НГ».

          Василий Сосновский напомнил, что многие судьи в основном назначаются из помощников судей, и это плохо: на должности должны приходить юристы, которые обладают большим практическим опытом, знают нужды людей, бизнеса. «А у нас в судьи приходят проработавшие 10 лет в качестве секретарей и помощников юристы, которые пришли в суд сразу после студенческой скамьи. Это нередко приводит к недостаточно квалифицированным решениям, особенно если разрешается спор, в котором одной из сторон выступает государственный орган», – говорит эксперт.

          По словам Вячеслава Голенева, на сегодняшний день суды перегружены так называемыми бесспорными делами (рассмотрение которых сводится к принуждению ответчика к выполнению взятых на себя обязанностей), вроде взысканий долгов по ЖКХ. Чтобы справится с нагрузкой, ВС «вполне разумно» предлагает идти по пути европейских государств: если стоимость «правосудия» растет, то на него падает «спрос», а следовательно – и судебная нагрузка. Для исправления ситуации предлагается два механизма: увеличение госпошлины, что должно послужить своего рода «заградительным барьером» против недобросовестных исков: «Сейчас выплачиваемая истцом государственная пошлина во много раз меньше издержек по отправлению правосудия. Государство фактически оставляют в убытке». Голенев считает разумным перевод части бесспорных дел во внесудебное поле, например, административное разбирательство.

          Рассуждая о чрезмерной нагрузке на судей, Сосновский сообщил, что из-за этого большинство решений за них на самом деле пишут помощники и секретари. Служители Фемиды попросту не успевают детально разобраться в споре или провести необходимый анализ. Многие решения представляют собой копипаст выдержек из нормативных актов, даже когда речь идет о сложном и неоднозначном споре. «Кроме того, судьи боятся проявлять инициативу, потому что повышается риск отмены решения суда в вышестоящей инстанции, что негативно сказывается на карьере судьи», – уточнил эксперт. При этом он раскритиковал предложение Момотова по увеличению числа дел, которые должны рассматриваться во внесудебном порядке: «Это негативно скажется на обычных гражданах».

          Как и Голенев, Сосновский считает, что повышение размера пошлины можно считать выходом из ситуации. «Да, число споров снизится, но это значит, что истцы будут подавать меньше исков в неоднозначных ситуациях, когда исход спора не ясен, потому что они попросту будут бояться потерять больше денег на споре. Ведь при проигрыше дела придется компенсировать еще и судебные расходы выигравшей стороне. Вряд ли это будет способствовать защите прав добросовестных участников оборота», – пояснил юрист.

 

КОММЕРСАНТ, 27.10.20
          ВСЯ ВЛАСТЬ РАЙОНАМ
          Независимые депутаты предлагают добавить московским муниципалитетам денег и полномочий
 
Кира Дюрягина

 

          Ассоциация независимых депутатов (АНД) разработала проект нового закона Москвы об организации местного самоуправления (МСУ). Проект предполагает расширение перечня вопросов муниципального значения и увеличение налоговых отчислений в муниципальные бюджеты. Проект планируется внести в Мосгордуму через фракцию «Яблоко». Эксперты считают, что стремление муниципальных депутатов повысить независимость МСУ расходится с видением вышестоящих властей, однако не исключают, что возможность децентрализации власти в Москве может быть реализована.

          В пояснительной записке к законопроекту (есть в распоряжении "Ъ") сказано, что сейчас в Москве МСУ «переживает период роста» и установленного действующими законами объема полномочий муниципалитетов «становится недостаточно даже для решения повседневных задач».

          Члены АНД предлагают создать «полномочное, ответственное и самодостаточное» местное самоуправление в Москве, которое потребует и нового финансового обеспечения своих полномочий.

          МСУ в столице действует согласно городскому закону «Об организации местного самоуправления в Москве» 2002 года. Тогда выборные районные собрания были переименованы в муниципальные, получили возможность формировать свои исполнительные органы (муниципалитеты), обрели собственные источники доходов, бюджет и уставы. Они действуют наряду с органами государственной власти в районах (районные управы), но имеют минимальные полномочия и финансовые возможности.

          Один из авторов законопроекта, глава муниципального округа Якиманка Андрей Морев рассказал "Ъ", что в Москве полномочия МСУ минимальны по сравнению с другими субъектами, а вместо муниципальных депутатов функцию органов исполнительной власти выполняют управы:

          Сейчас депутаты ничего не могут контролировать, кроме — частично — благоустройства, капитального ремонта и районных праздников. Мы даже не можем влиять на местную собственность, потому что по факту в распоряжении муниципалитетов нет ни собственности, ни денег — все забрал город».

          Господин Морев отметил, что некоторые описанные в законе полномочия по факту не могут исполняться. Например, для принятия мер по борьбе с коррупцией нужен аудит, но прав проводить аудит коммунальных организаций или управ у муниципальных депутатов нет.

          Проект ассоциации расширяет и уточняет перечень вопросов местного значения. Так, депутаты хотят передать муниципалитетам выдачу разрешений на строительство, согласование разработки покрытия дорог и тротуаров, а также решения о сносе самовольных построек. С учетом расширения круга полномочий, передаваемых на муниципальный уровень, предлагается «укрепить экономические и финансовые основы» МСУ за счет увеличения налогооблагаемой базы. Так, в бюджеты муниципалитетов предполагается зачислять 80% доходов от местных налогов (земельного налога, торгового сбора, налога на имущество физлиц) и часть — от федеральных (7,5% НДФЛ и по 50% от налога на вмененный доход, налога, взимаемого по упрощенной системе, и налога, взимаемого в связи с применением патентной системы). При этом оставшаяся часть местных и федеральных налогов и сборов, а также единый сельскохозяйственный налог предполагается в полном объеме направлять в фонд финансовой поддержки муниципалитетов для выравнивания их бюджетной обеспеченности. Сейчас власти Москвы сами ежегодно определяют норматив налоговых отчислений в муниципальные бюджеты. По словам господина Морева, от НДФЛ, например, перечисляется «от 0,02% до 3%».

          Эксперт Комитета гражданских инициатив (КГИ) в области МСУ Андрей Максимов сказал "Ъ", что существует «огромное различие» в компетенциях местного самоуправления в городах федерального значения и других субъектах: «Москва, Петербург, Севастополь — единые хозяйственные системы, в которых большая часть вопросов так или иначе решается только на общегородском уровне, поскольку существует единая транспортная, градостроительная, коммунальная система. В таком случае поделить большую часть полномочий между районами невозможно».

          Однако эксперт разделяет стремление авторов проекта «децентрализовать систему управления Москвой», передав на муниципальный уровень вопросы, которые не требуют «кардинальной перестройки существующих механизмов».

          При этом господин Максимов считает, что ряд вопросов, в частности градостроительство, не могут быть переданы муниципалитетам: «Город — единый градостроительный комплекс. Границы участков могут не совпадать с границами муниципалитетов, и выдача разрешений на строительство — масштаб, который они не потянут». Он также полагает, что увеличение налоговых поступлений в местные бюджеты должно быть обосновано, исходя из «стоимости полномочий», которые предлагается передать муниципалитетам. «Думаю, законопроект в большей степени направлен на то, чтобы спровоцировать общественную дискуссию о расширении возможностей муниципалитетов в Москве. Такая дискуссия может быть продуктивной в плане определения, в каком направлении усиливать местное самоуправление в Москве»,— заключил эксперт.

          Политолог Аббас Галлямов считает, что шансов на принятие законопроекта нет, поскольку он противоречит логике вертикали власти, в рамках которой «никакой самостоятельности у нижестоящих этажей власти от вышестоящих быть не должно». «Впрочем, это не значит, что этим не стоит заниматься. Децентрализация сейчас входит в моду. На этом в следующем году можно будет выстроить хорошую предвыборную кампанию»,— заключил эксперт.

 

ГАЗЕТА.RU, 26.10.20 23:31
          «АБСОЛЮТНАЯ НЕНАВИСТЬ К РОССИИ»: ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ БАЙДЕНА
          Байден посчитал Россию главной угрозой безопасности США
 
Алексей Поплавский

 

          Джо Байден поставил Россию на первое место среди главных угроз для США. Политик-демократ лидирует в предвыборной гонке, а его возможная победа не сулит России ничего хорошего. С точки зрения экспертов, кардинальных изменений в подходе от Байдена ждать не стоит, скорее, возможны новые санкции и давление. Как изменятся отношения России и США в случае победу Джо Байдена — в материале «Газеты.Ru».

          Кандидат в президенты США от Демократической партии Джо Байден заявил, что Москва представляет наибольшую угрозу для Вашингтона на международной арене. По его мнению, под удар со стороны России попадает безопасность США и альянсы его государства с другими странами.

          «Во-вторых, я считаю, что самым большим конкурентом является Китай. И от того, какого подхода мы будем придерживаться, зависит, останемся ли мы и дальше конкурентами, или это перерастет в более серьезное соперничество в плане соотношения сил», — добавил Байден.

          С его точки зрения, большую опасность для страны также представляет политика действующего президента США Дональда Трампа, который «сближается со всеми диктаторами и тычет пальцами в глаза друзьям государства.

          В Кремле подобную риторику со стороны кандидата-демократа восприняли с сожалением. Как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, Москва абсолютно не согласна с выводами политика.

          «Мы можем только сожалеть, что таким образом насаждается абсолютная ненависть к Российской Федерации, и что наша страна позиционируется как какой-то противник. Это не так», — отметил представитель Кремля.

          «Байден — это война»

          Слова Байдена имеют особое значение, поскольку кандидат, если верить социологии, имеет все шансы стать следующим президентом США. Согласно опросу USC Dornsife от 25 октября, демократ лидирует на общенациональном уровне, набирая 54% поддержки, тогда как Трамп получает только 42%. Безусловно, выборы в США, в основном, завязаны на итогах голосования в каждом штате, но и тут мяч пока на стороне Байдена.

          В подобных условиях его победы исключать нельзя, и как в таком случае могут измениться отношения США с Россией — вопрос открытый. Сам кандидат уверяет, что Москва не желает его виктории, хотя то же самое говорит и Трамп. При этом оба соперника говорят о своей жесткой позиции в отношении России. Получается, любой расклад выборов вряд ли приведет к «оттепели».

          Байден активно поддерживает версию о предполагаемом вмешательстве России в президентские выборы, вероятно, после его победы можно ожидать новых санкций по этому вопросу. По традиции доказательства своих подозрений в США не приводят, а опровержения со стороны Москвы игнорируют.

          При этом советник Трампа по национальной безопасности Роберт О'Брайен говорил, что США уже ввели так много санкций против России, что есть проблемы с введением новых ограничительных мер. Этого также можно ожидать и от Трампа, поскольку санкции зачастую инициирует конгресс, а не глава государства.

          Как заявил в разговоре с «Газетой.Ru» профессор факультета права НИУ ВШЭ, политолог-американист Александр Домрин, Трамп в случае своей победы уже не сможет пойти на третий срок, ему будет нечего терять, и он может пойти на нормализацию отношений с Россией.

          «Байден — это война, интервенционизм в отношении всего мира. Еще во время праймериз он говорил, что мы вернем себе Америку, а после поведем за ней весь мир. Байден — угроза не только для России, но, возможно, даже собственного народа, потому что восстанавливать величие своей страны он будет на крыльях бомбардировщиков», — отмечает эксперт.

          В то же время, программный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Иван Тимофеев напомнил, что Россию в США называют главной угрозой как минимум последние шесть лет.

          «Китай и РФ перечислены как основные угрозы в стратегии по нацбезопасности, конечно, Трамп больше делает акцент на Пекине, но во всех документах Москва фигурирует. Байден может начать поднимать вопросы по правам человека, ввести санкции по инциденту с Алексеем Навальным. Вряд ли при нем произойдут кардинальные изменения в худущую сторону, если только не будет какого-то нового политического кризиса между Россией и США», — заявил эксперт «Газете.Ru».

          Подобного мнения придерживается и глава Фонда изучения США имени Рузвельта при МГУ Юрий Рогулев: кардинальных изменений в отношении Вашингтона к Москве ожидать не стоит, независимо от того, кто займет пост президента.

          «Байден отличается от Трампа тем, что он глобалист. Он будет проводить линию на глобальное доминирование США. В свое время Байден приезжал в Москву и много раз повторял фразу, что Россия и Америка — друзья. Однако с того времени обстановка в отношениях двух стран практически не изменилась», — подчеркнул эксперт.

          Относительные плюсы

          Таким образом, эксперты не ожидают, что возможная победа Байдена серьезно повлияет на текущее положение дел в отношениях России и США. Однако и у подобного развития событий все же есть ряд условно положительных моментов.

          Во-первых, в сфере контроля над вооружениями кандидат-демократ выступает за более приемлемые шаги для Москвы. Так, Байден открыто говорит о готовности продлить договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор о СНВ) с Россией без предварительных условий.

          Документ истекает в феврале 2021 года, и у демократа вполне есть шанс осуществить задуманное, поскольку пока стороны не могут прийти к соглашению по СНВ, отчасти из-за дополнительных условий, которые выдвигает администрация Трампа.

          Во-вторых, Байден поддерживал сохранение Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, его восстановления ожидать не стоит, но, скорее всего, Белый дом будет более гибко подходить к новым соглашениям по этой теме. К примеру, возможным соглашениям по неразмещению вооружений на территории тех или иных государств.

          В-третьих, кандидат-демократ готов к возвращению США к иранской ядерной сделке — Совместному всеобъемлющему плану действий по ядерной программе Тегерана. То есть Вашингтон может начать снимать санкции с Ирана, правда, пока непонятно, как к этому отнесется главный соратник США на Ближнем Востоке в лице Израиля.

          Кроме того, неясно, какие условия выставит Тегеран для возвращения американской стороны.

          Сценарий Никсона

          Впрочем, говоря о возможной победе Байдена на выборах президента, нельзя забывать, что на момент вступления в должность политику будет 78 лет. Он станет старейшим главой Белого дома в истории США и вполне может по определенным причинам прекратить исполнение своих обязанностей — такие опасения уже неоднократно высказывались политическими обозревателями в США.

          В таком случае власть перейдет к «правой руке» Байдена — Камале Харрис, что автоматически сделает ее первой женщиной-президентом. К тому же, еще и первой афроамериканкой на посту главы государства.

          Если события будут развиваться подобном образом, как это может сыграть на отношениях России и США, прогнозировать достаточно сложно. По сути, позиция Харрис в этих вопрос по большей части совпадает с курсом Байдена, да и в целом Демократической партии.

          То есть вряд ли можно ожидать каких-либо послаблений и тем более отмены санкций, на что, скорее всего, не пойдет и Трамп. В качестве условного плюса Харрис можно назвать ее жесткую позицию в отношении добычи нефти и газа в США. Она поддерживает усиление соответствующих ограничений, что может привести к росту цен на энергоресурсы.

 

ГАЗЕТА.RU, 26.10.20 21:27
          ПРОВАЛ ПАРТИИ ЗЕЛЕНСКОГО: КАК НА УКРАИНЕ ПРОШЛИ МЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ
          Местные выборы демонстрируют потерю доверия украинцев к «Слуге народа»
 
Анна Юранец

 

          ЦИК Украины ведет подсчет голосов на местных выборах, однако уже можно констатировать провал партии президента «Слуга народа». По предварительным результатам, ей не удалось одержать победу ни в одном крупном городе, партия вообще не смогла провести своих кандидатов в мэры ни одного областного центра. Успеха добились уже действующие градоначальники и местные партии. На западе Украины свои позиции упрочила «Евросолидарность», на юго-востоке — «Оппозиционная платформа — За жизнь».

          25 октября на Украине прошли местные выборы — фактически первый электоральный экзамен для президента Владимира Зеленского и его партии «Слуга народа». Экзамен партия главы государства провалила.

          Местные выборы, на которых граждане страны выбирали глав муниципалитетов, а также депутатов местных советов, стали для Зеленского третьими выборами в его политической карьере. Первые — выборы президента и парламента — стали оглушительным успехом. Год назад Украина сделала ставку на новые лица с незапятнанной репутацией. Издержками стала неопытность президента и большинства депутатов «Слуги народа».

          Теперь же, спустя год, украинцы выбирали уже из тех, кого они давно знают в политическом поле. Фактически эти выборы стали показателем доверия к власти. Однако «Слуге народа» не удалось даже приблизиться к тому успеху, с которого она начинала. По предварительным результатам, ни в одном большом городе партия не одержала победу.

          В Киеве, по предварительным данным, выигрывает действующий мэр Виталий Кличко. Судя по всему, для победы в первом туре ему не хватило совсем немного: он набирает 46-48%.

          Это, пожалуй, одна из главных неудач «Слуг народа», учитывая то противостояние, которое развернул в прошлом году с Кличко Андрей Богдан, на тот момент глава офиса президента Украины. Кандидат от партии президента занимает лишь третье место. Второе достается «Оппозиционной платформе — За жизнь» (ОПЗЖ).

          В целом, этот результат можно считать наиболее показательным. Действующие мэры и их локальные партии действительно заручились большей поддержкой по всей стране. Эта тенденция демонстрирует, что спустя год граждане Украины разочаровались во всех национальных политических силах.

          Второе место «Оппозиционной платформы — За жизнь» тоже можно назвать знаковым. Противостояние Зеленского и экс-президента Петра Порошенко, в целом, разводит их электораты по разным углам. А вот с ОПЗЖ глава государства делит одних избирателей. Владимир Зеленский обещал во что бы то ни стало закончить войну в Донбассе и на любых шагах в этом направлении он расставляет особые акценты.

          «Оппозиционная платформа — За жизнь», главой политсовета которой является Виктор Медведчук, продолжает демонстрировать куда более прозрачные намерения на этот счет. ОПЗЖ выступает, к примеру, за полное соблюдение минских соглашений и восстановление политических и экономических связей с Россией. Традиционно за нее голосует юго-восток Украины, часть его голосов партия потеряла на выборах президента и Верховной рады. На этот раз ОПЗЖ выступила куда лучше — на юго-востоке она вернула свои позиции и даже пошла дальше, о чем свидетельствуют ее результаты на выборах мэра Киева. «Оппозиционная платформа — За жизнь» однозначно войдет в столичный горсовет, что произойдет впервые со времен «майдана».

          В самой ОПЗЖ довольны предварительными результатами голосования. Об этом заявил на брифинге глава исполкома партии Сергей Левочкин.

          «Мы удовлетворены теми цифрами, которые мы уже знаем по результатам экзитполов, особенно это касается юго-востока страны — традиционных базовых регионов нашей партии», — сообщил он.

          Абсолютно та же картина складывается во втором по численности городе Украины — Харькове — первое место на выборах мэра и депутатов городского совета достается представителям местных сил. Второе место берет ОПЗЖ, третье — «Слуги народа» и четвертое — «Европейская солидарность». Тот же расклад наблюдается и в Одессе (третьем городе по численности).

          В Днепре первое и второе место делят выдвиженцы местных партий. «Слуга народа» лишь на четвертом месте, за ней следует ОПЗЖ.

          В некоторых городах Центральной Украины партии президента все же удалось заручиться успехом. Первое место «Слуги народа» получают на выборах в горсоветы Черкасс, Ужгорода и Кривого Рога (родного города Зеленского). Однако «слугам» все же придется формировать коалиции с другими партиями, преодолевшими избирательный барьер. К тому же, кандидаты в мэры этих городов занимают второе место, уступая действующим главам.

          Вообще «Слуга народа» не смогла провести своего выдвиженца в мэры ни одного областного центра.

          Еще одним серьезным сигналом для президента стали результаты «Европейской солидарности» Петра Порошенко. Год назад политическая карьера экс-президента, казалось, будет закончена в ближайшее время. Он и его партия полностью провалились на президентских и парламентских выборах. Однако ему удалось сплотить вокруг себя всю националистически настроенную часть общества, о чем свидетельствует провал остальных сил, которые могли рассчитывать на этот электорат.

          На западе Украины, которому присущи такие настроения, «Европейская солидарность» взяла свое. Во Львове на выборах в горсовет партия Порошенко лидирует, на выборах мэра занимает второе место, уступая местному кандидату. Более того, неплохой результат «Евросолидарность» демонстрирует и в некоторых частях Центральной Украины. В Винницкой области она занимает второе место на выборах мэра и членов горсовета, опять же уступая местным властям. Что важно, партия Петра Порошенко лидирует в Киевской области. На втором месте — «Слуга народа». На выборах в Киевсовет «Евросолидарность» занимает второе место, уступая партии Виталия Кличко. «Слуга народа» — третьи.

          Сам бывший президент в ходе брифинга уже заявил, что «Евросолидарность» — единственная партия, которая будет представлена во всех областных центрах Украины.

          «Это огромный шаг вперед по сравнению с парламентскими выборами прошлого года, где «Европейская солидарность» заняла первое место только во Львовской области», — отметил Порошенко.

          Стоит также отметить и рекордно низкую явку — всего 37%. Однако этот факт можно списать на пандемию COVID-19.

          Главным же выводом после последнего голосования стало возвращение к политической поляризации. Если отойти от специфики местных выборов — наличия локальных политиков и партий, — то избиратели снова выбирают между «партией войны» и «партией мира». Такие политические силы существовали до появления Зеленского — это «Европейская солидарность» и «Оппозиционная платформа — За жизнь». Четко ориентированные на свой электорат, партии предлагают строго то, что ему нужно. «Евросолидарность» выступает против «капитуляции» — любых уступок по Донбассу и Крыму и выполнения важнейшей части минских соглашений. ОПЗЖ резко им оппонирует.

          Владимир Зеленский свой первый год правления пытался нащупать баланс между двумя частями расколотого общества и удовлетворить интересы обоих лагерей. Однако в этом стремлении он в результате не угодил никому. Президент шел на обмен пленными и заключал режим тишины, но заявлял о недопустимости соблюдения политической части минских соглашений. И, судя по всему, нечто среднее украинскому избирателю попросту не нужно.

          В рядах президентской партии демонстрируют оптимизм. Председатель «Слуги народа» Александр Корниенко, ссылаясь на параллельные подсчеты, прогнозирует победу на местных выборах.

          «Давайте посмотрим на все результаты по стране через пару дней. Наибольшее количество местных депутатов будет у «Слуги народа», что бы там кто ни говорил», — заявил Корниенко журналистам.

          Он рассказал, что во второй тур выходят кандидаты от «Слуги народа» в Полтаве и Житомире, а в Киеве призвал дождаться подсчета голосов. По словам Корниенко, впервые за все время партия власти показала достаточно высокий уровень проведения самих выборов, не вмешиваясь при этом в избирательный процесс.

          Такое заявление председатель «Слуги народа» сделал ночью во время подсчетов голосов. Президент Украины, находящийся в это время в пресс-центре партии, так и не вышел к ожидающим его журналистам.