ИЗВЕСТИЯ, 27.12.22 16:25
         В КРЕМЛЕ ПРОКОММЕНТИРОВАЛИ ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ ДОЛЖНОСТИ ГЛАВЫ ТАТАРСТАНА
         Песков заявил, что к решению переименовать должность главы Татарстана нужно относиться уважительно
 
         К решению Госсовета Татарстана о переименовании должности президента республики в «раиса» нужно относиться с уважением. Об этом 27 декабря заявил представитель Кремля Дмитрий Песков.
         «Это решение законодательного органа Татарстана, нужно к нему относиться с уважением», — сказал он журналистам.
         Ранее, 23 декабря, парламент региона принял законопроект о поправках в конституцию республики. Он, в частности, предусматривает переименование должности руководителя Татарстана.
         Согласно документу, именуемая сейчас должность президента Татарстана будет звучать как «глава — раис Республики Татарстан». Однако это произойдет после окончания срока полномочий действующего президента региона Рустама Минниханова в 2025 году.
         Ряд представителей руководства Татарстана назвали принятие такого решения непростым, но необходимым. Об этом, в частности, заявил сам Минниханов. Он отметил, что эта тема является болезненной, но, несмотря на это, нужно двигаться вперед и принимать решения.
         Предложение о переименовании должности главы республики 23 декабря внес президиум комитета Госсовета Татарстана.
         22 декабря комитет Госсовета Республики Татарстан (РТ) по госстроительству и местному самоуправлению рекомендовал парламенту доработать законопроект. Это объяснялось тем, что в документе не была отражена возможность наименования должности руководителя республики с учетом исторических и национальных особенностей.
         Закон о публичной региональной власти был подписан президентом РФ Владимиром Путиным 21 декабря 2021 года. Он, в частности, предполагает запрет главам регионов именоваться президентами. Его основные положения вступили в силу с 1 июня 2022 года.
 
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 27.12.22 19:54
         КОДЕКС ОБ ИНОАГЕНТАХ ПРИМЕНЯТ НА ВЫБОРАХ
         Президентскую кампанию-2024 защитят от внешнего вмешательства
 
Дарья Гармоненко,
Иван Родин
 
         Расширение компетенции временной комиссии Совета Федерации по предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ, судя по всему, возобновит процесс ужесточения избирательного законодательства. Ограничения, похоже, обкатают в течение года, к президентской кампании-2024. Скорее всего иноагенты все-таки будут лишены права выбираться. Процедуры наблюдения, очевидно, будут монополизированы официальными общественниками. Партиям, вероятно, уже де-юре ограничат свободу финансирования, а избирателям – пока де-факто – реально альтернативный выбор.
         В ходе всеобщего подведения итогов 2022 года среди прочего прозвучали прогнозы парламентариев и общественников по поводу предстоящих электоральных событий, главное из которых – выборы президента РФ в самом конце 2023-го.
         На последнем в уходящем году заседании Совета Федерации сенатор Андрей Климов – глава временной комиссии по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ, говоря о задачах на будущее, сообщил, что «вместе с Центризбиркомом уже анализируем возможные угрозы». Для оперативного реагирования на них комиссия продлила полномочия своей мониторинговой группы, которую возглавляет сенатор Владимир Джабаров. Причем работать она будет до конца 2024 года. «Это связано с тем, что так называемый проект-2024 является одним из важнейших планов Вашингтона и его сообщников по противоправным попыткам вмешательства в кампании по выборам президента России», – заявил Климов.
         Накануне пленарного заседания СФ эта комиссия действительно повысила статус рабочей группы по вопросам электорального характера. «Члены комиссии хорошо понимают, что главный экзамен электоральная система по защите от внешних угроз должна пройти в 2024 году. И поэтому то, что происходит в 2023-м, тоже всех волнует. С учетом именно этих обстоятельств предлагаем переформатировать рабочую группу, которую возглавляет коллега Джабаров», – пояснил Климов. Если говорить коротко, то комиссия верхней палаты собирается реагировать законодательными инициативами на все – реальные или мнимые – попытки зарубежного вмешательства во внутрироссийский политический процесс.
         С одной стороны, это выглядит как некие зеркальные действия в ответ США, которые уже несколько лет противодействуют российскому влиянию на собственные выборы – также скорее воображаемо, чем реально опасному. Однако, с другой стороны, вышеназванные сенаторы Климов и Джабаров являются инициаторами пресловутого кодекса об иноагентах. Это как сам закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», так и корректировки в 40 иных действующих законов. Среди них есть и такие базовые электоральные правовые акты, как «Об основных гарантиях избирательных прав», «О выборах депутатов Госдумы» и «О выборах президента РФ. Напомним, что пока для иноагентов введены лишь отдельные ограничения: например, запрет быть членами избиркомов или, скажем, обязательное повсеместное уведомление кандидатами о присвоенном им данном статусе.
         А еще одно событие в потоке новостей осталось совсем незамеченным. Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) распространила высказывания зампреда Научного совета ВЦИОМа Иосифа Дискина о том, что «общественный контроль за выборами приобретает особое значение»: «Прежде всего созданная система общественного наблюдения за последние годы институализировалась, получила широкое распространение и стала привычной для избирательного процесса. За это время во всех регионах страны сформировалась сеть гражданских активистов, участвующих в этой работе». И он заявил, что «широкое участие россиян в общественном контроле за выборным процессом может и должно стать движением, в ходе которого будет укрепляться общественная консолидация». Напомним, что НОМ фактически монополизировал так называемое независимое наблюдение, выбив оттуда оппозиционных активистов. И уже не раз официальные общественники намекали на необходимость расширения их полномочий, скажем, давая понять, что они вполне могут готовить наблюдателей для партий и кандидатов. Эти электоральные субъекты пока имеют право выдвигать на участки своих людей, а не проводить их утверждение через Общественную палату РФ и подобные региональные структуры.
         Однако вполне можно допустить, что в условиях пресловутой «войны Запада с Россией» власть решит перейти к более строгому контролю над процессами наблюдения. К примеру, действительно сделать единую систему подготовки и распределения наблюдателей, которым тогда как раз и можно будет дать побольше прав. Однако это точно надо будет проводить через поправки в законодательство – и вот тут как раз пригодятся сенаторы Климов, Джабаров и многие другие, а также депутаты Госдумы. Уже сейчас можно предположить, что усиленное внимание комиссии СФ к выборам ближайших лет выльется в дальнейшие ужесточения по иноагентам. Скорее всего их все-таки будут лишать пассивного права, то есть возможности выдвигаться какими-либо кандидатами. Это выходит из логики кодекса об иноагентах, согласно которому ими могут стать кто угодно – физические или юридические лица, российские или иностранные гражданине, организации или движения. То есть любые конкретные фигуры можно будет оперативно выбивать с выборов.
         Очевидно, что ревизию выборных законов необходимо будет начинать уже прямо в январе. Скажем, если принимать какие-либо изменения в порядок финансирования кампаний, то это надо делать загодя хотя бы для того, чтобы опытным путем понять, как новации будут работать. И плюс, конечно, необходимо нарабатывать всевозможную практику применения новых правил и их реализации де-факто, что для электоральных процессов немаловажно. В общем, прогноз выходит такой, что в течение 2023 года избирательное законодательство будет окончательно забетонировано, а его субъекты, прежде всего политструктуры, – выстроены.
         Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов подтвердил, что «ужесточения могут быть, и скорее всего будут». Но заметил, что коммунисты не собираются ничего подсказывать администрации президента: мол, «у чиновников и так хватает разрушительной фантазии». По его словам, власть стремится закрыть все возможности для оппозиции, чтобы сделать выборы предсказуемыми с контексте несменяемости самой этой власти. «Поэтому в 2023 году будут происходить обкатки новаций, но это власти не поможет», – заявил «НГ» Обухов. Депутат Заксобрания Карелии от «Яблока» Эмилия Слабунова полагает, что «в 2023-м будут промониторены все возможные опасности для власти на выборах 2024 года, после чего зацементируют все, что можно». Она согласна, что новые ограничения коснутся наблюдения, будут широко распространяться и дистанционное электронное голосование, и формат «выборов на пеньках». Она не исключает и статистических игр с числом избирателей, но ужесточения против иноагентов считает возможными только теоретически: «Их влияние на выборы и так нивелировано, так что, наверное, совсем запрещать им участие не будут, чтобы сохранять иллюзию демократии».
         Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заявил «НГ», что хотя вроде бы выборное законодательство и так предельно ужесточено, но в принципе ужесточать можно до бесконечности, «поэтому работы у сенаторов и депутатов хватит». Поскольку главная цель – это президентские выборы, то «власть хочет регулировать состав кандидатов еще больше, чем прежде». Например, он предположил, что уже сейчас внутри власти идут споры – а нужен ли в 2024-м либеральный кандидат? «И здесь даже вопрос не в том, поддержит ли Запад такого кандидата или нет, для Запада сейчас все российские кандидаты неприемлемы. А вопрос в том, останется ли в публичной политике либеральная идея», – подчеркнул эксперт, отметив, что это важно не для исхода выборов, а для ситуации внутри страны. «Сейчас ужесточить могут что угодно, но заранее предсказать, каких сфер это коснется, невозможно», – подчеркнул Макаркин.
         Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин напомнил «НГ», что сотрудничает с комиссией СФ в качестве приглашенного эксперта. И он считает, что изменения в законах появятся обязательно: «Внешнее воздействие на выборы в РФ – это устоявшаяся практика для Запада. Электоральная гигиена важна, 2023-й и 2024-й будут сложными, в будущем году выбирают 20 губернаторов, а потом – президента. Такая деятельность сенаторов теперь становится еще более актуальной». Однако конкретные изменения пока сложно прогнозировать, хотя наблюдения они скорее всего коснутся: «Некоторые иноагенты не столько наблюдают, сколько дискредитируют выборы, их воздействие необходимо нейтрализовать». При этом Мухин согласился, что комиссия СФ, видимо, займется вопросами финансирования кандидатов и агитации, самих же иноагентов вряд ли будут трогать, ведь как кандидаты они заведомо непроходные. Эксперт предположил, что законодательные новации появятся уже на весенней сессии Госдумы, но они будут не масштабными, вероятнее всего, предстоит точечная корректировка.
 
КОММЕРСАНТ, 28.12.22
         Минюст зарегистрировал донецкое региональное отделение «Единой России»
 
Леонид Уварчев
 
         В Донецкой народной республике официально создано региональное отделение «Единой России». Исполняющий обязанности начальника управления Минюста РФ по ДНР вручил документ на расширенном заседании президиума регионального политсовета партии.
         Председателем отделения единогласно избран глава администрации главы ДНР Алексей Никоноров, сообщил врио главы региона Денис Пушилин. По его словам, в регионе сформирован состав рабочих органов партии, избраны председатели и координаторы партийных проектов. «Основная задача на ближайшую перспективу для каждого председателя и координатора — сформировать свои общественные советы, которые продолжат работу в рамках 21 партийного проекта»,— написал господин Пушилин в Telegram.
         Все пять пять парламентских партий открыли региональные отделения на новых территориях. Россия присоединила ДНР, ЛНР, Херсонскую и Запорожскую области в ходе военной операции на Украине в конце сентября.
 
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 27.12.22 19:57
         СИРИУСУ ДОБАВЛЯЮТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АТРИБУТОВ
         Первая и единственная федеральная территория существует уже два года
 
Иван Родин
 
         В Госдуме появилась правительственная инициатива со стандартным титулом – о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ. Документ представляет собой корректировку правового поля в интересах федеральной территории (ФТ) Сириус – первой и пока единственной в стране. Десяток законов подвергается как бы технической правке, но в итоге получается, что этому научно-корпоративному княжеству добавляют государственных атрибутов до уровня почти полноценного субъекта РФ. При этом Сириус существует уже два года и без таких добавлений, но зато с хорошим бюджетом. Например, на 2023 год доходы и расходы куска Черноморского побережья утверждены в размере 4,85 млрд руб.
         Два года своего существования Сириус отметил 22 декабря – и, судя по всему, это название теперь точно нужно писать без кавычек, потому что именования субъектов РФ выглядят именно так. Превращение ФТ в почти полноценный отдельный регион подкрепляется правительственным законопроектом, который, правда, к юбилею несколько опоздал. Эта инициатива действительно не выглядит остро актуальной в отличие от предыдущих, когда ФТ получала расширенные права на самостоятельное правовое регулирование в ряду социально-экономических сфер.
         Теперь же предлагаемые поправки выглядят не более чем укрепляющим средством для государственного статуса Сириуса. Например, первый изменяемый в интересах ФТ закон – основы законодательства о культуре. Суть поправок в том, что органы публичной власти Сириуса получают как региональные, так и муниципальные полномочия в этой сфере деятельности.
         И это понятно, ведь ФТ сама по себе – это место для деятельности фонда «Талант и успех», который возглавляет Елена Шмелева – она же и председатель Совета (парламента) Сириуса. Как уже писала «НГ», этот формат представительной власти представляет собой симбиоз современных и позднесоветских практик. Скажем, часть депутатов выбирается гражданами напрямую, а часть – назначается сверху.
         В правительственном проекте большинство статей является примерно такой же технической корректировкой, однако несколько изменений выглядят более значимыми. К примеру, по какой-то причине понадобилось модифицировать закон о партиях – тоже в подобном ключе выказывания дополнительного респекта властям ФТ. Скажем, политструктурам запрещается иметь эмблемы, повторяющие символику РФ, субъектов РФ и муниципалитетов, кроме того, партийные символы не должны наносить ей ущерб. Теперь то же самое распространяется и на Сириус. При этом у ФТ пока нет ни герба, ни флага, ни тем более гимна. Вообще-то результаты соответствующих конкурсов предполагалось объявить еще летом, но что-то пошло не так, видимо, в связи со спецоперацией.
         Интересно, что в пояснительной записке правительство упоминает еще и о поправках для Сириуса к закону о гарантиях избирательных прав граждан, но в самом проекте их нет. И непонятно, то ли Минюст, составивший документ, о них позабыл, то ли не смог согласовать с другими инстанциями. Возможно также, что речь шла об избиркоме ФТ, который предполагалось упомянуть в базовом электоральном законе, но оказалось, что там об этой комиссии уже все есть. Властям Сириуса также предоставляются совмещенные регионально-муниципальные полномочия по противодействию терроризму, хотя не очень ясно, для чего реально, ведь ФТ как проект президента РФ находится полностью под прикрытием федеральных и региональных госорганов.
         Однако, судя по всему, все в тех же статусных целях Сириусу дается возможность создать собственную контрольно-счетную палату, служащие которой становятся госчиновниками. Данный орган, который обязаны иметь все этажи публичной власти, Сириусу точно не нужен, поскольку бюджет ФТ пока, очевидно, формируется из федеральных и региональных перечислений. Кстати, только что Совет Сириуса как раз и утвердил бюджет ФТ в размере 4,85 млрд руб., что для небольшого клочка земли немало. Тем более что, судя по сообщениям о визите в Сириус президента РФ 1 декабря, основное развитие ФТ – пока в основном в виде масштабного капитального строительства – идет за счет крупных спонсоров. Так что крупных научных прорывов из Сириуса за два года не последовало, судя по пресс-релизу в честь двухлетия, речь больше идет об активной культурной, образовательной и общественной жизни.
 
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 27.12.22 20:45
         РАЗВЯЗКА В КОСОВО ПРИБЛИЖАЕТСЯ
         Сербия решила повысить ставки в противостоянии с албанцами
 
Геннадий Петров
 
         Вооруженные силы Сербии, находящиеся на линии соприкосновения с Косово, приведены в состояние повышенной боевой готовности. Это решение президент страны Александар Вучич принял вслед за отказом сербов разобрать баррикады, возведенные ими 18 дней назад в Митровице. В Белграде и Приштине надеются, что международные силы во главе с НАТО (KFOR), а также ЕС примут их сторону и урегулируют ситуацию.
         В кризисе, начавшемся после того как правительство Косово решило не идти на уступки местным сербам по щекотливому вопросу замены сербских автомобильных номеров на косовские, близка развязка. В понедельник косовский премьер Албин Курти провел переговоры с командующим KFOR Анджело Микеле Ристучем и главой полицейской миссии Евросоюза EULEX Ларсом-Гуннаром Вигемарком.
         По их итогам было заявлено, что необходимо разобрать баррикады в Митровице. Заявление выглядело как призыв, адресованный косовским сербам. Ранее представители и KFOR, и EULEX говорили о том, что у них нет полномочий, чтобы применять силу для разбора баррикад.
         Однако в ночь на вторник в Митровице появились новые укрепления, сооруженные из заполненных грузовиков. А во вторник Вучич, объявив о приведении армии в повышенную боевую готовность, пообещал вмешаться, если Курти выполнит угрозу и попытается разобрать баррикады силами своей полиции.
         Митровица, где большинство составляют сербы, а меньшинство албанцы, опять оказалась разделенным городом. По сообщению косовских СМИ, с сербской части ушли косовские судьи. Они, как заявляется, опасаются за свою безопасность. В Сербии же возмущены действиями косовских властей, которые, как подчеркивают в Белграде, умышленно накаляют обстановку. Правительство Курти не только не отказалось от намерений занять парламенты муниципалитетов в сербских районах, но и не пустило в Косово сербского патриарха Порфирия. По непонятной причине косовская полиция не позволила ему посетить монастырь Грачаница. Визиты в Печский патриархат в рождественские дни – вполне обычная часть графика патриарха. Глава канцелярии по Косову и Метохии при правительстве Сербии Петар Петкович заявил по этому поводу, что «насилие Курти над сербским народом достигло невиданных размеров». Откликнулись и сербские власти в соседней Боснии. Председатель Национальной ассамблеи Республики Сербской Ненад Стевандич потребовал от КФОР и Евросоюза перестать пассивно наблюдать за ситуацией, вмешаться в нее и урезонить Курти.
         В Приштине также ругают ЕС и НАТО за пассивность. Косовские вооруженные формирования приведены в состояние повышенной боевой готовности.
         Один серьезный инцидент в зоне соприкосновения уже был. В населенном пункте Зубин-Поток, где установлены баррикады, 25 декабря открыли огонь. По сербским данным, стрелял косовский спецназ. KFOR тогда же сообщил, что его патруль, состоящий из военнослужащих латвийской армии, попал то ли под случайный, то ли под преднамеренный обстрел. Пострадавших нет. Тем не менее стрельба есть стрельба.
         В ЕС анонсировали новые переговоры по урегулированию положения. А пока, несмотря на грозную риторику, ни в Приштине, ни в Белграде не проявляют готовность действовать первыми. Сербия обратилась с просьбой к KFOR разрешить сербским силовикам вернуться в Косово, откуда они ушли по итогам конфликта 1999 года. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1244 допускает такой вариант. Согласно ей, возврат сербских полицейских и военных в Косово возможен в случае особых обстоятельств. При этом действовать они должны под международным контролем. То есть под контролем KFOR, который располагает в Косово контингентом численностью примерно 4 тыс. человек. В Приштине по-своему трактуют резолюцию № 1244. Эта трактовка не предполагает присутствия сербских силовиков в Косово ни при каких обстоятельствах.
         Обострение конфликта происходит на фоне очевидного оживления процесса евроинтеграции на Западных Балканах. В ходе саммита ЕС, который 15 декабря состоялся в Брюсселе, статус кандидата на вступление в Евросоюз был официально предоставлен Боснии и Герцеговине. Это помимо всего прочего еще и сигнал Косово и Сербии: надо торопиться. От того, как быстро они смогут урегулировать взаимные претензии, зависит начало предметного обсуждения с Брюсселем вопроса об их присоединении к ЕС. В этих условиях и Приштина, и Белград стараются застолбить для себя наилучшие стартовые условия на двусторонних переговорах. Косово стремится взять, насколько это возможно, под контроль сербские регионы, а Сербия – добиться максимально допустимой автономии для соотечественников в своем, по сути, уже бывшем краю.
 
ГАЗЕТА.RU, 27.12.22 19:00
         «ЗВОНОК ОБЕРНУЛСЯ ФИАСКО». ВАН И ОТЧИТАЛ БЛИНКЕНА ЗА ДВОЙНУЮ ИГРУ
         Asia Times: разговор Блинкена с министром иностранных дел Китая оказался провальным
 
Леонид Цветаев
 
         Разговор госсекретаря США Энтони Блинкена с главой МИД КНР Ваном И обернулся для американского политика полным фиаско, пишет Asia Times. Блинкен попытался из первых уст узнать подробности состоявшихся переговоров с замглавы Совбеза РФ Дмитрием Медведевым и президентом ФРГ Франком-Вальтером Штайнмайером, но получил холодный отказ. Подробнее — в материале «Газеты.Ru».
         Бывший дипломат Мелкулангара Бхадракумар в своей колонке для Asia Times отметил, что звонок госсекретаря США Энтони Блинкена министру иностранных дел Китая Вану И в пятницу 23 декабря обернулся фиаско.
         По мнению обозревателя, Блинкен попытался вжиться в роль «мирового полицейского» и посчитал, что имеет право знать о контактах Китая с Россией и Германией. В частности, речь идет о недавних переговорах между председателем КНР Си Цзиньпинем с президентом ФРГ Франком-Вальтером Штайнмайером и замглавы Совбеза России Дмитрием Медведевым. Американский госсекретарь по их завершении звонил главе китайского МИД, чтобы узнать подробности, утверждает автор колонки.
         «Однако звонок Блинкена министру иностранных дел Китая Вану И в пятницу 23 декабря обернулся фиаско», — пишет он.
         Переговоры
         Бхадракумар предполагает, что Блинкен, вероятно, «сделал разумное предположение, что телефонный звонок Штайнмайера Си во вторник, неожиданный визит Медведева в Пекин и его встреча с Си в среду не могли быть случайными».
         По данным некоторых СМИ, Москва и Пекин работали над организацией встречи Путина и Си в конце декабря.
         Медведев, в свою очередь, должен был передать Си «весьма чувствительное послание» от президента России Владимира Путина.
         Обозреватель также пишет, что Си выдвинул Штайнмайеру предложение из трех пунктов по развитию китайско-германских отношений и заявил, что «Китай и Германия всегда были партнерами». На встрече с Медведевым председатель КНР подчеркнул, что «Китай готов работать с Россией» для того, чтобы перенести китайско-российские отношения на новый уровень.
         Нож в спину
         По данным Бхадракумара, в ходе этих последних контактов китайских, российских и немецких политиков также обсуждался конфликт на Украине. При этом Си подчеркнул, что «Китай по-прежнему привержен содействию мирным переговорам» (цитата из беседы со Штайнмайером) и «активно лоббирует идею мирных переговоров» (из разговора с Медведевым). Блинкен же, пытаясь прояснить ситуацию, исполнил свою миссию «крайне топорно».
         «Неудивительно, что [министр иностранных дел Китая] Ван И строго отчитал Блинкена за попытку «одновременно вести диалог и заниматься сдерживанием» и «рассуждая о сотрудничестве, воткнуть Китаю нож в спину»», — указывает эксперт.
         «Это не разумная конкуренция, а иррациональное подавление. Такая тактика нацелена не на разрешение конфликтов, а на их эскалацию», — цитирует газета слова Ван И.
         Предыдущий контакт между госсекретарем США и главой МИД Китая состоялся 30 октября. В ходе телефонной беседы Блинкен подчеркивал важность поддержания открытых линий связи и ответственного выстраивания отношений между Вашингтоном и Пекином.