КОММЕРСАНТ, 28.11.22
          ДЕПУТАТЫ СТОЛКНУЛИСЬ С НЕПРИНЯТОСТЯМИ
          Думский комитет по контролю жалуется на задержку разработки необходимых подзаконных актов
 
Мария Макутина
 
          Комитет Госдумы по контролю рассмотрел отчет правительства о разрабатываемых подзаконных актах, необходимых для реализации законов. По многим из них уже давно истекли сроки исполнения, причем по некоторым еще в 2014 году. В Госдуме обращают внимание, что в правительстве часто не объясняют причины затягивания сроков, и отмечают, что у депутатов нет действенных инструментов влияния на этот процесс.
          Правительство ежеквартально направляет депутатам отчет о разрабатываемых проектах актов, необходимых для реализации законов. В последнем перечне за третий квартал этого года до сих пор числятся законы, принятые несколько лет назад, начиная с 2014 года. Документ оценивает думский комитет по контролю.
          Согласно отчету (по состоянию на 30 сентября), подлежащих разработке и принятию нормативных правовых актов сейчас порядка 680 и по около 150 из них нарушены сроки подготовки, рассказал "Ъ" член комитета Никита Румянцев («Единая Россия»).
          А без подзаконных актов законы не работают, подчеркивает депутат.
          Так, например, до сих пор не разработано постановление правительства о порядке выдачи разрешения на перевозку грузов повышенной опасности внутренним водным и железнодорожным транспортом. Изначальный срок его исполнения истек в июне 2014 года. А в январе 2018 года должно было выйти постановление о перечне причин, влекущих за собой невозможность отказа лица от имеющегося у него гражданства иностранного государства и порядке оформления письменного отказа от него. Для реализации закона о переводе полисов ОМС в цифровой формат не готов «порядок ведения персонифицированного учета» (срок истек в апреле этого года): в данном случае, как пояснили в комитете, перенос был обусловлен антироссийскими санкциями, «перебоями с поставками компонентов информационно-технологической инфраструктуры и необходимостью усиления мер по защите персональных данных».
          Причины задержек представители правительства обычно не объясняют подробно, а отвечают: «Мы работаем над этим», говорит Никита Румянцев. По его словам, причины могут быть самыми разными, как объективными, так и субъективными: из-за ожидания принятия новых законов, разногласий внутри правительства или просто большой нагрузки. Отметим, закон «О парламентском контроле» не предусматривает обязанности правительства разъяснять причины изменения сроков подготовки подзаконных актов и не ограничивает количество их переносов.
          Впрочем, комитет отмечает, что тенденция сокращения числа необходимых подзаконных актов, наблюдаемая с начала года, к его завершению не сохранилась.
          Отчасти это можно объяснить необходимостью принятия ряда срочных законодательных решений, вызванных антироссийскими санкциями,— хотя «срочность их принятия могла бы сопровождаться и сокращением сроков разработки подзаконных актов», говорится в отчете комитета. Кроме того, возросло число подзаконных актов, приходящихся в среднем на один законопроект: например, к принятому в конце прошлого года закону «О семеноводстве» требуется 28 актов, а к закону этого лета о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием,— 18.
          При этом депутаты комитета не видят «объективной необходимости» концентрации ответственности за часть подзаконных актов на отдельных министерствах и ведомствах вместо урегулирования всех вопросов непосредственно в тексте соответствующих законов. Министерства при разработке проектов законов часто субъективно определяют, где должны быть нормы прямого действия, считают в комитете.
          У депутатов нет четких полномочий влиять на сроки утверждения подзаконных актов правительством, подчеркивает господин Румянцев. Как отмечает комитет, реализация отдельных норм законов сконцентрировалась в значительной мере на ведомственных решениях, а не на нормативных правовых актах правительства, что ограничивает возможности применения парламентского контроля в отношении конкретных ведомств: ведь сроки и условия разработки таких приказов устанавливает именно правительство.
          В думском комитете считают, что нужны специальные меры по решению этой проблемы — в частности, предлагается проработать вопрос о согласовании решений правительства по срокам подготовки подзаконных актов с Думой.
          Пока же депутаты могут использовать результаты оценки комитета по контролю только при проведении «правительственных часов» в Думе и отчетов представителей правительства, констатирует депутат Румянцев.
          Ситуация с задержкой разработки подзаконных актов в политической науке объясняется концепцией вето-игроков, когда, например, кто-то влиятельный считает, что вреда от закона будет больше, чем пользы, объясняет политолог Павел Склянчук. Кроме того, в некоторых случаях чиновники могут просто «запутаться в согласованиях». В таких случаях задача парламентского контроля состоит в том, чтобы выяснить, кто конкретно и почему не дает хода принятию актов, говорит господин Склянчук. Вполне возможно, были плохо описаны рамочные нормы принятого закона и они не могут быть конкретизированы до степени реализуемости на практике, добавляет он. Непринятые подзаконные акты нередко становятся поводом для критики во время «правительственных часов» с министрами, но принцип разделения властей не позволяет повлиять на эту ситуацию каким-то ультимативным способом, заключает эксперт.
 
КОММЕРСАНТ, 28.11.22
          ИМ БОЛЬШЕ И НЕ НАДО
          Некоторым губернаторам достаточно двух сроков
 
Андрей Прах,
Николай Борисов,
Роман Рыскаль
 
          Парламенты субъектов РФ заканчивают приведение региональных уставов и конституций в соответствие с новым федеральным законом о публичной власти. Документ разрешил губернаторам занимать должность больше двух сроков подряд, но не везде этим правом воспользовались. Как выяснил "Ъ", в Якутии, Нижегородской и Ленинградской областях ограничение решили не снимать, а в Севастополе, Удмуртии, Татарстане и некоторых других регионах поправки до сих пор не готовы. Впрочем, основные бенефициары реформы — губернаторы, дорабатывающие второй срок,— от препятствий уже избавились.
          Норма, запрещающая губернаторам занимать должность «более двух сроков подряд», исключена из конституций и уставов уже 62 субъектов РФ, подсчитал "Ъ". Еще в семи регионах соответствующие поправки находятся на рассмотрении парламента или готовятся к внесению.
          Напомним, в прошлом году Госдума приняла новый закон, регламентирующий деятельность региональных органов власти (см. "Ъ" от 15 декабря). В отличие от прежнего документа, в нем не содержатся ограничения на число губернаторских сроков, которое было установлено в 2012 году. Многие после этого посчитали, что запрет отменен, однако глава думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников объяснил: региональные власти должны сами решить, убирать эту норму из своего основного закона или оставить ее. Времени на раздумья было достаточно: уставы и конституции субъектов должны быть приведены в соответствие с новым федеральным законом не позднее 1 января 2023 года.
          Большинство парламентов еще весной ожидаемо разрешили губернаторам править бессрочно.
          Несмотря на слова господина Крашенинникова, региональные депутаты утверждали, что просто не имеют права оставлять запрет: раз его нет в федеральном законе, то не может быть и в региональном. «Иначе мы будем отнимать дополнительные гарантии у должностных лиц»,— говорил, например, вице-спикер Алтайского краевого законодательного собрания Денис Голобородько.
          Однако в июле парламент Ленинградской области по инициативе губернатора Александра Дрозденко привел региональный устав в соответствие с новым законом, но оставил норму о губернаторских сроках без изменений. «Даже не хочу дискутировать на эту тему»,— заявил тогда господин Дрозденко. А спикер заксобрания Сергей Бебенин добавил, что регион «выразил свою приверженность одному из основных демократических принципов: ротации государственной власти».
          16 ноября примеру Ленобласти последовали в Якутии. Ил Тумэн (парламент) республики поправил ее конституцию, но ограничение на третий срок Ил Дархана (главы Якутии) не отменил. Председатель парламентского комитета по госстроительству и местному самоуправлению Владимир Прокопьев объяснил "Ъ", что в соответствие были приведены только те положения, которые в новом федеральном законе сформулированы императивно: «Тема обсуждаемая. Если общество созреет и посчитает необходимым, то мы еще можем к этому (отмене ограничения.— "Ъ") прийти». 24 ноября аналогичным образом по инициативе губернатора Глеба Никитина поступили депутаты нижегородского заксобрания. «Норма о сроках в число обязательных изменений не входит,— заявил "Ъ" заместитель губернатора Нижегородской области по внутренней политике Андрей Гнеушев.— Решение по срокам является в данном случае не обязанностью, а правом региона».
          На практике ни один губернатор с ограничением пока не сталкивался, поскольку с момента его появления никто просто не дорабатывал до конца второго срока.
          В 2023 году второй срок истечет у глав Московской области и Чукотского автономного округа Андрея Воробьева и Романа Копина. Препятствий на переизбрание у них уже не будет: в Подмосковье запрет был отменен 9 сентября, а на Чукотке поправки планируется рассмотреть 29 ноября. Также в следующем году истекут полномочия мэра Москвы Сергея Собянина, который теоретически мог бы попасть под ограничение сроков, но в уставе столицы его не было изначально. Кстати, как и в законах некоторых других субъектов: Белгородской, Костромской и Томской областей, Ингушетии и Чечни, Ненецкого автономного округа и Хабаровского края.
          Что же касается трех регионов, сохранивших ограничение, то их губернаторам до потенциального третьего срока пока далеко: якутский глава Айсен Николаев и нижегородский Глеб Никитин в 2023 году дорабатывают только первый срок, а ленинградский Александр Дрозденко завершит второй лишь в 2025-м. Добавим, что в Севастополе, Удмуртии, Татарстане, Калмыкии и Тверской области о решении властей по вопросу ограничения сроков до сих пор ничего не известно.
 
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 27.11.22 19:22
          ТАЙВАНЬЦЫ ВЫСКАЗАЛИСЬ ЗА МИР С КИТАЕМ
          Правящая партия потерпела поражение на местных выборах
 
Владимир Скосырев
 
          Главной сенсацией выборов мэров городов, глав районов, советников муниципалитетов стала отставка президента Тайваня Цай Инвэнь с поста лидера Демократической прогрессивной партии (ДПП). Она взяла на себя ответственность за неудачу. Оппозиционная партия Гоминьдан одержала верх в большинстве округов. Формально схватка идет вокруг таких вопросов, как борьба с вирусом и преступность. Но Цай представила кампанию как часть борьбы за то, сохранит остров демократию или падет под напором КНР. Гоминьдан высказывается за нормализацию отношений с Китаем, и комментаторы гадают, как изменится обстановка в регионе.
          По сообщению АР, Гоминьдан победил в столице – Тайбэе и других регионах, где кампания освещалась в прессе широко. Цай много раз толковала «о противодействии Китаю и защите Тайваня».
          Кандидат от ДПП на пост мэра Тайбэя тоже говорил об угрозе со стороны Коммунистической партии Китая (КПК), однако вынужден был переключиться на местные проблемы, поскольку избиратели к теме угрозы остались равнодушными.
          Уходя в отставку, Цай следовала традиции, по которой лидер берет на себя ответственность за неудачу. «Я должна отвечать за все. При таких результатах мы должны глубоко проанализировать свои недоработки», – сказала она. Недоработки, очевидно, велики. Гоминьдан победил помимо столицы в других крупных городах и в новом Тайбэе – агломерации, возникшей вокруг столицы.
          Чан Ванань, новый мэр столицы, в субботу вечером на большом митинге провозгласил: «Я дам миру возможность ощутить величие Тайбэя». Пустая похвальба или за этими словами стоит претензия на будущее руководство островом?
          Как уже писала «НГ», Чан – это не выскочка, явившийся неизвестно откуда. Эта новая звезда на политическом небосклоне острова имеет глубокую родословную. Он – правнук генералиссимуса Чан Кайши. Тот был лидером Китая во время войны с Японией и гражданской войны с коммунистами. Противоборство с Мао Цзэдуном Чан Кайши проиграл, бежал со своими чиновниками и войском на Тайвань, где многие годы возглавлял Гоминьдан. Кстати, в уставе партии генералиссимуса до сих пор есть призыв к объединению Китая.
          Успех Чана может вдохнуть новую жизнь в Гоминьдан, надеются сторонники этой партии. В то же время, как передает Reuters, Гоминьдан отрицает, что занимает пропекинскую позицию. Что неудивительно: ведь отношения с Китаем обострились после визита на остров спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси. Китай в ответ провел военные маневры и запускал ракеты, которые пролетали над островом. Президент Цай в ходе кампании также неоднократно напоминала, что на недавнем съезде КПК было подтверждено намерение добиться воссоединения острова с материком.
          То есть обе главные партии Тайваня заявляют, что привержены демократическим порядкам на острове, не желают воссоединения на основе предлагаемой Пекином формулы «одна страна – две системы». В то же время Гоминьдан, судя по заявлениям его представителей, не отвергает возможности договориться с КНР. Во всяком случае, бывший президент Ма Инцзю, который остается старшим членом партии, написал в своем комментарии, что голосовать за ДПП – значит принести войну, а голосование за Гоминьдан обеспечит мир.
          По мнению Ван Ели, профессора Национального университета Тайваня, международная общественность напрасно связывает местные выборы с выживанием острова и его политической системы. В кампании преобладали темы местного значения. Так оно или нет, но перспективы новых президентских выборов, которые должны состояться в 2024 году, стали еще более неясными. Ведь Цай, возглавлявшая страну с 2016 года, больше, согласно Конституции, не сможет в них участвовать.
 
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 27.11.22 19:25
          ВЕНЕСУЭЛЬСКИЕ ВЛАСТИ И ОППОЗИЦИЯ НЕМНОГО ПРИМИРИЛИСЬ
          Вашингтон продолжает ослаблять давление на Каракас
 
Данила Моисеев
 
          В Мексике правительство президента Боливарианской Республики Николаса Мадуро в лице лидера Конгресса страны Хорхе Родригеса и представители оппозиции, среди которых Херардо Блиде Перес, заключили соглашение о разморозке активов Венесуэлы для гуманитарных целей и борьбы с кризисом. Это, по сути, первые результативные контакты сторон, удавшиеся при официальном посредничестве Норвегии и неофициальном – Колумбии. Хотя ключевую роль сыграло смягчение позиции Вашингтона, заинтересованного в импорте нефти.
          По данным Reuters, сумма размороженных активов может составить 3 млрд долл. Они будут использованы в том числе для нужд образования, здравоохранения, продовольственной безопасности и восстановления пострадавших от наводнения регионов. Сделано это будет через фонды ООН, подчеркнул опытный норвежский дипломат Даг Ниландер, работавший в ООН и разрешавший в свое время территориальный спор между Гайаной и Венесуэлой. После заключения соглашения США заявили о том, что они смягчают санкции в отношении добычи нефти и позволят венесуэльцам экспортировать ее через американскую компанию Chevron, которой на полгода будет выдана новая лицензия на добычу.
          Одним из пунктов договоренностей является продолжение дискуссий на тему проведения честных выборов президента, которые намечены на 2024 год. Американцы, поняв, что волны протеста внутри Венесуэлы не хватит для свержения Мадуро, смягчили позицию и стали подталкивать оппозицию к переговорам с Каракасом, давая шанс союзникам победить на выборах. Госсекретарь Энтони Блинкен приветствовал успех договаривающихся сторон, но подчеркнул, что конечной целью является все-таки достижение соглашения по выборам в 2024 году.
          Опыт ноябрьских местных выборов 2021 года показал, что побеждать сторонников Мадуро хоть и непросто, но возможно. Тогда из 23 губернаторских постов оппозиция взяла три. Другое дело, что многие оппоненты власти и поддерживающее их население попросту уехали из страны. С 2013 года около 7,1 млн человек разъехались, в основном в соседние страны. В последнее время все больше венесуэльцев стали пытаться попасть в США. И, в общем, массовая эмиграция оппозиционные силы ослабила. Равно как и общее разочарование после того, как протесты 2019 года не достигли своей цели – свергнуть Мадуро.
          Директор Центра ибероамериканских исследований СПбГУ Виктор Хейфец в разговоре с «НГ» отметил, что по пункту о выборах договориться сторонам будет очень нелегко. Причем стороны здесь, конечно, не две, а три – власти страны, оппозиция и США. Противники Мадуро хотели бы добиться проведения выборов уже в 2023 году.
          «Должны быть даны гарантии, причем всеми. Ибо, допустим, для Мадуро и военной верхушки США могут дать обещания безопасности, но оппозиция после гипотетической победы может их не выполнить, ссылаясь на то, что они были даны Вашингтоном. Доверия между Каракасом и его противниками нет. К тому же пример Муаммара Каддафи слишком красноречив: ему дали гарантии, которые, как известно, потом не выполнили. Предложение играющего важную роль президента Колумбии Густаво Петро о некой компенсации проигравшим разумно, но опять-таки сложно его обеспечить гарантиями», – отметил эксперт.
          Возможен успех оппозиции на выборах или нет, сказать сложно. Вопрос в том, сумеет ли она в целом договориться о едином кандидате.
          «Бывший губернатор штата Миранда Энрике Каприлес мог бы стать неплохим вариантом, хотя, возможно, для оппозиции было бы выигрышно выдвинуть некоего нового политика», – считает Хейфец.
          «Диалог необходим для оппозиции, чтобы сдвинуть режим, при котором 3 млн человек работают и платят налоги, а 21 млн живет на переводы 7 млн мигрантов, которые сами борются за существование в чужих странах», – подчеркнул в разговоре с «НГ» латиноамериканист, кандидат исторических наук Эмиль Дабагян.
          Он напомнил, что позиция самих США стала куда менее непримиримой, и Блинкен даже отмечал, что санкции против Каракаса не будут вечными, а при успехах на переговорах продолжат ослабляться. Также Дабагян отметил, что изначальное согласие на переговоры удалось добиться во многом за счет посредничества Франции.