LENTA.RU, 02.02.22 23:14
         О ЧЕМ ПОГОВОРИЛИ ПУТИН И ДЖОНСОН ПО ТЕЛЕФОНУ
         Путин и Джонсон согласились, что обострение ситуации никому не нужно
 
Мария Шустрова
 
         В среду состоялся телефонный разговор между президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном. Во время беседы они обменялись своими опасениями насчет ситуации, сложившейся вокруг Украины.
         Саботаж и неадекватность
         «Проведен достаточно подробный обмен мнениями в контексте внутриукраинского кризиса и ситуации по обеспечению долгосрочных юридически зафиксированных гарантий безопасности Российской Федерации. Президент России изложил принципиальные подходы по данным вопросам», — сообщается на сайте Кремля.
         В частности, Путин обратил внимание британского коллеги на «хронический саботаж Киевом Минских договорённостей». Также он отметил «неготовность НАТО адекватно реагировать на обоснованные российские озабоченности», прикрываясь при этом «ссылками на так называемую политику открытых дверей альянса, противоречащую основополагающему принципу неделимости безопасности».
         Как сообщает Reuters, в свою очередь Борис Джонсон предупредил российского лидера, что вторжение на Украину будет «трагическим просчетом».
         «Премьер-министр выразил глубокую озабоченность нынешней враждебной деятельностью России на украинской границе. Он подчеркнул необходимость найти путь вперед, который уважал бы как территориальную целостность Украины, так и право на самооборону. Премьер-министр подчеркнул, что любое дальнейшее вторжение России на территорию Украины было бы трагическим просчетом», — говорится в сообщении канцелярии премьера Великобритании.
         При этом оба собеседника согласились, что обострение ситуации не отвечает ничьим интересам. Джонсон также подчеркнул, что, согласно политике открытых дверей НАТО, все европейские демократии имеют право стремиться к членству в альянсе. И это в полной мере относится и к Украине. По мнению британского премьера, НАТО – оборонительный союз.
         Политики приветствовали общение между Великобританией и Россией по ряду важных вопросов, включая изменение климата, ситуацию в Афганистане и ядерную сделку с Ираном.
         «Они договорились применить этот дух диалога к нынешней напряженности, чтобы найти мирное решение», - заключили в канцелярии британского премьера.
         Вечеринка Джонсона
         Телефонный разговор Путина и Джонсона должен был состояться еще в понедельник, 31 января. Но его несколько раз переносили. В СМИ появилась информация, что британская сторона попросила перенести беседу двух лидеров после публикации доклада по вечеринкам, которые проводились с участием британского премьера в правительственной резиденции на Даунинг-стрит во время локдауна. Джонсон, комментируя эти сообщения в прессе, заявил, что переговорит с российским президентом «как только сможет», вероятной датой называлось 1 февраля.
         «Теневого» министра иностранных дел от британских лейбористов Дэвида Лэмми возмутил перенос телефонного разговора.
         «Ситуация в Украине очень серьезная. Мы хотим, чтобы дипломатия победила. Но этому кризису нужен сосредоточенный премьер-министр, а не тот, кто настолько увлечен защитой того, что не может быть оправдано, что пропустил жизненно важный дипломатический разговор с Путиным», — написал Лэмми в Twitter.
         Он также убежден, что «в разгар опасного кризиса, который угрожает миру в Европе, премьер-министр упустил жизненно важную дипломатическую возможность, пытаясь устранить беспорядок, который создал у себя на родине».
         Однако во время беседы с журналистами во вторник Джонсон сообщил, что разговор состоятся еще позже. «Я поговорю с президентом Путиным завтра», — сказал он.
         Военная поддержка
         Ранее Джонсон объявил об усилении присутствия британских военных среди сил НАТО из-за ситуации, сложившейся вокруг Украины. Он решил увеличить контингент в Эстонии с 900 до 1800 военных, а также отправить в эту страну вооружение. Кроме того, премьер выразил готовность оказать военную поддержку другим союзникам по Североатлантическому альянсу.
         Однако он хочет наладить отношения с Москвой, поэтому решил направить в Россию глав МИДа и Министерства обороны королевства. Им поручено добиться деэскалации ситуации на границе с Украиной.
         «Этот пакет (поддержки НАТО – «Газета.Ru») пошлет ясный сигнал Кремлю: мы не потерпим его дестабилизирующей деятельности и всегда будем с союзниками по НАТО перед лицом российских враждебных действий… Если президент Путин выберет путь кровопролития и разрушения, это будет трагедией для Европы. Украина должна быть свободна в определении своего будущего», — привел слова Джонсона The Telegraph.
         По его словам, Лондон рассматривает вариант отправки в страны НАТО самолетов, кораблей и военных специалистов. Британским солдатам было приказано готовиться к отправке в Европу. А авианосец HMS Prince of Wales будет готов к отправке «в считанные часы» в случае роста напряженности.
 
КОММЕРСАНТ, 03.02.22
         ДЕПУТАТЫ ВЫБИРАЮТ МЕЖДУ КОЛИЧЕСТВОМ И КАЧЕСТВОМ
         Комитеты Госдумы предлагают свои критерии для оценки их эффективности
 
Мария Макутина,
Ксения Веретенникова
 
         В Госдуме продолжают обсуждать критерии оценки эффективности работы комитетов, свои предложения по этому поводу направили 25 из 32 комитетов, сообщил в среду ответственный за их обобщение первый вице-спикер Иван Мельников. Самые популярные критерии — это число инициированных членами комитета законопроектов и поправок, количество проведенных круглых столов и информирование граждан о работе комитета. Некоторые главы комитетов, правда, отмечают, что и так уже работают «как надо», а если нагрузка увеличится, то потребуется больше сотрудников аппарата.
         О необходимости разработать ключевые показатели эффективности работы думских комитетов заявил на открытии весенней сессии председатель Думы Вячеслав Володин. По его словам, комитеты должны «не администрировать повестку, а формировать ее». Заняться этой работой спикер поручил своему первому заместителю Ивану Мельникову (КПРФ). Как отчитался коммунист 2 февраля на думском сайте, уже получены ответы от 25 комитетов, и большинство из них «содержательные».
         Один из основных критериев оценки работы, предложенный несколькими комитетами,— это выполнение плана рассмотрения законопроектов, который сам комитет и составляет, рассказал "Ъ" собеседник в Думе, знакомый с отзывами. Также, по его словам, предлагается учитывать не только число проектов, проходящих через комитет, но и подготовку поправок ко второму чтению.
         Комитет по вопросам семьи, возглавляемый Ниной Останиной (КПРФ), предложил, в частности, такие критерии: число законопроектов, вносимых комитетом в примерную программу работы Думы на очередную сессию, соблюдение порядка подготовки проекта к рассмотрению, проведение анализа правоприменительной практики, организация круглых столов и парламентских слушаний, число внесенных членами комитета законопроектов и поправок, рассмотрение обращений граждан, своевременное информирование избирателей о работе комитета, а также «оценка доли и тональности публикаций в медиапространстве о деятельности комитета».
         Эти предложения во многом перекликаются с критериями комитета Думы по контролю, о которых ранее писал "Ъ". Он тоже предлагал оценивать «публичность» и «инициативность» (количество законопроектов и поправок, внесенных членами комитета, регулярный сбор ими предложений и инициатив граждан, представителей экспертных сообществ) комитетов.
         Глава комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин (КПРФ) сообщил "Ъ", что направил свои предложения, которые основаны на опыте работы его комитета: «Председатель Думы сказал, что надо не администрировать законы, а более глубоко рассматривать вопросы. Но у нас и так все это есть. Мы проводим парламентские слушания, круглые столы, выездные заседания комитета, проводим мониторинг правоприменительной практики. У нас большой экспертный совет, мы готовим законодательные инициативы, исходя из ситуации. Работаем вместе с профильным министерством. Мы просто рассказали, как мы действуем».
         Председатель комитета по делам СНГ Леонид Калашников (КПРФ) сказал "Ъ", что подал предложения по KPI комитетов из 15 или 20 пунктов, но не уточнил, какие именно. По словам депутата, его комитету скучать не приходится: «У нас кроме законопроектов (в частности, по вопросам гражданства и миграции), которых мы принимаем довольно много, есть еще и большая представительская работа в разных международных организациях. При этом (в комитете.— "Ъ") не увеличили количество сотрудников аппарата, как обещали, а нагрузку увеличили». А комитет по международным делам в своем отзыве обращает внимание на свою специфику (ратификация международных договоров, участие в консультациях при назначении и отзыве дипломатических представителей) и неприменимость к нему общих критериев.
         Председатель комитета по социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) считает, что к повышению эффективности комитетов нельзя подходить формально. «Нагрузка на комитеты разная, но цель — повысить качество и активизировать работу тех комитетов, где маленькая законотворческая нагрузка. Но это не должно быть выстроено таким образом, чтобы начали делать что-либо для галочки — проводить мероприятия, накидать законопроекты, где букву "а" заменить на букву "о", запятую убрать только для того, чтобы в портфеле комитета появились законопроекты. Те комитеты, которые недозагружены, могут проявлять активность в работе с экспертным сообществом, некоммерческими организациями, регионами, генерировать идеи, проводить мероприятия»,— поясняет депутат.
         Глава комитета по молодежной политике Артем Метелев («Единая Россия») сообщил "Ъ", что предложил в числе прочих такие критерии, как результативность (общее количество решений комитета, которые оказали максимальное влияние на повышение качества жизни и благосостояния граждан), скорость реакции (срок реагирования по резонансным случаям и инцидентам по предметам ведения комитета) и узнаваемость (социологические показатели деятельности членов комитета по общефедеральной повестке). Кроме того, в связи с «неравномерностью распределения депутатов по комитетам» и профильной спецификой комитет считает нужным «применять главным образом не абсолютные количественные показатели, а качественные», а при применении количественных «итоговый расчет показателя осуществлять в среднем на одного депутата комитета».
         По словам Ивана Мельникова, он проанализирует все предложения после того, как поступят ответы от оставшихся семи комитетов. Задержку с их получением вице-спикер связал с тем, что сейчас депутаты работают в регионах.
 
КОММЕРСАНТ, 02.02.22 20:03
         Миронов просит прокуратуру проверить обещание депутата Делимханова «отрубить головы»
         Руководитель фракции «Справедливой России — За правду» в Госдуме Сергей Миронов призвал прокуратуру дать правовую оценку высказываниям депутата «Единой России» от Чеченской Республики Адама Делимханова. Накануне господин Делимханов вместе с другими представителями властей Чечни пообещал «отрубить головы» членам семьи федерального судьи в отставке Сайди Янгулбаева.
         «Призываю прокуратуру дать правовую оценку высказываниям депутата Адама Делимханова, а Федеральную службу безопасности принять все необходимые меры, чтобы безопасность членов семьи федерального судьи в отставке была надежно гарантирована»,— сказал господин Миронов «РИА Новости».
         По его мнению, властям Чеченской Республики стоит быть более сдержанными в публичных высказываниях. Сергей Миронов также считает, что фракция «Единой России» должна оценить высказывание депутата Делимханова. «Считаю, что ни Дума, ни наше государство в целом не имеют права оставлять без внимания заявление одного из депутатов. Полемика с оппонентами не должна перерастать в угрозу жизни и здоровью наших граждан. Особенно в сегодняшних условиях, когда они звучат как опасная антироссийская провокация. Это вызов не только Янгулбаевым. Это вызов России»,— уточнил депутат.
         Вчера, 1 февраля, депутат Адам Делимханов в прямом эфире в Instagram сказал, что у народа Чечни «кровная вражда» с семьей Янгулбаевых, и пообещал «убить» и «отрубить головы» членам семьи. С подобными заявлениями выступили и другие представители власти Чечни. Ранее глава республики Рамзан Кадыров пообещал «уничтожить» Янгулбаевых. Сегодня, 2 февраля, в Грозном прошел митинг против Янгулбаевых. Кремль сообщал, что не намерен вмешиваться в эту ситуацию.
         В конце января федеральный судья в отставке Сайди Янгулбаев сообщил о похищении его жены Заремы Мусаевой чеченскими силовиками в Нижнем Новгороде. Позже выяснилось, что госпожа Мусаева арестована на 15 суток за нападение на полицейского, на нее также возбуждено уголовное дело. Рамзан Кадыров обещал, что «эту семейку ждет место либо в тюрьме, либо под землей».
 
КОММЕРСАНТ, 02.02.22 22:54
         ОМСКИХ ПАРТИЙЦЕВ ПОСЛАЛИ В ОКРУГА
         Еще одна региональная столица отказывается от партсписков на городских выборах
 
Дарья Решетникова,
Даниил Тарабукин,
Андрей Прах
 
         Омский городской совет поддержал инициативу мэра Сергея Шелеста об отмене партийных списков на предстоящих в сентябре 2022 года выборах в горсовет и вынес этот вопрос на публичные слушания. Против реформы выступила только КПРФ: коммунисты опасаются, что изменения сыграют на руку «Единой России» (ЕР). Остальные оппозиционные партии нашли в этой инициативе свои плюсы и поправки поддержали.
         Идею отказа от партсписков на выборах в горсовет выдвинул новый мэр Омска, экс-директор местного водоканала Сергей Шелест. «Каждый житель должен знать своего депутата в лицо»,— обратился он к парламентариям всего через неделю после своей инаугурации.
         Сейчас выборы в горсовет проходят по смешанной системе: 20 мандатов распределяются по партспискам, еще 20 достаются кандидатам, победившим в одномандатных округах. В случае принятия поправок количество округов увеличится до 40, а голосование за партии будет отменено.
         В нынешнем созыве фракция ЕР насчитывает 26 депутатов, 17 из которых были избраны в округах и только девять — по партспискам. У КПРФ обратная ситуация: из девяти депутатов шесть человек — списочники и трое — одномандатники. Остальные партии смогли попасть в горсовет и вовсе только благодаря спискам: по два таких мандата у «Справедливой России — За правду» (СРЗП) и ЛДПР, один — у «Коммунистов России». При этом за принятие поправок к рассмотрению и проведение публичных слушаний проголосовали все депутаты, кроме представителей КПРФ. Слушания состоятся 9 марта, а 25 марта совет рассмотрит поправки сразу в первом и втором чтениях.
         «Горсовет — это не про политику, это про школы, детские сады, дороги, кружки и комфортное проживание в городе. А пока политическая возня идет, у нас улицы не почищены, в школе тепловые узлы надо делать»,— рассказал «Ъ» лидер фракции ЕР Сергей Дроздов.
         По его мнению, после принятия поправок «шанс поучаствовать в избирательной кампании появится у любого», ведь собрать подписи станет проще из-за уменьшения округов.
         Коммунисты ожидаемо выступили против. По словам главы их фракции Михаила Федотова, в результате изменений в горсовете не останется никого, кроме депутатов от ЕР и КПРФ: «Шансов у СРЗП и "Коммунистов России" вообще нет никаких». Господин Федотов добавил, что выступает против мажоритарной системы, потому что она «не учитывает взгляды народа», а «"Единой России" так удобно».
         Зато представители других оппозиционных фракций с доводами единороссов согласились. Например, глава фракции СРЗП Андрей Сухин назвал переход на мажоритарную систему неизбежным: «Ну не примем мы в этом году, примут все равно в следующем». Он считает, что по партспискам в горсовет «может пролезть любой», но «если ты избираешься по определенному округу, то ты и работаешь с конкретным избирателем». Лидер фракции ЛДПР Алексей Ложкин заявил «Ъ», что видит плюсы и минусы в обеих системах, а ориентироваться будет на мнение граждан.
         Наконец, депутат от «Коммунистов России» Владимир Жуков объяснил поддержку инициативы тем, что мажоритарная система позволит «оценивать каждого человека по достоинству».
         Активно внедрять на муниципальных выборах пропорциональную систему федеральные власти начали в 2000-е годы. Кульминацией стал принятый в 2011 году федеральный закон, обязывавший избирать по партспискам не менее половины депутатов в городах и районах. Правда, всего через два года этот лимит был отменен, что спровоцировало массовое возвращение к старой системе. Уже на выборах-2014 переизбиравшиеся советы 14 из 20 региональных столиц были сформированы по мажоритарному принципу (в основном там, где он ранее и применялся). Потом процесс замедлился: в 2015–2019 годах переходы на «мажоритарку» стали единичными (например, в Мурманске и Биробиджане), в некоторых случаях ограничивались изменением соотношения списочников и одномандатников в пользу вторых. Хотя были и обратные примеры: от мажоритарной модели в пользу смешанной отказались в Пскове и Кургане.
         Новый виток «департизации» муниципальных выборов произошел в 2020 году. Тогда от партсписков отказались во Владимире, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Костроме, Липецке, Магадане, Новосибирске и Астрахани. Инициатива исходила от единороссов, которые говорили об усилении связи депутатов с избирателями конкретных округов. Главным бенефициаром реформы тоже стала партия власти: например, в Липецке ее кандидаты получили 34 из 36 мандатов, а во Владимире — все 25. В 2021 году целиком из одномандатников были сформированы гордумы Калининграда и Саратова.
         На муниципальных выборах-2022 пока ожидается доминирование смешанной системы.
         По ней будут избираться депутаты Горно-Алтайска, Барнаула, Петропавловска-Камчатского, Владивостока, Кирова и Курска. В Черкесске и Твери сохраняется полностью пропорциональная модель. А вот в Ярославле, как и в Омске, единороссы планируют перейти на «мажоритарку».
         Омский политолог Иван Жуков отмечает, что отказ от смешанной системы — федеральная тенденция: «Учитывая, как проходят избирательные кампании, очень немногие кандидаты от ЕР придерживаются партийного брендбука. В данный момент технологически выгоднее конкурировать на одномандатном поле». Напомним, что в 2021 году на выборах в Госдуму ЕР получила в Омской области по партспискам 32,9% голосов, а на выборах в областное заксобрание — 31,3%.
 
КОММЕРСАНТ, 02.02.22 22:18
         ПЕРВЫЕ ПО ПОПРАВКАМ
         Госсовет Татарстана предложил Госдуме доработать реформу МСУ
 
Кирилл Антонов
 
         Профильный комитет Госсовета (парламента) Татарстана в среду сформулировал 13 поправок к законопроекту о местном самоуправлении (МСУ) в единой системе публичной власти, принятому Госдумой в первом чтении. В основном они связаны с техническими нюансами реформы — например, порядком избрания глав муниципалитетов из числа местных депутатов. Также Госсовет предлагает закрепить гарантии финансирования полномочий органов МСУ. Татарстан стал первым субъектом РФ, чьи депутаты подготовили поправки к реформе.
         Поправки к федеральному законопроекту подготовила рабочая группа Госсовета, которой руководил вице-спикер Марат Ахметов («Единая Россия»). Всего в пакет включили 13 предложений. Так, депутаты хотят сохранить существующий в республике порядок избрания глав муниципальных образований, когда мэры и руководители районов выбираются местным советом из числа депутатов, но сохраняют за собой мандат. В таком случае администрацией руководит наемный сити-менеджер. Федеральный законопроект предполагает, что после избрания глава муниципалитета лишается депутатского статуса, становясь либо спикером совета, либо главой администрации.
         «Непонятно, как глава муниципалитета, не будучи депутатом, возглавляет представительный орган. Его же избрало население! Зачем ему слагать полномочия?» — сказал "Ъ" глава комитета Госсовета по госстроительству и МСУ Альберт Хабибуллин («Единая Россия»). В поправках предлагается, чтобы мэр слагал депутатские полномочия только в том случае, если он потом возглавляет исполнительную власть города или района. При этом республика считает, что глава муниципалитета также может стать спикером местной думы, если его избирали из кандидатов, предложенных руководителем региона. Прекращение депутатских полномочий главы муниципалитета в Госсовете считают «искусственной» нормой и полагают, что эффект от ее введения «не очевиден» и она приведет к снижению статуса руководителя и «многочисленным дополнительным выборам».
         Законопроект «Об общих принципах организации МСУ в единой системе публичной власти» Госдума приняла в первом чтении 25 января. Он разработан в развитие положений обновленной Конституции и должен заменить действующий федеральный закон о МСУ, принятый в 2003 году. Документ, в частности, дает губернаторам право единолично отбирать кандидатов в мэры и так же самостоятельно отрешать их от должности. Кроме того, предполагается упразднение сельских и городских поселений и переход к одноуровневой системе МСУ.
         Среди других предложений Госсовета — участие органов МСУ в «решении вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения», а не просто в «решении задач МСУ», как указано в законопроекте. Также в Татарстане не согласны с тем, чтобы местная администрация была коллегиальным органом в случае, если в ее структуре есть территориальные единицы. Кроме того, парламент республики настаивает на том, чтобы в законе говорилось о финансировании перераспределенных полномочий за счет бюджета РФ и о «выравнивании бюджетной обеспеченности» муниципалитетов согласно Бюджетному кодексу РФ. Также Татарстан предлагает уточнить, что во время переходного периода новые выборы депутатов и глав муниципалитетов не проводятся, за исключением дополнительных выборов из-за досрочного сложения полномочий.
         Напомним, в конце декабря Госсовет уже поддержал этот законопроект концептуально. «По большому счету, это должно было случиться. Это абсурдно — двухуровневой системы муниципалитетов в мире нигде нет»,— говорил тогда президент Татарстана Рустам Минниханов.
         Марат Ахметов сообщил, что рабочая группа имеет «разработки» еще 16 поправок, но эти предложения могут быть внесены в Госдуму через депутатов, избранных от республики.
         «Нас волнует, какой будет статус моногородов после выхода этого закона. Исчезновение понятия городского поселения может привести к противоречию с нормами, по которым моногорода получили себе преференции. Также есть проблема создания агломераций»,— пояснил "Ъ" Альберт Хабибуллин.
         В Госсовете рассчитывают, что федеральные депутаты учтут замечания, высказанные ранее комитетом Госдумы по региональной политике и МСУ, а также правительством РФ. В том числе в парламенте Татарстана согласны, что в законопроекте должен быть прописан понятийный аппарат и включено «конституционное понятие вопросов местного значения». Как ожидается, Госсовет направит свои предложения в Госдуму после сессии, запланированной на 10 февраля.
 
LENTA.RU, 02.02.22 18:36
         БЕЛОРУСАМ ОТКАЗАЛИ В ПРАВЕ ГОЛОСОВАТЬ НА РЕФЕРЕНДУМЕ ЗА РУБЕЖОМ
         На референдуме по изменению Конституции Белоруссии исключили доступ на заграничные участки
 
Дмитрий Настасьев
 
         Белорусы не смогут проголосовать на референдуме по изменению Конституции страны за рубежом. О таком решении ЦИК Белоруссии сообщило БЕЛТА.
         «Руководителями белорусских заграничных учреждений не принято решений об образовании участков для голосования на республиканском референдуме за пределами Республики Беларусь в связи с объективными в каждом случае причинами», — рассказали представители избирательной комиссии. В тех местах, куда исключили доступ граждан, сослались на эпидемиологические ограничения или невозможность обеспечить безопасность.
         При этом у белорусов остается право голосовать на участках на территории республики. Всего в Белоруссии образовано 5510 избирательных участков. По сравнению с президентскими выборами в 2020 году их число сократилось на 213 штук. ЦИК объяснил эти изменения уменьшением сельского населения и оптимизацией.
         Референдум по изменению в Конституцию Белоруссии пройдет 27 февраля 2022 года. Белорусам предлагают обширные политические преобразования, в том числе создание нового постоянно действующего органа власти — Всебелорусского народного собрания. В случае, если поправки в Конституцию примут на референдуме, его сможет возглавить президент республики Александр Лукашенко.
         Сам Лукашенко не исключил такого развития событий, однако в этом случае белорусам вскоре придется выбрать другого главу Белоруссии.