МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
 
Именем Российской Федерации
 
РЕШЕНИЕ
от 9 ноября 2005 года
 
  Дело N 3-513/2005


Московский городской суд в составе:
 
    председательствующего                           Курциньш С.Э.,
    прокурора                                       Вельской С.А.,
    при секретаре                                   Прямовой Е.В.,
 
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-513/2005 по заявлению Н. о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 от 27.10.2005 N 7/3 о регистрации кандидатом в депутаты Ф., об отмене регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу N 1 С.,
 
УСТАНОВИЛ:
 
зарегистрированный кандидат в депутаты Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу N 1 Н. обратился в Московский городской суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 от 27.10.2005 N 7/3 о регистрации кандидатом в депутаты Ф.
Заявитель Н. обратился в Московский городской суд с заявлением об отмене регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу N 1 С.
Определением судьи Московского городского суда от 08.11.2005 заявления Н. о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидатом в депутаты Ф. и об отмене регистрации кандидатом в депутаты С. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Заявитель в обоснование требований указал, что обоими кандидатами для регистрации были представлены справки с места работы, но не были представлены копии трудовых книжек. Кроме того, оба кандидата представили в ОИК N 1 сведения о размере и источниках доходов не по форме, утвержденной ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме".
В настоящем судебном заседании представитель заявителя Бочаров С.Н. требования Н. поддержал и пояснил, то в силу ст. 62 Трудового кодекса трудовая книжка является основным документом, подтверждающим факт работы, ни Ф., ни С. копию трудовой книжки не представили, оснований для их регистрации кандидатами в депутаты не имелось.
Представитель заявителя пояснил, что документы, представленные С. для своей регистрации, являются новым для Н. обстоятельством, поскольку он был зарегистрирован кандидатом только 27.10.2005 и соответственно не имел права принимать участие в проверке документов кандидатов, представленных ранее его регистрации кандидатом в депутаты.
Представитель С. адвокат Кувыркина О.В. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что избирательным законодательством не предусмотрена обязанность представлять копию трудовой книжки, кандидат представила справку с места своей работы. Сведения о размере и источниках доходов были представлены, отсутствие в бланке примечаний значения иметь не может.
Ф. просил отказать в удовлетворении заявления Н. в связи с тем, что представленная им справка полностью подтверждает факт его работы, считает, то оснований к отмене его регистрации не имеется.
Председатель ОИК N 1 Денисов С.И. просил отказать в удовлетворении заявления Н. в отношении обоих кандидатов в связи с тем, что избирательный закон не устанавливает, каким документом должен подтверждаться факт работы кандидата, в связи с чем кандидаты имели право представить справки с места работы. В избирательном законодательстве предусмотрено представление сведений о размере и об источниках доходов по установленной форме, однако не требуется представление самой формы.
Выслушав представителя заявителя Н. Бочарова С.Н., представителя С. адвоката Кувыркину О.В., Ф., председателя ОИК N 1 Денисова С.И., исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора Бельской С.А., полагавшей, что в удовлетворении заявления должно быть отказано, суд приходит к выводу, что заявление не обосновано и удовлетворению не подлежит.
Постановлением Московской городской Думы от 31.08.2005 N 220 "О назначении даты выборов в Московскую городскую Думу" выборы депутатов в Московскую городскую Думы назначены на 04.12.2005.
В судебном заседании установлено, что Н. решением N 7/2 от 27.10.2005 ОИК N 1 был зарегистрирован кандидатом в депутаты Московской городской Думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 1.
Следовательно, он в силу ст. 259 ГПК РФ, п. 1 ст. 75, п. 5 ст. 76 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вправе обжаловать решение о регистрации кандидата в депутаты, зарегистрированного по тому же избирательному округу, заявлять требование об отмене регистрации кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу.
В судебном заседании установлено, что С. была выдвинута кандидатом в депутаты Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу N 1 Московским городским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия". Список кандидатов был заверен Московской городской избирательной комиссией решением от 29.09.2005 N 77/8 (л. д. 128 - 131).
30.09.2005 С. в ОИК N 1 было подано уведомление о выдвижении и заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Московской городской Думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 1, а также представлены для выдвижения документы: справка о доходах, сведения о размере и об источниках доходов, копия паспорта, копии дипломов об образовании, справка о членстве в партии, справка с места работы (л. д. 126 - 127, 132 - 142), о чем ей в тот же день было выдано подтверждение ОИК (л. д. 143).
04.10.2005 С. были представлены документы для регистрации: первый финансовый отчет, сведения об изменениях (л.д. 144 - 146).
Решением ОИК N 1 от 06.10.2005 N 4/2 Святенко И.Ю. была зарегистрирована кандидатом в депутаты Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу N 1 (л. д. 154).
В судебном заседании также было установлено, что Ф. был в порядке самовыдвижения выдвинут кандидатом в депутаты Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу N 1.
15.09.2005 Ф. в ОИК N 1 было подано уведомление о самовыдвижении и заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Московской городской Думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 1, а также представлены для выдвижения документы: справка о доходах, сведения о размере и об источниках доходов, копия паспорта, копия диплома об образовании, справка с места работы (л. д. 21 - 30), о чем ему в тот же день было выдано подтверждение ОИК (л. д. 31).
19.10.2005 Ф. были представлены документы для регистрации: первый финансовый отчет, подписи избирателей в поддержку самовыдвижения, сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей (л. д. 32 - 87). О получении названных документов ОИК Ф. выдано подтверждение (л. д. 91).
Решением ОИК N 1 от 27.10.2005 N 7/3 Ф. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу N 1 (л. д. 92).
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о выдвижении кандидата, списка кандидатов в соответствующую избирательную комиссию представляется письменное уведомление в порядке, установленном законом (п. 1); кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, и представляемого вместе с уведомлением заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность не более чем к одной политической партии либо к одному иному общественному объединению, зарегистрированным не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с уведомлением и заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения. Вместе с уведомлением и заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
В соответствии с п. 3 ст. 33 названного Федерального закона вместе с уведомлением, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено Федеральным законом.
В п. 1 ст. 38 Федерального закона установлено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона заявления (заявлений) о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, сведений о размере и об источниках доходов и имуществе, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо внесенного избирательного залога, либо решения политической партии, указанной в пункте 16 настоящей статьи.
Аналогичные по своему содержанию нормы установлены в ст. ст. 32, 35 и 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Оспаривая решение ОИК N 1 в отношении кандидата Ф. и заявляя требование об отмене регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы С., заявитель указывал на факты непредставления обоими заявителями обязательного, по его мнению, для регистрации документа - копии трудовой книжки.
Согласиться с данными доводами заявителя нельзя.
Из материалов дела усматривается, что в заявлении, поданном в ОИК N 1, Ф. указал, что он работает в должности заведующего лабораторий ФГУП "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (л. д. 22). Ф. в подтверждение этих сведений представил справку от 09.09.2005, выданную отделом кадров ФГУП Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (л. д. 30).
Кандидат С. в заявлении, поданном в ОИК N 1, указала что местом работы является: Московская городская Дума, депутат (л. д. 128). С. в подтверждение этих сведений представила справку от 06.10.2005, выданную начальником Отдела кадров и государственной службы аппарата Московской городской Думы о том, что она является депутатом Московской городской Думы (л. д. 142).
Приведенными выше нормами Федерального закона предусматривается, что кандидат при выдвижении среди иных документов должен копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не устанавливает, что сведения о занимаемой должности могут подтверждаться только одним видом документа - копией трудовой книжки. Поскольку такое требование не установлено, то кандидаты в депутаты были вправе представить иные документы, подтверждающие указанные в заявлении сведения о занимаемой должности.
Не обоснованы ссылки заявителя на то, что в силу ст. 62 Трудового кодекса РФ трудовые отношения не могли подтверждаться другими документами помимо трудовой книжки.
В ст. 62 Трудового кодекса устанавливается обязанность работодателя по письменному заявлению работника выдавать ему документы, связанные с работой, в том числе и справки о заработной плате, периоде работы и другое, а также обязанность выдать трудовую книжку при увольнении, нормами этой статьи не регулируются вопросы выдвижения кандидатов в депутаты и перечень документов, которые должны быть ими представлены для своей регистрации.
Суд приходит к выводу, что в судебном заседании не нашел подтверждение довод заявителя о том, что кандидатами С. и Ф. не представлено сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах не по форме, установленной приложением к ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что Ф. и С. представили сведения о размере и об источниках доходов (л. д. 24, 127).
Из названных сведений о размере и источниках доходах суд приходит к выводу, что они содержат все данные, которые предусмотрены для указания приложением к ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 21.07.2005 N 93-ФЗ).
Отсутствие в наименовании документа словосочетания "супругу кандидата", а также перенесения в представленные С. и Ф. документы сносок под номерами с 1 по 9, не свидетельствует о невыполнении требований Закона.
По смыслу норм п. 3 ст. 33 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах. Ф. и С. такие сведения были представлены. Приведенные выше нормы Федерального закона не возлагают на кандидатов в депутаты обязанность сведения представлять на бланке, текстуально соответствующем приложению к Федеральному закону.
В соответствии с пп. "в" п. 24 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие среди документов, представленных для регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для регистрации кандидата.
В силу пп. "а" п. 5 ст. 76 названного Закона регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случаях: вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации, предусмотренным пунктом 26 или 27 статьи 38 настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ).
Поскольку при рассмотрении заявления Н. суд пришел к выводу, что указанные им обстоятельства непредставления Ф. и С. необходимых для регистрации кандидатами документов подтверждения не нашли, то оснований к удовлетворению требования о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 от 27.10.2005 N 7/3 о регистрации кандидатом в депутаты Ф., об отмене регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу N 1 С. не имеется.
На основании изложенного, ст. ст. 191 - 198, 261 ГПК РФ, суд
 
РЕШИЛ:
 
в удовлетворении заявления Н. о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 от 27.10.2005 N 7/3 о регистрации кандидатом в депутаты Ф., об отмене регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу N 1 С. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней со дня принятия решения.