КОММЕРСАНТ-Online, 11.02.2013 00:29
            ПРЯМЫМ ГУБЕРНАТОРСКИМ ВЫБОРАМ ХОТЯТ ПОМОЧЬ НОВОЙ ПЕТИЦИЕЙ
            Депутаты ищут поддержку у гражданских активистов
 
Максим Иванов
 
            Оппозиция начинает кампанию за сохранение прямых губернаторских выборов. Сегодня в Госдуму должен быть внесен законопроект депутатов «Справедливой России» и КПРФ об отмене «муниципального фильтра». В его поддержку инициаторы планируют начать сбор подписей. Как не допустить возврата к назначению губернаторов, в конце недели обсудит Координационный совет оппозиции.
            Поправки в закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ», под которыми подписались шесть справороссов и коммунист Олег Смолин, предполагают полную отмену «муниципального фильтра». Обязанность собирать подписи — но не местных депутатов, а простых жителей региона — оппозиционеры предлагают оставить только для кандидатов в губернаторы, выдвинутых без поддержки партий. «Возврат прямых выборов глав субъектов РФ (после отмены в 2004 году.— "Ъ") был одним из главных пунктов комплексной реформы политической системы, предложенных президентом Дмитрием Медведевым в послании Федеральному cобранию в 2011 году,— говорится в пояснительной записке к законопроекту,— а также одним из основных требований граждан в ходе массовых акций протеста в 2011–2012 годах». Муниципальный фильтр оказался «заслоном, который не дает реальным кандидатам участвовать в выборах, ведь местные депутаты побеждали на чуровских выборах при поддержке властей», пояснил "Ъ" инициатор поправок Дмитрий Гудков.
            Депутат начинает кампанию за возврат к прямым выборам, которую поддержат «и представители оппозиционных партий, и гражданские активисты». Дмитрий Гудков хочет использовать «инструмент петиций»: «Я буду обращаться к КСО, непарламентским партиям и ряду СМИ с просьбой поддержать законопроект и начать сбор подписей». Напомним, что за отмену поправки в «антимагнитском законе», запретившем усыновление российских детей гражданами США, в интернете было собрано больше 100 тыс. подписей. В Думе петицию рассмотрели, но не стали учитывать, сославшись на отсутствие для этого законодательной базы (напомним, механизм рассмотрения инициатив, собравших более 100 тыс. подписей граждан, в соответствии с указом президента должен быть разработан к 1 апреля).
            Член Координационного совета оппозиции Илья Яшин заявил "Ъ", что этот вопрос может быть поднят на заседании КСО 16 февраля. Он отметил, что арсенал оппозиции невелик: это сбор подписей, просветительские акции, акции протеста. Главное, считает член КС, «информировать общество о том, что происходит, ведь если возвращение выборов широко презентовалось, то отмена происходит фактически под ковром». Законопроект, который разрешит регионам отказываться от выборов губернаторов, был принят в первом чтении 23 января. «Нам надо не сводить требования к муниципальному фильтру, а требовать выборности и отчетности губернаторов»,— добавил Илья Яшин.
            Прямые губернаторские выборы — одно из требований оппозиции, которое совпадает с мнением большей части россиян: согласно январскому опросу «Левада-центра», в среднем по России за прямые выборы выступает 68% граждан. «Это важно для элиты, потому что для нее выборы — это залог реальной жизни в регионах»,— заявил "Ъ" старший научный сотрудник института социологии РАН Леонтий Бызов. Но вряд ли борьба за выборы «эмоционально затянет граждан», говорит социолог, ведь за то время, пока в РФ не было прямых выборов, серьезное недовольство этим не фиксировалось.
 
КОММЕРСАНТ, 11.02.13
            К ПАРТИЯМ ПРИСТАВЯТ АУДИТОРОВ
            Минюст разработал новые формы финансового контроля в условиях многопартийности
 
Сергей Горяшко, Виктор Хамраев
 
            Любая партия, касса которой в течение года пополнилась на 60 млн руб., должна подвергаться обязательному аудиту. Соответствующие поправки, направленные на повышение прозрачности финансовой стороны политической деятельности, разработал Минюст. Оппозиция считает, что власть в условиях новой многопартийности готовится к ужесточению контроля, а аудит станет обязательным для всех, так как содержание любого партийного штата обходится дороже. А в экспертном сообществе не исключают, что власть запасается "рычагом давления", но использоваться он будет редко по причине низкой эффективности.
            Аудиторские проверки, как сказано в законопроекте Минюста, должны быть обязательными для всех партий, получающих господдержку или получивших в течение года пожертвований на сумму более 60 млн руб. Если годовой расход какой-либо партии превысит 60 млн руб., то для нее аудит также становится обязательным. В то же время Минюст предлагает повысить до 4,33 млн руб. минимум, который в течение года может пожертвовать партии россиянин (сейчас это 433 тыс. руб.). Правда, Минюст считает, что точно таким же минимумом в 4,33 млн руб. должны ограничиваться и членские взносы партийцев, хотя сейчас закон не предусматривает для членов партий никаких ограничений.
            До появления закона "О политических партиях" в 2001 году финансовая сторона политики не выходила за рамки избирательного законодательства. Ведь на выборах должно соблюдаться равенство всех его участников. Поэтому для финансирования своей кампании каждая партия сейчас обязана создавать избирательный фонд, максимальный размер которого не может превышать установленного законом максимума. Кроме того, в законе записано, сколько денег максимум может пожертвовать своей партии гражданин во время выборов и сколько — юридическое лицо. С принятием закона о партиях господдержку заменило финансирование по итогам выборов партий, собравших не менее 3% (сейчас 50 руб. за голос). При этом партии ежеквартально отчитываются о финансовой деятельности перед налоговыми органами и Центризбиркомом (ЦИК), который размещает сведения на своем сайте.
            Тем самым обеспечивается прозрачность, которая служит гарантией, чтобы политического влияния не обрели партии тоталитарного и радикального толка.
            Глава исполкома "Единой России" Дмитрий Травкин заявил "Ъ", что ему "неизвестно о большом числе нарушений со стороны партий", которые бы обуславливали необходимость внесения поправок. Однако, согласно представленным в ЦИК сведениям, в четвертом квартале 2012 года ни одна из 48 зарегистрированных партий не получала членских и вступительных взносов на свой счет. Еще шесть партий, получивших регистрацию до 31 декабря прошлого года, информацию о поступлении и расходовании средств по состоянию на 7 февраля не предоставили.
            "Госфинансирование партий увеличивается, и государство хочет знать, на что деньги тратятся",— заявил "Ъ" глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев. Тем более в условиях новой многопартийности Минюст, по мнению коммуниста, вероятно, опасается "появления большого количества мошеннических схем". "Любой независимый аудит всегда найдет какие-то нарушения,— заявил "Ъ" вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев.— Вводя такие ограничения, мы ухудшаем прозрачность финансовой деятельности партий".
            "Никаких нарушений никакой аудит не обнаружит, потому что по бухгалтерским документам любая партия белая и пушистая,— заявил "Ъ" член руководства бывшей партии СПС Борис Надеждин.— Реальное финансирование любой партии, особенно перед выборами, в значительной степени в тени". И происходит это, по его словам, потому что "начиная с 2000 года ни один предприниматель не рискует открыто финансировать оппозиционную партию". Действующие законы и сейчас позволяют "закрыть по финансовым причинам любую "неугодную" партию", заявил "Ъ" член политкомитета партии "Яблоко" Сергей Иваненко. Но, по его словам, "нынешняя авторитарная власть стремится стать тоталитарной, хочет все контролировать". Аудит, считает он, станет обязательным для всех партий, так как "только содержание минимального, положенного по закону штата сотрудников обходится в год намного дороже 60 млн руб., если партия имеет реальные отделения более чем в половине регионов".
            Инициатива Минюста — это проявление "бюрократического ража", считает глава правления Центра политических технологий Борис Макаренко. Но эта мера "малоэффективна", уверен эксперт ассоциации в защиту прав избирателей "Голос" Андрей Бузин. По его словам, в распоряжении власти "есть более эффективные рычаги для того, чтобы не допустить "неугодную" партию до выборов или на политическую сцену".
 
VEDOMOSTI.ru, 08.02.2013, 17:28
            Минюст предложил запретить партиям объединяться в союзы для любых целей кроме выборов
 
РИА Новости
 
            Министерство юстиции опубликовало на сайте для общественного обсуждения законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях», запрещающий политическим партиям объединяться в союзы для любых целей кроме выборов и ограничивающий членские и вступительные взносы.
            «Законопроект уточняет цели создания и деятельности объединения или союза между политическими партиями и иными общественными объединениями, устанавливая, что единственной целью деятельности такого объединения может являться участие в выборах (в настоящее время — одной из целей)», — говорится в пояснительной записке к документу.
            Кроме того, законопроект ограничивает размеры членских и вступительных взносов пределом максимально возможной суммы пожертвований от одного физического лица. Как уточняется в пояснительной записке, в настоящее время законом установлена предельная сумма пожертвований, полученных политической партией, в том числе и ее региональными отделениями, от одного физического лица — 4,33 млн руб. При этом законодатели указывают, что в настоящее время политические партии могут самостоятельно определять размеры взносов, что, по мнению авторов закона, может быть использовано для обхода ограничений, установленных для пожертвований от одного физического лица.
            «Указанное нововведение повысит прозрачность финансирования политических партий, а также косвенно будет стимулировать политические партии к привлечению новых членов и, следовательно, повышению общественной значимости политических партий», — говорится в документе.
            Также законопроектом исключается возможность получения займов или кредитов для политических партий и вводится осуществление обязательного аудита в отношении политических партий при получении государственного финансирования, получении в течение года пожертвований на сумму 60 и более миллионов рублей, а также при расходах на сумму 60 и более миллионов рублей.
            «Введение независимой профессиональной аудиторской проверки, осуществляемой на регулярной основе, будет способствовать совершенствованию действующей системы контроля за финансовой деятельностью политических партий», — говорится в документе.
            Предполагается также изменить срок размещения Центральной избирательной комиссией РФ сводного финансового отчета политической партии на ее специальном сайте — не позднее чем через два месяца со дня окончания периода представления политической партией указанного отчета (в настоящее время — через два месяца со дня представления политической партией указанного отчета).
            «Избирательным комиссиям устанавливается обязанность в течение одного месяца со дня окончания периода представления опубликовать в сети "Интернет" сведения о поступлении и расходовании средств политической партии и ее регионального отделения. Объем размещаемых сведений определяется Центральной избирательной комиссией РФ», — говорится в пояснительной записке.
 
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 11.02.13
            КОНЕЦ БУЙНОЙ МЕЛКОПАРТИЙНОСТИ
            Ограничение Минюстом финансирования политструктур запустит процесс их слияний и поглощений
 
Иван Родин
 
            Пока Центризбирком и Госдума ломали головы над тем, как сделать избирательные бюллетени более компактными, Минюст нашел способ сокращения числа партий без введения более жестких регистрационных норм. На сайте ведомства опубликован законопроект, который обязывает партии вступать в объединения и союзы только для участия в выборах. А чтобы они делали это охотнее, предлагается ужесточить правила их финансирования. Деньги партиям собирать станет труднее, кредиты для них будут запрещены. Также вводятся обязательные аудиторские проверки.
            В ведомстве Александра Коновалова подготовлен законопроект о внесении изменений в закон о политических партиях. По содержанию он может считаться новым этапом политической реформы.
            Напомним, что нынешний этап отмечается прежде всего бурным ростом количества партий, которых сейчас зарегистрировано 59, – при том что еще более 150 оргкомитетов претендует на то же самое.
            Взрывное увеличение партийного реестра привело к серьезным трудностям в деле организации избирательных процессов. Где размещать огромное число наблюдателей и членов избиркомов с совещательным голосом, как голосовать длинным бюллетенем, что делать с временем на телеагитацию, которое дробится на секунды для каждой из партий, и, наконец, где набрать столько электората, чтобы хватило всем? Эти вопросы до сих пор имели либо временные технические ответы, либо не имели вовсе. Но Минюст, кажется, нашел точку опоры, с помощью которой буйный мегапартийный мир может быть быстро перевернут. Государству предлагается крепче контролировать денежную сторону партийной жизни.
            Например, имеется в наличии такой источник ее финансирования, как вступительные и членские взносы. Определением их размера сейчас занимаются сами партии, и законодательством он пока не регулируется. Но теперь будет. Минюст предлагает ограничить их по той же схеме, что и пожертвования в партийную кассу. Сейчас одно физическое лицо в течение года может перечислить туда по безналичному расчету не более 4 млн. 330 тыс. руб. Отсутствие ограничений, беспокоится Минюст, может быть использовано для обхода норм закона о размере пожертвований.
            Интересно, правда, что все без малого 12 лет действия закона о партиях эта вероятность, а скорее всего и реальность никого не волновали. Теперь дело дошло до того, что одним из последствий вводимого потолка членских взносов Минюст называет стимулирование партий к расширению количества членов. А совсем недавно говорилось, что 500 человек для партии – вполне достаточно.
            Именно в связи с тем, что мелких партий возникло слишком много, предлагается еще одно ужесточение финансовой составляющей. Всем партийным структурам сверху донизу предлагается запретить брать кредиты и займы. Объясняется это так: мол, в ходе выборных кампаний избирательные фонды наполнять заемными деньгами нельзя, вот и в обычной жизни пусть будет так же. А кроме того, вдруг сделал для себя открытие Минюст, «задолженности по выданным кредитам зачастую списываются кредитором либо условия получения политическими партиями существенно отличаются от рыночных и используются для обхода требований, установленных для пожертвований политической партии».
            То есть главное регистрирующее ведомство неожиданно сообразило, что у партий могут быть спонсоры, которые свою благотворительность афишировать по каким-то причинам не хотят. И нередко от этого страдают, отмечает Минюст, ведь по Гражданскому кодексу партию обанкротить нельзя, что создает для кредиторов дополнительные риски. Видимо, для того чтобы они не рисковали понапрасну, предлагается еще одно нововведение. Партии, которые получают госфинансирование, то есть сейчас все четыре парламентские плюс «Яблоко», будут подвергнуты обязательному аудиту. Избежать его не смогут и партии, которые или собрали за год пожертвований на сумму 60 и более миллионов рублей или такие же деньги за год потратили.
            Смысл всех этих финансовых ужесточений, очевидно, скрыт в других поправках Минюста. В законе о партиях есть неприметный пунктик о праве политструктур создавать союзы и объединения друг с другом и с общественными объединениями. Там теперь появляется уточнение – «в целях участия в выборах». Причем, заметим, любое объединение с общественными организациями возможно только на муниципальном уровне, потому что в региональных и федеральных выборах разрешено участвовать исключительно партиям. Например, никакой совместной агитационной деятельности в ходе следующей думской кампании, скажем, Компартия и движение «Русский лад» проводить уже не смогут.
            Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев не исключает, что норма о праве партий объединяться исключительно для участия в выборах – позволение своего рода квазиблоков. При том что создание настоящих предвыборных блоков скорее всего разрешено не будет. А в целом, уверен Соловьев, предложение Минюста направлено на то, чтобы «нынешнее безумие организовать в более или менее приличный вид». По его словам, власть поняла, что погорячилась, разрешив партии в 500 человек, и теперь опасается, как бы чего не вышло. Он полагает, что для наведения порядка выбран способ, опробованный при создании «Справедливой России», объединившей без малого десяток политструктур. В ответ на вопрос «НГ», не осложнят ли вводимые для укрупнения игроков партийного рынка финансовые ограничения положение прежде всего парламентских партий, Соловьев заметил: «Нас, например, Центризбирком и налоговая служба и так проверяют самым жесточайшим образом, отчитываемся практически за каждую копейку, чем все время и занята почти сотня бухгалтеров в центральном аппарате». А мелкие партии, считает Соловьев, содержания такого количества финансистов и юристов просто не потянут. И одно это будет подталкивать их к слияниям и поглощениям. Кстати, заметил депутат из КПРФ, вполне возможно, что новое законодательство поможет значительно окрепнуть так называемым партиям-спойлерам. «У них, понятное дело, проблем с деньгами не будет, а стало быть, они станут центром притяжения для близких к ним по духу, так что спойлеры скоро могут превратиться в более серьезных игроков», – не исключил Соловьев.
            Заметим, что новый этап политической реформы, предложенный Минюстом, судя по всему, может отразиться и на перспективах патронируемого президентом Общероссийского народного фронта. Он теперь не сможет быть неким союзом партий и общественных организаций. Не получится скорее всего его превратить и в предвыборный блок, которые, по слухам, вообще не будут разрешены. А стало быть, ОНФ в будущем нужно будет либо оставаться нынешней аморфной структурой, может быть, даже по-прежнему незарегистрированной, либо превращаться в конкретную политическую партию. Кстати, и о том, и о другом варианте трансформации ОНФ разговоры ходят давно.
 
КОММЕРСАНТ, 09.02.13
            МНЕНИЕ ПАРТИЙ УЧТУТ В СТЕНОГРАММЕ
            Центризбирком поработал на администрацию президента
 
Максим Иванов
 
            Вчера Центризбирком (ЦИК) собрал партийцев и экспертов для обсуждения нового закона о выборах депутатов Госдумы. Проработать вопрос о возврате к смешанной системе выборов администрации президента и ЦИКа Владимир Путин поручил до 1 марта 2013 года. Вчера в избиркоме "Ъ" заявили, что документ готовит Кремль, а ЦИК лишь предоставит в администрацию стенограмму заседания. Оппозиционеры уверены, что мероприятие прошло "для галочки" и все будет решаться в Кремле.
            Разработать закон, предусматривающий выборы Госдумы по смешанной системе (половина — по партспискам, половина — по одномандатным округам), после послания Федеральному собранию президент поручил своей администрации и ЦИКу. Вчерашнее мероприятие в ЦИКе, рассказала "Ъ" секретарь политкомитета партии "Яблоко" Галина Михалева, "было анонсировано как презентация законопроекта, но никто его в глаза не видел: ни одной бумажки, ни тезисов — ничего". "Они собрали полный атриум малоизвестных партий и экспертов, и они говорили кто во что горазд: и про блоки, и про то, как работать с двухметровым бюллетенем (о проблемах с бюллетенем "Ъ" писал вчера)",— рассказала госпожа Михалева.
            Член комиссии по избирательным правам президентского Совета по правам человека и развитию гражданского общества, экс-член ЦИКа Игорь Борисов предложил альтернативу предвыборным блокам (решение об их введении окончательно не принято): дать партиям возможность в "упрощенном порядке" проводить процедуру слияния накануне выборов, чтобы появлялись проекты наподобие "Справедливой России" (в нее влились Партия пенсионеров, Партия жизни и "Родина"). Кроме того, он посоветовал решить проблему с наблюдателями. Сейчас каждый кандидат и партия имеют право привести на участок как члена комиссии с правом совещательного голоса, так и наблюдателя. Общественные организации своих представителей отправлять на участки не могут, а делегируют их под видом представителей СМИ. Игорь Борисов считает, что кандидатам и партиям нужно оставить право отправлять на участок только членов комиссий с совещательным голосом, а наблюдатели должны быть представителями общественных организаций, одобренных Общественной палатой.
            Прессы на обсуждении не было, глава ЦИКа Владимир Чуров и его заместитель Леонид Ивлев, как говорят партийцы, присутствовали только в начале заседания, после чего его вела член ЦИКа Майя Гришина. Детали нового законодательства они не разгласили, хотя господин Чуров говорил, что может выполнить поручение президента до конца января. А Леонид Ивлев на "Открытой трибуне" в конце января заявил, что законопроект о выборах депутатов Госдумы из "528 страниц" уже практически готов. В Кремле тогда сказали "Ъ", что господин Ивлев поторопился с анонсом законопроекта.
            Майя Гришина вчера заявила "Ъ", что никакой "отдельной версии" документа у ЦИКа быть не может. "Законопроект готовится в администрации президента, а я выступаю как эксперт",— сказала она. Прошедшее мероприятие, по ее словам, было "посвящено обсуждению перехода к пропорциональной системе". "Его стенограмма будет направлена в администрацию президента",— добавила госпожа Гришина.
            В этой ситуации ЦИК ведет себя как "подразделение администрации президента", заявил "Ъ" депутат Госдумы, глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев. "Они берут для обсуждения вопрос ничего не значащий, чтобы поставить галочку",— считает он. "Дело не в электоральной системе, ничего не изменится, пока выборы будут непрозрачные и несправедливые",— подчеркнула Галина Михалева
 
ИЗВЕСТИЯ, 11.02.13
            ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА ХОЧЕТ СТАТЬ НАБЛЮДАТЕЛЕМ НА ВЫБОРАХ
            Лидеры ОП считают, кто корпус наблюдателей не должен ограничиваться представителями партий и СМИ
 
Петр Козлов, Сергей Подосенов
 
            Общественная палата (ОП) хочет изменить ситуацию, при которой контролировать ход голосования могут только представители партий, кандидатов и СМИ. ОП ведет переговоры с Центризбиркомом, чтобы разрешить наблюдать за выборами еще и профильным общественным организациям, таким как «Голос» или «Корпус наблюдателей». Как рассказали «Известиям» в Общественной палате, речь идет о том, что новым субъектом наблюдения станет именно ОП, которая и будет распределять организации по избирательным участкам.
            Проблема наблюдения стала особенно актуальной на последних выборах президента, когда большое количество оппозиционных и прокремлевских организаций выразили желание убедиться в чистоте выборов. Однако тогда им приходилось договариваться с кандидатами, и в результате возникали противоестественные альянсы. Например, штаб Владимира Путина дал мандат для наблюдения оппозиционной «Лиге избирателей», в которую входили многие организаторы митингов на Болотной. А «Голос» получал мандат на наблюдение от «Яблока», так что оппоненты обвиняли организацию в потакании интересам партии.
            - Нужно решить проблему зависимости общественных организаций. Ведь, когда они получают от какой-то партии мандат на наблюдение, им часто ставят условие – отстаивать интересы этой политической силы. Так что сейчас активно обсуждаем эту идею с Центризбиркомом – очень многие поддерживают, - заявил собеседник в Общественной палате.
            Новая площадка заметно усилит независимый контроль за выборами именно со стороны гражданского общества, что сейчас наиболее востребовано, подтвердил «Известиям» существование инициативы член ОП Максим Григорьев.
            Вместе с новым статусом ОП могла бы взять на себя функции по отбору и обучению наблюдателей, добавляет другой член Палаты и одновременно исполнительный директор ассоциации «Гражданский контроль» Георгий Федоров.
            Бывший члена ЦИК, а ныне глава Российского общественного института избирательного права Игорь Борисов предлагает пойти еще дальше и вообще передать сферу наблюдения общественникам.
            - Партиям и кандидатам оставить только одного члена комиссии с совещательным голосом. Зачем каждой партии иметь еще и по наблюдателю? – рассуждает он.
            До 2005 года у общественных организаций было право наблюдать за выборами, однако затем на фоне ужесточения выборного законодательства, в том числе отмены выборов губернаторов и одномандатников, их такого права лишили. В организациях радуются возможности вновь получить статус независимых надлюдателей.
            - Конечно, нужно вернуться к тому, как было. У нас каждый раз сложности с наблюдением, - говорит один из руководителей «Корпуса наблюдателей» Борис Надеждин.
            Однако при этом и в ЦИКе, и в организациях, и эксперты недовольны идеей передать возможности по распределению наблюдателей Общественной палате. По мнению, собеседников «Известий», было бы лучше было предоставить специалистам право вести наблюдение без посредничества ОП.
            - Общественная палата создавалась как консультативный орган, очень странно отдавать ей фактически властные полномочия. У меня вообще есть сомнения в независимости Палаты, тем более что там всего 3-4 человека разбираются в выборах, - говорит руководитель общественного проекта по созданию Избирательного кодекса Аркадий Любарев.
            ОП просто станет фильтром власти на пути общественников, считает исполнительный директор «Голоса» Лилия Шибанова. Она напоминает, что часть Палаты составляют назначенцы президента, так что их вряд ли можно считать независимыми.
            В Центризбиркоме также выступают против усиления Общественной палаты, но в целом с идеей пускать наблюдателей от организаций согласны.
            - Я категорически против того, чтобы забирать право наблюдения у партий и как-то выделять ОП. Необходимо оставить все как есть, но вернуть в закон норму права, которая позволяла общественным организациям участвовать в наблюдении на общих основаниях, - заявила член ЦИК Елена Дубровина.
            В «Единой России» пока более осторожны в комментариях.
            - Часть вопросов по наблюдению, по присутствию на выборах действительно могла бы взять на себя Общественная палата. Это бы решило очень много технических проблем. Но надо думать. Нужно учесть интересы партий, членов избиркомов и, самое главное, граждан, которые пришли голосовать, - говорит зампред думского комитета по конституционному законодательству Дмитрий Вяткин.
            Ближайшие выборы назначены на осень 2013 года, там и станет понятно, как наблюдатели могут вести работу в новых условиях, когда в голосовании принимают участие десятки партий.
 
РОСБАЛТ, 10.02.13 16:43
            КС Армении в четырехдневный срок рассмотрит жалобу Айрикяна о переносе выборов
 
            ЕРЕВАН, 10 февраля. Пострадавший в результате покушения кандидат в президенты Армении Паруйр Айрикян обратился, как обещал, в Конституционный суд страны с просьбой перенести президентские выборы на две недели.
            "К сожалению, мы столкнулись с непреодолимыми препятствиями. Природа оказалась сильнее наших желаний, и я за это время, проведенное в больнице, потерял десять дней предвыборной агитации. Я в состоянии восстановить свой рейтинг в течение этих двух недель, если суд примет положительное решение", — заявил Айрикян.
            "Заявление кандидата принято Конституционным судом на рассмотрение. Решение будет принято в течение четырех дней", — сказал "Интерфаксу" пресс-секретарь суда Ованнес Папикян. В этот срок суд может отклонить просьбу или сам Айрикян может забрать заявление.
            Вероятность рассмотрения жалобы, по словам Айрикяна, не более 10%.
            В начале предвыборной кампании Айрикян заявил, что не намерен посещать области, и встречи с избирателями в областях будут проводить его представители.
            Как известно, выборы в Армении запланированы на 18 февраля.
            Напомним, поздно вечером в четверг, 31 января было совершено покушение на кандидата в президенты, лидера объединения "Национальное самоопределение" Паруйра Айрикяна. Неизвестный дважды выстрелил в него, а затем скрылся. Пострадавший был госпитализирован и прооперирован. Врачи успешно извлекли пулю, попавшую ему в правое плечо.
            По факту покушения полиция республики возбудила уголовное дело по ст. 34-305 УК Армении (попытка убийства государственного, политического или общественного деятеля, которая совершена с целью прекращения его деятельности).
            По подозрению в покушении на кандидата в президенты Паруйра Айрикяна задержаны Самвел Арутюнян и Хачатур Погосян (по поводу последнего отмечается, что он не имеет постоянного места работы и  в прошлом был осужден за торговлю наркотиками). По утверждению спецслужбы, задержанные уже дали признательные показания
            Паруйр Айрикян — один из восьми кандидатов в президенты на нынешних выборах. В советские времена он был диссидентом. Впоследствии был избран депутатом парламента Армении. В 2003 году Айрикян участвовал в президентских выборах, но успеха не добился.