РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 14.02.13
            ДО СЕКУНДЫ
            ЦИК взялся за агитационные материалы
 
Анна Закатнова
 
         Сегодня Центризбирком вернется к вопросу о том, как следует использовать ГАС "Выборы" для контроля за предвыборной агитацией: на вчерашнем заседании сразу утвердить регламент не получилось.
            Проект документа представляла член ЦИК Майя Гришина, объяснившая, что хотя избиркомы и ранее собирали информацию о государственных телерадиокомпаниях и печатных СМИ, или о типографиях, изготавливающих агитматериалы, но единого регламента до сих пор не было. И поскольку, напомнила Гришина, в марте сразу в целом ряде регионов пройдут выборные кампании (в основном - довыборы депутатов разного уровня. - Прим. "РГ"), то уже можно будет опробовать систему ГАС "Выборы" для введения и обработки информации о ходе выборов. "Что касается государственных СМИ, то это нужно для предоставления бесплатных площадей, - объясняла цели Гришина, - что касается расценок типографий, то можно будет проверить, что договоры на тиражирование предвыборных агитационных материалов будут заключены только с теми, кто легально вступил в предвыборную кампанию". "Впервые за всю историю существования избирательной системы создается единая система агитационных задач", - напомнил зампред ЦИК Леонид Ивлев, подчеркнув, что это "эпохальное" событие стало возможным после того, как в прошлом году систему перевели на новую версию. А секретарь ЦИК Николай Конкин позже объяснил журналистам, что оценить ситуацию с агитматериалами, вокруг которых так часто возникают споры, можно будет от уровня ТИКов до ЦИК.
         ЦИК пожаловался в Миюст на партии, которые не предоставили финансовые отчеты или предоставили их несвоевременно
            Председатель ЦИК Владимир Чуров обеспокоился, будут ли защищены эти данные, но Гришина заверила, что "широкого доступа" в систему не будет. Однако Ивлев заметил, "надо подумать, когда партиям дать доступ в эту систему", иначе их представители смогут увидеть, например, проекты агитационных листовок еще до напечатания. В общем, решили документ доработать и созвать сегодня внеочередное заседание Центризбиркома.
            Напомним, что участники политического процесса бдят за упоминанием своих партструктур до секунды. Вчера зампред Центризбиркома Леонид Ивлев представил данные по эфирному времени, потраченному телевидением и радио на освещение работы четырех парламентских партий в январе 2013 года. Чаще всего о работе "Единой России", КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России" вспоминали в региональном телеэфире 14 часов 12 минут и 44 секунды, немного меньше о партиях звучал радиоэфир в субъектах Федерации - 11 часов 27 минут и 22 секунды, зато федеральное телевидение потратило на освещение деятельности четверых 6 часов 31 минуту и 23 секунды. Ну, а федеральные радиостанции озвучивали свое мнение об их деятельности 5 часов 39 минут и 20 секунд. Всего почти 38 часов эфира. Впрочем, Ивлев указал, что в январе деятельность партий освещалась меньше обычного, "это связано с продолжительными новогодними каникулами". Также он указал, что на федеральном уровне по продолжительности эфира первенствует "Единая Россия", а вот в регионах - КПРФ, но в любом случае "нет нарушений, которые превышали бы позволенную федеральным законом разницу в три минуты".
         Между тем Центризбирком был вынужден направить в Минюст письмо, сообщил Николай Конкин, относительно тех партий, которые не предоставили свои финансовые отчеты или отправили их в ЦИК несвоевременно: "Они накапливают замечания, создают свою, так сказать, кредитную историю, но дальше - это вопросы к минюсту и судам".
 
КОММЕРСАНТ, 14.02.13
            МНОГОПАРТИЙНОСТЬ НЕ ПОМЕСТИЛАСЬ В ЭЛЕКТРОННЫЕ УРНЫ
            Дмитрия Медведева попросили приостановить внедрение КОИБов
 
Максим Иванов, Сергей Горяшко
 
         Программа технической модернизации избирательной системы, которую инициировал во время своего президентства Дмитрий Медведев, должна быть радикально сокращена. Думский комитет по конституционному законодательству предложил главе правительства и председателю Центризбиркома (ЦИК) не тратить 11 млрд руб. на изготовление и установку комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). Отказ от электронных средств подсчета голосов подорвет "общее доверие к выборам", считают эксперты.
            Письмо премьеру Дмитрию Медведеву и главе ЦИКа Владимиру Чурову, как объявил вчера глава комитета Владимир Плигин, было отправлено после "встреч с представителями партий и экспертным сообществом, на которых рассматривались вопросы технического изменения избирательного законодательства". В обращении указывается, что в сентябре этого года "примут участие до 50 партий". А так как КОИБы позволяют считывать с бюллетеня информацию не более чем о 15 партиях, правительству предложено "прекратить финансирование программы по ускоренному переоснащению избирательной системы РФ в части КОИБов, а ЦИКу — их производство и установку. "Переделать КОИБ на скворечник нельзя, он к этому не слишком приспособлен физически, поэтому они должны быть законсервированы",— пояснил Владимир Плигин, добавив, что нужно продолжить работу по совершенствованию избирательной системы. Зампред ЦИКа Леонид Ивлев заявил, что "ЦИК всегда прислушивается к мнению парламента".
            Де-факто это означает отказ от программы, инициатором которой был Дмитрий Медведев. О необходимости технически модернизировать выборы он заявил в послании Федеральному собранию в 2009 году. В мае 2011 года правительство решило выделить на переоснащение избирательной системы в 2011-2015 годах 12,6 млрд руб. ЦИК утвердил программу, стержнем которой стало оснащение 59 тыс. (61%) избирательных участков КОИБами и сопутствующим оборудованием. "Мы в 2011 году изготовили 5700 КОИБов, но в 2012 году из-за чехарды с бюллетенями изготовление еще 7,5 тыс. штук перенесли",— заявил "Ъ" глава федерального центра информатизации при ЦИКе Геннадий Райков. "К этому моменту миллиард фактически выброшен на ветер,— говорит представитель партии "Патриоты России" в ЦИКе Евгений Шевченко.— Зачем тратиться на технику, которая не нужна, — лучше потратить деньги на социальные нужды".
            Президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов говорит, что отказ от программы "вряд ли повлияет на репутацию Дмитрия Медведева", потому что его работа напрямую не ассоциируется с внедрением КОИБов, но властям "придется объяснить, каким образом это повысит легитимность выборов". "По статистике, КОИБы считают голоса более честно, особенно ярко это проявилось на выборах в Мосгордуму. Отказ от них подорвет общий уровень доверия к выборам. Это шаг назад",— заявил эксперт ассоциации "Голос" Андрей Бузин.
            Форма бюллетеней пока меняться не будет, а значит, при росте числа партий серьезно вырастет их длина (о двухметровом бюллетене "Ъ" писал 8 февраля). Значит, вырастут затраты на изготовление бюллетеней, а также может понадобиться увеличение числа ящиков для голосования. Раз станет больше урн, в том числе переносных, будет больше соблазна использовать их для вброса бюллетеней, отмечает Андрей Бузин. Усложнится и процедура подсчета голосов: сейчас работники комиссии должны раскладывать бюллетени с галочками за разных кандидатов по отдельным стопкам — с двухметровыми бюллетенями это займет больше времени.
            Наконец — и это признает Владимир Плигин — "одной из сложных тем" станет расположение партии в бюллетене. В длинном списке партия может затеряться среди конкурентов. На круглом столе, который проводил комитет, лидер партии "За женщин России" Галина Хавраева не могла найти свою партию в списке в течение нескольких минут. То есть теперь во время агитации партиям придется больше внимания уделять "раскрутке" своего номера в списке. Если это будет играть повышенную роль, "махинации с жеребьевками однозначно будут", заявил "Ъ" сопредседатель партии РПР-ПАРНАС Владимир Рыжков. По подсчетам экспертов "Голоса" Александра Кынева и Аркадия Любарева, с 2006 по 2009 год из 70 кампаний по выборам заксобраний "Единая Россия" получила первые места в бюллетенях в 34 случаях, хотя, по словам специалистов "вероятность такого совпадения менее одной миллиардной". В октябре 2010 года "Единая Россия" получила первые места в бюллетене в четырех из шести выборных регионов, в марте 2011 — в 6 из 12.
 
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 14.02.13
            ТРУДНОСТИ РАСШИРЕНИЯ ДЕМОКРАТИИ
            Внесенный правительством законопроект о выборах мэров прочно завис в Госдуме
 
Иван Родин
 
            Исполнение предвыборного обещания Владимира Путина о расширении демократии на местном уровне под угрозой срыва. Законопроект правительства, составленный по указу президента, предполагает обязательную выборность мэров и возможность прямого голосования граждан за главу муниципального финансово-контрольного органа. Но этот документ лежит в Думе уже полгода. Его судьба под вопросом – похоже, власти не торопятся вводить поголовные мэрские выборы, поскольку они делают политические процессы в регионах менее управляемыми из Центра.
            В этом году должен пройти всероссийский съезд муниципальных образований для обсуждения наиболее актуальных проблем местного самоуправления. Об этом объявил Владимир Путин на заседании соответствующего президентского совета 31 января. Он пообещал, что внимание федеральных властей к развитию муниципалитетов будет постоянным. Помимо укрепления их финансовой базы президент пообещал муниципалам и большую политическую самостоятельность. Которая у любого должностного лица, как известно, появляется сразу, как только за него проголосуют избиратели. Путин в одном из инаугурационных указов от 7 мая прошлого года и поручил правительству быстро разработать законопроект о расширении перечня выборных муниципальных должностей.
            Как писала «НГ», сделано это было в срок – и к 1 сентября 2012 года соответствующая инициатива действительно оказалась на столах депутатов. Составленный Минрегионом еще при его прежнем руководителе – Олеге Говоруне – проект предполагал обязательность прямого избрания мэров. Сегодня, напомним, можно выбирать его и из числа местных депутатов. В этом случае допускается назначение руководителем поселения, целого района, а то и большого города специалиста на контракте – сити-менеджера.
            Кроме того, поскольку президент требовал расширить реестр избираемой номенклатуры, в законопроекте планировалось разрешить населению выбирать руководителей финансово-контрольных органов, то есть местных аналогов федеральной Счетной палаты.
            Заксобрания субъектов РФ один за другим стали направлять в Думу положительные заключения по поводу будущей демократизации. И вдруг работа зависла. Осень подходила к концу, а первое чтение проекта все откладывалось. На Охотном Ряду пошли разговоры: якобы кремлевская администрация остановила рассмотрение документа. Якобы она обвинила аппарат правительства фактически в самоуправстве: дескать, законопроект пришел в ГД без положенных согласований. По словам источника «НГ» в Госдуме, депутатам посоветовали модернизировать законопроект до такого состояния, чтобы выборов глав муниципалитетов было как можно меньше. В идеале – только в административных столицах субъектов РФ.
            В конце концов на исходе октября Совет ГД принял официальное решение отложить его «на более поздний срок», что в переводе с думского жаргона означает – на неопределенно долгое время. Изучение архивов совета показало, что произошло это после выступления официального представителя президента Гарри Минха.
            Попытка корреспондента «НГ» найти в профильном думском комитете – по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления – информацию об успешности или провале такой работы ни к чему не привела. От депутатов из ЕР ничего узнать не удалось. Замруководителя фракции КПРФ Анатолий Локоть, состоящий в этом комитете, объяснил: «По обыкновению, если о каком-то законе ничего не слышно, это означает, что дискуссия по нему идет внутри самой верховной власти».
            В ответ на подобные предположения источник «НГ» в администрации президента напомнил, что в сентябре ожидаются прямые выборы мэров в девяти субъектах РФ, в том числе в Екатеринбурге, Владивостоке, в других крупных городах: «Регионам по нынешнему законодательству дано право самим принимать решения относительно выборов глав муниципальных образований. Прежде чем принимать новый закон, необходимо понять, как действует этот порядок, как относятся к выборам и население, и местные власти».
            Стоит отметить, что для парламентской оппозиции ситуация, при которой повсеместные выборы мэров пока не вводятся и, может быть, вовсе не будут введены, – на самом деле большое благо. Ведь сейчас в стране более 25 тыс. муниципальных образований, из которых больше половины точно проводили бы такие выборы, потому что в каждом из них живет более 100 человек. Понятно, что если полтора десятка тысяч избирательных кампаний – слишком много даже для партии власти и ее кремлевских кураторов, то для оппозиции они вообще не по силам. И если выборы все-таки станут проводиться, то, например, коммунистам скорее всего будут доставаться победы лишь в некрупных муниципалитетах, на которые ЕР просто не захочет обращать внимания. Источник «НГ» в аппарате Думы предположил, что зависание законопроекта о расширении демократии на местах, вероятно, связано с трудностями поиска критерия, который задал бы процессу рамки: «Обусловить выборы мэров численностью населения не удастся – тогда в столицах одних регионов их надо будет проводить обязательно, а в других – нет. Стало быть, налицо будет объективная неравномерность законодательного регулирования». Прямо же прописать, что выбираются только главы региональных столиц, полагает собеседник «НГ», тоже вряд ли возможно: «Во-первых, тут попахивает излишним вмешательством в местное самоуправление, которое по Конституции отделено от государственной власти. А во-вторых, большинство губернаторов, которым тоже надо думать о своих выборах, скорее всего будут против». Напомним, что именно для исключения острых конфликтов по линии «глава региона – столичный мэр» и был придуман институт сити-менеджеров.
            Корреспонденту «НГ» удалось получить косвенное доказательство тому, что попытка законодательно минимизировать мэрские выборы пока не удается. В последнее время претензии к законопроекту, создавшему такие политические трудности, – шутка ли, предвыборное обещание президента не выполняется – высказываются уже с другого бока. А именно по поводу избираемости руководителей финансово-контрольных структур. Сначала Правовое управление ГД обнаружило, что российские законы, мол, разрешают выбирать только или депутатов, или должностных лиц вроде президента, губернатора или главы муниципалитета. А потом, в конце января этого года, на Охотный Ряд, как стало известно «НГ», поступил беспрецедентный документ – заключение Счетной палаты. Хотя она не является субъектом законодательной инициативы, а значит – никаких официальных бумаг направлять депутатам не может. Для подстраховки отрицательное мнение СП на правительственный проект подписано не ее руководством, а одним из аудиторов – Владимиром Катренко. В документе утверждается, что прямые выборы контролеров не помогут выявлять достойных кандидатов – ведь агитация претендентов не способствует объективной оценке гражданами их позиций.
 
КОММЕРСАНТ, 14.02.13
            "В ЭТОМ ГОРОДЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ МАЛЕНЬКИХ ПРОЕКТОВ"
            Мэр Москвы Сергей Собянин о планах на ближайшие два-три года
 
         Мэр Москвы СЕРГЕЙ СОБЯНИН на встрече с редакцией "Коммерсанта" рассказал, как следит за уборкой снега в Москве, что главное в транспортной стратегии города и что будет дальше со стадионом "Лужники". Господин Собянин считает, что в Москве надо проводить выборы главы города, но пока не знает, кто будет у него в конкурентах.
         — У вас есть нарекания к работе коммунальных служб в этом сезоне? Многие граждане считают, что впервые за много лет город убирается из рук вон плохо.
            — У меня много замечаний и претензий к коммунальщикам. За это время десятки должностных лиц были уволены, а некоторые из них даже посажены за коррупцию. Количество административных штрафов выросло со 170 млн рублей в 2010 году до 1,8 млрд рублей за прошедший год. Такого административного нажима на коммунальщиков не было никогда. Но и такого объема работ тоже не было. За последние 100 лет ни разу не было столько снега и ледяных дождей. Для примера могу сказать, что в начале февраля за сутки выпало 26 см.
            — Вам приходится сталкиваться с потемкинскими деревнями?
            — С 1 января работает порядка 86 тыс. видеокамер, которые покрывают фактически всю площадь города. Это не эксклюзивный дворик, который можно убрать и показать. Если всю площадь города уберут, как потемкинскую деревню, я буду рад. И теперь пришедшему ко мне чиновнику я могу сказать, вот перед моими глазами 40 объектов в твоем округе, в половине из них не работают. Невозможно одномоментно объехать весь город. Тем не менее мы ввели систему, при которой административная инспекция охватывает контролем не отдельные участки, а весь город каждые сутки. 600 инспекторов используют видеонаблюдение, непосредственно контролер проходит весь округ, и у меня за сутки есть оценка всех объектов. И видно, особенно после интенсивных осадков, какая динамика по каждому округу и району по состоянию дворов, дорог.
            Я думаю, системный подход принесет плоды. Вы видите, что сегодня ситуация радикально другая, чем неделю назад. Но мы не только спрашиваем. За последние годы практически в полтора раза увеличены тарифы и ужесточены регламенты работ.
            "Почти никогда Москва не была зависима от федерального бюджета"
         — Поменяются ли приоритеты расходов в городском бюджете на 2014 год? В 2013 году таким приоритетом был транспорт, в следующем что-то изменится?
            — Программу, которую мы наметили, в том числе по транспорту, мы принципиально не меняли. Мы изначально предполагали, что в случае необходимости мы готовы занимать деньги, но не на проедание, а именно на развитие, на строительство транспортной инфраструктуры. Но пока мы идем без заимствования средств, наоборот, гасим те кредиты, которые были взяты еще до нас, это около 300 млрд рублей. Сегодня этот долг снизился почти до 200 млрд, на этот год мы предполагаем заимствование около 100 млрд, но я надеюсь, что нам это не понадобится, несмотря на то что бюджет очень напряженный.
            — Бюджет Москвы будет в 2014 году более зависим от федеральных поступлений?
            — Почти никогда Москва не была зависима от федерального бюджета. Мы получаем положенные всем субъектам субвенции на исполнение государственных полномочий. Собственно говоря, это нельзя называть дополнительным доходом. В то же время федеральный бюджет начал помогать Москве по ряду направлений, в которых он раньше вообще не участвовал. В медицине почти 50 млрд федеральных денег пришло. На транспортную инфраструктуру, на метро было в прошлом году выделено 30 млрд, на ряд дорог и развязок выделяется несколько десятков миллиардов. Федеральный бюджет начал участвовать в крупных городских программах. Это, конечно, позитивно.
            — При оформлении в собственность московских земель многие жалуются, что город стремится урезать объемы земли в собственности владельцев многоквартирных домов. Вы, как мэр, должны приветствовать эту практику, увеличивающую земельные ресурсы муниципалитета. С другой стороны, это увеличивает социальное напряжение.
            — Это больше фетиш — на самом деле ничего этого не происходит. Департамент земельных ресурсов, наоборот, приветствует всех, кто желает взять больше земли вокруг своего дома на уже застроенных территориях, где не запланировано строительство. Если жители сами подписались под тем, что они хотят взять землю не только под фундаментом дома, но и больше,— да ради бога! Но при этом они должны взять на себя обязанность по содержанию этой территории. Это дополнительные затраты — поэтому таких желающих на самом деле меньше, чем мы думаем. Но за последнее время мы никому не отказали. Более того, на мой взгляд, надо продумать систему, при которой эта территория передается домовладельцам, но город еще какое-то время сохраняет свои субсидии по содержанию этой территории.
            "Городу свой информационный канал не помешает"
         — Прошлой весной Сбербанк и правительство Москвы заявили, что производство автомобилей на мощностях ЗИЛа будет реанимировано, и договорились о создании СП "МосавтоЗИЛ". Насколько целесообразно заново запускать масштабное производство в черте города, не возникнет ли проблем с логистикой и экологией? И как производство автомобилей будет соотноситься с развитием остальной территории ЗИЛа?
            — Проект развития территории ЗИЛа уже принят. В первую очередь он предполагает строительство недвижимости, в общей сложности 4,5 млн квадратных метров. Большая часть территории отдается под жилищную застройку. В Нагатинской пойме будет создан тематический детский парк, а площадка за железной дорогой будет отдана под технопарки. Таким образом, производственная площадка на ЗИЛе уменьшается примерно в десять раз. Логистика не будет обременительна, транспортная инфраструктура создавалась десятилетиями, она существует. Ну и естественно, там не будет никаких грязных производств, например литейных.
            — С момента объявления проекта прошел почти год, но соглашения с иностранными автоконцернами, которые по плану должны вести сборку на ЗИЛе, до сих пор не подписаны. На какой стадии проект сейчас и когда начнется производство? Сделали ли уже Сбербанк и правительство Москвы свои взносы в СП?
            — Я надеюсь, что в ближайшие несколько месяцев завод заработает. Конечно, вклады в СП уже сделаны — мы вложили свое, Сбербанк вложил свое.
            — За последние два года у правительства Москвы увеличилось число медиаактивов — теперь это телеканалы "ТВ Центр", "Москва 24", "Доверие", "Московия", радиостанции "Говорит Москва", Moscow FM. Все эти СМИ дотационные. Не слишком ли их много?
            — Большинство этих активов и так были у города. На базе "ТВ Столицы" была создана "Москва 24" (после того как город летом 2011 года довел свою долю с 65% до 100%.— "Ъ"), но средства, которые мы выделяли этому телеканалу, не увеличились. А вот количество людей, которые смотрят его, выросло вдвое. На мой взгляд, это было правильное решение: городу свой информационный канал не помешает. "Московию" мы купили из-за того, что она вещала на одной частоте с "ТВ Центром", разрывая ему сетку вещания. Это было ненормально. Думаю, те средства, которые мы потратили на "Московию" (около $23 млн.— "Ъ"), полностью окупятся после объединения двух телеканалов за счет продаж рекламы.
            — Будет ли город привлекать инвесторов к реконструкции "Лужников" к чемпионату мира по футболу в 2018 году?
            — Мы предлагали целому ряду крупных девелоперов и финансовых компаний (выступить соинвестором.— "Ъ"). Желающих не нашлось, поскольку проект реконструкции самого стадиона неокупаем. Реконструировать арену, скорее всего, будем за счет бюджета.
            — Вы приняли решение сносить существующую арену?
            — Это станет понятно по результатам экспертизы. Мы за реконструкцию стадиона, причем она должна носить щадящий характер. Но FIFA считает необходимым увеличить объемы площадей стадиона, менять геометрию трибун. Мы пытаемся убедить федерацию, что действующий стадион, где намечены церемонии открытия и закрытия мирового первенства, вполне пригоден для этого.
            — Какова цена вопроса?
            — Если речь идет о небольшой реконструкции, то потребуется около 10 млрд рублей. В случае коренной реконструкции — от 28 млрд рублей.
            — Некоторым девелоперам ради получения разрешения на крупные стройки придется за свой счет прокладывать дороги общего пользования. Это будет обязательным для всех застройщиков?
            — Не для всех. У нас есть территории, которые не застраиваются десятилетиями из-за отсутствия транспортной инфраструктуры. Эти земли интересны девелоперам для застройки коммерческими объектами, поэтому им и было предложено позаботиться о транспортной инфраструктуре. Мы также решили, что по тем проектам, которые по итогам пересогласования градостроительно-земельной комиссией были увеличены, девелоперам придется выплатить городу 30% кадастровой стоимости дополнительных площадей. Эти средства пойдут на развитие общегородской инфраструктуры.
            "Мы запретили строить 10 млн квадратных метров коммерческой недвижимости в центре города"
         — Общегородская инфраструктура испытывает значительное напряжение из-за десятков и сотен тысяч приезжих, которые здесь работают. Можно говорить и о недовольстве москвичей...
            — С одной стороны, это так. А с другой стороны, в Москве профицит рабочих мест составляет около 2 млн человек. И люди приезжают сюда не только побродить по Красной площади, но и работать. Доходы Москвы и, соответственно, москвичей во многом складываются из их труда. Поэтому говорить о том, что они приезжают и мешают нам жить, нельзя. Если мы говорим о мигрантах, которые находятся здесь незаконно, конечно, с ними надо разбираться. А те, кто приезжает сюда работать, что ж, пусть работают. Другой вопрос, что инфраструктура в Москве, конечно, перегружена, маятник миграции — ежедневно миллионы людей из Подмосковья едут в Москву и обратно. Так сложился наш город, что две трети рабочих мест находятся в центре. На периферии в Москве находятся спальные районы, и каждый день миллионы москвичей и немосквичей едут в центр и обратно. Что делать? Я думаю, что радикально не сделать ничего. Надо воспринимать это как данность и подстраивать под это транспортную инфраструктуру. Но при этом надо минимизировать строительство и создание рабочих мест в центре города и балансировать районы застройки жилья по его периметру. То, что мы запретили строить порядка 10 млн квадратных метров коммерческой недвижимости в центре города, огромное количество офисов, которые были запроектированы, в первую очередь как раз связано с этим. Если бы это строительство фактически было завершено, ситуация бы кратно ухудшилась.
            — Как развивается проект Новой Москвы?
            — Сегодня, даже не дожидаясь перехода этой территории в Москву, были выданы разрешения на строительство 16 млн квадратных метров. В основном жилья. И нам сейчас приходится не столько раскачивать ситуацию для того, чтобы приходили туда инвесторы, сколько, наоборот, их сдерживать.
            — То есть желающих более чем достаточно?
            — Более чем. Но желающие застраивать новые территории, как и все Подмосковье,— это здания в 25 этажей, дикая плотность, отсутствие инфраструктуры и рабочих мест. С этим трудно смириться. Мы стараемся переформатировать это таким образом, чтобы плотность была как можно меньше, а рабочих мест было больше, чтобы создавалась социальная инфраструктура, транспортная инфраструктура. Если бы эта территория не перешла в границы Москвы, то вот так бы все и было застроено, как остальные районы.
            — Уже есть список первых объектов, которые появятся на территории Новой Москвы?
            — Территориальная схема Москвы появится где-то к середине лета. Пока списка нет, но тем не менее первыми объектами, по которым мы примем решения, будет строительство четырех парков. В этом году мы уже их заложим. И в этом же году мы выйдем на строительство транспортной инфраструктуры.
            "Чем больше дорог, ведущих в центр города, тем больше проблем"
         — Принята программа по развитию транспорта до 2016 года...
            — (Смеется.) Я уже думал, что мы об этом и не поговорим.
            — Одновременно с этим, по данным ГАИ, автотранспорт в Москве увеличивается на 5% в год. Вы не опасаетесь, что эта программа будет неэффективна для города, потому что количество машин увеличивается пропорционально строительству дорог. Не собираетесь ли вводить какие-то ограничения по росту автопарка, может быть, по постановке машины на учет?
            — Нет, не планируем такого. Одним строительством дорог и развязок транспортную проблему Москвы не решить. Ни у одного города это не получилось. Чем больше дорог, ведущих в центр города, тем больше проблем. У нас уже сегодня 4 млн машин. Половина из них не выезжает со дворов, по крайней мере, в рабочие дни. У нас уже сегодня есть потенциал увеличить в два раза количество машин, движущихся по дорогам. И чем больше строят дорог, тем больше искушение сесть в машину и поехать на ней. И в результате начинается коллапс. Поэтому в транспортной программе строительство дорог на четвертом месте.
            — Но дороги-то строить нужно?
            — Ну конечно. Во-первых, это магистрали, по которым люди уезжают за город, особенно в выходные дни. Во-вторых, надо связывать отдельные районы между собой. В-третьих, реконструкция дорог нужна для общественного транспорта. И четвертое, у нас даже по нормативам площадь дорог меньше в разы, чем в любом европейском городе и мегаполисе. Но все же это не решение проблемы.
            Львиная доля денег идет на развитие общественного транспорта. Первый приоритет — это развитие метро. Оно хорошее, но 300 км метро недостаточно. Метро не приходит во все районы, переполнено, особенно в центре города. Мы, по сути дела, в полтора раза увеличиваем протяженность веток: вместо 300 — 450 км метро.
            Второй приоритет — это развитие железнодорожного транспорта. Сегодня мы приступили к реконструкции МКЖД (Малого кольца железной дороги). Кроме того, будут реконструироваться ветки в 10-15 км от Москвы, где нагрузка на железную дорогу максимальна. Для чего эти линии строятся? Чтобы увеличился объем перевозок и их скорость. Сегодня люди из Подмосковья вынуждены добираться до работы в Москву на машинах. Это одна из главных причин, почему у нас все магистрали забиты в районе МКАД в часы пик на въезде и выезде.
            — А что с развитием остального общественного транспорта?
            — Мы буквально за два года обновили практически весь подвижной транспорт "Мосгортранса". Но главное, мы должны научиться администрировать парковочное пространство. Вот на Бульварном кольце парковалось 8 тыс. машин, а будет — 4 тыс. В центре города сожмется парковочное пространство, но при этом у людей должна появиться возможность комфортно доехать туда на общественном транспорте.
            — Были ли проблемы, о которых вы не знали, когда принимали транспортную программу?
            — Нет, знать-то мы знали. Но от этого легче не становится. Ни одной площадки готовой не было, ни одного проекта, никакой проектной документации. Вот возле стадиона "Динамо" идут работы по реконструкции. Стоит небольшой сарайчик, по сути дела, ларечек. Мы его обошли со всех сторон, убрать не можем. Надо годами судиться с собственниками. Годами. Когда денег нет, их можно занять. Когда нет проектов, их можно создать. Но когда нет адекватных рычагов, чтобы быстро двигаться проекту, освобождать землю — это одна из самых больших проблем.
            — От строительства четвертого кольца вы отказались, потому что там нужно высвобождать земли?
            — Да. Вопрос не в том, что строить или не строить. Кольцо физически в рамках действующего законодательства реализовать было невозможно. Все застроено. Чтобы изъять такие территории, потребуются колоссальные деньги и время. И сам проект стоит около 400 млрд рублей. Можно закопать огромное количество денег, а эффект будет сомнительный.
            "Если есть какая-то кривизна, надо с этим индивидуально разбираться и поправлять"
         — С прошлого года в Москве активно идет процесс слияния школ в образовательные комплексы. Эта мера критикуется родителями, учителями и директорами школ. Глава департамента образования Исаак Калина считает, что "если подростков с асоциальным поведением помещать в хорошую социальную среду, то они тоже станут достойными учениками". Поддерживаете ли вы эту позицию?
            — Несколько слов о том, что мы делаем в образовании. За два года значительно улучшилась материальная база московских школ с точки зрения информатизации и оборудования, спортивных площадок, ремонта и т. д. На 46% увеличилась заработная плата педагогов, улучшились результаты ЕГЭ, стало значительно больше школ, которые участвуют в олимпиадах. И московских, и российских. Если бы это где-то происходило в другой стране, то Калину можно было бы представить к государственной награде. А то, что вы спрашиваете по поводу слов господина Калины, так он их не говорил. Они принадлежат народному учителю СССР Виктору Шаталову, одному из известных педагогов нашей современности. (Виктор Шаталов действительно утверждал, что отлично подготовленный педагог может обучать вместе хороших и асоциальных учеников, но имел в виду отдельные "авторские" классы, а не специально объединенные для этой цели школы.— "Ъ").
            — Но родители, например, в школах с углубленным изучением языка несколько озадачены тем, что их объединяют с обычными школами, а возглавляет это учебное заведение директор как раз отстающей школы.
            — На самом деле все может быть. И некачественные кадровые назначения могут быть. Такие кадровые ошибки надо исправлять. Что касается объединения школ, у нас в городе на относительно небольшой территории 4,5 тыс. различного рода образовательных учреждений, 4,5 тыс. директоров, 4,5 тыс. завучей по финансам, 4,5 тыс. бухгалтеров и десяток тысяч кассиров. В некоторых школах ситуация доходила до абсурда, когда на учителей выделяли меньше денег, чем на административно-хозяйственный персонал. При объединении нескольких школ количество такого персонала уменьшается, за счет чего заработная плата педагогов увеличивается. Все это уже происходило в начале 90-х годов, даже достаточно активно. Но потом на этом просто поставили крест. Ведь школы финансировались по смете, при объединении эту смету просто урезали — конечно, было абсолютно невыгодно. Сегодня у нас нормативное финансирование, деньги идут за учеником. Чем больше у школы учеников, тем больше денег. Поэтому процесс объединения идет естественным образом, без какого-то административного нажима. Потому что выигрывают и педагог, и родители, и учащиеся. Если есть какая-то кривизна, надо с этим индивидуально разбираться и поправлять.
            "Москвичи должны выбрать того мэра, которого считают нужным"
         — В марте оппозиция в Москве собирается провести "Марш за права москвичей", посвященный широкому кругу социальных вопросов. Обсуждать проблемы города и возможные реформы оппозиционеры хотят в диалоге с чиновниками, в том числе с мэром. Имеет ли смысл пригласить кого-то из оппозиции, например, в общественные советы?
            — Как правило, на митингах с диалогами сложно. Но если будут предложены конструктивные идеи, то с большим удовольствием их обсудим.
            — Мэр Москвы должен выбираться или назначаться?
            — Мне лично все равно. Потому что я и избирался, и назначался, и всю жизнь занимаюсь работой в органах госвласти, и уже патологически по-другому работать не могу. Я выкладываюсь, насколько это возможно, с полной ответственностью. Но вообще, объективно, особенно для тех, кто впервые приходит во власть, выборы — серьезное испытание, и конечно, это объективно мотивирует людей на более внимательное отношение к нуждам города, избирателей. Да и работать проще, опираясь на их поддержку. Я считаю, что москвичи должны выбрать того мэра, которого считают нужным.
            — Возможны ли досрочные выборы мэра?
            — Я пока не чувствую такого желания москвичей. По тем опросам, которые у нас есть, процентов 70-80 москвичей не хотят никаких досрочных выборов. Считают, что надо работать, а не заниматься политикой. Я считаю, что определены сроки выборов, можно в эти сроки и избираться.
            — Началась ли уже в мэрии и в "Единой России" подготовка к выборам в Мосгордуму?
            — Надо посмотреть вообще конфигурацию этих выборов, распределение по округам, будет единый список, не будет единый список — это вопрос о технологии. То, что я буду поддерживать "Единую Россию", несомненно. Я член бюро высшего совета. Было бы странно, если бы я в кусты спрятался.
            — Кого вы считаете главным конкурентом на выборах мэра?
            — Пока не знаю. Думаю, желающих будет более чем достаточно.
            — Вы уже два года находитесь на посту мэра. Для вас наследие Лужкова — это понятие позитивное или скорее отрицательное? Что вы преодолели, что хотели бы сохранить?
            — По поводу наследия Юрия Михайловича лучше спрашивать наследников. Если говорить о городе, то это наследие не столько Лужкова, сколько сотен лет строительства этого города и миллионов москвичей, которые здесь трудились. Те проблемы, которые в городе остаются, их просто надо знать и решать. А не пытаться анализировать, кто те или иные ошибки сделал. Я никогда этого не делал, считаю, что это пустое занятие.
            — Что вы считаете на сегодня главным достижением на посту мэра и что — главной неудачей?
            — Если говорить о главном, то все очень сложные проекты. Если не по мелочам, а по-серьезному, то в этом городе не может быть маленьких проектов. Это серьезные системные проекты, для реализации которых требуются колоссальные инвестиции, колоссальные затраты времени, и за год-два их практически реализовать невозможно. Поэтому давайте через два-три года я точно отвечу на этот вопрос, что удалось, что не удалось.
            — То есть через два-три года вы сможете подвести черту?
            — Мы приняли по всем направлениям госпрограммы, аккумулировали в них все ресурсы, и бюджетные, и внебюджетные, определили критерии. По ним легко будет судить, удалось это или не удалось.
            РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 14.02.13
            ТОЛЬКО ДЛЯ ДЕМОКРАТОВ
            "Яблоко" зовет беспартийных на выборы в Мосгордуму
                Анна Закатнова
         В выходные сперва на политкомитете, а затем на конференции московского отделения "Яблока" будет обсуждаться проект "Манифеста-2014": речь идет о создании демократической коалиции для формирования списка на выборах в Мосгордуму.
            "Мы хотим сделать общегражданский список на базе "Яблока" для участия в выборах в Мосгордуму, - рассказывает председатель партии Сергей Митрохин. - Делим список на две части: по одной половине идут члены нашей партии, мы сами их расставляем, по другой - лидеры и активисты гражданского общества. И, чтобы определить, кто из них может занять эти позиции, будем проводить праймериз, ну а дальше - это уже будет вопрос конкуренции этих территориальных групп".
            Причем таким образом будет сформирована не только партийная часть списка, но список кандидатов в одномандатных округах. В проекте документа, который собираются обсудить столичные "яблочники", партия заявляет о готовности взять до 30% голосов. Праймериз планируется организовать на всех 22 избирательных территориях: победитель становится либо первым номером в списке, либо единственным одномандатником. Тем же, кто получит второе место, авторы проекта "Манифеста" предлагают работать на победителя в ходе предвыборной кампании, чтобы впоследствии стать помощником депутата Мосгордумы. Сергей Митрохин полагает, что партия может открыть несколько точек в городе, чтобы любой москвич мог принять участие в праймериз.
            Если отбросить альтруистические порывы улучшения жизни в собственном городе, для претендента в кандидаты в предвыборном списке есть еще два чисто технологических преимущества: кандидат от партии освобождается от сбора подписей, а "яблочники" планируют распространить в рамках кампании для своего списка и зонтичную кампанию для кандидатов-одномандатников.
            - Гражданские активисты будут иметь такие же шансы, как члены нашей партии, - заверяет Митрохин, требования у нас к ним такие: это должны быть люди с демократическими взглядами, появление националистов или левых радикалов недопустимо просто потому, что это противоречит программе партии. Все же остальные, даже если у нас были какие-то разногласия, но они разделяют базовые принципы нашей программы, - мы их приглашаем.
            Он не исключил, что в праймериз смогут принять участие и члены нынешнего Координационного совета оппозиции, или члены других партий (при условии соблюдений требования закона, то есть им придется выйти временно из родных партструктур). Причем если договор будет заключаться с другой партией, то ее кандидаты пойдут по "яблочной" части списка, не ущемляя интересов гражданских активистов. "Мы уже провели консультации с "Демвыбором", и, думаю, нам удастся договориться, - заметил лидер "Яблока", отвечая на вопрос о возможных союзниках, - но вот Прохоров - это наш принципиальный противник".
            "Идея жизнеспособная, - считает председатель Общественного совета Корпуса наблюдателей "За чистые выборы" Борис Надеждин, - во-первых, потому, что "Яблоко" действительно по всем оценкам может пройти в Мосгордуму, и поэтому есть за что бороться. А, во-вторых, сама идея дать места и гражданскому обществу - очень правильная, я уверен, что чем больше проводится предварительных голосований, то есть праймериз, тем лучше. Если люди хотят стать депутатами, им нужно вступать в партии, это такой логичный симбиоз".