« Назад

Обзор прессы за 23 марта 2020 года

ВЕДОМОСТИ, 23.03.20

         ГОЛОСОВАНИЕ ПО ПОПРАВКАМ В КОНСТИТУЦИЮ МОЖЕТ БЫТЬ ПЕРЕНЕСЕНО НА ИЮНЬ

         Окончательное решение должно быть принято до 25 марта

 

Елена Мухаметшина,

Бэла Ляув

 

         Политическое решение о переносе общероссийского голосования по поправкам в Конституцию, назначенного указом президента на 22 апреля, принято, однако пока не определена новая дата голосования. Скорее всего голосование пройдет в июне. Причем окончательное решение, исходя из графика подготовки к плебисциту, может быть объявлено до 25 марта. Об этом «Ведомостям» рассказали три человека, близких к администрации президента. По их словам, пока дата, на которую может быть перенесено голосование, не утверждена, но, скорее всего, оно состоится в июне. «Поскольку окончательное решение по дате пока не принято, официально о переносе не объявляют», — поясняет один из собеседников.

         Причиной переноса все собеседники называют ситуацию с коронавирусом. Один из них предполагает, что на апрель может прийтись пик эпидемии, после чего она пойдет на спад. По его мнению, голосование по поправкам в Конституцию вряд ли будет совмещено с сентябрьским единым днем голосования, поскольку региональные выборы проводятся в соответствии с законом «Об основных гарантиях избирательных прав...», а этот документ «не стыкуется» с положением о порядке проведения голосования по поправкам в Конституцию. Еще один человек, близкий к администрации, говорит, что выбор новой даты зависит еще и от Единого госэкзамена, который проводится как раз в июне: именно в школах располагаются многие избирательные участки, поэтому голосование возможно после окончания ЕГЭ.

         Один из собеседников предполагает, что указ президента с новой датой общероссийского голосования должен появиться до 25 марта, поскольку именно с этой даты начинаются определенные действия, связанные с участием в нем избирателей — в частности, регистрация граждан, желающих проголосовать по месту пребывания через механизм «Мобильный избиратель». Согласно утвержденному 20 марта Центризбиркомом порядку общероссийского голосования, с 25 марта по 16 апреля избиратели, желающие проголосовать по месту пребывания, могут подать соответствующие заявления через портал «Госуслуги» или МФЦ, а также в территориальный избирком.

         Собеседники «Ведомостей» в двух региональных правительствах говорят, что официально об изменении даты голосования им пока не сообщали. Однако, по словам одного из них, региональные власти получили установку приостановить подготовку к голосованию — в частности, это касается печатания агитационной продукции. Другой собеседник говорит, что сейчас уменьшилось число заседаний региональных штабов по подготовке голосования, а федеральный центр «перестал педалировать» эту тему. Еще один собеседник говорит, что тема возможного переноса даты голосования затрагивалась 20 марта на заседании рабочей группы Госсовета по противодействию распространению коронавируса.

         Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на вопрос «Ведомостей» о том, правда ли, что принято решение о переносе голосования на более поздний срок, ответил: «Нет. Пока решений никаких не принималось».

         17 марта, сразу после подписания указа о назначении общероссийского голосования на 22 апреля, Владимир Путин встретился с председателем Центризбиркома Эллой Памфиловой. Тогда президент сказал, что голосование пройдет в указанный день, только если позволит ситуация, связанная с коронавирусом. Путин также подчеркнул, что в соответствии с законом о поправке в Конституцию голосование проводится не раньше чем через месяц после подписания указа о назначении даты голосования, но можно провести его и позднее: «Имея в виду непростую эпидемиологическую ситуацию, которая складывается в мире и так или иначе, не так остро, как в других странах, тем не менее затрагивает нашу страну, мы будем проводить это голосование только в том случае, если эта ситуация позволит проводить подобные мероприятия». Окончательное решение будет принято им исходя из складывающейся ситуации, пообещал президент.

 

ВЕДОМОСТИ, 23.03.20

         КРЕМЛЬ ИЩЕТ КАНДИДАТОВ В ГОСДУМУ СРЕДИ ДОВЕРЕННЫХ ЛИЦ ПРЕЗИДЕНТА И ОБЩЕСТВЕННИКОВ

         Власти потребовались альтернативные механизмы поиска новых лиц в политике, считает эксперт

 

Елена Мухаметшина

 

         Администрация президента проводит среди общественников, доверенных лиц президента и членов Общероссийского народного фронта (ОНФ) отбор кандидатов в депутаты будущей Госдумы, рассказали «Ведомостям» три человека, близких к администрации. Отбор проходит с середины февраля в Российской академии госслужбы (РАНХиГС), его планируют закончить к началу апреля, говорит один из собеседников. Потенциальных кандидатов, по его словам, отсматривают среди руководителей региональных исполкомов и членов ОНФ, активистов, доверенных лиц президента из регионов (на выборах-2018 у Владимира Путина было 499 доверенных лиц), лидеров региональных общественных организаций: «Ищут свежую кровь». Дважды в неделю отбор проходят по 10–12 человек, рассказывает собеседник: «Весь день у них проходят различные испытания – от тестирования до публичных форматов вроде дебатов. Оценку проводят социальные психологи, политтехнологи, медийщики. Проверяется управленческий и публичный потенциал. Людей помещают в стрессово-медийную ситуацию и смотрят, как они выступают, отвечают на вопросы». Предполагается, что победители отбора могут стать кандидатами в депутаты от власти в одномандатных округах.

         Еще два человека, близких к администрации, говорят, что «Единая Россия», ОНФ и губернаторы уже представили списки потенциальных кандидатов, которых власть могла бы выдвинуть в Думу в 2021 г. «Администрация президента рассчитывает на то, что состав Госдумы в 2021 г. обновится на 30–40%», – отмечает один из них. Другой слышал об обновлении «не меньше чем наполовину». При этом отбор в РАНХиГС идет в закрытом режиме – в отличие от конкурса «Лидеры России. Политика», запущенного месяц назад первым замглавы администрации президента Сергеем Кириенко: его победители тоже могут поучаствовать в выборах в Госдуму.

         По действующему законодательству 225 депутатов избираются по партспискам и 225 – по одномандатным округам. На выборах 2016 г. большинство представителей народного фронта выдвигались от «Единой России», тогда в Думу прошло около 90 человек из ОНФ. В конце февраля 2020 г., по данным «Левада-центра», за «Единую Россию» были готовы голосовать 28% от всех опрошенных и 45% от числа тех, кто определился с выбором.

         Отбор кандидатов в Госдуму всегда проходил по-разному, вспоминает еще один человек, близкий к Кремлю: «Была квота у определенных политиков. В 2011 г. своя квота появилась у ОНФ, в 2016 г. многие депутаты были «володинские» (нынешний председатель Госдумы Вячеслав Володин тогда курировал в Кремле внутреннюю политику. – «Ведомости»). Кроме того, есть пул «Единой России» и блок депутатов, которых хотят видеть главы регионов, они эти списки передают в администрацию президента». Крупные компании тоже дают списки своих людей, но в основном по регионам, где предприятия являются системообразующими, хотя в последние годы такое происходит реже, добавляет собеседник.

         При формировании списков кандидатов учитываются такие факторы, как их избираемость, позиция глав регионов и возможность при помощи тех или иных кандидатов ответить на существующие запросы избирателей, говорит руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин: «Конечно, всегда есть запрос на обновление. И, собственно, за то, как именно должно выглядеть это обновление, и идет основная конкуренция различных элитных групп». Прогнозы социального самочувствия позволяют говорить о том, что для партии власти думская кампания будет развиваться по крайне непростому сценарию, отмечает эксперт: «Поэтому очень важно, чтобы реальная проблематика и потенциал каждого кандидата провести успешную кампанию или внести реальный вклад в успех своей региональной группы определяли шансы на попадание не менее чем на 50%».

         «При отсутствии выборов глав муниципалитетов и крупных городов, которые помогали выявлять политических лидеров, включают альтернативные механизмы их поиска», – считает политтехнолог Петр Быстров. В 1990–2000-е гг. политические лидеры выявлялись на выборах, сейчас же многие годы во власти одни и те же люди, поэтому, видимо, и пробуются другие механизмы для поиска новых лиц, продолжает эксперт. «Необходимость обновления Госдумы назрела, поскольку депутаты, которые там сидят многие годы, не являются политическими лидерами. Часть депутатов в Думу ссылают губернаторы или секретари отделений «Единой России», если видят в них своих соперников. Кроме того, много возрастных депутатов, которые остаются в Госдуме скорее по инерции, переходя из одного созыва в другой на протяжении многих лет», – отмечает Быстров.

 

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 22.03.20 20:27

         ПАМФИЛОВА ПРОДОЛЖАЕТ НАЦЕЛИВАТЬ ГОЛОСУЮЩИХ НА 22 АПРЕЛЯ

         Пока избиркомы будут заниматься информированием граждан и профилактикой коронавируса

 

Иван Родин

 

         Центризбирком утвердил порядок общероссийского голосования по поправкам к Конституции, которое с 22 марта и стартовало. Пока власти исходят из первоначальной даты плебисцита – 22 апреля. Однако председатель ЦИКа Элла Памфилова не устает повторять, что если эпидемиологическая обстановка ухудшится, то мероприятие будет приостановлено до лучших времен. При этом из официальных разъяснений следует, что одним из постоянных приоритетов для избиркомов будут санитарные меры. Сейчас начинается работа по информированию граждан о сути конституционных изменений. Памфилова заявила, что уже приняты все решения и для повышения открытости, а значит, легитимности народного волеизъявления.

         «Если ситуация будет складываться неблагоприятно и для сохранения здоровья людей будут приняты соответствующие решения, ЦИК РФ готова в любой момент приостановить все мероприятия и возобновить, когда исчезнут риски для здоровья граждан», – заявила Памфилова на заседании Центризбиркома. На нем было принято дополненное и исправленное постановление о порядке проведения общероссийского голосования 22 апреля, которое, таким образом, началось в воскресенье, 22 марта.

         ЦИК обязан выстраивать работу нижестоящих комиссий из расчета первоначальной даты плебисцита, установленной в указе президента Владимира Путина. Но уже сейчас Памфилова как бы успокаивает чересчур разволновавшихся граждан – и прежде всего оппозиционно настроенных. По ее словам, «дополнительно разрабатывается комплекс мер, направленных на минимизацию негативных последствий, связанных с распространением коронавирусной инфекции, для всех участников голосования, предусматривается дезинфекция помещений, устройств для голосования, использование индивидуальных средств защиты».

         И действительно, в разъяснительных материалах Центризбиркома, которые он готовит в виде символических картинок, теме коронавируса уделяется немало внимания.

         Глава ЦИКа также упомянула эту заразу в своем сообщении о том, какие новации появились в постановлении ведомства по сравнению с первичным проектом. «Это прежде всего усиление мер по обеспечению доступности и созданию максимальных удобств для граждан, повышение общественного контроля за процедурой голосования, усиление мер, направленных на предотвращение нарушений, а также адаптация к различным вариантам развития событий в связи с эпидемиологической ситуацией», – заявила Памфилова. Под большей доступностью в ЦИКе, видимо, имеют в виду расширение возможностей для досрочного голосования с трех до семи дней. Решения об этом будут принимать региональные избиркомы, причем уточнено, что количество дней согласовывать с федеральным Центром они не должны. Кстати, растяжение процесса досрочки также отнесено к противовирусным мероприятиям.

         Оппозиция и связанные с ней эксперты, прежде всего из движения «Голос», напомним, критиковали ЦИК за сокращение итогового протокола. В нем убраны графы, в которых могли отражаться цифры голосования на дому и в досрочном порядке. Кстати, было мало претензий по поводу применения системы «Мобильный избиратель», то есть права гражданина выразить свое отношение к поправкам к Конституции из любого места страны, где он находится. А между тем уже на следующей неделе участники плебисцита могут начинать подачу соответствующих заявлений. Но расширить протокол ЦИК так и не захотел – Памфилова объяснила это тем, что результаты необходимо передать наблюдателям и обществу как можно скорее. «Надзиратели» же, то есть те, кто в каких-то своих целях выискивает нарушения, а то, по словам Памфиловой, и провоцирует их, на общероссийском голосовании не очень-то и нужны.

         В итоге в «Голосе» подсчитали, что почти ничего важного из замечаний не учтено. Хотя ЦИК и пошел на то, чтобы информировать общество о ходе досрочного голосования. Например, в 8 часов утра 22 апреля – или в тот день, когда плебисцит будет проходить, – Центризбирком сообщит об уже проголосовавших гражданах. Вопрос в том, сработает ли досрочно-надомное голосование, если плебисцит действительно будет перенесен из-за ситуации с коронавирусом. Есть подозрение, что граждане не станут пускать в свои карантинные квартиры по полдесятка посторонних людей разом.

         Оппозиционеры, в свою очередь, начали разгонять тему о том, что властью планируется бесконтрольная раздача бюллетеней региональным комиссиям, после чего будет якобы невозможно установить, сколько реальных людей эти бюллетени заполнило. ЦИК на это отвечает так: все контрольные цифры в итоговом протоколе будут, то есть те, кто захочет реально наблюдать и контролировать, смогут это сделать. А тем, кто намерен подорвать итоги плебисцита, дескать, этих данных и не надо.

 

LENTA.RU, 23.03.20

         Законопроект о лечении по интернету внесут в Госдуму

 

         Члены партии «Единая Россия» в ближайшее время внесут в Госдуму законопроект, который предполагает отмену обязательного очного осмотра пациента при эпидемии и разрешает лечение по интернету. Об этом сообщает принадлежащее Григорию Березкину РБК со ссылкой на двух источников в руководстве партии.

         Как рассказал один из собеседников издания, инициатива позволит обезопасить врачей, которые контактируют с заболевшими, а также ускорить принятие необходимых медицинских мер в случае, когда человек заболел.

         Также готовятся предложения о мерах дополнительной поддержки медиков, которые постоянно находятся в больницах и работают с пациентами, зараженными коронавирусом.

         Одна из мер — направить волонтеров в помощь семьям таких медиков. Речь идет о помощи по дому, оказании транспортных услуг, а также о доставке продуктов питания и товаров первой необходимости.

         Кроме того, «Единая Россия» намерена обеспечить врачей медицинскими средствами защиты, на которые сегодня резко возрос спрос в больницах, пояснил источник в руководстве партии. Имеются в виду маски и антисептики, приобретение которых организовала партия.

         18 марта директор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Кирилл Варламов предложил премьер-министру Михаилу Мишустину разрешить ставить диагноз и назначать лечение удаленно с помощью телемедицины в связи с эпидемией коронавируса. По мнению Варламова, это снизит риски заражения среди пациентов и медиков.

         По последним данным, в мире коронавирусом заразились более 330 тысяч человек, более 14 тысяч умерли, а более 97 тысяч вылечились. В России зарегистрировано 367 случаев заражения. Вспышка заболевания началась в конце декабря 2019 года в китайском городе Ухань.

 

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 22.03.20 20:51

         ЧИНОВНИКИ В РЕГИОНАХ ОВЛАДЕЛИ ИСКУССТВОМ ЗАПРЕЩАТЬ МИТИНГИ

         Местные нормы продолжают выбиваться из федеральных рамок

 

Екатерина Трифонова

 

         Правозащитный проект «ОВД-Инфо» проанализировал региональные особенности законодательства о митингах. В выпущенном им докладе «Искусство запрещать – 2» сделан вывод, что конституционное право на свободу собраний на местах по-прежнему регулируется крайне разнообразно. Федеральный закон о митингах это в принципе позволяет, в результате чего чиновники и вводят дополнительные ужесточения. Между тем Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в очередной раз напомнил России, что, согласно международным нормам, власти вообще не вправе пресекать мирное собрание, даже если граждане и не уведомили о его проведении.

         По словам общественников, федеральный закон о митингах недостаточно конкретизирован, в результате регионы на свое усмотрение вносят уточнения, что нередко приводит к «формализму и излишним требованиям к организаторам». Притом намеренные недостатки регионального регулирования используются властями как инструмент для запрета нежелательной активности, говорится в докладе. «Ограничения, спорные вопросы и противоречия в большинстве местных норм становятся для организаторов существенными проблемами», – отмечают общественники. Чиновники своевольно корректируют регламенты, приемные часы, чтобы не принимать документы у организаторов, или отсылают их на согласование с «другими уполномоченными органами».

         Сейчас регионы самостоятельно определяют «порядок подачи уведомления». «Для того чтобы выполнить требование о подаче уведомления, организатору важно понимать, в какой форме, как и кем оно должно подаваться. При этом в 33 регионах законы либо вообще не касаются этой темы, либо повторяют установленную федеральным законодателем формулу о том, что уведомление подается «в письменной форме» без дополнительных разъяснений», – говорится в докладе.

         В результате активистам уже по факту начинают выдвигать различные требования: в некоторых субъектах РФ хотят, чтобы о мероприятии уведомляли все его организаторы, где-то достаточно, чтобы это сделал один человек – первый из их списка. «В пяти регионах уведомление в орган власти нужно подавать в двух экземплярах, в трех – к уведомлению требуется прилагать регламент планируемой акции», – говорится в докладе. К примеру, в Чеченской Республике организаторов заставляют прошивать и пронумеровывать все приложения к уведомлению, а в Пскове к нему просят приложить копию паспорта организатора.

         Хотя, напоминают правозащитники, еще в 2008 году Верховный суд РФ потребовал от властей Башкортостана исключить из закона о митингах дополнительные требования, в том числе «письменного согласия уполномоченных лиц на выполнение распорядительных функций во время акции, копий паспортов организаторов, а также прошивки и нумерации приложений к уведомлению». Гипотетически эта правовая позиция применима сейчас и к другим региональным законам, уверены авторы.

         В федеральном законе сказано об уведомлении о готовящемся мероприятии «в письменной форме». Но ничего не говорится о способе доставки – допустим, можно ли направить документы по почте или электронным письмом. В настоящий момент, отмечается в докладе, возможность подать документы дистанционно прописана в законодательстве всего трех регионов. Остальные не хотят вносить уточнений, отсюда и злоупотребления на местах. Активисты из Липецка пожаловались, что единственной причиной запрета их акции в память о жертвах политрепрессий стало то, что организаторы, проживающие за 1,5 тыс. км от города, направили уведомление о проведении по почте.

         «Мы приходим к выводу, что авторы нормативных актов выходят за пределы своих полномочий: во-первых, региональные законодатели широко трактуют понятие «порядок подачи уведомлений», во-вторых, правила согласования начинают устанавливать региональные исполнительные и даже муниципальные власти, у которых изначально нет таких полномочий», – говорится в докладе.

         Еще местные власти начали требовать от активистов предоставления дополнительной информации вроде «мощности используемой аппаратуры» или «категории используемых транспортных средств». «Повсюду устанавливают разный порядок для подачи уведомления при проведении акций возле зданий госорганов, памятников истории и культуры, объектов транспортной инфраструктуры и т.д.», – пишут эксперты.

         Встречаются и противоречия между подзаконными актами и региональными законами: «Документы, особенно подзаконные и муниципальные акты, меняются часто и не всегда аккуратно. Это приводит к наслоению действующих и недействующих норм, к коллизиям и противоречиям в регулировании». К примеру, на февраль этого года действовало три противоречащих друг другу документа, требовавших подавать уведомления об акции на Комсомольской площади в Якутске в три разных ведомства. Притом одно из этих ведомств давно упразднено.

         Помимо прочего региональные законы могут противоречить нормам федерального законодательства: так, три дня, предоставленные властям для ответа на уведомление о проведении акции, на местах превратились в «три рабочих дня». Встречаются и размытые формулировки, допустим, в Орловской области установлен особый порядок подачи уведомлений, если мероприятия планируются в дни, «непосредственно предшествующие праздничным дням».

         Между тем ЕСПЧ вынес постановление по делу «Дубровина и другие против России», где активистов оштрафовали за проведение несогласованной встречи в формате чаепития, посвященной вопросам толерантности, в здании школы искусств. Европейской суд в очередной раз указал, что если собрание – пусть даже о нем не уведомили заранее – не вызывает никаких волнений, то ни власти, ни полицейские не вправе вмешиваться в его проведение.

         ЕСПЧ напомнил: право на свободу собраний является основополагающим в демократическом обществе и распространяется как на частные собрания, так и на встречи в общественных местах. Поэтому «вмешательство не обязательно должно выражаться в прямом запрете на проведение мероприятия, оно может заключаться в различных мерах, принимаемых властями». В Страсбурге подчеркнули: внутригосударственный закон должен с достаточной ясностью указывать пределы любого усмотрения со стороны госорганов.