« Назад

Обзор прессы за 15 мая 2019 года

ИЗВЕСТИЯ, 14.05.19 19:00

         ДАЙТЕ СРОК: РЕГИОНЫ НЕ ТОРОПЯТСЯ ВЫПОЛНЯТЬ УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА

         Премьер-министр раскритиковал чиновников за «разгильдяйство»

 

Павел Панов

 

         Чиновников призвали к неукоснительному исполнению поручений президента и правительства. Совещание по этому вопросу премьер-министр Дмитрий Медведев намеренно провел в публичном формате, чтобы выводы сделали все ответственные лица. Особое внимание было уделено повышению безопасности детского отдыха, обеспечению мест в дошкольных учреждениях и ужесточению антимонопольного законодательства.

         — Скажем прямо, по ряду позиций ситуация далеко не самая благополучная. Многие поручения вовремя не исполняются. Сроки постоянно корректируются под разными предлогами. Иногда это что-то вполне серьезное, объективное, иногда просто не успевают из-за разгильдяйства, по несколько раз переносят, — заявил глава кабмина. — Такого в принципе не должно быть. Ровно поэтому я и хотел на базе нескольких показательных примеров пройтись по проблематике исполнительской дисциплины, с тем чтобы сделать выводы — общие выводы для государственного аппарата и конкретные — в отношении лиц, причастных к неисполнению поручений.

         Председатель правительства специально провел совещание по исполнительской дисциплине в открытом формате.

         — В кулуарах можно сколь угодно долго дискутировать, говорить, что вот они не согласовывают, а они не правы, мы собирались, но не договорились, решение не принимается, но от этого дело никак не выигрывает. Это перетягивание каната — безобразная история, — возмутился Дмитрий Медведев. — Нужно минимизировать эти проблемы в деятельности государственного аппарата, в деятельности министерств и ведомств и в деятельности региональных и муниципальных властей.

         Речь шла о реализации поручений президента начиная с 2012 года. Перед исполнительной властью было поставлено 218 конкретных задач и определены целевые показатели.

         В качестве примера неисполненного поручения председатель правительства привел ликвидацию очередей в детские сады. До 2016 года все дети в возрасте от трех до семи лет должны были быть обеспечены местом в дошкольных учреждениях. Регионы с этой задачей не справились.

         — К сожалению, и регионы себя неидеально вели, где-то просто вводили в заблуждение. Это тема отдельного разговора, подчеркиваю. Но в настоящий момент наши обязательства всё равно перед гражданами, которые состоят в очереди, для этих субъектов не прекращены. Мы должны эти обязательства исполнять, — подчеркнул глава кабмина.

         Наиболее непростая ситуация с доступностью детсадов складывается в Бурятии, Крыму, Дагестане и Ингушетии. Вице-премьеру Татьяне Голиковой с Минфином поручили подготовить конкретные предложения, как решить проблему. От регионов потребовали предоставлять объективные данные о нехватке мест в детских садах, чтобы манипуляций очередями больше не было.

         Еще одно поручение касалось безопасности детского отдыха. По итогам анализа причин, которые в 2016 году привели к гибели детей, отдыхавших в Карелии в лагере «Парк-отель «Сямозеро», правительством было принято решение обязать получать лицензию на осуществление деятельности в сфере дополнительного образования. Все лагеря должны были оформить ее до 1 января 2020 года, иначе их ждет закрытие. Новые нормы вступили в силу с января 2018 года.

         — У нас уже совсем скоро летний сезон, вопросы безопасности должны быть на первом плане. Нужно посмотреть, сделаны ли необходимые выводы. Установлены требования к участникам закупок услуг по организации детского отдыха. Регламентированы вопросы по обеспечению безопасности туризма. Но ряд позиций здесь недоработан, — обратил внимание Дмитрий Медведев.

         Также премьер-министр потребовал в ближайшее время внести на рассмотрение правительства проекты законов, направленных на своевременное выявление и пресечение деятельности картелей. По его словам, нужно «обрубить хвост этой бесконечной проблеме».

         Как сообщил руководитель ФАС Игорь Артемьев, необходимые законопроекты было поручено подготовить еще в 2017 году. Однако возникли сложности с согласованием. Затягивание процесса произошло из-за того, что ряд организаций высказали свое недовольство данными изменениями, в связи с чем пришлось создавать рабочие группы. 30 ноября 2017 года ФАС внесла пакет законопроектов в правительство, а именно поправки в федеральные законы о конкуренции, контрактной системе и закупках. Отдельные поправки были предложены в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Председатель правительства потребовал предоставить все законопроекты в срок до 21 мая, а необходимые поправки со стороны предпринимательского сообщества будут доработаны в Госдуме.

 

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 14.05.19 19:56

         МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР ОППОЗИЦИИ НЕ ИНТЕРЕСЕН

         Последняя возможность снизить барьер к предстоящим осенью выборам закроется 15 мая

 

Иван Родин

 

         В Госдуме 15 мая заканчивается срок подачи поправок к так называемому закону о вахтовиках, то есть избирателях, зарегистрированных по месту пребывания, а не жительства. Им предполагается разрешить голосовать на выборах в своих регионах дистанционно. Данный документ привязан к другому законопроекту, согласно которому в Москве для этих целей создаются специальные участки для приезжих. Однако главное, что закон о вахтовиках – это последняя возможность протащить поправку о снижении муниципального фильтра.

         Об уменьшении данного барьера до 5% власть и оппозиция вроде бы договорились. Однако фракции КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» затянули с представлением соответствующего законопроекта. И никаких отдельных поправок на счет муниципального фильтра они также не представили. По крайней мере в базе Госдумы по состоянию на вечер 14 мая ничего подобного не значилось, хотя отдельные предложения от коммунистов и эсэров там уже размещены. Депутаты от КПРФ, скажем, предлагают сократить объем подписей для регистрации кандидатов с 3 до 1%.

         С последним предупреждением оппозиции об уходящем 15 мая поезде обратился сопредседатель движения «Голос» Аркадий Любарев. Он входит в состав Научно-экспертного совета при председателе ЦИК России Элле Памфиловой и в последнее время работает главным мотором по продвижению процесса либерализации избирательного законодательства. Именно Любарев в апреле публично объявил, что закон о вахтовиках остается последней легальной возможностью частично снять проблему муниципального фильтра, который снижает конкурентность губернаторских выборов.

         Кроме того, Любарев, естественно, лоббирует снятие прежде введенных ужесточений по отношению к наблюдателям. К выборам президента в марте 2018-го запрет на свободное направление наблюдателей был снят, и оппозиция надеялась, что то же самое будет сделано и в отношении всех остальных кампаний – как федеральных, так и региональных. Однако этого до сих пор не произошло – и наблюдателей полагается регистрировать как минимум за три дня до даты выборов. По словам Любарева, «это позволяло фальсификаторам получать информацию, на каких участках не будет наблюдения».

         Что же касается снижения муниципального фильтра, то напомним, что во второй половине апреля Памфилова лично обратилась к властям тех регионов, где 8 сентября должны состояться выборы губернаторов, с просьбой принять меры на своем уровне. Однако, судя по всему, этот призыв нигде воспринят не был. Думская же оппозиция теперь игнорирует, в свою очередь, инициативу Любарева. По крайней мере, как сообщил «НГ» глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев, он не знает о планах коммунистов подавать поправки по фильтру и наблюдателям.

 

КОММЕРСАНТ, 15.05.19

         ЧЛЕНЫ МЕНЯЮТСЯ, ГЛАВЫ ОСТАЮТСЯ

         В Крыму и Севастополе провели ротацию в составе избиркомов

 

Вадим Никифоров

 

         На Крымском полуострове во второй раз после присоединения к РФ сформировали избирательные комиссии. Состав был обновлен — в частности, по квоте заксобрания в севастопольскую комиссию ввели представителей «Боевого братства», близкого к новому главе регионального отделения «Единой России» Дмитрию Саблину. И в Крыму, и в Севастополе комиссиями будут руководить прежние председатели.

         Комиссии формировали в 2014 году, сразу после присоединения полуострова к РФ. За это время они организовывали избрание депутатов Крыма и Севастополя, губернатора города и более 300 муниципальных избирательных кампаний. На этот раз севастопольские депутаты избрали свою половину из 12 членов комиссии 30 апреля.

         Из старого состава по квоте заксобрания назначили только экс-главу аппарата Центризбиркома (ЦИК) Сергея Даниленко, который с мая 2018 года возглавляет комиссию. Среди новых членов избиркома предложенный ЛДПР Валерий Тельзюк, Российской партией пенсионеров за социальную справедливость — Алексей Иванов, представитель организации «Севастопольский вымпел» Алексей Курилов, который был членом севастопольской комиссии по проведению референдума в марте 2014 года, а также выдвиженец «Единой России» Александр Чмыхалов и Ирина Локшина, выдвинутая общероссийской организацией «Боевое братство». Зампредом этой организации является Дмитрий Саблин, с января возглавляющий севастопольское отделение «Единой России». По квоте губернатора Дмитрия Овсянникова 7 мая были назначены трое новых членов избиркома: Михаил Вавилов (представляет совет Гагаринского муниципального образования), Роман Пария («Патриоты России») и Екатерина Пыркова («Справедливая Россия»).

         По словам близких к ЦИКу собеседников "Ъ", председателем комиссии будет переизбран Сергей Даниленко: решение будет принято 17 мая на первом заседании региональной комиссии. В ЦИКе утверждают, что «внутренние конфликты в регионе (между отделением "Единой России" и администрацией города.— "Ъ") не сказались на формировании комиссии, поскольку своих кандидатов предлагают губернатор и заксобрание».

         Первый секретарь севастопольского горкома Василий Пархоменко пояснил "Ъ", что составом избиркома он недоволен: «Порядок формирования избиркомов в РФ мне кажется странным. Их формировать должны представители партий, как основные участники избирательного процесса. А у нас в комиссии всего два-три представителя оппозиционных партий, а остальные — люди, лояльные власти. Как можно быть таким составом довольным»,— возмутился Василий Пархоменко. Лидер севастопольской парторганизации «Родины» Иван Комелов сказал "Ъ", что его партия не предлагала своих представителей в избирком. «Очень надеюсь, что избирком будет в состоянии обеспечить честные и прозрачные выборы в Севастополе, так как субъект находится под пристальным вниманием федеральных структур. И подорвать доверие севастопольцев нечестными выборами было бы недопустимо»,— сказал он.

         В новом составе избиркома Крыма из 14 членов комиссии десять сохранили свои места. По предложению ЦИКа в ее состав был включен один из организаторов референдума о присоединении Крыма к РФ и председатель избиркома первого созыва Михаил Малышев. По информации источника "Ъ", он продолжит работать главой избиркома. Его первое заседание пройдет 20 мая.

 

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 14.05.19 19:57

         САМОУПРАВЛЕНИЯ НА МЕСТАХ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОСТАЛОСЬ

         По итогам муниципальной реформы города и районы возглавили неизбираемые чиновники

 

Екатерина Трифонова

 

         Эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ) оценили итоги последнего этапа реформы местного самоуправления (МСУ), начавшегося в 2014 году. Один из главных – сокращение числа прямых выборов, не только глав районов и округов, но и депутатов. Почти все крупные муниципальные образования попали в зависимость от региональных властей. Это вызывает чувство отчуждения у населения, подрывает основы партийной системы. А цель реформы – привлечение современных менеджеров – не достигнута.

         В КГИ на круглом столе по ситуации в МСУ эксперты констатировали, что реформа 2014-го похоронила муниципалитеты как самостоятельный институт власти.

         Все последние годы сокращается количество мэров, избираемых на прямых выборах, окончательно побеждает модель утверждения главы муниципалитета депутатами по результатам работы конкурсной комиссии. При этом властные полномочия муниципалитетов сокращены до минимума, источников доходов для них практически нет.

         В КГИ ставят под сомнение конституционность такого правового регулирования, отмечая, что оно противоречит и Основному закону страны, и Европейской хартии МСУ. «В Конституции указано, что структуру органов местного самоуправления определяет население. Но пять лет назад произошел резкий крен в ту сторону, что теперь эту структуру определяет государство в лице субъектов РФ, что, по нашему пониманию, вступило в противоречие с конституционными нормами», – пояснил «НГ» профессор Высшей школы госуправления РАНХиГС, президент Европейского клуба экспертов МСУ Эмиль Маркварт.

         Эксперты отметили, что постепенное выдавливание прямых выборов, а значит, и населения из процесса формирования органов МСУ наносит урон не только обществу, но и системе управления в целом. Чтобы этого избежать, нужна политическая конкуренция, то есть необходимо вернуть прямые выборы глав МСУ. По словам Маркварта, сейчас в стране фактически повсеместно эти выборы отменены – по крайней мере на уровне крупных муниципалитетов, то есть районов и городов. «В лучшем случае мы имеем избрание главы из состава депутатов, в худшем – назначенного конкурсной комиссией управляющего», – пояснил эксперт.

         Теперь же еще активно сокращаются и выборы представительных органов: депутатов крупных муниципалитетов не выбирают, а делегируют с уровня поселений. Как подчеркнул Маркварт, это вызывает отторжение у населения, его отношение к местной власти становится «не как к своей, а как к чужой, навязанной сверху». Значит, и ответственны такие руководители не перед людьми, а перед теми, кто их выдвинул, финансирует и может снять с должности.

         На круглом столе в КГИ была представлена соответствующая статистика. На конец 2018 года по законам субъектов РФ должны действовать главы 1,8 тыс. муниципальных районов (МР) и 592 городских округов (ГО). При этом главы 142 МР (8%) и 36 ГО (6%) должны быть избраны на прямых выборах, главы 424 МР (24%) и 107 ГО (18%) – из состава депутатов, главы 696 МР (40%) и 329 ГО (56%) – по результатам конкурса.

         По словам руководителя проектов КГИ Андрея Максимова, эксперты КГИ настаивают на том, что применяемые на местном уровне механизмы формирования власти должны быть разнообразными, а главное – усиливающими эффективность функционирования МСУ. По результатам же исследования корпуса мэров, которое проведено более чем в 109 крупных городах страны, в том числе и во всех региональных центрах, сложилась печальная картина. Максимов напомнил: изначально все изменения в системе МСУ объяснялись необходимостью повысить профессиональный уровень управленцев, добиться прихода на места людей более современных – с деловым подходом, качественным образованием и богатым жизненным опытом.

         Однако в реальности итоги реформы оказались иными: «Качество образования мэров не улучшается, а, наоборот, ухудшается. Сейчас на этой должности меньше людей, имеющих несколько высших образований и ученые степени». Не произошло также и ожидаемой профессионализации управления с точки зрения ориентации на экономический подход. «Экономистов среди мэров, наоборот, становится меньше, количество менеджеров из бизнеса также не выросло. Зато увеличилось число юристов, ведь нынешний мэр – это человек, проходящий во время работы через множество проверок, подписывающий множество бумаг. И в этом кресле юридическая безопасность становится важнее, чем экономический подход», – отметил Максимов.

         Он пояснил, что не произошло и омоложения местной власти, средний возраст мэров по-прежнему примерно в районе 47 лет. Зато, по словам Максимова, наметилась такая любопытная тенденция: «Раньше было примерно в два раза больше тех, кто приходил на эту должность из органов МСУ, то есть специализировался именно на муниципальной деятельности. А теперь практически вдвое выросло количество тех, кто приходит из органов госвласти, прежде всего региональных. Их число уже сравнялось с теми, кто вырос на месте в муниципальной сфере. Зато в полтора раза уменьшилось число тех, кто пришел туда из сферы бизнеса, и более чем в два раза – из депутатского корпуса». То есть наиболее востребованными мэрами становятся региональные чиновники, угодные губернатору.

         Кстати, переход от выборности к назначению способствовал уменьшению срока нахождения глав городов у власти. По подсчетам КГИ, большинство мэров и наполовину не дослуживает до положенного пятилетнего рубежа. При этом досрочные отставки в результате уголовного преследования теперь по частоте идут следом за такой причиной, как повышение по службе в исполнительных органах субъектов РФ.