« Назад

Обзор прессы за 7 февраля 2019 года

ИЗВЕСТИЯ, 06.02.19 20:43

          ПУТИН ПОДПИСАЛ ЗАКОН О ПОСТАНОВКЕ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ ПО МЕСТУ ПРОЖИВАНИЯ

 

          Президент России Владимир Путин подписал закон, обязывающий граждан вставать на воинский учет по месту фактического проживания. Документ опубликован в среду, 6 февраля, на портале правовой информации.

          Авторами инициативы стала группа членов Совета Федерации во главе с сенатором Виктором Озеровым. 22 января Госдума приняла документ в третьем, окончательном чтении. 30 января он был одобрен членами Совфеда.

          Как отмечается на сайте Госдумы, на сегодняшний день большое число призывников обучаются в Москве и Санкт-Петербурге. При этом они далеко не всегда могут получить в этих городах регистрацию, в результате чего их не ставят на воинский учет.

          «Принятым законом на граждан, не имеющих регистрации по месту жительства или месту пребывания, возлагается обязанность вставать на воинский учет по месту их фактического проживания», — говорилось в пояснительной записке к документу.

          Ранее в январе было предложено увеличить административный штраф за неявку призывников и утрату военного билета. Об этом говорилось в законопроекте, внесенном в Госдуму законодательным собранием Еврейской автономной области в среду, 9 января.

 

ВЕДОМОСТИ, 07.02.19

          СЕНАТОРЫ ПРЕДЛОЖИЛИ ВВЕСТИ КОНСУЛЬСКИЙ СБОР ЗА ЭЛЕКТРОННЫЕ ВИЗЫ В РОССИЮ

 

          Расширение практики применения электронных виз для въезжающих в Россию иностранных туристов может потребовать введения консульского сбора. Об этом говорится в предложениях комитета Совета Федерации по международным делам в адрес МИДа, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на текст рекомендаций, подготовленных куратором туризма, сенатором Игорем Фоминым.

          Сейчас оформление электронных виз в Россию бесплатно, но въезжать по ним можно только в регионы Дальнего Востока без права выезда за их пределы, и только гражданам 18 стран. По подсчетам сенаторов, из тех, кто воспользовался электронными визами, 75% — граждане Китая, 20% — Японии. С 1 июля 2019 г. туристы смогут въезжать по электронным визам в Калининградскую область.

          Расширение практики применения электронных виз накануне на форуме «Деловой России» поддержал президент Владимир Путин. Он подчеркнул, что надо снимать «всякие формальности, в том числе и визового характера».

          Сенаторы рекомендуют снять въездные ограничения по регионам и расширить список стран, чьи туристы могут получать электронные визы. Консульский сбор предлагается взимать из-за высокой доли невостребованных виз – 27%. Также туристы часто предоставляют ложные сведения и фотографии, что накапливает в автоматизированных системах учета МИДа, МВД и ФСБ недостоверную информацию и затрудняет работу.

          Размер сбора мог бы быть таким же, как для обычных виз. Он установлен межправительственными соглашениями, говорит Фомин. Так, для граждан Китая он варьируется от 345 до 1520 юаней (3360–14 770 руб.) в зависимости от типа и срока оформления.

          Инициативу более широкого использования электронных виз поддерживают в Минэкономики. Накануне министр Максим Орешкин обещал «продавливать историю с электронными визами, с упрощением процедур». В министерстве полагают, что упрощение визового режима может увеличить на 20–30% поступления в бюджет от турбизнеса, которые оцениваются в $10 млрд в год.

 

ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА, 07.02.19

          МОЙ РАЙОН: БОЛЬШАЯ РАБОТА НА БЛАГО ГОРОДА

 

          Городские власти 7 февраля реализуют масштабную программу благоустройства «Мой район». Эксперты рассказали корреспондентам «ВМ», как повлияет на развитие мегаполиса в целом программа благоустройства районов, улучшит ли экологию в Москве, поможет ли столичным предпринимателям и можно ли избежать сегрегации спальных районов столицы.

          Глобальное решение местных проблем

          Степан Орлов, председатель Комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике:

          — Программа «Мой район» — это не программа благоустройства, это комплексная программа развития района, и в этом ее уникальность. Конечно, благоустройство и комфортная среда играют огромную роль. Но, помимо этого, программа подразумевает ремонт, реконструкцию или строительство учреждений социальной сферы, спортивной и транспортной инфраструктуры.

          «Мой район» объединяет в себе комплексный и адресный подходы. Что нужно району? Где-то не хватает учреждений культуры, где-то — спортивных объектов, где-то есть проблемы с зелеными насаждениями. Эта программа — сумма всех городских программ. И формируется она не только на основании информации департаментов, управ и префектур, но и на основе пожеланий жителей, высказанных в том числе на встречах с мэром — а мэр в прошлом году объехал большую часть районов столицы. Это анализ писем, которые приходят в мэрию, Мосгордуму, муниципальные органы власти, анализ дискуссий в социальных сетях. Конкретные проблемы и вопросы систематизируются и укладываются в рамках общей программы развития района, которая в свою очередь вписывается в общегородские программы.

          Программа «Мой район» учитывает и опыт программы «Моя улица», которая дала очень хорошие результаты. Появился московский стандарт благоустройства, комфорта, удобства городской среды. Это подтверждают отзывы иностранных туристов, которые побывали в Москве во время чемпионата мира по футболу в прошлом году. Они говорят, что Москва во многом опередила самые комфортабельные и красивые мегаполисы мира. Таким образом, программа «Мой район» — это приведение в порядок всего города, чтобы каждый район мог предоставить весь комплекс услуг во всех сферах по единому стандарту качества, чтобы качество этих услуг в Орехове-Борисове был не хуже, чем на Арбате или на Пресне.

          Еще один важный аспект — это историческая идентичность каждого района. Мы живем не в пустом пространстве, и Москва построена не вчера и не позавчера. Любой район, даже спальный, имеет свою историю: это живущие или жившие рядом с нами герои войны, это проходившие по территории района оборонительные сооружения, это старинные храмы и усадьбы.

          «Мой район» — программа локального патриотизма. Я москвич, и горжусь этим. Но я еще и житель Орехова-Борисова, и я горжусь тем, что живу в своем любимом районе, вижу, как он становится краше и комфортнее. Чистый подъезд и благоустроенный двор — это тоже предметы для гордости.

          Программа «Мой район» — сама по себе новый и очень ответственный вызов. Городские власти поставили высокую планку в вопросах благоустройства, безопасности, удобства и красоты городских территорий. Теперь эту планку предстоит удержать. Те технологии, которые были отработаны в центре города, теперь нужно применить на всю Москву.

          Бизнес получит новые возможности

          Станислав Супрунов, председатель Комитета по городскому хозяйству и экономической политике московского отделения «ОПОРЫ РОССИИ»:

          — Благоустройство районов города, расположенных на периферии, в целом очень положительно влияет на развитие бизнеса в столице. В этом плане стоит отметить положительное влияние городской программы «Мой район».

          В связи с тем что появление новых общественных пространств, таких как городские и народные парки, всевозможные культурные центры, а также обновление существующих улиц и площадей, привлекает все больше жителей на эти территории. Гости с прилегающих районов также стремятся сюда. Из этого можно совершенно точно сделать логичный вывод — бизнес, как малый, так и средний, будет стараться развиваться именно на таких территориях.

          Предприниматели для получения еще большей выгоды не оставляют без внимания такую тенденцию. Малый бизнес замечает, что в этих условиях работать гораздо выгоднее. Если предприниматели осуществляют свою деятельность именно около таких общественных пространств, то в значительной степени увеличивается выручка. Иными словами: в местах большого скопления людей можно более успешно вести дела. А если дела идут успешно, то можно подумать и о расширении бизнеса. Соответственно, будут появляться и новые рабочие места.

           В свою очередь город во всем этом процессе также получает выгоду. Инвестиции в процессы благоустройства потом возвращаются в бюджет в еще большем объеме. Это происходит таким образом: выручка бизнеса на таких территориях растет, а соответственно, растут и отчисления в городской бюджет. Он пополняется с помощью налоговых сборов, которые предприниматели выплачивают нашему государству.

          Есть, конечно, и вторая сторона медали. Нужно помнить, что в таких условиях увеличивается и кадастровая стоимость недвижимого имущества в этих районах. Растут налог на имущество и цены на аренду помещений для ведения бизнеса пропорционально. Однако я считаю, что это также позитивно и правильно сказывается на всех сторонах, участвующих в этом процессе. Учитывая, что в первую очередь программа направлена на то, чтобы создать комфортную среду для жителей районов, такая городская среда становится хорошим местом для инвестиции.

          В итоге в периферийных районах получается в целом заполнить все существующие пробелы и предоставить возможность горожанам гулять, отдыхать, заниматься спортом в своем районе, а не ездить через весь город в центр. Концентрация населения смещается именно в районы проживания, позволяя развиваться различным сферам услуг в шаговой доступности. Отрицательных сторон у такого процесса лично я найти не могу. Также нельзя и сказать, что мы будем заперты в своих районах. Мы каждый день перемещаемся на работу. Многие жители столицы не всегда занимаются профессиональной деятельностью только в своем районе.

          Нужен открытый и честный диалог

          Вера Захарова, кандидат социологических наук, доцент РАНХиГС:

          — Москва сейчас развивается огромными темпами. Это, конечно, влияет на разные сферы жизни горожан. Ведется масштабное строительство жилых домов, обязательным условием для каждого объекта является развитие социальной инфраструктуры рядом с новым домом — детские сады, школы, поликлиники, магазины, транспортная доступность, парки, скверы. Особенно активно развивается Новая Москва, которая была присоединена к территории столицы несколько лет назад. Тем не менее есть и проблемы, которые требуют решения.

          Стоит учесть, что у каждого округа, района столицы есть свои особенности. Где-то больше лесопарковых зон, где-то их, наоборот, критически не хватает. Где-то много магазинов в шаговой доступности, а где-то нужно идти к метро, чтобы купить продукты. Программа «Мой район», которая создана по инициативе мэра Москвы, — это возможность комплексного развития города, но с индивидуальным подходом. При этом стоит отметить, что при реализации этой программы необходимо сделать все возможное, чтобы избежать сегрегации.

          Для этого, на мой взгляд, очень важна открытость и активность самих жителей, различных общественных объединений — если они будут говорить госслужащим о проблемах района, то будет больше вероятности, что эти проблемы решатся. Уже сейчас люди вовлечены в вопросы городского управления, участвуют с большим удовольствием, так что я не думаю, что в этом плане будут какие-то проблемы. Второй момент — честность самих госслужащих. Те же муниципальные депутаты, управы — они должны доносить те вопросы горожан, которые к ним поступают, до тех, кто находится на верхушке власти. Иначе как там узнают о нуждах района? Когда же все пожелания будут собраны, мне кажется, вполне логично было бы взглянуть на Москву в целом. Это поможет понять, где какие запросы, чего не хватает, а чего в избытке. Таким образом, будет возможность как раз таки избежать сегрегации районов и предоставить всем жителям столицы максимально равные возможности для комфортного проживания в городе. Независимо от их социального статуса, материального положения и, конечно, района проживания. Безусловно, это будет непростая работа, но она необходима.

          Дворы будут уютнее, а воздух — чище

          Антон Ястребцев, директор лаборатории «Экология жизненного пространства»:

          — Как программа «Мой район» скажется на экологии столицы? Мне кажется, положительно. Хотя уже сейчас на разных форумах встречаются горожане, которые недовольны: «Ох, уж эти урбанисты! Сейчас они возьмут парк, сделают там дорожки, придут толпы людей и все вытопчут!» Я все-таки придерживаюсь немного другого мнения. Почему? Ну хотя бы потому, что цивилизованные дорожки как раз и нужны в парках для того, чтобы люди не портили ту самую природу, о которой мы говорим. Это как зона с мангалами. Если раньше желающие пожарить на костре шашлык забирались вглубь леса, чтобы спрятаться от полицейских, то сейчас в парках есть специальные площадки, где это можно сделать легально.

          Из того, что известно сейчас, программа «Мой район» предполагает развитие общественных пространств, создание дополнительных зон отдыха. Почему это здорово? Потому что поможет разгрузить крупные парки. Я, например, живу в районе Динамо, и у нас все массово идут гулять в Петровский парк. А больше, по сути, и некуда. Так что, уверен, никто не будет против, если рядом появится еще один парк или сквер. На самом деле вложение в инфраструктуру, как сейчас модно говорить, — это вклад в будущее.

          Простой пример — площадь Белорусского вокзала. Лет десять назад там была постоянная пробка, бесконечное строительство, пыль, грязь, палатки... Сейчас же — по сути, по той же программе развития городской среды — там навели порядок: запустили трамвай, поставили лавочки, посадили деревья. В результате в Москве появилось современное общественное пространство, где люди гуляют, общаются. Я сам летними вечерами нередко бывал там, встречал мам с колясками, пенсионеров, читающих газеты, и молодежь.

          Причем ребята были не с пивом и сигаретами, а со скейтбордами и на роликовых коньках. Разве плохо, если подобные точки притяжения появятся в каждом микрорайоне? Жителям не придется тратить кучу времени, чтобы добраться до приличного парка. Кроме того, когда рядом появится приятное место для прогулок, они будут охотнее выходить из дома на улицу, а значит, больше времени проводить на свежем воздухе, что благоприятно скажется на их здоровье.

          Есть еще и такой положительный момент. Как отмечают градостроители, в современных городах, которые появились в 1950–1960-х годах, люди не могут визуально разделить территорию условно на свою и ничью. Например, пространства между домами, по их мнению, пустуют, даже если там растут деревья, поэтому туда можно ставить машины или сбрасывать мусор. И в этом плане программа комплексного благоустройства «Мой район» — как раз про бережное отношение к окружающей среде.

          Проще говоря, если общественное пространство, включая дворовую территорию, будет четко организовано — вот здесь сквер, здесь лавочки стоят, а здесь парковка, — то никто не будет вытаптывать на клумбах декоративный газон и подпирать деревья машинами. И это в свою очередь благотворно скажется на экологии города в целом. В зеленых районах, как правило, меньше пыли. К слову, в ее составе могут быть тяжелые металлы и другие довольно неприятные и опасные для здоровья людей вещества, включая канцерогены. Поэтому если земля будет прикрыта травой, а там, где нужно, плиткой или асфальтом, то пылевое загрязнение атмосферного воздуха существенно снизится, что для Москвы весьма актуально.

          Город станет полицентричным

          Рубен Аракелян, руководитель архитектурного бюро:

          — Реализация городской программы «Мой район» поможет Москве в снижении доли маятниковой миграции, когда население регулярно передвигается из одного района в другой, чтобы попасть на работу или учебу. Москва исторически развивалась как моноцентричный город, в котором был один-единственный центр. В нем фактически была сконцентрирована вся полноценная инфраструктура, то есть рабочие места, культурные объекты, места для досуга и развлечений. До определенного периода периферия города пустовала, поэтому все ездили в центр.

          Сейчас программа «Мой район», которая начинает реализовываться в Москве, сделает город полицентричным, у людей из отдаленных от центра районов появятся какие-то локальные места для отдыха и работы. Сейчас в районах появляются новые культурные центры, строятся детские сады, школы и поликлиники, что гарантирует новые рабочие места, способные удовлетворить потребности местных жителей. Естественно, это снизит миграцию из периферии в центр. Не стоит забывать и про программу по реконструкции старых советских кинотеатров, которые превращают в современные культурные центры, точки притяжения жителей.

          Все это максимально разгрузит центральные районы города от большого количества людей. Я уверен, что это правильно, потому что город доложен развиваться гармонично и равномерно, в то время как сейчас в Москве наблюдается дисбаланс. Периферийные районы не просто так называют «спальными», днем жизнь в них практически останавливается, экономика города не работает в этих местах. А для нее равномерность и дифференциация в качестве среды принципиально важны. Конечно, это небыстрый процесс, как в плане реализации самого каркаса города, создания инфраструктурных элементов, благоустройства дизайна, так и в плане ментальном.

          Потому что жителям на первых порах будет сложно перестроиться. Наверняка мы столкнемся с неким недоверием, скепсисом в отношении к этой программе. Уверен, что быстрее всего достоинства программы поймут представители малого бизнеса, потому что она удовлетворит все их потребности. Дело в том, что в районах, удаленных от центра, гораздо дешевле аренда недвижимости, а реконструкция тех же кинотеатров увеличит количество доступных для аренды площадок. Многие оценят возможность строить свой небольшой бизнес рядом с домом.

          Немаловажно то, что районы получат также и необходимую социальную инфраструктуру, если сейчас все развлекательные функции сосредоточены в центре, а на периферии в этом плане зияют бреши, то в скором времени эти бреши заполнятся. Людям просто будет меньше смысла уезжать куда-то еще, если у них в шаговой доступности будут благоустроенные красивые парки, рестораны и кафе, разнообразные магазины, культурные центры.

          Отмечу, что все эти факторы повлияют и на транспортную ситуацию в столице. Логично, что если человеку не нужно ехать на место работы в центр, который традиционно очень загружен, то заторов на дорогах там станет меньше. Это естественное последствие той самой полицентричности, равномерного распределения рабочих мест, мест отдыха и развлечений. Опять же, уменьшению количества машин на столичных улицах поспособствует общественный транспорт, который в последнее время активно развивается во всех районах города.

 

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 06.02.19 20:15

          ВЛАСТЬ ТЕСТИРУЕТ НОВЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРОВ В ГОСДУМУ-2021

          Региональные кампании должны показать потенциал "Единой России" в одномандатных округах

 

Дарья Гармоненко        

 

          Увеличение количества депутатов-одномандатников и сокращение числа «списочников» в заксобраниях регионов стало устойчивой тенденцией. Переформатированием выборных правил заняты те субъекты РФ, которым в этом году предстоит участие в едином дне голосования. Но оппозиция не исключает, что по результатам этого эксперимента Кремль может дать команду или распространить на выборы Госдумы-2021 эту «неравномерно смешанную» систему, или вообще отменить партсписки. Эксперты отметили, что если низкие рейтинги власти и рост протестных настроений в обществе продолжатся, то это будет политически наиболее приемлемым вариантом сохранения «Единой России» в роли правящей партии.

          Идея отдать приоритет мажоритарному принципу формирования региональных парламентов охватывает все больше субъектов РФ, в которых в этом году предстоят выборы в заксобрания. Одни из последних новостей на этот счет поступили из Республики Марий Эл. Там большинство Госсовета, представляющее «Единую Россию», приступило к обсуждению закона о «неравномерно смешанной» избирательной системе.

          Напомним, что федеральный закон позволяет увеличивать пропорцию депутатов, избираемых по одномандатным округам, до 75% численного состава. Депутатам, которые идут по спискам партий, таким образом остается только 25% мест. Марийские единороссы считают, что прежнее соотношение – 50 на 50 – уже не соответствует современным реалиям. Под этим, понятное дело, имеется в виду, что народные избранники должны быть ближе к своему суверену, который непосредственно и направляет их на работу в парламент, снабжая наказами и связывая обязательствами.

          Как известно, соответствующие поправки в последние дни принимаются в Тульской и Волгоградской областях, в скором времени запланировано начало их обсуждения и в Хабаровском крае. И везде на местном уровне упорно циркулируют слухи, что такие инициативы спущены из федерального Центра. Якобы все это нужно для того, чтобы попытаться сохранить доминирующие позиции ЕР в региональной власти.

          Однако вот в Еврейской автономной области (ЕАО) в этом году возникла аналогичная проблема для муниципального уровня управления. Однако и в этом случае Заксобрание ЕАО пошло по проторенной другими дорожке. Здешние единороссы вдруг вспомнили, что уже почти во всех субъектах РФ отменена пропорциональная система выборов местной власти, а у них она – пусть и в половинчатом виде – отчего-то еще существует. Так что в первом чтении быстро принят современно выглядящий закон о том, что все депутаты избираются по одномандатным округам.

          При этом возникает вопрос о последствиях предпринимаемого сейчас электорального эксперимента. Допустим, ЕР, несмотря на свой падающий рейтинг, все-таки сможет неплохо выступить в ходе предстоящего единого дня голосования. Как представляется, вполне можно допустить, что тот же Кремль, который подталкивал регионы к законодательным изменениям, решит осуществить аналогичные и на федеральном уровне. Тем более что до выборов в Госдуму, которые пройдут в сентябре 2021 года, на все это вполне хватает времени.

          «НГ» обратилась за разъяснениями к парламентским оппозиционным фракциям и ожидаемо услышала от них мнение о возможности такого варианта развития событий. Например, первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов («Справедливая Россия») пояснил, что тенденция, похоже, действительно наблюдается. «Выборы по одномандатным округам выгодны для партии власти, так легче провести депутатов, чем по партсписку. И в критической ситуации система одномандатных округов распространится и на другие регионы. А если тенденция не изменится для ЕР, то такую систему выборов могут распространить и на Госдуму, чтобы сохранить ее лояльный состав», – заявил депутат ГД. В этом он видит черты имитационной демократии, подчеркивая, что для страны, наоборот, была бы полезна конкуренция партийных идей и программ.

          Емельянов предположил, что в случае возможного изменения законодательства о выборах в Госдуму власть объяснит это тем, что одномандатники ближе к избирателям. При этом, по его словам, пропорциональная система создает сильные партии, которые жестче контролируют исполнительную власть, ограничивают возможность ее узурпации. «В критической же для власти ситуации одномандатникам могут отдать и 100% мест в Госдуме, чтобы, несмотря на настроения в обществе, провести нужных кандидатов, которым будет легче использовать административный ресурс. Руководство страны может и на это пойти, Конституция это позволяет», – заявил депутат.

          Замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов напомнил «НГ», что его партия вообще выступает против одномандатных округов, ее позиция в том, что система выборов должна быть пропорциональной. «Регионы это делают на фоне падения рейтинга ЕР. Партия власти боится, что региональные заксобрания перестанут быть ей подконтрольны. И эта тенденция продолжится дальше», – пояснил он. Однако Нилов сомневается, что подобные правила могут распространиться и на думские выборы. «По информации, которую я получил, предпосылок к этому пока нет. Такое изменение дестабилизировало бы политический процесс, создало бы опасные последствия для ситуации в стране», – заявил он.

          Депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин считает, что «ЕР жульничает с выборным законодательством, поскольку партия растеряла свой авторитет после пенсионной реформы и других законов». Коммунист подчеркнул, что не удивится, если региональный опыт распространят и на федеральный уровень, поскольку, по его мнению, это единственный для власти шанс удержать контроль над выборной системой. «Поэтому они могут сделать все что угодно: и 70% одномандатников на 30% мест по партспискам, и 80% на 20% или вовсе организовать выборы по одномандатным округам на 100%», – заявил Рашкин.

          Политолог Андрей Колядин пояснил, что в регионах ситуация понятна: «Проигрыш партии власти на территориях и падение рейтинга не дают надежды на то количество мест, которое они привыкли получать в заксобраниях по спискам. Поэтому они спешно меняют систему на мажоритарную, чтобы выдвигать сильных кандидатов на округа». Однако эксперт сомневается, что выборные новации в регионах – это некий эксперимент к федеральным выборам. При этом он, конечно, не исключает перевод Госдумы на одномандатные округа: «Если рейтинг партии власти будет продолжать обваливаться, а коммунисты будут набирать стремительно и мощно, то такой вариант возможен». Колядин отметил, что в случае перехода на полностью одномандатную систему выборов власть заявит, что это сделано по многочисленным просьбам трудящихся.

          Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов заявил «НГ», что тенденция будет продолжена и дальше, поскольку рейтинг ЕР упал и спасти его сложно. «Партия спрячется за одномандатниками, формально никак с ней не связанными. Власти вообще проще поменять законодательство, чем потерять большинство в заксобраниях», – пояснил он. А для одномандатных выборов у оппозиции не хватает ресурсов и людей, ей труднее бороться с админресурсом. «По Госдуме же решение еще не принято, здесь менять законодательство сложнее, так как будет больший резонанс в обществе. Но если рейтинг ЕР будет низкий совсем, продолжится падение и рейтинга президента, то законодательные изменения могут произойти и на федеральном уровне», – заявил Миронов. По мнению эксперта, альтернативой перехода к мажоритарной системе было бы возрождение партийных блоков, но власть на это идти не хочет.

 

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 06.02.19 20:12

          "ЯБЛОКО" ВЗЯЛОСЬ ЗА НАВАЛЬНОГО

          Расследования оппозиционера в партии назвали ангажированными

 

Иван Родин

 

          К информационной кампании против Алексея Навального, похоже, решило подключиться «Яблоко». В партийном Центре антикоррупционной политики (ЦАП) считают, что бороться нужно не с отдельными лицами, а с системой в целом. Навального там раскритиковали за то, что он предпочитает красивые картинки достоверным фактам и вообще слишком ангажирован. На сайте «Яблока» опубликовано интервью директора ЦАПа Алексея Карнаухова, занимающего этот пост с декабря 2018 года. Партия гордится тем, что только у нее есть структурное подразделение по борьбе с коррупцией. Именно оно выявило госзакупки на сумму более 1 млрд руб., которые Федеральная антимонопольная служба признала картельными сговорами. Планируется создавать филиалы ЦАПа в регионах и обучать волонтеров.

          Вызывает сомнение лишь момент появления этой публикации, один из центральных тезисов которой – это противопоставление правильных и неправильных методов антикоррупционной деятельности. Напомним, что сейчас Навальный находится под серьезным информационным давлением из-за его то ли реального, то ли фейкового контакта в Петербурге с бизнесменом Евгением Пригожиным. Лейтмотивом медийной атаки является утверждение, что оппозиционер теперь якобы наглядно показал свою неразборчивость в связях и готовность работать с любыми заказчиками.

          Карнаухов, по сути дела, эксплуатирует ту же тему. Однако он говорит об ангажированности Навального в ходе не только тех или иных политических кампаний, но и антикоррупционных расследований. «В отличие от ФБК мы не предъявляем обвинения без веских оснований. И второй момент, который отличает нас еще больше, – мы работаем не на поиск коррупционеров, мы работаем на то, чтобы изменить систему», – заявил яблочник.

          По его мнению, ангажированность расследований Навального особо сильно проявилась уже с 2014 года. Примерно в это же время стало заметно, что реальные факты часто подменяются «красивыми картинками». Яблочный ЦАП уверяет, что его работа основана на непредвзято оцениваемых фактах и изучении открытых источников, а не на сливах и инсайдах.

          Стоит отметить, что таким образом «Яблоко», похоже, решило противостоять Навальному на всех фронтах. Как известно, в Петербурге тот предложил объединить усилия в организации против «Единой России» пресловутого «умного голосования» – системы горизонтальной связи протестно настроенных избирателей, готовых поддержать любого оппозиционного кандидата. Наиболее холодно к этой инициативе отнеслось как раз «Яблоко», заявляющее, что выдвиженцы партии не нуждаются в чужой помощи, а главное – в постороннем руководстве. И вот теперь «Яблоко» пытается отнять у Навального уже и лавры главного борца с коррупцией.

 

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА, 06.02.19 19:38

          ОППОЗИЦИОННАЯ ЯРМАРКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

          Кац, Гудков и Навальный предлагают избирателям не себя, а свои рецепты успеха

 

          Алексей Навальный хочет помочь жителям Санкт-Петербурга «избрать нормальных депутатов» и готов сотрудничать с оппозиционными партиями и движениями в Северной столице. В сентябре петербуржцы будут, помимо губернатора, выбирать 1575 местных депутатов. Навальный и его сторонники обещали поддержку 1570 кандидатам, помощь с регистрацией и голосами.

          Жителям города Навальный предложит «умное голосование». Суть этой технологии – в организации голосования протестного электората за самого сильного и перспективного альтернативного власти кандидата. Это может быть коммунист, яблочник, представитель «Объединенных демократов» или «Справедливой России». «Умное голосование» – технология, уже опробованная Навальным и его командой на региональных выборах осенью 2018 года.

          В Петербурге, куда со своими предложениями приходит основатель Фонда борьбы с коррупцией, уже действуют по меньшей мере два оппозиционных проекта. Первый – это «Объединенные демократы» Дмитрия Гудкова и Андрея Пивоварова. Второй – это «Яблоко» и Максим Кац. В 2017 году Кац и Гудков работали в связке. Они запустили проект «Объединенные демократы» в Москве, где в условиях низкой явки на выборах в местные советы сумели добиться локальных успехов, давая гражданам четкие рекомендации, за кого голосовать.

          Сейчас Кац и Гудков участвуют в муниципальных выборах в Петербурге порознь, никто из них не выдвигается сам, но каждый предлагает оппозиционерам объединиться под своим зонтиком. Немного иначе действует Навальный. Он не предлагает оппозиционерам свой партийный зонтик – его попросту у Навального нет. Он заявляет, что готов поддержать любых конкурентов власти, системных или несистемных. Цель Навального – провести в муниципальные советы как можно больше альтернативных депутатов и добиться второго тура губернаторских выборов.

          Можно сказать, что не только для власти, но и для оппозиции в России наступила новая реальность. Борьба за публичное лидерство постепенно уходит в прошлое. Новых ярких трибунов не появляется. Вместо этого самые перспективные политики становятся политическими технологами. Их участие в выборах – это ярмарка политтехнологий. Они соревнуются друг с другом за то, чтобы продать свой товар оппозиционному сегменту.

          Этим можно объяснить, например, то, что Максим Кац, молодой политик, выбившийся наверх благодаря урбанистической повестке, держится за партию «Яблоко», не создает свою структуру. Власть – это не только выход на первый – публичный – план, но и влияние, которого можно добиться, демонстрируя свои конкурентные политтехнологические преимущества. «Яблоко» для Каца – беспроигрышная ситуация. Если ребрендинг партии удастся, он на этом выиграет. Если не удастся, он лично потеряет немногое и просто пойдет дальше.

          Каца ограничивает то, что, представляя «Яблоко», он вынужден продавать свой продукт политикам с конкретной политической ориентацией. Навальный, в свою очередь, ориентируется на широкий круг покупателей. Он готов технологически помочь КПРФ, ЛДПР, крайним левакам и националистам, если их победа поможет расшатать систему.

          Призывы к оппозиции объединиться перед любой избирательной кампанией звучат, словно мантра. Повторяют эту мантру и сейчас. Однако модус существования оппозиции меняется. Она уже объединена – и опытом неудач, и памятью о локальных успехах, и желанием вспомнить или заново открыть такой рецепт, который принесет удачу. Кац и Гудков в 2017 году в Москве смогли провести в местные советы 267 депутатов. Навальный в 2011 году организовал кампанию «Голосуй за любую партию кроме «Единой России», успех которой дал старт белоленточному движению. Сейчас эти политики не предлагают выбрать их самих. Они предлагают «купить» у них правильную технологию.

 

ВЕДОМОСТИ, 06.02.19 11:01

          ДЕПУТАТЫ ОТ ОППОЗИЦИИ ПОДАЛИ В СУД НА ВЛАСТИ МОСКВЫ ИЗ-ЗА РЕАГЕНТОВ

          Власти должны прекратить использовать вредные вещества на улицах, настаивают истцы

 

Елена Мухаметшина,  Анастасия Корня

 

          Московские муниципальные депутаты Илья Яшин, Константин Янкаускас и Юлия Галямина подали в Тверской суд иск к департаменту ЖКХ Москвы. Они требуют исключить использование на территории столицы химических противогололедных реагентов как нарушающее нормы Конституции, а также законодательства об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

          В своем иске депутаты ссылаются на исследование профессоров МГУ Владимира Королева и Вячеслава Соколова, а также кандидата геолого-минералогических наук Евгения Самарина «Оценка эколого-геологических последствий применения противогололедных реагентов в городе Москве», опубликованное в журнале «Инженерная геология» 1 марта 2009 г. В исследовании утверждается, что применяемые в Москве реагенты могут вызвать раздражение кожи и дыхательных путей у человека и животных, приводят к деградации почвенной экосистемы, а изменение состава, структуры и свойств грунтов ведет к активизации негативных инженерно-геологических процессов, что чревато разрушением подземных и надземных коммуникаций. Кроме того, реагенты наносят непоправимый вред одежде и обуви.

          Заявители напоминают, что по Конституции каждый гражданин России имеет право на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

           «Мы считаем, что используемые в Москве химические реагенты, в состав которых входят соли муравьиной кислоты, наносят вред экологии города и здоровью жителей. Наша позиция основана на работе ученых МГУ, которые подробно исследовали этот вопрос», – пояснил Илья Яшин «Ведомостям». Он напомнил, что вред данных реагентов еще в 2014 г. признавал и мэр Москвы Сергей Собянин, «однако с тех пор ничего не изменилось». По словам Яшина, в декабре совет депутатов Красносельского района Москвы, который он возглавляет, направил в департамент ЖКХ предложение прекратить использование реагентов в Красносельском районе и заменить их на гранитный щебень: «Ответ был получен отрицательный, да еще и с издевательской формулировкой «спасибо за проявленный интерес к теме».

          «Ведомости» направили запрос в пресс-службу департамента ЖКХ Москвы.

          Столичный департамент по конкурентной политике проводил пять конкурсов на поставку различных противогололедных реагентов, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на сайт госзакупок. Всего было выделено около 6 млрд руб. По условиям одного из контрактов, Москва покупает 89 000 т твердого противогололедного реагента на основе композиции хлористого кальция с другими хлоридами (натрия и калия) и формиатом натрия. Для уборки дворовых территорий и межквартальных проездов города поставка была 35 000 т твердого комбинированного противогололедного реагента на основе композиции мраморного щебня, соли муравьиной кислоты и хлорида натрия (пищевая соль). Начальная цена контракта – почти 830 млн руб.

          Проблему нужно разделить на две части, говорит кандидат химических наук Юрий Орлов: «Что касается дорог, то никаких альтернатив реагентам нет. Если мы хотим, чтобы они были чистые, а именно такие требования выдвигаются, то при существующей интенсивности транспорта и загруженности магистралей никаких альтернатив нет. Проблема в том, что реагенты нужно использовать правильно: дороги не нужно пересаливать, именно из-за этого возникает грязь, жижа, чего быть не должно». Современная техника позволяет дозировать количество реагента, есть относительно правильно прописанная технология, отмечает эксперт: «Однако на практике ее сложно реализовать. Но объемы применения противогололедных реагентов нужно уменьшать в разы, хотя у нас все делается наоборот».

          Вторая часть проблемы – использование реагентов в пешеходных зонах и междворовых пространствах, добавляет Орлов: «Их тоже пересаливают. Но на этих пространствах реагенты нужно применять в исключительных случаях, а уборка должна проходить механическим способом, нужно использовать щебень или песок, как было в 1980–1990-е гг.».

 

ТАСС, 06.02.19 22:56

          ЛУКАШЕВИЧ: РОССИЙСКИЕ НАБЛЮДАТЕЛИ МОГУТ НЕ ПОЛУЧИТЬ АККРЕДИТАЦИЮ НА ВЫБОРЫ НА УКРАИНЕ

 

          Постпред РФ при ОБСЕ добавил, что российская сторона пытается убедить организацию в неправомерности позиции Киева

          Постоянный представитель России при ОБСЕ Александр Лукашевич не исключил варианта развития событий, при котором российские представители не получат аккредитацию для участия в наблюдении за президентскими выборами на Украине.

          "Вопрос сложный: поедем или не поедем. Понятно, что нельзя исключать варианты и, скорее всего, к этому и будет клонить украинская власть: о том, чтобы не давать аккредитацию, даже несмотря на международный статус российских представителей", - сказал дипломат в среду в эфире телеканала "Россия-1".

          Он также отметил, что российская сторона пытается убедить ОБСЕ в неправомерности позиции Киева. "Настраиваем БДИПЧ и институты ОБСЕ. В общем, кое-что получается в этом смысле. Во всяком случае, публичные сигналы о том, что так вести себя нельзя, идут, и мы надеемся, что как-то повлияют в окончательном варианте на позицию", - отметил Лукашевич.

          Ранее представители украинской власти и сам президент страны Петр Порошенко заявляли, что намерены запретить въезд в страну российским наблюдателям в составе миссии организации. Спикер Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Томас Райнер сообщил, что БДПИЧ получило предложение от стран - участниц ОБСЕ о 92 кандидатах в наблюдатели за очередными президентскими выборами на Украине, два из которых - представители России. По словам Райнера, этот список направлен в МИД Украины.